"Что можно сделать со шляпой, если не быть растяпой?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Евгения Ивановна Ерохина

Занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyapy.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

"Что можно сделать со шляпой, если не быть растяпой?"

Задачи. Знакомить детей с разнообразием шляп и их назначением, учить детей быть опрятными и аккуратными, знакомить детей с традиционными  головными уборами ( с учетом национальных и региональных особенностей), познакомить с историей возникновения , названием частей шляпы.  

 Закрепить название геометрических форм.

 Расширение словарного запаса, словообразование,  развитие логического мышления, связной речи.

Оборудование. Картины различных шляп. Различные шляпы. Кукла - Незнайка. Буклеты "Как правильно подобрать головной убор?"

Ход занятия:

В гости к ребятам пришел Незнайка. Отгадайте загадку, ребята:

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.

(Шляпа)

"Знаете,- сказал Незнайка ребятам, - я слышал и читал много сказок. И почти у всех сказочных героев были свои головные уборы (сказочные герои изображены на рисунках, назвать их головные уборы). Вот и у меня есть. Так что мне не надо подбирать для себя головной убор. А вот для моих друзей коротышек и для вас, ребята, шляпки бы  не помешали. Без головного убора у вас совсем негеройский вид!" - печально воскликнул Незнайка. "Для того чтобы быть героем, - сказал воспитатель, не нужна никакая шапка. Главное, чтобы сердце было геройское!"

- Вы согласны со мной?

- Что значит "геройское сердце"? (Смелое, отважное, доброе).

- А я думал, что если шляпа - то сразу и герой!

Незнайка .

- Про шляпу есть много загадок. И вам я сейчас загадаю.

  • Под какой шляпой вы идете во время дождя? (под зонтом)
  • Какие сказочные герои носили шляпы? (Незнайка, Кот в сапогах, Красная шапочка, Дюймовочка)
  • Что растет со шляпкой?  (гриб)
  • В каком произведении головной убор напугал мальчиков?  (Н. Носов «Живая шляпа»)
  • Как можно назвать двумя словами кепку, берет, панаму, шапку, шляпу? (головные уборы)
  • Из чего изготавливали шлем в Древней Руси? (из металла)
  • Перед какой шляпкой люди наклоняются?  (перед  шляпкой гриба)

Воспитатель. - Сегодня мы продолжим разговор о головных уборах, поговорим с вами о шляпах, узнаем  некоторые  секреты о шляпах, которые нам пригодятся в жизни. И ещё, что можно сделать со шляпой?...

Незнайка. - Ребята! Я и коротышки изобрели машину времени и приглашаем вас отправиться путешествовать на ней по сказкам.

Воспитатель. Нет, лучше мы отправимся путешествовать на ней в прошлое и узнаем все о шляпах. Ну, давайте, забирайтесь в машину, крепко пристегивайтесь ремнями, будем отправляться. Я только добавлю масла в кварцевый регулятор.

 - Готовы? Только перед полетом вспомним:

1. Повторение материала.

- Для чего нужен головной убор? (ответы детей)
- Головные уборы нужны для защиты от солнца, ветра, дождя, снега и холода.
- Какие головные уборы вы знаете? (перечисляют головные уборы)

- Есть еще один головной убор, который вы не назвали или назвали (показываю шляпку) Что это?

 2. Знакомство с новым материалом.

- Приглашаю вас посетить выставку шляп (на столе выложены шляпы разных фасонов)
- Что общего у всех шляп? Покажите, пожалуйста (высказывания детей)
- У шляпы есть «тулья». 
- Как вы думаете, что обозначает слово «тулья»? (ответы детей) 
- Где мы об этом можем узнать? (энциклопедия, интернет…)
Читаю энциклопедию: «Тулья – это верхняя часть шляпы, покрывающая голову» (показ и повтор с детьми название тулья)
- Ребята, чем отличается шляпа от других головных уборов? (ответы детей)
- У шляп есть поля (показ) Для чего нужны поля? (ответы детей; повторить с детьми название поля).

Летим в самое давнее прошлое...

Давным-давно люди жили в пещерах. Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Кстати, как вы думаете, что означает слово "шапка"?(Ответы)

Воспитатель: - А вы знаете, что "шапка" слово не русское. Произошло оно от французского "шапо" - шляпа, или "шап", что значит - покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё "покрышку" носите на голове?  (Дети называют свои головные уборы).

- Как вы думаете, чем они покрывали голову, когда дул сильный ветер или шел дождь? (предположение детей)

Тогда люди еще не умели шить и вместо шапки голову покрывали листьями (показ иллюстрации). Люди находили растения с большими листьями, например лопух, и из них делали шляпы. Позднее люди стали делать шляпы из соломы (показ соломенной шляпы) .

Воспитатель. Теперь вы знаете, что первые головные уборы появились еще в доисторическое время. Их надевали прежде всего для защиты от дождя, солнца, холода и ветра. Сначала в качестве шляп, вероятно, использовали листья, шкуры, кожуру плодов. Потребность в защите постепенно привела к возникновению более сложных форм головных уборов.

Форма шляп. Многообразие, но рассмотрим некоторые знакомые формы:

В жизни человек встречается с предметами разной формы: поле прямоугольное, посуда в форме цилиндров и т.д. Люди заметили, что одни предметы отличаются от других по форме, а другие наоборот, похожи (мяч, яблоко, ягода). Заметив это люди начали использовать название какого-либо одного предмета для названия предметов, одинаковых с ним по форме. В русском языке не сохранились старинные названия геометрических фигур и форм, потому что мы начали пользоваться названиями, придуманными в Древней Греции. Круг ("кольцо", "колесо",) овал ("яйцо").

Цилиндр (греч. "каток", "малярный валик"), конус(греч. "еловая шишка"), куб, шар(греч. "мяч").

- Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.

Отец рассмеялся: - Цилиндр - это шляпа.

Чтобы иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так, это банка консервная,

Труба парохода - цилиндр,

Труба на нашей крыше - тоже,

Все трубы на цилиндр похожи...

А.П. Тимофеевский

Сказала мама: -А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

В высокой шапке звездочет

Считает звезды круглый год.

Конус - шляпа звездочета.

Вот какой он. Понял? То-то!

А.П. Тимофеевский

С развитием человечества менялась и роль головных уборов. Значение их росло, они уже не только выполняли практические задачи, но и служили для отражения индивидуальности и социального статуса. Мы так привыкли к ношению шапок, шляп, косынок и т. д., что не задумываемся, насколько это важный и полезный предмет гардероба - головной убор.

Название

Описание головного убора

Галеро

Очень большая, плоская, красная шляпа с широкими полями, по сторонам свисают по 15 кисточек, также является геральдическим отличием сана кардинала

Котелок

Мужская шляпа с округлой тульей без изломов и обычно загнутыми вверх полями

Фетровая шляпа(федора)

Мужская шляпа, популярная в первой половине XX в.

Канотье

Невысокая цилиндрическая соломенная шляпа с плоским верхом, узкими твердыми полями и черной лентой (от фр. canotier - "гребец")

Ковбойская шляпа

Высокая мужская шляпа из фетра или кожи, с загнутыми по бокам полями. Иногда снабжается хлястиком

Шапокляк

Складная шляпа-цилиндр, ныне используется только цирковыми артистами

Боливар

Широкополая шляпа-цилиндр

Панама

Мягкая шляпа из легкой ткани или соломы, предохраняющая голову от солнечных лучей

Треуголка

Шляпа с загнутыми вверх треугольными полями

Конфедератка

Четырехугольная шляпа без полей с кисточкой

Свиной пирог

Шляпа с короткими полями и низкой цилиндрической тульей. Носилась представителями некоторых субкультур в 1960-1970-е гг.

Сомбреро

Мужская широкополая испанская шляпа у жителей Латинской Америки, Испании

Шляпа Шерлока Холмса

Мужская шляпа охотника за оленями, с двумя козырьками, спереди и сзади

Клош

Дамская шляпка в форме колокольчика, была в моде в 1920-е гг.

