ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
материал по окружающему миру по теме

Семенова Анна Николаевна

теметическое портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

                                                                              СЕМЁНОВА АННА НИКОЛАЕВНА                        

                                                                              ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                              ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

                                                                              К ШКОЛЕ ГРУППЫ

2011

ПОКРОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Условия возникновения опыта.

Актуальность и перспективность опыта.

Ведущая педагогическая идея.

Теоретическая база.

Новизна опыта.

 Технология опыта.

Результативность работы.

Адресная направленность.

Список используемой литературы.

Приложения.

1. Условия возникновения опыта.

         

          Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них.  Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.

          Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию (диаграмма №1), по развитию речи. Работая в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ и обсуждая результаты диагностирования детей совместно с учителем-логопедом выявили динамику снижения развития активной речи у детей, недостаточное развитие мелкой моторики за последние года (диаграмма №2, 3). Диагностика, проведенная педагогом-психологом, подтвердила снижение познавательной активности детей (диаграмма № 4). Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии (приложение №5).

          На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи  я могу  реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

          На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.), предполагающая использование  разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

         

2. Актуальность и перспективность.

       

          Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

          Живя, в городе, через центр которого проходит федеральная трасса, где уже который год в неисправном состоянии находятся очистные сооружения, где единственная река в городе – это свалка отходов автомобилистов, просто нельзя не говорить об экологической проблеме. Встает вопрос об экологической неграмотности старшего поколения. А ведь у каждого из нас подрастают дети, и мы хотим, чтобы они жили в здоровой экологии. Ведь все те, кто приносит вред природе когда - то тоже были детьми. Поэтому одной из наших задач (родителей, педагогов) - помочь детям стать экологически грамотными.

          Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.  

          В решении данной задачи важная роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992) была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.

          С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

          Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года.

          Работая по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, одним из важных направлений я считаю экологическое воспитание. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю развитие у детей экологического сознания. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

          Особенно меня стал волновать вопрос снижения познавательной активности детей, ведь ребенок по ФГТ должен быть:

физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками. 

любознательным и  активным.

эмоционально отзывчивым. 

овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 

способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 

иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

владеть универсальными предпосылками учебной деятельности 

владеть необходимыми умениями и навыками. 

            Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:

1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями города экологической направленности – городским Краеведческим музеем, организацией «Мы земляне», созданной на базе начальной школы,  

          В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

         На основании ФГТ мы получили возможность объединить все виды деятельности (приложение№6).

         Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.

          Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

          В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

          С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

        Я считаю, что  в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.      

           Инструментом в создании таких моделей для меня служит интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка.

           Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.

           Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности:

в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);

театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.

          Всё это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

          Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

         

3. Ведущая педагогическая идея.

         

           В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем  внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения,  интерес и активность.          

          В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

          Я считаю, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

          Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию.

         Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение  наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

          Именно правильно организованное восприятие даёт  ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.

          Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

          Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГТ, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности

          Предлагаемая система позволяет решать следующие задачи:

расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;

конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;

учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. Уметь сравнивать;

развивать интерес к родному краю;

учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

учить наблюдать различные явления природы;

закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

закрепить умение правильно вести себя в природе.

   

          Наши занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

          В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формируем экологические представления об окружающем.

4. Теоретическая база. 

         

         Проблема развития познавательной активности детей была актуальна  в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

          Л.С.Выготский писал: « Интерес - как естественный двигатель детского поведения, является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

           Еще в 1953 году отечественный психолог Н.С. Лейтес показал, что всех одаренных детей, независимо от различий в возрасте, темпераменте, различий в самом проявлении этой одаренности отличает общая черта - познавательная потребность. Все обследованные одаренные дети активно стремятся к интеллектуальной деятельности, часто довольно сложной по содержанию. Близкие к этому результаты были получены и зарубежными исследователями, начиная с Ч. Спирмена, считавшего, что именно «умственная активность» или любознательность лежит в основе одаренности человека.  В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

           Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова,  считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

           Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».

          Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

          Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

         Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в 20 веке. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья. 

          С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.                

          Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

           В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.

- Программа В. И. и С. Г. Ашиковых "Семицветик" (1997).

Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру.

- Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998).

Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

- Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников. Она создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

- Программа А. Вересова "Мы земляне"  имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания. Она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

- Программа А. И. Ивановой «Живая экология».

Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения,  доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.

- Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой  создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

- Программа "Паутинка"  Ж. Л. Васякиной-Новиковой  развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

- Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник".

Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме.

Программа сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. 

        В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

          Примером может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой , а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья " Планета детства " ,       в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии "  и ее научное обоснование (автор  Л. И . Грекова ).

           Таким образом, обзор программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую заинтересованность авторов в интенсификации экологического образования детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности.

           Создавая свою систему работы и сопровождающий его комплекс занятий, я основывалась на разработках: Николаевой С. Н., Бондаренко Т. М., Гончаровой Е. В., Егоренкова Л. И., Ивановой А. И.

          В своей работе я опиралась на следующие принципы:

принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал -  как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;

принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;

принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легковоспринимаемого, интересного для детей материала;

принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

5. Новизна опыта.

         

           Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание  строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

         

6. Технология опыта. 

         

         Работая по данной теме, в течение трех лет мною было разработано тематическое планирование по каждому возрасту (приложение № 13, 14, 15).      

         Опираясь на  методики по экологическому воспитанию и в связи с утверждением и внедрением новых государственных требований к структуре дошкольного образования, возникла необходимость использовать путь интеграции.        

          Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые я использую в своей работе.

          Прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, где в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей, и  строится на разных видах деятельности (приложение № 16).

         Разработана система экскурсий (приложение № 17).

         Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.

          Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные  игры, отгадывание загадок (приложение № 24).  Большое  значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

          Разработала авторский календарь природы для детей (приложение № 21)      

          Широко использую сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей.

         Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

          ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра (приложение № 22)

 Ее характеризуют следующие моменты:

1) она имеет короткий и несложный сюжет;

2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;

4) игру проводит воспитатель;

5) воспитатель руководит всей игрой.

          Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

1.  Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

2.  Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

3.  Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

           Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

          Включение родителей в нашу работу обязательно.

           

           

7. Результативность работы.

          Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием.

повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы;

вопросы детей носят познавательный характер;

повысился уровень экологической воспитанности детей;

качественно изменилось отношение детей к природе.

 

8. Адресная направленность опыта.

          Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогам средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям – обогатить свой опыт и передать его своим детям.

9. Список используемой литературы.

1.  Апполонова Н.И., Артемова Т.А., Башкирова К.В. Инрегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста "Я познаю мир" // ДОУ № 232 "Жемчужинка", - Ульяновск, 1999г.

2.  Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3.  Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7.

4.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Борндаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж 2010

6. Борндаренко Т. М.Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

7. Вашурина Р.И., Репникова Л.А., Федорова Т.С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2000г.

8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

9.  Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

10 Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: просвещение, 1980

11. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.

12 Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

13. Елина Е.В., Зарубина О.Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий./ Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.

14. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

15.  Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009

16.  Кирике Г. Ребёнок и природа. // Дошкольное воспитание, 1993г., № 7.

17.  Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

18.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.  

19.  Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

20.  Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

21.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.,, Академия, 1999г.

22.  Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

23.  Николаева С.Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

24.  Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., Новая школа, 1993г.

25.  Павленко И. Н. развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К. Ю. Белой. – М,: ТЦ Сфера, 2007

26.  Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой. – М., Просвещение, 1987г.

27. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/авт.-сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2011

28.  Психологические вопросы игры и обучения дошкольников. / Сборник статей. // Под ред. Эльконина Д.П. – М., Просвещение, 1957г.  

29.  Рыжова Н.А. Наш дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.

30.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.

31.  Саморукова П.Г. Игры детей. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение,1983г.

32.  Сорокина А.И. Дедактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение 1982г.

33.  Токмакова Н. Животворные ключи. / Дошкольное воспитание, 1994г., №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи  я мог...

Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

Формирование познавательного интереса через экологическое воспитание

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

laquo;Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»...

Семинар-практикум "Формирование у дошкольников социальной и познавательной действительности через экологическое воспитание"

Природа играет основную роль в привитии любви к Родине. Воспитывая уважительных и любознательных детей с правильно сформированным экологическим мышлением, умеющих жить в гармонии с природой, мы воспит...

Самообразование: «Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»

План самообразовании по теме: Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»...