Занятие по экологическому воспитанию "Хрупкий мир природы Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивать экологическую грамотность, воспитывать бережное отношение к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Березка» п. Лиственичный
Воспитатель 1 квалификационной категории Петрова Евстолия Анатольевна
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Хрупкий мир природы Севера»
2013 год
Вид: Интегрированное (познавательно речевое + комунникация)
Тип: Повторно-обобщающее
Программное содержание: Цель: Сформировать ценностное отношение к природе
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать речь детей, обогащать её прилагательными и существительными.
- Обогащать представления о многообразии видов флоры и фауны севера.
Развивающие:
- Развивать любознательность, творческое воображение, коммуникативность.
- Приобщать к культуре родного края.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ценностного отношения к природе.
- Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
Ход занятия
Воспитатель: (показывает карту Сибири)- Ребята, вы узнали эту карту, правильно, это карта нашего Округа, а как он называется?
Дети:- Ханты-Мансийский Автономный Округ.
Воспитатель: Правильно, ребята, это удивительный край, со своей особой природой. Здесь у каждого места есть свое название, давайте мы вспомним, как называется вся территория на карте, где мы с вами живем?
Дети:- Сибирь.
Воспитатель:- А как называется наш сибирский лес?
Дети:-Тайга.
Воспитатель:Тайга занимает большую территорию Сибири – это одно из главных богатств нашего края, я вам предлагаю пойти к нему в гости (мультимедийная доска – иллюстрация тайги) воспитатель читает стихотворение Н. Благининой «Лес»
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Леса – это легкие планеты, почему так говорят?
Дети: -Потому, что растения вырабатывают кислород необходимый нам для дыхания.
Воспитатель: - Вы все правильно говорите, а почему же тайга в этом отношении уникальна?
Дети: Потому, что в тайге большинство хвойных деревьев, а они вырабатывают гораздо больше кислорода, чем лиственные.
Воспитатель:- А какие же хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются от лиственных?( иллюстрации на доске)
Дети:- У хвойных деревьев вместо листьев хвоя (иголки), это ель, сосна, кедр.
(воспитатель вместе с детьми рассматривает хвою разных деревьев и дети определяют, какому дереву она принадлежит – по внешнему виду, длине иголок, цвету и запаху).
Воспитатель:- Ребята, а я вам в начале нашего занятия сказала, что лес это наше богатство, почему же лес нужен человеку?
Дети: - Лес нужен чтобы строить дома, из дерева делают мебель, карандаши, бумагу, топят дровами печки и т.д. В лес ходят за грибами и ягодами, чтобы отдохнуть.
(появляется Старичок- лесовичок)
Старичок-лес.:- Вот-вот, вам бы только брать, да лес губить! Сколько леса вырубает человек, сколько гибнет леса от пожара по вине человека, (иллюстрации на доске лесных вырубок и лесного пожара) а ведь чтобы выросло взрослое дерево ему нужно 100 лет, а вот вы пришли в лес, правила поведения в лесу вы знаете?
Воспитатель: Конечно, Старичок- лесовичок, мы с ребятами знаем. Ребята, давайте расскажем.
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу, а собрать мусор и все закопать.
- Не ломать зеленые ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать больших букетов цветов.
- Не брать детенышей птиц и животных домой.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Старичок-лес.: - Чтоб лес сохранить для других поколений нам всем нужно к нему относиться очень бережно, а самое главное сажать новые леса.
Дети:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
________________________
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
__________________________
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
_______________________________
Эту истину знаю от роду, и ее никогда не таю;
Кто не любит родную природу,
То не любит Отчизну свою.
Старичок-лес.: - Лес –большой дом. Кто в нем живет?
Воспитатель:- Мы с ребятами знаем, что животные севера уникальны, в тайге и тундре живут такие животные, которых не встретишь больше нигде на планете, а чем же они уникальны?
Дети:- Они приспособились к холодному климату, многие животные имеют не только теплый мех, но и защитную белую окраску, так как зима у нас длинная и холодная.
Воспитатель:- Хорошо, назовите этих животных
Дети: (песец, полярная сова, полярный волк).
Старичок-лес.: - Что-то я сомневаюсь, что вы хорошо знаете животных!
Воспитатель: - А ты нас проверь.
Старичок –лес.: Что ж, загадаю вам загадки: (каждая отгадка появляется на доске)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её… (ЛИСА)
Он как елка весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (ЁЖ)
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед
А зимой лапу сосет? (МЕДВЕДЬ)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (ЗАЯЦ)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В тои лесу, где бродит… (РЫСЬ)
В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов -
Транспорт надёжный для дальних походов.(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)
Воспитатель:- А о северном олене мы с ребятами много знаем и даже игру (проводится подвижная игра «У оленя дом большой»)
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай».
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.
Бег на месте.
Топот ногами, руки на поясе.
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
Зазывание движения рукой.
Протягиваем руки с открытой ладонью)
Старичок-лес.: Вижу животных вы знаете, а по следам их узнаете? (проводится дидактическая игра «Узнай чьи следы») Дети по выложенным на ковролине следам узнают кому они принадлежат (заяц, волк, медведь, лось).
Старичок-лес.: Да, трудно живется животным в наших суровых местах, да еще человек все дольше уничтожает их ради мяса и шкуры, уничтожает леса, осушает болота. Если так и дальше пойдет, то мы в лесу не то что следов зверей не найдем, а и их самих будем видеть только на картинках.
Воспитатель:- Что ты, нельзя этого допустить, ребята, как защитить обитателей леса?
Дети:
- Нужно подкармливать животных и птиц зимой.
- Нельзя убивать животных ради забавы
- Нужно охранять животных занесенных в Красную книгу.
- Не уничтожать привычные места обитания животных
- Создавать охранные зоны и заповедники.
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что в народе говорится о лесе (пословицы о лесе)
Растения – земли украшения.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа, а всему научит.
Старичок-лес.: -Таким как вы гостям лес всегда рад и ждет вас снова в гости, а на последок запомните народную мудрость-
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади
Воспитатель: - Спасибо тебе Старичок-лесовичок за прогулку, да за науку. Мы с ребятами постараемся быть настоящими друзьями и помощниками леса.
Старичок-лес.: - Вы мне очень понравились и я хочу вас принять в зеленый патруль, вот поэтому знаку (дарит значки виде листочка) вас сразу узнают другие защитники леса. А теперь пора прощаться, до следующей встречи!
Воспитатель: До свидания. Ребята, что вы самое главное сегодня запомнили из нашего путешествия?
Дети: - Нужно охранять лес. Защищать животных и птиц…
Воспитатель:
Бесценна сибирского леса краса
Зеленое золото – наша тайга.
Богатство тайги охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «Зеленый патруль!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-49239-1586855730.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-47347-1673546916.jpg)
Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-973868-1512912441.jpg)
Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"
Занятие по экологическому воспитанию "Враг природы - мусор!"...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Береги природу»
Когнспект занятия...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Цель: Создание условий для формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081984-1542194550.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Любить природу значит беречь ее" во второй младшей группе.
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Любить природу значит беречь ее" во второй младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357888-1635168312.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Сохраним природу вместе» в старшей группе. (составление интеллект-карт).
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные:• в процессе составления интеллект-карт закрепить знания об объектах живой и неживой природы.• У...