Учебно - методический материал "Цикл наблюдений за "Кроликом", "Муравьями", "Иван - чаем", "Одуванчиком"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цикл наблюдений за кроликом. Описание внешнего вида, образа жизни домашних и диких кроликов. Цикл наблюдений за муравьями. Загадки, рассказ, особенности внешнего вида муравьев. Цикл наблюдений за иван - чаем. Знакомство детей с лекарственным растением, почему его называют двойным названием.. Цикл наблюдений за одуванчиком. Полезные и лечебные свойства одуванчика. Рассказ М. Пришвина "Золотой луг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krolik.docx | 24.5 КБ |
tsikl_nablyud_za_muravyami.docx | 28.62 КБ |
tsikl_nabl._ivan_-_chay_.docx | 60.04 КБ |
tsikl_nab_za_oduv.docx | 60.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за кроликом.
Кролик
Некоторые считают, что кролик и заяц - один и тот же зверек. Только заяц живет в лесу, а кролик - домашнее животное.
Это не так. Хотя они близкие родственники, это все - таки разные виды животных.
Кролики бывают не только домашними, но и дикими. Для своего дома они выбирают заросли кустарников, склоны оврагов и холмы.
У дикого кролика уши короче, чем у зайца, и задние лапы не такие длинные. Сильные передние лапы кроликов с острыми когтями для рытья земли.
В отличие от зайцев, кролики роют глубокие норы - настоящие подземные лабиринты. Ходы тянутся далеко в разные стороны, порой пересекаясь между собой. Иногда кролик долго бродит под землей, прежде чем выйдет наружу.
Зайцы предпочитают жить в одиночестве, а кролики любят компании. И в ней всегда находится "вожак" - сильный и опытный кролик.
Днем кролики спят в своих подземных домах, а по ночам выходят пощипать травку, погрызть корешки или наведаться в огород или сад.
Они быстро размножаются. Многочисленное кроличье поголовье способно съесть всю траву на пастбищах, где пасутся овцы и коровы. Могут даже залезть на дерево, чтобы добраться до листьев.
Уши кролика помогают ему приспособиться к разным климатическим условиям - к жаре и холоду. Именно они регулируют температуру тела кролика.
Если жарко - уши подняты, ветерок охлаждает их. А когда похолодает, уши прижаты к спинке, к шерстке.
У диких кроликов крольчата рождаются глубоко в норке. Она выстлана мягким пухом, который мама - крольчиха выщипывает из своей шубки.
Крольчата рождаются голыми и слепыми. Через несколько дней они покроются пушком - и у них откроются глаза.
Крольчиха кормит малышей молоком. Уходя из "дома", вход в норку забрасывает комочками земли, чтобы скрыть от посторонних глаз.
Человек одомашнил диких кроликов. Сегодня существует много их разных пород: есть очень большие, а есть очень пушистые. А небольших кроликов можно держать дома, как кошку или хомячка.
Ученые ставят над ними опыты. Кролики даже в космосе побывали.
Наблюдение за кроликом
Цель. Расширить представление детей о внешнем виде кролика (зверек с белой, серой, черной пушистой и мягкой шерстью, длинными ушами, глаза большие, красные (только у альбиносов).
Загадка.
Я загадала пушистого зверя
Вы с ним знакомы, я вас заверю.
Гладкая спинка и мягкий живот.
Может вы думаете, что это кот?
Нет, у него очень сильные ноги.
Бегает быстро и прыгает много.
Любит он травку жевать и кору.
Как же зовется наш зверь? Кенгуру?
Вряд ли… У зверя длинные уши,
В тепленькой шубе не холодно в стужу.
Он мягкий комочек, пушистик, мохнатик,
А серый зайчишка родной его братик.
(Кролик)
Быстрый прыжок,
Чей пух на фуфайки,
На шапки, перчатки
Идет вам, ребятки?
(Кролик)
Сегодня мы понаблюдаем за кроликом и научимся за ним ухаживать. Выпускаю кролика в загон и даю возможность подвигаться, а детям рассмотреть. Спросить, что делает кролик? Взять на руки кролика и посадить в мелкую открытую корзинку.
