«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лысанова Ирина Владимировна

Ирина Лысанова 
«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Тема :"Путешествие в школу «Магнитолию»".

Цели: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойство притягивать предметы; выявить материалы которые могут стать магнетическими; отделять магнетические от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; пробуждать у детей устойчивую познавательную потребность интерес к знанию, активизируя познавательную деятельность.

Задачи: Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают определенным требованиям (притягиваются к магниту); развивать способность детей слушать других, излагать свою точку зрения; расширять средства познания и естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны те или иные предметы; развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игры-драматизации.

Материалы: А) демонстрационные: магниты (неокрашенные) книга, фломастеры, мяч два тазика: первый с водой, второй с горохом, перемешанным с гайками, шурупами; настольная игра «Поймай рыбку», настольный театр, 3 ведерка, шишки, кубики, ключи, магнитофон, кокошник «Магнит»;

Б) раздаточные: набор предметов, сделанных из железа, бумаги, резина, пластмассы, дерева; магниты, ключи, повязки для глаз.

Словарная работа: магнит, примагничивает, железо, металл, руда.

Дети сидят в группе за столами. Под музыку Дунаевского «Леди Совершенство» входит воспитатель Мери Поппинс. В руках у нее большая книга и зонтик.

Ход занятия.

Мери Поппинс: Здравствуйте! Меня зовут Мери Поппинс. Я приглашаю вас сегодня в школу «Магнитолию». В начале давайте познакомимся. Наденьте свои шапки - «почемучки». По первой букве вашего имени я постараюсь угадать, как вас зовут (знакомится с детьми) вот и познакомились пора начинать урок. Сегодня я расскажу вам сказку. (Открывает первую страницу большой книги и показывает на ней сказку). В старину рассказывали, будто есть на краю свету у самого моря, гора Магнит. Подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной способностью притягивать к себе предметы, сделанные из железа. Не подалеку от горы был город Магнезия, в которой жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все другие рыцари он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся ни стрел вражеских, ни зверей. Смело разгуливал Магнитолик где хотел только в одном месте еще не разу не бывал – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама что ни один рыцарь мимо нее проехать не может: притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется смело отправился он в путь!

Но как ни был Магнитолик селен и отважен, не мог он справится с камнями, которые так притягивали его к себе.

Ребята, как вы думайте, почему Магнитолик не может справится с камнями? И если способ все же выиграть спор проехать мимо горы и вернуться живым и невредимым? (Дети отвечают. Если они затрудняются, взрослые напоминают, из чего сделаны доспехи рыцаря и каким свойством обладали камни, найдиные возле горы. Выиграть спор можно, освободившись от доспехов.)

Вспомните, как называлась волшебная гора в сказке. (Магнит.) Наверняка в своей жизни вы уже сталкивались с настоящим, несказочным магнитом обладающим способностью притягивать железные предметы.

(Мери Поппинс достает из своего сундука магнит и показывает детям.)

Что такое магнит? (ответы детей.)

Магнит – это кусок железной руды обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Магнит примагничивает к себе предметы. Повторим еще раз вместе это трудное слова «примагничивает». Железную руду добывают из горы, а затем на заводе делают магнит и его специально намагничивают.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то, может быть, он должен примагничивать другие предметы? (Ответы детей.)

Чтобы проверить наши гипотезы мы проведем эксперимент. У вас в сундучках разные предметы. Достаньте их и разложите перед собой из чего они сделаны? (Ответы детей.)

Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы примагнитятся. (Дети проверяют воздействие магнитов на предметы, Мери Поппинс в процессе эксперимента задает вопросы.)

Из какого материала сделаны предметы, притягиваемые магнитом? Какие предметы остались? Из чего они?

Ребята, а какие же предметы примагничиваются? (Ответы детей.) Давайте заполним страничку в волшебной книге. (Предлагает детям подойти к столу с книгой.)

(В центре страницы изображен магнит, а вокруг него разнообразны предметы. Количество примагничиваемых предметов должно равняться количеству детей.)

