Конспект НОД по познавательному развитию "Пробуждение весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козлова Светлана Владимировна

Конспект построен в соответствии с ФГОС; способствует формированию представлений детей о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probuzhdenie_vesny.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 25»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Выполнила:

воспитатель 1 кв.кат.

Козлова С.В.

г. Арзамас 2016 г.

Цель: формирование представлений детей о весне.

Задачи:

1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды;  способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач;  содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.

3) Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Методические приемы: этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Опиши весну»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А.Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Мишка»; художественное творчество (рисование цветными карандашами) – «Листья на деревьях».

Средства: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна»,  звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей),  цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).

Предварительная работа:

- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»;  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна».

- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход образовательной деятельности

- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей)

- Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей)

- Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться  в путешествие.

- Итак, сегодня мы совершим путешествие и отправимся в гости. А к кому вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

- Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне.

- Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня старичок-лесовичок прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята. Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю».

- Ребята, на чем мы отправимся в лес? (ответы детей)

- Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и слушают музыку).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна» (1 минута).

- Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

                                       (Алексей Плещеев)

- Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей)

- А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей)

- Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей).

- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

- Сейчас у нас конец марта. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду (ответы детей)

- Вот мы и прилетели в весенний лес.

- Как же мы с вами сможем помочь весне? Что нужно, что бы снег начал таять? (разбудим солнышко). Давайте разбудим солнышко, а помогут нам в этом, угадайте кто?

Звучат звуки капели.

Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.

Что это? (сосульки)

- Правильно, сосульки

Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.

- Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она).

- Ребята, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

-  А теперь посмотрите на сосульку, какая она? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, как образуется сосулька.

- Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

- Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей)

- Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей)

- Итак,  сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.

- Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом)

- Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.

Воспитатель читает загадку 

Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек).

- Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки.

- Какие бывают ручьи?  Что они делают? (Ответы детей).

- Ребята, а какие звери живут в лесу? Что с ними происходит весной? (ответы детей). Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Мишка» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (
наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (
Дети садятся).

- Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются? (Ответы детей) Давайте и их разбудим.

- Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи, подснежника, гусиные лапки, ландыши. Они радуют глаза людей весной своими цветками.

- А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?».  (Воспитатель показывает картинки на слайде (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус)).

- Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? (ответы детей)

- Но не всех мы еще разбудили в лесу.

Звучит музыка, слышится щебетание птиц.

– Ребята, вы слышите эти звуки?

– Посмотрите! К нам птицы прилетели! Какие птицы прилетели к нам из теплых стран (ответы детей)

- Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей)

- Правильно, не хватает листьев у деревьев. Давайте нарисуем их.

(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами. По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)

- Вот мы и помогли старичку – лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в гостях у старичка-лесовичка? Как мы помогли старичку-лесовичку? (ответы детей) 

- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

- Мы прилетели обратно в наш детский сад.

- В каждом человеке прячется весна,

Если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

- И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"

Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.)....

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"

Для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во второй младшей группе

Закрепить знания об изменениях весной, о признаках весны....

Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во II младшей группе

Конспект разработан для второй младшей группы. Обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной....

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...