Давайте расскажем о кролике.
Какой по величине кролик?
Это взрослое животное или детеныш?
Чем покрыто тело кролика?
Какого цвета кролик?
Какие части тела есть у кролика? (голова, туловище, лапы)
Обращаю внимание на голову. Какая она по величине?
Что есть на голове? (ушки) Какие они по величине? (длинные)
У кролика длинные уши – воронки, которые хорошо собирают и усиливают звук.
Предложить детям посмотреть, что будет делать кролик, если кто-то из них хлопнет в ладоши (прижмет ушки) Что еще есть на голове? (мордочка, а на ней носик, ротик и глазки) обратить внимание, что животное постоянно двигает носиком, все обнюхивает. Что ещё есть возле носика зверька? (усики) Как вы думаете, зачем они кролику?
Расскажите о глазах. Посмотрите внимательно, какого цвета глазки у кролика? (красные).
Кролик
Цель. Расширить представление детей о внешнем виде кролика (зубы острые, хвост короткий, усы) подвести детей к выводу о зависимости строения его ног и способа передвижения (задние ноги длиннее передних, передвигается прыжками).
Предлагаю рассмотреть лапы кролика и сравнить их. Для этого выпускаю кролика в загон на полу.
Чем отличаются задние лапки от передних (они длиннее) Каких еще животных вы знаете с таким же строением ног?
Как передвигается кролик? (прыжками)
Как вы думаете, зачем кролику такое разное строение ног? (чтобы удобней прыгать)
Аккуратно показываю, что у кролика есть на лапках. Что у кролика на лапках? (пальчики и коготки)
Давайте рассмотрим, есть ли у кролика хвостик. Какой хвостик по величине и где он находится? (маленький, сзади туловища)
Кролик ест овощи, зерно, летом траву, зимой - сено. И конечно же обязательно пьет воду.
Принесли угощение для кролика (капуста, морковь, свекла, ветки осины, траву)
Как вы думаете, как кролик нашел еду? (он нюхал) Как он ест? (грызет) Чем грызет кролик? Какие у кролика зубки? (крепкие и острые, он разгрыз морковку и ветки) Как называют животных, которые грызут пищу зубами? (грызуны)
Что больше всего понравилось ему из корма?
На кого из зверей похож наш кролик? (на зайчика) (Для удобства сравнения на стенде картинка зайчика) Что у них общего? Чем он отличается от него?
Дать погладить животное и уточнить при обследовании: Какая у него шерстка? (мягкая) Воспитатель рассказывает, что кролик не меняет на зиму шубку. Подумайте, почему кролику как зайке не нужно менять шубку?
Поместить животное в корзинку.
Кролик любит тишину и покой, поэтому мы его отнесем в зимний сад и будем приходить в гости и приносить угощение.
«У крольчихи есть крольчата».
Цель. Познакомить детей с характерными признаками внешнего вида крольчонка, образе жизни.
Ребята, а вы знаете, как называются детёныши у кроликов?
( Детёныши кроликов называются - крольчата)
К нам в гости пришёл кролик. Кролик пришёл не один, вместе с ним пришли его братики и сестрёнки
У крольчихи на свет может появиться 5-6, а иногда и больше детенышей. Они бывают очень маленькие, слепые, без меха, беспомощные. Лишь на 10 день у малышей открываются глаза, а тельце покрываются нежным пух. Питаются малыши маминым молоком, через месяц они подрастут и смогут, есть всё, чем питаются кролики. Нашим крольчатам ещё нет месяца, они живут с мамой крольчихой.
Кролик, какое животное, где он живёт?
(Кролик живет рядом с человеком, значит - это
домашнее животное)
Есть дикие кролики. Дикие кролики роют длинные норы и там живут.
Сейчас мы выпустим всех крольчат. Посмотрите, какие они.
Дети рассматривают крольчат.
Дети, вы рассмотрели каждый своего кролика, а теперь ответьте мне на вопрос ы: «Какой он по величине? Большой или маленький?»
(Эти кролики маленькие)
Да, это ещё маленькие кролики - детки. А теперь скажите, какие у крольчонка уши?