Проведите стрелку к тому, что притягивает магнит. (дети выполняют задание и садятся на свои места.)

Посмотрите, по моему, Магнитолик ожил и готов спрыгнуть со страницы книги к нам. (Мери Поппинс снимает Магнитолика, у него в руках ключи от города.

Магнитолик: Здравствуйте! Я видел ваши эксперименты и слышал, что это твердый железный предмет. Значит, если моя одежда и ключи сделаны из железа, то они тоже должны притягивать предметы?

Мери Поппинс: Ребята, как вы считаете, прав Магнитолик или нет (Ответы детей.)

Если нет, то почему? (не каждый железный предмет является магнитом.) Давайте проверим!

«Почемучка» Дима возьми ключ и попробуй им примагнитить предметы. (Предлагает затем каждому взять железный предмет из сундучка и попробовать примагнитить другие предметы.)

Доказали мы Магнитолику, что ключ - не магнит (Ответы детей.)

А теперь предлагаю поиграть.

Дидактическая игра

«Притянется – не притянется»

Дети встают полу кругом. Если магнит притягивает то, из чего сделан предмет, названый ведущим игрок ловит брошенный ему мяч, если нет, то не ловит его.

Мери Поппинс: (Показывает тазик с водой и плавающими в ней предметами): Посмотрите Магнитолик случайно уронил ключ в воду. Что делать? Как достать ключ из воды не намочив его? (Дети с помощью магнита достают ключ из воды.)

После окончания работы Мери Поппинс предлагает сделать вывод, что с помощью магнита можно быстро и не замочив рук вытащить предметы из воды. Вода магниту не мешает.

Затем ребята достают железные предметы из тазика с горохом.

Магнитолик: Вот какие сильные эти магниты! Ни в воде от них не спрячешься, ни среди других предметов! А вот если бы я поверх железных и еще деревянные доспехи надел, гора бы меня, наверное, не притянула – дерево то не примагничивается верно ребята? Дети высказывают свое предположение.

Мери Поппинс: А это легко проверить (Вызывает ребят желающих провести эксперимент, и предлагает им попробовать примагнитить железные предметы через крышку стола, водя магнитом под ней.)

Как видите, и деревянный стол магниту не помеха.

Пользуясь этим свойством магнита, можно устроить прямо на столе или на переносной доске магнитный театр, разыграв не большую сказку. Пусть каждый из детей попробует себя в качестве «магнитокукловода».

«Игра-аттракцион»

«Кто больше»

На полу рассыпаются мелкие предметы из разных материалов (кубики, шишки, ключи, болты и д. р.)

Выбираются двое-трое детей, которым завязывают глаза. В руки им даются корзинки по условному сигналу ребята собирают с помощью магнитов с пола предметы, которые магнит притянет, и кладут в свои корзинки. По сигналу игра заканчивается, детям снимают повязки с глаз, и они считают, кто сколько предметов собрал. Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

Магнитолик: Ух! Сколько веселых игр можно придумать с магнитом!

Мери Поппинс: Магниты можно использовать не только для игр. Они приносят большую пользу людям в разных приборах и устройствах: в магнитофонах (выделить голос, радио, телевизорах, компасах (Показывает компас.) Это прибор, без которого не один корабль не выходит в море, так как может заблудится, и не вернутся в порт. (Можно рассказать подробнее об устройстве компаса.) Как еще люди используют магниты? (Ответы детей.)

Игра

«Поймай рыбку»

В «озере» (тазик с водой) плавают рыбки. Каждому ребенку дается удочка. «Рыболовы», приговаривая: «Ловись рыбка большая и маленькая», вытягивают рыбок. Их пересчитывают и раскладывают на столе, чтобы всем было видно.

Мери Поппинс: Кто догадался, почему к удочки прицепляются рыбки? (На кончике крючка привязан магнит, а к рыбке маленькая железочка.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_shkolu_magnitoliyu.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Лысанова 
«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Тема :"Путешествие в школу «Магнитолию»".

