Зимующие птицы двора
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мосенкова Марина Александровна

Воспитывать интерес у детей к нашим   соседям по планете – птицам, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podgotov.docx263.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Зимующие птицы двора»

      Вид проекта:   групповой, краткосрочный.

      Продолжительность: 2 недели.  

      Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

      Актуальность: задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим   соседям по планете – птицам, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края.

Задачи:

  • активизировать знания детей о зимующих  птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
  • развивать  воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
  • развивать умение строить причинно-следственные связи;
  •  учить понимать образный смысл загадок;
  • воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
  • формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе,  птицам, желание помогать им, заботиться о них.

      Содержание работы в процессе реализации проекта:

1. Познавательная деятельность

  • Формирование целостной картины мира

      Тема: «Зимующие птицы»

  • Фэмп

      Тема «Сколько птиц к кормушке прилетело»

 • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Экологическое воспитание

 • Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

 • Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

 • Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

 • Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям.

Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

 • Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

2. Игровая деятельность

 • Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

 • Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

 • Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные».

 • Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

  • Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей - воробушек).

 • Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

 • Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц(гнездо, дупло и т. п.)

  • Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и       наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

 • Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц.

 • Д/и «Кто больше подберет действий (признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Коммуникация

 • Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

 • Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири»), Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

 • Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.  

 • Заучивание стихов  о зимующих птицах.

 • Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.

  • Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»  

Художественное творчество:

• Рисование «Зимующие птицы»:

• Лепка «Учимся лепить птиц» - лепка птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

 • Аппликация из цветной бумаги.

Ручной труд

  • Изготовление снегиря из бросового материала

• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

Трудовое воспитание

 • Труд в природе – чистка кормушек, ежедневное кормление  птиц

Наглядная информация.

 • Оформление папки-передвижки  «Синичкин день»

 • мультимедийная презентация  «Птицы нашего двора»

Работа с родителями:

  • Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
  • Заучивание стихотворений про зимующих птиц
  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.
  • Составление картотеки загадок про зимующих птиц
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Ожидаемые результаты:

•Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

•Создание необходимых условий в группе по формированию у детей целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Активное участие родителей в реализации проекта.

•Практические результаты:

-составление картотеки загадок о зимующих птицах,

         Приложение:

1.Картотека загадок о зимующих птицах;

2.Папка-передвижка «Синичкин день».

         3. консультация для родителей

Список литературы:

  • Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  • Интернет-ресурсы.

Приложение №1

Картотека загадок про зимующих птиц

Хоть поменьше воробья,

 Не боюсь зимы и я,

 Всем известная вам птичка.

 А зовут меня…    

                            (синичка).

С грудкой желтой знаем птицу,

 Называется…

                            (Синица).

С желтой грудкой у окошка

 Собирает шустро крошки

 Отгадайте что за птица?

 Называется…

                           (Синица).

Небольшая и пёстрая птица,

 Не боится зимой простудиться,

 Угощение наше ей снится,

 Прилетает к нам часто…

                           (Синица).

Прилетели, сели,

 Песенку пропели,

 Две подружки, две сестрички ,

 По прозванию - ...

                            (Синички)

На кормушку к нам зимой

 Прилетает птица

 С жёлтой грудкой пуховой –

 Шустрая…

                             (Синица)

 Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

                                            (Снегирь)

 Чернокрылый,

 Красногрудый

 И зимой найдет приют:

 Не боится он простуды

 - С первым снегом

 Тут как тут!                      (Снегирь)

 Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это ... (Снегири)

 Птичка-невеличка

 Ножки имеет

 А ходить не умеет.

 Хочет сделать шажок

 - Получается прыжок.

                                          (Воробей)

 Найдешь её в своём дворе,

 Она на радость детворе.

 Ты обижать её не смей!

 Эта птичка - ...

                                          (Воробей)

 Чик-чирик!

 К зёрнышкам прыг!

 Клюй, не робей!

 Кто это?

                                            (Воробей)

 Днём спит,

 Ночью летает,

 Прохожих пугает.

                                             (Филин)

 Трещала с самого утра:

 "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

 А что пора?

 Какая с ней морока,

 Когда трещит ...

 (Сорока)

 Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая.