(У крольчонка длинные уши)
Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши как его можно назвать? Какой он?
(Длинноухий)
Правильно. Что он делает ушами?
(Крольчонок ушами двигает, шевелит, прислушивается)
Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас?
(Он смотрит на нас глазками)
Какие у него глаза?
(Глаза маленькие, черные)
Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым.
Что еще вы заметили на мордочке у крольчонка?
(На мордочке у крольчонка есть носик, рот, усы)
Верно. А какие у него усы?
(Усы у него длинные)
Сейчас посидим тихо и посмотрим, что крольчонок будет делать?
(Крольчонок прыгает, переступает)
Ребята, что помогает ему двигаться?
(Ему помогают двигаться ноги)
Верно, посмотрите на его ноги. Что вы можете рассказать о них.
(У крольчонка четыре ноги. Передние ноги короче задних)
Вспомните и назовите животных, у которых тоже передние лапы короче задних.
(Это белка, кенгуру, лягушки)
Животные, у которых передние ноги короче задних умеют прыгать. Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?
(Это у кролика хвостик и находится он сзади)
Какой он?
(Хвост у крольчонка маленький)
Чем покрыто тело крольчонка?
(Тело кролика покрыто шерстью)
Дети имитируют движения кролика.
«Кролик»
Цель. Закрепить и дополнить знания детей о внешнем виде и повадках кролика. Дать знания детей о приносимой пользе кроликов.
Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для чего их разводят?
(Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки, шубки).
Правильно. А ещё кролики дают нам пух, его вычёсывают специальными деревянными расчёсками, из пуха делают пряжу, а из пряжи можно связать варежки, шарфики и другие вещи. Показать детям пуховую шапочку, шарфик, варежки. Дать потрогать вещи. Объяснить, что они сделаны из пуха кролика.
Скажите, что нужно делать, чтобы кролики не болели?
(Хорошо кормить, чистить клетки).
В деревнях и селах кролики живут зимой в теплых сараях – у каждой кроличьей семьи отдельный маленький домик.
Если заболел отвести к доктору. А как называют доктора, который лечит животных?
Доктор, который лечит животных, называется ветеринар.
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за муравьями.
О муравьях
Лев Толстой
дин раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку. Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв. Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
«В путешествие с муравьем!»
Цель. Углубить знания о муравьях, их образе жизни. Познакомить детей со строением муравья.
Загадки.
♦ На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
♦ Мы — лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
♦ Погляди на молодцов:
Веселы и бойки
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг —
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может …
(муравей).
♦ Много мастеров
Срубили избу без углов.
♦ В лесу у пня суета, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Рассматривание муравья.
- У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.
Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой.
А как называется дом муравьев?
(Муравейник)
-Правильно. Муравейники бывают высокие и низкие. Строится муравейник очень медленно — в течение трех и более лет. Строят муравьи его все вместе.
Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши леса.
Представьте, дети, что вы увидели в лесу муравейник, взяли палку и бросили ее туда. По палке забегали муравьи. Правильно ли вы сделали? Почему забегали муравьи по палке? (Ответы детей)
- Муравьи забегали по палке потому, что они забеспокоились о своем доме — кто его разоряет, кто мешает жить? Они хотят сдвинуть палку, но она очень большая и им это не под силу. А ведь они так долго строили свой дом!
Нельзя мешать муравьям — пусть живут в своем муравейнике. А мы будем знать: там, где муравьи, чистый лес, чистый воздух и здоровые деревья.
«Дружная муравьиная семья»
Цель. Уточнить представления о муравьях, их образе жизни .
Взять лупу и рассмотреть муравья.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Опыт. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
«Муравьи»
Цель. Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях
Загадка.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей.)
Работящий лесной муравей.
Как выглядят муравьи?
Как они передвигаются?
Чем питаются?
Как называется муравьиный дом?
Из чего муравьи строят свой дом?
Какие враги есть у муравьев?
Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
Как готовятся муравьи к зиме?
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот.
Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Вова – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Вова поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Опыт с муравьями. На тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за иван – чаем.
Иван-чай
На глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие праздничные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. В густых зарослях цветущего иван-чая можно спрятаться с головою.