Цели: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойство притягивать предметы; выявить материалы которые могут стать магнетическими; отделять магнетические от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; пробуждать у детей устойчивую познавательную потребность интерес к знанию, активизируя познавательную деятельность.

Задачи: Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают определенным требованиям (притягиваются к магниту); развивать способность детей слушать других, излагать свою точку зрения; расширять средства познания и естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны те или иные предметы; развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игры-драматизации.

Материалы: А) демонстрационные: магниты (неокрашенные) книга, фломастеры, мяч два тазика: первый с водой, второй с горохом, перемешанным с гайками, шурупами; настольная игра «Поймай рыбку», настольный театр, 3 ведерка, шишки, кубики, ключи, магнитофон, кокошник «Магнит»;

Б) раздаточные: набор предметов, сделанных из железа, бумаги, резина, пластмассы, дерева; магниты, ключи, повязки для глаз.

Словарная работа: магнит, примагничивает, железо, металл, руда.

Дети сидят в группе за столами. Под музыку Дунаевского «Леди Совершенство» входит воспитатель Мери Поппинс. В руках у нее большая книга и зонтик.

Ход занятия.

Мери Поппинс: Здравствуйте! Меня зовут Мери Поппинс. Я приглашаю вас сегодня в школу «Магнитолию». В начале давайте познакомимся. Наденьте свои шапки - «почемучки». По первой букве вашего имени я постараюсь угадать, как вас зовут (знакомится с детьми) вот и познакомились пора начинать урок. Сегодня я расскажу вам сказку. (Открывает первую страницу большой книги и показывает на ней сказку). В старину рассказывали, будто есть на краю свету у самого моря, гора Магнит. Подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной способностью притягивать к себе предметы, сделанные из железа. Не подалеку от горы был город Магнезия, в которой жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все другие рыцари он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся ни стрел вражеских, ни зверей. Смело разгуливал Магнитолик где хотел только в одном месте еще не разу не бывал – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама что ни один рыцарь мимо нее проехать не может: притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется смело отправился он в путь!

Но как ни был Магнитолик селен и отважен, не мог он справится с камнями, которые так притягивали его к себе.

Ребята, как вы думайте, почему Магнитолик не может справится с камнями? И если способ все же выиграть спор проехать мимо горы и вернуться живым и невредимым? (Дети отвечают. Если они затрудняются, взрослые напоминают, из чего сделаны доспехи рыцаря и каким свойством обладали камни, найдиные возле горы. Выиграть спор можно, освободившись от доспехов.)

Вспомните, как называлась волшебная гора в сказке. (Магнит.) Наверняка в своей жизни вы уже сталкивались с настоящим, несказочным магнитом обладающим способностью притягивать железные предметы.

(Мери Поппинс достает из своего сундука магнит и показывает детям.)

Что такое магнит? (ответы детей.)

Магнит – это кусок железной руды обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Магнит примагничивает к себе предметы. Повторим еще раз вместе это трудное слова «примагничивает». Железную руду добывают из горы, а затем на заводе делают магнит и его специально намагничивают.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то, может быть, он должен примагничивать другие предметы? (Ответы детей.)

Чтобы проверить наши гипотезы мы проведем эксперимент. У вас в сундучках разные предметы. Достаньте их и разложите перед собой из чего они сделаны? (Ответы детей.)

Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы примагнитятся. (Дети проверяют воздействие магнитов на предметы, Мери Поппинс в процессе эксперимента задает вопросы.)

Из какого материала сделаны предметы, притягиваемые магнитом? Какие предметы остались? Из чего они?

Ребята, а какие же предметы примагничиваются? (Ответы детей.) Давайте заполним страничку в волшебной книге. (Предлагает детям подойти к столу с книгой.)

(В центре страницы изображен магнит, а вокруг него разнообразны предметы. Количество примагничиваемых предметов должно равняться количеству детей.)

