Занятие «Что нам стоит дом построить?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»
Конкурс методических разработок
по патриотическому воспитанию
среди педагогов образовательного учреждения
«Что нам стоит дом построить?»
Номинация:
Непосредственно организованная образовательная деятельность
Направление:
Культурно-историческое
Возраст: дети 4-5 лет
Автор: Григорьева Елена Викторовна -
воспитатель,
1 квалификационная категория
2016г.
Аннотация: Данная методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания дошкольников. Она раскрывает вопросы воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, ее отличительным архитектурным особенностям, связи прошлого с настоящим.
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский Проблему патриотического воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Патриотическое воспитание дошкольников - основа всех основ.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Актуальность проблемы патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Считаю, что основой патриотического воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Одним из направлений патриотического воспитания, является культурно-историческое направление. Оно предполагает воспитание у дошкольников любви к «малой» Родине, родному краю и ее замечательным людям; а также формирование чувства национальной гордости, национального самосознания. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Конспект непосредственно организованной
образовательной деятельности для детей 4-5 лет
«Что нам стоит дом построить?»
Цель:
Познакомить детей с архитектурой родного города; его прошлым и настоящим.
Задачи:
- Расширять знания о постройках родного города. Дать представление о том, что дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности.
- Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
- Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
- Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Материалы и оборудование:
Презентация «Мой город». Макет старинного дома, наборы геометрических форм, картинки к игре, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа:
Целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом».
Ход мероприятия:
- Ребята, вы, знаете в какой стране мы с вами живем? А как называется наш город? Да, правильно, наша большая и красивая страна – Россия, а город называется Рассказово. Посмотрите, какой он (слайд на экране, рассматривание слайдов).
- В нашем городе много разных красивых улиц. Посмотрите какие дома есть на наших улицах? (высокие, низкие, многоэтажные, с балконами, деревянные, кирпичные и т.д.) - А в каком доме живете вы? (рассказы детей) Предлагаю детям поиграть.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли. Отворяем ворота, проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
- Наш город не всегда был таким красивым и современным. Посмотрите каким он был много лет назад (слайд с изображением старого города). Давайте с вами рассмотрим старинный русский дом ( макет) Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из бревен. Такой дом называли рубленным. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
- Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
- Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
- Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
- У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости: «Вы, соседи, проходите, чаем с медом угоститесь». Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано! - А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
- Показываю карточку, на которой нарисован дом без окон.
Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
- Карточка - дом без крыльца.
Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
- Карточка – дом без крыши.
Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома на улицах нашего города (рассматривание слайдов).
- Из чего строят дома сейчас? (из кирпича) Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять) А у этого дома? (четыре) Кто из вас живет в многоэтажном доме? На каком этаже вы живете? Современные дома многоэтажные, у них много больших окон, есть балконы или лоджии. Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд) В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
Игра «Будем вместе строить дом»
Читаю загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту.
- Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый ... (дом)
- На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое ...(окно)
- Треугольник видит - дом,
Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он ... (крышей)
- Прямоугольник на крыше
Буквой П- стоит всех выше.
Кольцами дыма клубы
Валят дружно из ...(трубы)
- Прискакали линии черные и синие.
И построили на спор вокруг домика ... (забор)
- В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось ... (солнце)
Вы построили очень красивые дома, из них получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (высказывания детей). Выбираем название.
- Дети, пусть у каждого из вас будет теплый светлый дом. Вы любите свои дома и бережете их, не так ли? Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме, кроме вас, проживает еще много людей, надо относиться к ним с уважением и соблюдать правила культуры проживания в доме. Что вы никогда не сделаете в своем доме и не хотите, чтобы сделали другие? (ответы детей.) - Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать и чертить на стенах, всегда вытирать ноги перед входом в дом. – Нельзя играть с товарищами на лестнице. Вдруг кто-то из соседей болен, или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям. Поэтому играть удобнее и безопаснее во дворе. Сегодня мы с вами узнали, что в нашем городе: «Дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные и кирпичные, они всем нужные - живут в них люди дружные». А теперь, я предлагаю вам нарисовать волшебный дом своей мечты.
Творческое рисование «Волшебный дом моей мечты».
Литература:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003.
Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 1.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
Заключение:
Патриотизм — это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Поэтому одним из ведущих направлений в моей работе, является воспитание патриотических чувств дошкольников. Данная методическая разработка позволила мне расширить знания детей о нашей «малой Родине», ее архитектурных особенностях, сохранить связь прошлого с настоящим. Самым существенным результатом проведенного мероприятия является положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Что нам стоит дом построить"
Конспект занятия: "Что нам стоит дом построить"...
Открытое занятие по ФЭМП "Стоит в поле теремок."
Открытое занятие по ФЭМП "Стоит в поле теремок."...
Конспект занятия "Что нам стоит мост построить"
Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений....
ПРОЕКТ КОНСПЕКТА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Что нам стоит дом построить…»
Авторская комплексная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности Школы раннего развития ребенка «Успех» (для детей 4-6 лет, срок реализации 3 года) явля...
Конспект занятия по ФЭМП "Стоит в поле теремок"
Интегрированное занятие проводилось мною в средней группе, как обобщающее....
Конспект занятия по ФЭМП "Стоит в поле теремок".
Упражнять в счете до 5, формировать умение соотносить количество предметов с числом....