Там, где цветет иван-чай, обычно скрываются глухариные и тетеревиные выводки. С шумом и хлопаньем вылетают из зарослей тяжелые птицы.
Ягодами и грибами пахнет на лесных старых вырубках, где летом пасутся лоси, изредка бродят медведи.
Рядом с цветущими зарослями иван-чая густо разросся непролазный малинник. Спелыми душистыми ягодами облеплены тонкие ветки, согнувшиеся под тяжестью спелой малины.
Иван-чай, лечебные свойства и противопоказания. Целительная сила «огненной» травы. Видели ли вы когда-нибудь лесные или степные пожары? Бывали в местах пепелищ, когда вся земля черна от сажи и копоти? Кажется, что она мертва на десятилетия и еще долго тут не появятся зеленые ростки и травы. Но не тут-то было! На следующий год вся выжженная земля будет усеяна огненно-розовыми цветами – это раскинет свой яркий ковер знаменитый иван-чай, о полезных свойствах и противопоказаниях которого мы и поговорим сегодня. Иван-чай еще называют кипрей узколистный. За рубежом его знают как русский чай, а на постсоветском пространстве он известен как копорский чай (напиток из ферментированного в домашних условиях кипрейного листа). Это высокое растение с необычайно красивыми розоватыми соцветиями еще называют «огненной» или «пожарной» травой за свойство вырастать на местах пожарищ и пепелищ. Только представьте себе – кругом все выгорело, черно, но на следующий год вся поляна может быть усеяна чудесными красно-розовыми цветами. Это и есть знаменитый кипрей – чудесный лекарь и целитель человека.
«Почему кипрей называют иван – чаем»
Цель: познакомить детей с иван-чаем, рассказать о его двойном названии и особенностях цветения.
Иван-чай, иван-чай,
Ты цветами покачай.
Покажи свою красу
Людям, солнцу. Унесу
Я на память пламень твой —
Кисти нежные с собой.
Зеленые метелки кипрея появляются в июне, к концу июля они достигают высоты 40—50 см и начинают цвести.
У иван-чая высокий длинный стебель с узкими листьями. Стебель заканчивается длинной цветной кистью. Цветки у иван-чая раскрываются не все сразу, а постепенно, начиная снизу. Этим иван-чай похож на гладиолус ( сравнение с гладиолусом).
Все лето иван-чай красуется розовыми или малиновыми цветами, иногда образует большие заросли кустов, и тогда все вокруг становится малиново-розовым.
Цветки на растении с утра закрыты, но когда солнце пригреет, они раскрываются (как у одуванчиков раскрываются на хорошую погоду).
В местах, где разводят и держат пчел, любят цветение иван-чая, так как он является хорошим медоносным растением.
Мед из него получается нежный, чуть-чуть
зеленоватый.
Иван-чай — лечебное растение: из его листьев заваривают чай и пьют от головной боли, а порошком из сухих листьев присыпают раны.
Почему кипрей называют иван-чаем? Когда-то давным-давно в селе Копорье Петербургской губернии из кипрея готовили чай, оттуда и пошло его русское название: иван-чай.
Иван-чай защищает от холода молодые сосенки, елочки. А еще иван-чай первым вырастет в тех местах, где был пожар. Его семена распространяются ветром, так как они очень легкие и с пушинками, как у одуванчика. А теперь давайте понаблюдаем за цветущими и отцветшими растениями.
Дети закрепляют полученные сведения непосредственным наблюдением.
Цветущий иван-чай красиво смотрится в букете
«Лекарственное растение иван – чай».
Цель. Знакомить с лекарственными растениями. Рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.
Чайник полный заварим волшебной травы,
И в морозную, снежную вьюгу,
Будем пить Иван-чай, о цветах говорить,
Прижимаясь, поближе друг к другу,
Кипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении много витамина С; в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни желудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осенью на своих пушистых парашютах. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цветущего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кипрея появляются первые пушистые султанчики. Это созревают семена с парашютиками.
Поляну мы не замечали,
И вдруг, умытая росой,
Она в накидке иван-чая
Нежданно вспыхнула красой!
Исследовательская деятельность
Сравнить кипрей с одуванчиком. Найти сходства и различия.
Трудовая деятельность
Сбор семян цветов.
«Кипрей, называют медовым цветком»
Цель. Продолжать знакомить с лекарственными растениями. Закреплять знания о кипрее, его особенностях.
На лугу расцвел кипрей —
Вот семья богатырей.
Крепки, статны и румяны
Встали братья-великаны.
Славный выбрали наряд —
Куртки пламенем горят!
Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может быть, потому, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. Кипрей очень хороший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет: «Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хотите!» Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван-чая, попьет горячего отвару и поправится.
Исследовательская деятельность
Посчитать количество лепестков у кипрея.
Найти два одинаковых цветка.
Измерить высоту стебля кипрея.
Найти самый высокий (низкий) кипрей.
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за одуванчиком.
Рассказ про одуванчик.
Это растение имеет много названий. Кто-то называет его молочником, кто-то – пуховиком. Собиратели целебных трав называют его зубной травой. Но самое известное его название – одуванчик. Это веселое растение, с пышной белой прической, где только не растет! На поле, на лугу, да и около дачного участка обязательно встретится этот всепроникающий цветок.
Зацветает одуванчик еще весной, в каких-то местах это происходит уже в марте, в других – в апреле или в мае. Цветки у этого растения ярко-желтые, издалека кажется, будто маленькие цыплята в траве копошатся. Если рассматривать цветок одуванчика вблизи, можно увидеть, что он представляет собой корзинку, в которой плотно-плотно растет множество крошечных желтеньких цветочков. Рано зацветшие одуванчики очень помогают своим нектаром пчелам, подкармливая их до начала цветения основных медоносных растений.
К шапочному разбору
Когда одуванчик отцветает, на месте желтых цветков созревают плоды, «семянки», каждый из которых имеет длинный носик с волосками на конце. Семянок у растения созревает много, они то и образуют воздушную белоснежную шапку. Правда, держится эта «шапка» на растении не очень долго – до первого порыва ветра. Дунет ветер – и семянки срываются с одуванчика и дружной гурьбой отправляются в путешествие по воздушному океану. И лететь они могут, подхваченные воздушными потоками, достаточно долго. А как семянки устают лететь, они садятся на землю и на этом месте потом появляются новые одуванчики. Так одуванчик, с помощью семянок-путешественниц и расселился по всей нашей планете.
Любовь и… одуванчики
Одуванчик – очень живучее растение. Он растет, где можно и где нельзя. Садоводы и дачники, которым одуванчик мешает выращивать культурные растения, борются с ним долгие годы, но пока безуспешно. Есть даже одна забавная история о человеке, который, испробовав все способы борьбы с одуванчиками, написал письмо ученым с вопросом, как ему решить эту проблему? И получил от них довольно неожиданный ответ: «Советуем вам полюбить одуванчики». Конечно же, это шуточная история, но как говорится, в каждой шутке есть доля истины.
И хотя одуванчик не жалуют садоводы и дачники, растение это является весьма полезным.
Полезные свойства одуванчика
Например, из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат. А из цветков этого растения, оказывается можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе.
Используют одуванчик и в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, антивирусными, антиканцерогенными и противодиабетическими свойствами.
Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками.
«Наблюдение за одуванчиком».
Цель. Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках.
Познакомить со строением цветка и его особенностями.
- Посмотрите, как красиво. Сколько много цветов. Они как маленькие солнышки упали на зеленую траву и раскрасили землю.
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся, улыбнулся;
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише, ветер луговой!»
Что это за цветок? (одуванчик)
Какого цвета его шапочка? (желтая, белая)
У цветка есть стебель и листья (Рассматриваем).
Какого цвета стебель и листья?
А это живой цветок или нет?
Где растет живой цветок?
В какое же время года цветет одуванчик?
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в зеленой траве,- нектар для насекомых.
С чем можно сравнить одуванчик?
Желтый, как солнышко.
Круглый, как….
Мягкий, как….
Белый, как…
Пушистый, как…
Хрупкий, как….
Вот какой необычный цветок!