Проведите стрелку к тому, что притягивает магнит. (дети выполняют задание и садятся на свои места.)

Посмотрите, по моему, Магнитолик ожил и готов спрыгнуть со страницы книги к нам. (Мери Поппинс снимает Магнитолика, у него в руках ключи от города.

Магнитолик: Здравствуйте! Я видел ваши эксперименты и слышал, что это твердый железный предмет. Значит, если моя одежда и ключи сделаны из железа, то они тоже должны притягивать предметы?

Мери Поппинс: Ребята, как вы считаете, прав Магнитолик или нет (Ответы детей.)

Если нет, то почему? (не каждый железный предмет является магнитом.) Давайте проверим!

«Почемучка» Дима возьми ключ и попробуй им примагнитить предметы. (Предлагает затем каждому взять железный предмет из сундучка и попробовать примагнитить другие предметы.)

Доказали мы Магнитолику, что ключ - не магнит (Ответы детей.)

А теперь предлагаю поиграть.

Дидактическая игра

«Притянется – не притянется»

Дети встают полу кругом. Если магнит притягивает то, из чего сделан предмет, названый ведущим игрок ловит брошенный ему мяч, если нет, то не ловит его.

Мери Поппинс: (Показывает тазик с водой и плавающими в ней предметами): Посмотрите Магнитолик случайно уронил ключ в воду. Что делать? Как достать ключ из воды не намочив его? (Дети с помощью магнита достают ключ из воды.)

После окончания работы Мери Поппинс предлагает сделать вывод, что с помощью магнита можно быстро и не замочив рук вытащить предметы из воды. Вода магниту не мешает.

Затем ребята достают железные предметы из тазика с горохом.

Магнитолик: Вот какие сильные эти магниты! Ни в воде от них не спрячешься, ни среди других предметов! А вот если бы я поверх железных и еще деревянные доспехи надел, гора бы меня, наверное, не притянула – дерево то не примагничивается верно ребята? Дети высказывают свое предположение.

Мери Поппинс: А это легко проверить (Вызывает ребят желающих провести эксперимент, и предлагает им попробовать примагнитить железные предметы через крышку стола, водя магнитом под ней.)

Как видите, и деревянный стол магниту не помеха.

Пользуясь этим свойством магнита, можно устроить прямо на столе или на переносной доске магнитный театр, разыграв не большую сказку. Пусть каждый из детей попробует себя в качестве «магнитокукловода».

«Игра-аттракцион»

«Кто больше»

На полу рассыпаются мелкие предметы из разных материалов (кубики, шишки, ключи, болты и д. р.)

Выбираются двое-трое детей, которым завязывают глаза. В руки им даются корзинки по условному сигналу ребята собирают с помощью магнитов с пола предметы, которые магнит притянет, и кладут в свои корзинки. По сигналу игра заканчивается, детям снимают повязки с глаз, и они считают, кто сколько предметов собрал. Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

Магнитолик: Ух! Сколько веселых игр можно придумать с магнитом!

Мери Поппинс: Магниты можно использовать не только для игр. Они приносят большую пользу людям в разных приборах и устройствах: в магнитофонах (выделить голос, радио, телевизорах, компасах (Показывает компас.) Это прибор, без которого не один корабль не выходит в море, так как может заблудится, и не вернутся в порт. (Можно рассказать подробнее об устройстве компаса.) Как еще люди используют магниты? (Ответы детей.)

Игра

«Поймай рыбку»

В «озере» (тазик с водой) плавают рыбки. Каждому ребенку дается удочка. «Рыболовы», приговаривая: «Ловись рыбка большая и маленькая», вытягивают рыбок. Их пересчитывают и раскладывают на столе, чтобы всем было видно.

Мери Поппинс: Кто догадался, почему к удочки прицепляются рыбки? (На кончике крючка привязан магнит, а к рыбке маленькая железочка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"

Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Такой белый и коварный…»

laquo;Такой белый и коварный…»Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников...