Занятие по экологическому воспитанию "Хрупкий мир природы Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

Развивать экологическую грамотность, воспитывать бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkdou_detskiy_sad.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Березка» п. Лиственичный

Воспитатель 1 квалификационной категории Петрова Евстолия Анатольевна

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

        

        Тема: «Хрупкий мир природы Севера»

2013 год

Вид: Интегрированное (познавательно речевое + комунникация)

Тип: Повторно-обобщающее

Программное содержание: Цель: Сформировать ценностное отношение к природе

                                          Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать речь детей, обогащать её прилагательными и существительными.
  • Обогащать представления о многообразии видов флоры и фауны севера.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, творческое воображение, коммуникативность.
  • Приобщать к культуре родного края.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию ценностного отношения к природе.
  • Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.

Ход занятия

Воспитатель: (показывает карту Сибири)- Ребята, вы узнали эту карту, правильно, это карта нашего Округа, а как он называется?

Дети:- Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Воспитатель: Правильно, ребята, это удивительный край, со своей особой природой. Здесь у каждого места есть свое название, давайте мы вспомним, как называется вся территория на карте, где мы с вами живем?

Дети:- Сибирь.

Воспитатель:- А как называется наш сибирский лес?

Дети:-Тайга.

Воспитатель:Тайга занимает большую территорию Сибири – это одно из главных богатств нашего края, я вам предлагаю пойти к нему в гости (мультимедийная доска – иллюстрация тайги) воспитатель читает стихотворение Н. Благининой «Лес»

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Леса – это легкие планеты, почему так говорят?

Дети: -Потому, что растения вырабатывают кислород необходимый нам для дыхания.

Воспитатель: - Вы все правильно говорите, а почему же тайга в этом отношении уникальна?

Дети: Потому, что в тайге большинство хвойных деревьев, а они вырабатывают гораздо больше кислорода, чем лиственные.

Воспитатель:- А какие же хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются от лиственных?( иллюстрации на доске)

Дети:- У хвойных деревьев вместо листьев хвоя (иголки), это ель, сосна, кедр.

(воспитатель вместе с детьми рассматривает хвою разных деревьев и  дети определяют, какому дереву она принадлежит – по внешнему виду, длине иголок, цвету и запаху).

Воспитатель:- Ребята, а я вам в начале нашего занятия сказала, что лес это наше богатство, почему же лес нужен человеку?

Дети: - Лес нужен чтобы строить дома, из дерева делают мебель, карандаши, бумагу, топят дровами печки и т.д. В лес ходят за грибами и ягодами, чтобы отдохнуть.

(появляется Старичок- лесовичок)

Старичок-лес.:- Вот-вот, вам бы только брать, да лес губить! Сколько леса вырубает человек, сколько гибнет леса от пожара по вине человека, (иллюстрации на доске лесных вырубок и лесного пожара) а ведь чтобы выросло взрослое дерево ему нужно 100 лет, а вот вы пришли в лес, правила поведения в лесу вы знаете?

Воспитатель: Конечно, Старичок- лесовичок, мы с ребятами знаем. Ребята, давайте расскажем.

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу, а собрать мусор и все закопать.

- Не ломать зеленые ветки, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать больших букетов цветов.

- Не брать детенышей птиц и животных домой.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Старичок-лес.: - Чтоб лес сохранить для других поколений нам всем нужно к нему относиться очень бережно, а самое главное сажать новые леса.

Дети:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

     ________________________

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

__________________________

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

_______________________________

Эту истину знаю от роду, и ее никогда не таю;

 Кто не любит родную природу,

То не любит Отчизну свою.

Старичок-лес.: - Лес –большой дом. Кто в нем живет?

Воспитатель:- Мы с ребятами знаем, что животные севера уникальны, в тайге и тундре живут такие животные, которых не встретишь больше нигде на планете, а чем же они уникальны?

Дети:- Они приспособились к холодному климату, многие животные имеют не только теплый мех, но и защитную белую окраску, так как зима у нас длинная и холодная.

Воспитатель:- Хорошо, назовите этих животных

Дети: (песец, полярная сова, полярный волк).

Старичок-лес.: - Что-то я сомневаюсь, что вы хорошо знаете животных!

 Воспитатель: - А ты нас проверь.

Старичок –лес.: Что ж, загадаю вам загадки: (каждая отгадка появляется на доске)

        Хитрая плутовка, рыжая головка,

        Хвост пушистый – краса,

        А зовут её…    (ЛИСА)

Он как елка весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!          (ЁЖ)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?    (БЕЛКА)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед

А зимой лапу сосет?    (МЕДВЕДЬ)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?    (ЗАЯЦ)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В тои лесу, где бродит…   (РЫСЬ)

   

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов -
Транспорт надёжный для дальних походов.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)

Воспитатель:- А о северном олене мы с ребятами много знаем и даже игру (проводится подвижная игра «У оленя дом большой»)

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

(Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью)

Старичок-лес.: Вижу животных вы знаете, а по следам их узнаете? (проводится дидактическая игра «Узнай чьи следы») Дети по выложенным на ковролине следам узнают кому они принадлежат (заяц, волк, медведь, лось).

 Старичок-лес.: Да, трудно живется животным в наших суровых местах, да еще человек все дольше уничтожает их ради мяса и шкуры, уничтожает леса, осушает болота. Если так и дальше пойдет, то мы в лесу не то что следов зверей не найдем, а и их самих будем видеть только на картинках.

Воспитатель:- Что ты, нельзя этого допустить, ребята, как защитить обитателей леса?

Дети:

  • Нужно подкармливать животных и птиц зимой.
  • Нельзя убивать животных ради забавы
  • Нужно охранять животных занесенных в Красную книгу.
  • Не уничтожать привычные места обитания животных
  • Создавать охранные зоны и заповедники.

Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что в народе говорится о лесе (пословицы о лесе)

        Растения – земли украшения.

        Рощи да леса – всему свету краса.

        По лесу ходи – под ноги гляди.

        Лес не школа, а всему научит.

Старичок-лес.: -Таким как вы гостям лес всегда рад и ждет вас снова в гости, а на последок запомните народную мудрость-

                                                 Много леса – не губи,

                                                 Мало леса – береги,

                                                 Нет леса – посади

Воспитатель: - Спасибо тебе Старичок-лесовичок за прогулку, да за науку. Мы с ребятами постараемся быть настоящими друзьями и помощниками леса.

Старичок-лес.: - Вы мне очень понравились и я хочу вас принять в зеленый патруль, вот поэтому знаку (дарит значки виде листочка) вас сразу узнают другие защитники леса. А теперь пора прощаться, до следующей встречи!

Воспитатель: До свидания. Ребята, что вы самое главное сегодня запомнили из нашего путешествия?

Дети: - Нужно охранять лес. Защищать животных и птиц…

Воспитатель:

        Бесценна сибирского леса краса

        Зеленое золото – наша тайга.

        Богатство тайги охраняй, карауль,

        Внимательный, зоркий «Зеленый патруль!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"

Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы

Цель: Создание условий для  формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Любить природу значит беречь ее" во второй младшей группе.

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Любить природу значит беречь ее" во второй младшей группе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Сохраним природу вместе» в старшей группе. (составление интеллект-карт).

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные:• в процессе составления интеллект-карт закрепить знания об объектах живой и неживой природы.• У...