Колесо

Женская шляпа с плоской тульей и очень широкими круглыми полями, была в моде в 1910-е гг., а также в 50-е

Таблетка

Крохотная круглая или овальная шляпка без полей, закрепляемая на волосах специальной булавкой

Ток

Жесткая, обыкновенно плоская шляпка без полей, часто красиво отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью

Цилиндр

Высокая мужская шляпа из шелкового плюша, с небольшими твердыми полями


Богатые люди носили шляпы не только для защиты от солнца и холода, но и как украшение.
Дамы носили высокие шляпы с конусообразной тульей. Некоторые шляпы были высотой, равной вашему росту. 
- Удобно ли было такие шляпы носить? 
- Почему?
Подсказка на картине. Посмотрите, как прогнулась бедная дама, удерживая равновесие под тяжестью шляпы. 
Чтобы принцесса могла войти во дворец, ей приходилась низко приседать. А в некоторых замках приходилось дополнительно прорубать двери в высоту.
Позже, один парикмахер…
А кто такой парикмахер? …придумал шляпу – прическу, где шляпа и волосы дамы составляли единое целое. Появились шляпы в виде корзин с цветами, фруктами и птицами, шляпы-корабли, шляпы с долинами, ручьями, садами и лесами, выполненные из самых разных материалов — серебра, золота, ткани.
- Нравятся ли вам такие шляпы? Чем нравятся?
- Удобны ли они были? Почему?

Шляпки были настолько велики, что дамы вынуждены были передвигаться буквально на ощупь, опираясь на плечо кавалера.
В этих шляпах дамы с трудом размещались в каретах.
А мужчины носили цилиндры с высокой тульей, шляпы – котелки, треуголки. Почему? (шляпы с загнутыми вверх полями).

Ковбойская шляпа появилась как элемент одежды пастухов. Ее шили из прочного материала – кожи. Взмахом широких полей шляпы можно было быстро разжечь огонь, использовать шляпу в качестве ведра для воды, а в условиях переменчивой погоды такая шляпа служила отличным зонтом от солнца и дождя. 

Выставка шляп:

- Нравятся ли вам шляпки? Чем они украшены?
Представьте, что вы надели красивую шляпку (динамическая пауза под музыку "Упала шляпа"). Я буду подавать вам команды, а вы выполняйте только те из них, при которых шляпа с головы не упадет.

- Приседайте (выполняют),

наклонитесь вперед (не выполняют),

руки вперед, вверх, в стороны, на пояс (выполняют),

повороты вправо - влево (выполняют),

наклоны вправо - влево (не выполняют),

бег на месте (выполняют),

прыжки (не выполняют),

круговое вращение рук (выполняют),

наклоны головы в стороны (не выполняют).

Воспитатель. Ребята, посмотрите из чего сделаны эти головные уборы? (Из соломы, из ткани, из фетра, из меха, из пластмассы, кожи).

- Шляпа из соломы (какая?) - соломенная.

- Ребята, такая шляпа прочна? (ответы детей). Конечно, нет, она быстро ломается и приходит в негодность. 
- А в какое время года ее можно было носить? (только летом) 
- Почему? (не защищает от холода, ветра и дождя).

Из фетра - ...(фетровая)

Из меха - ...(меховая)

Из меха кролика - ...(кроличья)

Из меха лисы - ... (лисья)

Из меха норки - ...(норковая)

Из зайца - ...

Из каракуля -

Незнайка. А моя шляпа какая? (Ответы детей).

Скажи со словами один, три, пять. (Одна шляпа, три шляпы, пять шляп).

Незнайка. Ребята, я однажды в книжке прочитал поговорку: "По Сеньке и шапка". Не могу ее понять.

Воспитатель. Кстати, эта поговорка имеет два смысла.

Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки . Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как . И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была мятая, неказистая.
Про него говорили с
усмешкой: "  По Сеньке и шапка!"
А другой Сенька был ловкий, умелый : дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с
уважением, как бы любуясь им: "По Сеньке и шапка!"