Одуванчик очень полезное растение, из него можно делать салат, лечит болезни, варить варенье. Им питаются насекомые и животные. Это очень красивый весенний цветок.
«Очень любопытный цветок»
Цель. Продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком.
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
— К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.
Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
♦ Как выглядит одуванчик?
♦ Как распространяются его семена?
«Что – это за цветок?»
Цель. Учить сравнивать одуванчик в начале и конце цвете¬ния, знать изменения, произошедшие с цветком.
Ход наблюдения
Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В зо¬лотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-пара¬шютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семе¬на одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вы¬рвать с корнем, что не всегда удается.
♦ Какие изменения происходят в процессе цветения оду¬ванчика? (Сначала появляется зеленый бутон, который рас¬крывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью кото¬рых ветер разносит семена цветка.)
♦ Когда закрывается корзинка цветка? Почему в сырую погоду и во второй половине дня?
«Что это за цветок?»
Цель. Развивать познавательную деятельность в процессе фор¬мирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Одуванчик.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
Владимир Степанов
♦ А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?.. (Бабушки варят варенье, мёд… )
♦ Одуванчик — лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.
♦ Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика приме¬няется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улуч¬шения пищеварения.)
♦ Каковы правила заготовки лекарственных растений? (В городе их нельзя рвать. Корни выкапывают только пос¬ле созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырыва¬ют.)
♦ Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся.
♦ Сейчас сорвём три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.
Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня обращаю внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.
«Цветущая поляна»
Цель. Закреплять умение наблюдать за объектами природы – золотистыми одуванчиками, насекомыми, любоваться природой – цветущей полянкой.
Загадка.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Оглядитесь вокруг, что вы видите на этой цветущей полянке?
Поздоровайтесь с одуванчиками – наклонитесь, понюхайте, бережно проведите ладонью по цветку. Какой он? (пушистый, мягкий, шелковистый).
Кто кружится над одуванчиками? Почему?
Желтая пыльца одуванчиков служит для пчел кормом.
Знаете ли вы, что одуванчики могут предсказывать погоду?
Если днем одуванчик закрывается, значит, будет дождь.
Рассмотрите одуванчик, как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей).
А вот, что скажу вам я.
В пору созревания семена одуванчика выбрасывают крохотные парашютики, и головка становится пушистым белым шариком. Если сильно на нее подуть, то семена отрываются и разлетаются по всему свету – вот тебе и одуванчик. А ведь недавно он был желтым цветком и в таком количестве заполнял лужайки, что все вокруг казалось золотым ковром. Одуванчики рвать не нельзя, можно лишь нежно дотрагиваться до них.
Предлагаю детям стать одуванчиком, дать почувствовать себя цветком (на полянке, в вазе, выброшенным на дорогу).
Подвижная игра «Пчелы и одуванчики»
Описание игры: дети делятся на две команды – одуванчики и пчелы. Все бегают по поляне. По сигналу воспитателя дети-одуванчики встают на колено, а дети-пчелы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, собирают нектар (складывают руки у губ трубочкой, втягивают в себя воздух). Перелетают от цветка к цветку, подражая жужжанию пчел. Затем дети меняются ролями.
Рассказы о растениях.
"Золотой луг". Михаил Пришвин
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была, с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
"Серёжа!" — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: "Очень красиво! Луг - золотой". Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Учебно-методическое пособие по проведению наблюдений за деревьями зимой
Данное пособие содержит виды наблюдений, организацию и методику руководства в разных возрастных группах в зимнее время года за деревьями на участке детского сада....
Методическая разработка наблюдения на прогулке за одуванчиком
План-конспект проведения наблюдения за одуванчиком на прогулке....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Наблюдение за муравьями"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».Цель: Расширить знания детей о муравьях, их образе жизни.Задачи: Воспитательные: Воспитывать бережное о...
Учебно-методическая разработка: "Наблюдение за природой по временам года"
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Учебно - методическое пособие /Наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке. Средняя группа детского сада/
Наблюдения, опыты, эксперименты, игры на прогулке для средней группы...
Наблюдение-исследование в подготовительной к школе группе Тема: «Наблюдение за муравьями»
Подготовка материала для проведения исследования с детьми...