 Вещунья белобока,

 А зовут её ...

                                  (Cорока)

 Эта хищница болтлива,

 Воровата, суетлива,

 Стрекотунья  белобока,

 А зовут её ...

                                    (Сорока) 

 Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.

                                      (Сорока)

 Днём спит, ночью летает.

                                      (Сова)

Очень странный почтальон:

 Не маг и не волшебник он.

 Доставит письма и газеты,

 Несёт посылку на край света,

 Хранить умеет все секреты.

 Крылат и смел, и зорок он.

 Кто же этот почтальон?

                                      (Сова)

Угадайте, что за птица

 Света яркого боится,

 Клюв крючком, глаз пятачком?

                                        (Сова)

 Всю ночь летает -

 Мышей добывает.

 А станет светло -

 Спать летит в дупло.

                                          (Сова)

 В лесу, под щебет,

 Звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист:

 "Здорово, дрозд, приятель!"

 И ставит подпись ...

                                           (Дятел) 

 Всё время стучит,

 Деревья долбит.

 Но их не калечит,

 А только лечит.

                                          (Дятел)

 Плотник острым долотом

 Строит дом с одним окном.

                                          (Дятел)

 Что за кузнецы в лесу куют?

                                         (Дятлы)

 Я по дереву стучу,

 Червячка добыть хочу,

 Хоть и скрылся под корой

 - Все равно он будет мой!

                                        (Дятел)

 Не дровосек, не плотник,

 А первый в лесу работник.

                                       (Дятел)

 Кто в беретке ярко-красной,

 В черной курточке атласной?

 На меня он не глядит,

 Всё стучит, стучит, стучит.

                                              (Дятел)

 Хоть я не молоток -

 По дереву стучу:

 В нём каждый уголок

 Обследовать хочу.

 Хожу я в шапке красной

 И акробат прекрасный.

                                              (Дятел)

Прилетела на базар,

 Громко всем сказала: "Кар!

 Пусть я в школе не учёна,

 Но умна, ведь я –  

                                             (ворона) "

Хочет с детства эта птица

 Стать известною певицей.

 День и ночь неугомонно

 " Кар–кар–кар! " – поёт..

                                            (ворона).

Серо-чёрная та птица,

 Говорят, никак, певица.

 Мол, как каркать прекращает,

 Птицам певчим подражает.

                                            (Ворона)

Эта птица всем знакома -

 Важно ходит возле дома

 Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

 И спокойно улетит.

 Очень хитрая персона,

 А зовут её…

                                            (Ворона)

Птица чёрная сидит

 На лохматой ёлке.

 - Кар!- всё время говорит.

 Клюв – страшней иголки. –

                                          (Ворона)

Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета.

Птица говорливая,

 Самая болтливая.

Верещунья белобока,

 А зовут ее ...

                                      (сорока)

Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.

                                      (сорока)

Бела, как снег,

 Черна, как жук,

 Вертится, как бес.

 Повернулась – и в лес.

                                   (сорока)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот-крик.

                                  (сорока)

Эта хищница болтлива,

 Воровата, суетлива,

 Стрекотунья белобока,

 А зовут ее ...

                              (сорока)

Меня сизокрылым

 Все с детства зовут.

 Как символа мира

 И любят, и чтут.

                       (голубь)

 Ну, а это птица мира,

 Только в небесах парила,

 Быстро к нам спустилась в ноги,

 Смело ходит по дороге

 И боится только кошек,

 Ей даем семян и крошек.

 С нами птица круглый год,

 Воркованием поет.

                                    (голубь)

Приложение №2

ИНТЕРЕСНЫЕ  ФАКТЫ  ИЗ  ЖИЗНИ СИНИЦ

• Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Дзинь-дзинь!».

 • Из всех синиц только гаичка способна сама выщипать себе дупло в гнилом, вертикально стоящем стволе дерева. Другие виды синиц пользуются брошенными дуплами дятлов.

• Синицы разных видов зимой объединяются в стаи с дятлами и пищухами и такими группами кочуют по лесу в поисках еды.

 • Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный

НАРОДНЫЕ  ПРИМЕТЫ

• Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.

 • Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.