- Ещё любопытная пословица "На воре шапка горит!". У неё такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: "На воре шапка горит!" От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Припомним и другие пословицы:

"Шапку в охапку - и бегом!" Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку. 
"Поспел к шапочному разбору": все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился. 
Все эти пословицы живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах. А вот еще одна пословица: "Дело в шляпе".
Мягкие суконные шляпы носили чиновники, которых называли "стряпчими". Стряпчие готовили документы для суда, вроде как бы "стряпали" дело. В суде решались всякие споры о наследстве, о долгах... 
И была у этих чиновников привычка - класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их. 
Вот и считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, оно дойдёт до суда, там его рассмотрят, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка: "Дело в шляпе!"

Воспитатель. А знаете ли вы, ребята, пословицы и поговорки про шляпы?

Пословицы и поговорки

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 

Часто за шапку берется - не скоро уйдет. 

Шапочное знакомство не пойдет в потомство. 

На воре и шапка горит. 

Пришел к шапочному разбору. 

По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак. 

В голове нет - в шапку не накидаешь. 

Цари дерутся, у народа шапки летят. 

Греха шляпой не покроешь. 

Все дело в шляпе. 

Если вы хотите преуспеть - наденьте шляпу (английская поговорка). 

Глядя в прошлое - снимите шляпу, глядя в будущее - засучите рукава (восточная пословица). 

Кусок хлеба в кармане лучше, чем перо на шляпе (эстонская пословица). Без штанов, да в шляпе. 

Мой дом там, где моя шляпа (английская поговорка). Джентльмена делает шляпа. 

"Эх ты, шляпа!" (русское выражение, так говорят незадачливому человеку). 

Прошляпить - упустить что-либо важное. 

Съесть свою шляпу - настоять на чем-либо (английское выражение). 

Сеять рис сквозь шляпу - заниматься бестолковым делом (китайская поговорка).

- Какие вы молодцы!
- А вот и путешествию конец!
- Понравилась ли вам путешествие?
- Что вам запомнилось?

Незнайка. Как много нового мы с вами узнали, теперь я знаю, что можно сделать со шляпой, если не быть растяпой?

Воспитатель. Наш Незнайка большой выдумщик, но послушаем какие выводы он сделал.

Что можно сделать со шляпой, если не быть растяпой?

Что можно сделать со шляпой,

Если не быть растяпой?

Приветствовать друзей и знакомых;

Подкинуть вверх, когда смотришь салют;

Устроить выставку лент, перьев и цветов;

Пойти в ней на карнавал или маскарад;

Подарить кому-нибудь;

Продырявить и глядеть в дырочки, как в окошки;

Обмахиваться, как веером, когда жарко;

Привязать к шляпе веревочку

И возить ее за собой, как паровоз или автомобиль;

Надеть на палочку и крутить;

Пустить плавать по воде, как лодку;

Как сачком ловить бабочек, майских жуков и лягушек;

Класть в нее разные мелочи;

Прибить под крышей для ласточек;

Гонять, как обруч;

Как в цирке, показывать фокусы;

Привязать к воздушному шарику;

Мерить рис, овес, сахар, муку;

Отдать огородному пугалу, снежной бабе, городской статуе;

Шляпу можно использовать, как вазу для яблок и слив;

Как горшок для цветов;

Как котелок для супа;

Как абажур, кошелек, аквариум, баскетбольную корзину;

Как форму для кекса, корзину для грибов и ягод;

Как домик для мышки.

Но лучше просто надеть шляпу на голову!

Е. Гулыга.

3. Итог. Рефлексия.

Незнайка. - Расскажете ли вы кому-нибудь о нашей встрече?
- Кому вы расскажете о ней?
- Что вас обрадовало?
- Что запомнилось?
- Что удивило? 
- Ребята, мне с вами было очень интересно, потому, что вы любознательные,… До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии «Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…» в подготовительной к школе группе

«Если человек не перестанет загрязнять природу,   то его занесут в красную книгу»                            ...

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

Занятие 3 «Что можно сделать, чтобы быть здоровым?»

Занятие 3 «Что можно сделать, чтобы быть здоровым?»...

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

Что можно сделать, если ребенок не отпускаетвоспитателя от себя, постоянно зовет маму?...