"Как поймать воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
Тема: «Как поймать воздух»
Вопитатель:
Е.Н. Логачева
Цель: вместе с детьми познакомиться со свойствами воздуха.
Задачи:
- Определить свойства воздуха
- Развивать познавательную активность
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
- по количеству детей: тазики с водой, трубочки для коктейлей, дудочки, листья, кусочки пенопласта, бумага, зубочистки;
- игрушка Лунтик;
Литературный ряд: отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: «Шарики воздушные».
Ход занятия
Группа украшена воздушными шариками. Дети входят, становятся свободно.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, мы с вами очень рады их видеть и украсили нашу группу вот такими шариками.
(слышен стук в дверь)
Кажется, кто-то за гостей немножко задержала, посмотрим, кто это. Вот и он (вынести игрушку Лунтик). Вы его знаете, ребята? Да , это Лунтик. Поздороваемся с ним.
Лунтик: Здравствуйте, ребята, извините, что немножко опоздал. Ой, как красиво вы украсили свою группу! А чем вы ее украсили?
Дети: Шариками.
Лунтик: очень красивые, у меня на Луне нет таких. Ребята, а как называются эти шарики? (воздушные) А почему они так называются?
Воспитатель: они называются воздушными потому, что внутри шарика находится воздух. Сначала шарик был вот такой (показать сдутый), а потом его надули воздухом, и он стал большой и красивый.
Воздух есть везде: на улице, у нас в группе, в земле, в воде и даже внутри нас. Однако воздух очень непросто увидеть, услышать или почувствовать. Но есть маленькие секреты, которые помогут нам вместе с Лунтиком познакомится с воздухом поближе.
Почувствовать воздух нам помогут вот эти кленовые листья. Мы возьмем по листочку и помашем на себя, а я помашу на Лунтика, чтобы он тоже почувствовал воздух. Вот так. Что вы чувствуете? (ветерок) Это воздух. Мы помахали листиком и воздух стал двигаться и мы смогли его почувствовать.
Лунтик: Да, я почувствовал воздух, но ничего не увидел.
Воспитатель: Увидеть воздух тоже можно. Для этого нам понадобятся трубочка и тазик с водой. Подходите к столам, здесь для каждого стоит маленький тазик. А вот и трубочки. Сколько у меня в руке трубочек? (много). Теперь я раздам всем трубочки. Сколько у тебя, Даша, трубочек? (одна) А у тебя, Вика? (одна) Какого цвета твоя трубочка, Лера? А у тебя?
Теперь мы опустим нашу трубочку в воду и подуем. Что вы видите в воде? (пузырьки)
Это пузырьки воздуха, который мы выдували через трубочку.
Лунтик: А как он в вас попал, этот удивительный воздух?
Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтобы подуть в трубочку? (надо вдохнуть, набрать воздуха)
Верно. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Ты понял, Лунтик?
Лунтик: Да, теперь я знаю, как можно увидеть воздух.
Воспитатель: Лунтик, а еще воздух можно услышать, и помогут нам в этом вот такие музыкальные инструменты. Ребята, что это? (дудочка) как на ней играть? (дуть в нее)
Да, вы правы, чтобы дудочка заиграла, нужно в нее подуть. Воздух, проходя через отверстие в дудочке, вот оно, посмотрите, начинает «звучать». (подуть в дудочку) Попробуйте и вы. (дети «играют» на дудочках)
Воспитатель: А еще с воздухом можно поиграть. Выходите из-за столов. Для начала мы надуем воздушные шарики.
Пальчиковая игра «Шарик»
Я надул упругий шарик, дети дуют в сложенные ладони, «шарик надувается»
Укусил его комарик,
Лопнул шарик – не беда хлопнуть в ладоши
Новый шар надую я!
А теперь возьмем наши надутые шарики и поиграем с ними!
Игра с шариками под музыку «Шарики воздушные»:
Шар подбросим и поймаем,
Снова вверх его кидаем.
Легкий шарик, посмотри,
Что в нем прячется внутри?
(дети свободно играют с шариками)
С воздухом мы поиграли
Наши шарики собрали.
Да, ребята, воздух в нашем шарике легкий, ведь их не тяжело было ловить, но при этом воздух обладает большой силой. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Занимайте свои места! Лунтик, и ты садись вместе с нами.
Посмотрите, у каждого на столе лежит кусочек пенопласта. Еще у нас есть вот такие заготовки (показать «парус»: бумага, надетая на деревянную зубочистку). В правую руку мы возьмем наш парус и аккуратно воткнем его в пенопласт. Что у нас получилось? (кораблик) Да, у нас получился кораблик, которому не терпится отправиться в свое первое плавание. Спускайте кораблики на воду! (опустить кораблик в тазик с водой) Плывут ли вперед наши кораблики? Что нужно сделать, чтобы они стали двигаться? (подуть, чтобы был ветер) Давайте подуем на свои кораблики. (дети дуют)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
А теперь плывут корабли? А чем мы на него дули? (воздухом) Совершенно верно: при помощи струи воздуха мы смогли сдвинуть кораблик с места и он поплыл, значит, воздух сильный и может двигать разные предметы.
Ну что, Лунтик, теперь ты знаешь, что такое воздух?
Лунтик: Да, сегодня вместе с ребятами я узнал, что воздух есть везде, что он невидимый, легкий и сильный. Мне очень понравилось у вас в гостях. А можно, я останусь здесь, чтобы узнать еще много интересного?
Воспитатель: Конечно, Лунтик, оставайся с нами. А гостей мы поблагодарим за внимание и попрощаемся с ними. До свидания!
Список использованной литературы:
- «Дошкольная педагогика» научно-практический журнал. 2012, №10. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В. Нищева. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240с.
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыт, эксперименты, игры/Сост. Н.В. Нищева. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия «Действия с дидактическими игрушками и предметами-орудиями» на тему: «Поймаем котику рыбку!»
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: теплая, холодная, прозрачная, рыбки не тонут в воде; учить действовать предметом: выловить сачком рыбку, стряхнуть воду с сачка, перел...
Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"
Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений....
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Как поймать воздух?»
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Как поймать воздух?»...
Конспект НОД "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"
Дать дошкольникам элементарные представления о свойствах воздуха....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведен...
Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Поймай воздух»
Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Поймай воздух»Эксперимент "Поймай воздух" был проведен в старшей группе с целью познакомить детей с основными свой...
Поймай воздух
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух....