Зимующие птицы двора
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podgotov.docx | 263.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Зимующие птицы двора»
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Актуальность: задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края.
Задачи:
- активизировать знания детей о зимующих птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
- формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
1. Познавательная деятельность
- Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
- Фэмп
Тема «Сколько птиц к кормушке прилетело»
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Экологическое воспитание
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям.
Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
2. Игровая деятельность
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные».
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей - воробушек).
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц(гнездо, дупло и т. п.)
• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц.
• Д/и «Кто больше подберет действий (признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
Коммуникация
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири»), Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• Заучивание стихов о зимующих птицах.
• Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.
- Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Художественное творчество:
• Рисование «Зимующие птицы»:
• Лепка «Учимся лепить птиц» - лепка птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
• Аппликация из цветной бумаги.
Ручной труд
- Изготовление снегиря из бросового материала
• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.
Трудовое воспитание
• Труд в природе – чистка кормушек, ежедневное кормление птиц
Наглядная информация.
• Оформление папки-передвижки «Синичкин день»
• мультимедийная презентация «Птицы нашего двора»
Работа с родителями:
- Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
- Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
- Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
- Заучивание стихотворений про зимующих птиц
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Составление картотеки загадок про зимующих птиц
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Ожидаемые результаты:
•Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
•Создание необходимых условий в группе по формированию у детей целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
•Практические результаты:
-составление картотеки загадок о зимующих птицах,
Приложение:
1.Картотека загадок о зимующих птицах;
2.Папка-передвижка «Синичкин день».
3. консультация для родителей
Список литературы:
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Интернет-ресурсы.
Приложение №1
Картотека загадок про зимующих птиц
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня…
(синичка).
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется…
(Синица).
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется…
(Синица).
Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто…
(Синица).
Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички ,
По прозванию - ...
(Синички)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая…
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятлы)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я –
(ворона) "
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт..
(ворона).
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её…
(Ворона)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. –
(Ворона)
Непоседа птица эта –
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(сорока)
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес.
Повернулась – и в лес.
(сорока)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
(сорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока)
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(голубь)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.
(голубь)
Приложение №2
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ СИНИЦ
• Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Дзинь-дзинь!».
• Из всех синиц только гаичка способна сама выщипать себе дупло в гнилом, вертикально стоящем стволе дерева. Другие виды синиц пользуются брошенными дуплами дятлов.
• Синицы разных видов зимой объединяются в стаи с дятлами и пищухами и такими группами кочуют по лесу в поисках еды.
• Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.
• Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.
• Синица пищит и жмется к дому – к морозу.
• Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.
• Синицы рано улетают в теплые края – скоро похолодает.
• Появление у кормушки лазоревки – к счастью.
• Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.
• Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.
• Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей.
Приложение №3
Консультация для родителей
4 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТА ПО ПОДКОРМКЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
Существует распространенное заблуждение, что зимой птицы не страдают от сильных морозов и голода, но это совсем не так. Даже в самые сильные морозы температура тела у птиц равняется в среднем 42°С, а у мелких даже 45°С. Для того, чтобы поддерживать её на таком высоком уровне они нуждаются в постоянном питании, которое зимой обеспечить очень сложно, а иногда, в меру разных причин, и вовсе невозможно. Именно поэтому в зимнее время выживание птиц часто зависит от человека.
Зачем подкармливать птиц
Птицы являются отличными помощниками в борьбе с разнообразными вредителями, которых можно встретить в саду или огороде. В пору выкармливания птенцов они могут уничтожать неимоверное количество насекомых-вредителей, охотясь за гусеницами и жуками с самого утра и до позднего вечера.
Получая подкормку зимой, птицы «привязываются» к определенному месту, и весной, если не сведут на территории вашего сада гнезда, то как минимум будут сюда возвращаться для охоты за насекомыми и дополнительным питанием. Помимо этого, подкармливая птиц вы помогаете сохранить их популяцию.
Совет 1. Подкармливать, а не кормить
Слово «подкормка» говорит о том, что птиц нужно именно подкармливать, а не кормить по нескольку раз в день. В кормушке они должны находить лишь часть дневной нормы, а остальное находить в природе – насекомых в коре деревьев, семена растений в земле или под снегом, иначе птицы могут утратить «хватку» и будут слишком зависеть от человека.
Только имейте в виду, что подкормкой нужно заниматься грамотно, если отнестись к этому халатно, то птицы могут заболеть и даже погибнуть.
Совет 2. Как выбрать кормушку
Для подкормки птиц, в том числе в лесу и на даче, лучше всего использовать специальные кормушки, а не бросать подкормку прямо на снег или землю. Самый простой вариант — это вырезать кормушку из пластиковой бутылки или пакета для молока или сока.
Более экологической и красивой будет небольшая кормушка в виде домика без стен, помимо привлекательного внешнего вида, она и наиболее удобна для птиц, только не забудьте сделать по краям бортики, чтобы корм не сдул ветер.
Повесить кормушку лучше на южной стороне дерева, там она будет защищена от ветра и снега, и как можно выше, чтобы до корма не могли добраться грызуны. Кроме того у птиц будет хороший обзор и они смогут вовремя заметить кошку, лису или хищную птицу, которые устраивают засады именно в таких местах. Наполняйте кормушку в одно и то же время 1–2 раза в день, пернатые быстро привыкнут к вашему расписанию и в остальное время будут искать корм сами.
Совет 3. Чем нельзя подкармливать птиц
В сильные морозы птицы едят практически любой корм, который им попадается, чтобы постоянно поддерживать нужную температуру тела и сами того не понимая могут навредить своему здоровью. Именно поэтому важно следить, чтобы в кормушку не попала солёная пища – сухарики, семечки, солёное сало. Накопление соли в организме птиц вызывает отравление и последующую гибель.
Нельзя подкармливать пернатых жареной, острой, жирной, кислой или испорченной пищей. Черный свежий хлеб вызывает брожение и заворот кишок, поэтому от него также стоит отказаться. Важно понимать, что птицы редко гибнут именно из-за отравления, но оно ведет к ослаблению организма птицы и её заболеванию, что в конце концов может привести её к смерти.
Совет 4. Чем подкармливать
Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Не кладите воробьям и голубям куски хлеба – в мороз птицы не в состоянии его расклевать.
Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несолёного сала или сливочного масла.
Для снегирей можно заготовить сушеную рябину и боярышник.
Подойдут также: сваренное вкрутую и натёртое на терке яйцо, кусочки сырой говядины, творог, порезанное на ломтики яблока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой» Конспект экскурсии в парк «Южный». Наблюдение за зимующими птицами. Цель: - Наблюдение за птицами в природе.
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой»...