 • Синица пищит и жмется к дому – к морозу.

 • Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.

 • Синицы рано улетают в теплые края – скоро похолодает.

 • Появление у кормушки лазоревки – к счастью.

 • Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.

 • Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.

 • Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей.

Приложение №3

Консультация для родителей

4 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТА ПО ПОДКОРМКЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Существует распространенное заблуждение, что зимой птицы не страдают от сильных морозов и голода, но это совсем не так. Даже в самые сильные морозы температура тела у птиц равняется в среднем 42°С, а у мелких даже 45°С. Для того, чтобы поддерживать её на таком высоком уровне они нуждаются в постоянном питании, которое зимой обеспечить очень сложно, а иногда, в меру разных причин, и вовсе невозможно. Именно поэтому в зимнее время выживание птиц часто зависит от человека.

Зачем подкармливать птиц

Птицы являются отличными помощниками в борьбе с разнообразными вредителями, которых можно встретить в саду или огороде. В пору выкармливания птенцов они могут уничтожать неимоверное количество насекомых-вредителей, охотясь за гусеницами и жуками с самого утра и до позднего вечера.

Получая подкормку зимой, птицы «привязываются» к определенному месту, и весной, если не сведут на территории вашего сада гнезда, то как минимум будут сюда возвращаться для охоты за насекомыми и дополнительным питанием. Помимо этого, подкармливая птиц вы помогаете сохранить их популяцию.

Совет 1. Подкармливать, а не кормить

Слово «подкормка» говорит о том, что птиц нужно именно подкармливать, а не кормить по нескольку раз в день. В кормушке они должны находить лишь часть дневной нормы, а остальное находить в природе – насекомых в коре деревьев, семена растений в земле или под снегом, иначе птицы могут утратить «хватку» и будут слишком зависеть от человека. 
Только имейте в виду, что подкормкой нужно заниматься грамотно, если отнестись к этому халатно, то птицы могут заболеть и даже погибнуть.

Совет 2. Как выбрать кормушку

Для подкормки птиц, в том числе в лесу и на даче, лучше всего использовать специальные кормушки, а не бросать подкормку прямо на снег или землю. Самый простой вариант — это вырезать кормушку из пластиковой бутылки или пакета для молока или сока.
Более экологической и красивой будет небольшая кормушка в виде домика без стен, помимо привлекательного внешнего вида, она и наиболее удобна для птиц, только не забудьте сделать по краям бортики, чтобы корм не сдул ветер.

Повесить кормушку лучше на южной стороне дерева, там она будет защищена от ветра и снега, и как можно выше, чтобы до корма не могли добраться грызуны. Кроме того у птиц будет хороший обзор и они смогут вовремя заметить кошку, лису или хищную птицу, которые устраивают засады именно в таких местах. Наполняйте кормушку в одно и то же время 1–2 раза в день, пернатые быстро привыкнут к вашему расписанию и в остальное время будут искать корм сами.

              C:\Users\user\Desktop\2525844.jpg C:\Users\user\Desktop\STP85088.jpg


Совет 3. Чем нельзя подкармливать птиц

В сильные морозы птицы едят практически любой корм, который им попадается, чтобы постоянно поддерживать нужную температуру тела и сами того не понимая могут навредить своему здоровью. Именно поэтому важно следить, чтобы в кормушку не попала солёная пища – сухарики, семечки, солёное сало. Накопление соли в организме птиц вызывает отравление и последующую гибель.

Нельзя подкармливать пернатых жареной, острой, жирной, кислой или испорченной пищей. Черный свежий хлеб вызывает брожение и заворот кишок, поэтому от него также стоит отказаться. Важно понимать, что птицы редко гибнут именно из-за отравления, но оно ведет к ослаблению организма птицы и её заболеванию, что в конце концов может привести её к смерти.

Совет 4. Чем подкармливать

Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Не кладите воробьям и голубям куски хлеба – в мороз птицы не в состоянии его расклевать.

Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несолёного сала или сливочного масла.

Для снегирей можно заготовить сушеную рябину и боярышник.
Подойдут также: сваренное вкрутую и натёртое на терке яйцо, кусочки сырой говядины, творог, порезанное на ломтики яблока.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...