Детско-взрослый проект на тему «Как живут листья?».
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Молчанова Ирина Леонидовна

В ясный февральский денёк мы с детьми любовались красотой деревьев, покрытых инеем. Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.

И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! Сейчас листочков на них нет, потом они появятся, всё лето зелёненькие, а осенью желтеют и опадают! Почему так происходит?». Сонечка  поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Это же непросто так получается?! Сейчас их нет, а потом они появятся маленькие, будут расти, становиться больше. Значит, они живые?!».

Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_i.l._mbdou_105_proekt.docx665.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Детско-взрослый

проект

на тему

«Как живут листья?»

Составили:

Молчанова И.Л.

Воспитатель 1 кв. категории

Воспитанники подготовительной группы

Участники и исполнители:

Дети, родители, педагоги

F:\ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ\МОЛЧАНОВА И.Л\ДА ПОЯВЛЕНИЕ.jpg

г. Братск

По виду деятельности: информационно-исследовательский

По содержанию: интегрированный

По характеру участия ребенка: участники, исполнители

По характеру контактов: дети, родители, педагоги

По количеству участников: фронтальный

По продолжительности: среднесрочный

Сроки реализации проекта:  2  недели

Постановка проблемы

В ясный февральский денёк мы с детьми любовались красотой деревьев, покрытых инеем. Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.

И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! Сейчас листочков на них нет, потом они появятся, всё лето зелёненькие, а осенью желтеют и опадают! Почему так происходит?». Сонечка  поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Это же непросто так получается?! Сейчас их нет, а потом они появятся маленькие, будут расти, становиться больше. Значит, они живые?!».

Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.

Актуальность

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала.

С этой проблемой столкнулась и я в своей работе. Размышляя, как её решить, я пришла к выводу: именно природа является могучим фактором, способствующим познавательной активности детей.

Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний.

Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Трудностью в моей работе явилось то, что многие родители не владеют навыками совместной с ребёнком исследовательской деятельности. Просвещению родителей я уделила особое внимание.

Таким образом, в процессе ознакомления с природой у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять  причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.  Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.                                                                                                                                                                                                                                                        

Цель проекта: создание условий для совершенствования детско-взрослых отношений черезформирование представлений о жизнедеятельности листьев.

Задачи проекта:

Для детей:

- способствовать формированию у детей углублённых знаний о жизни листьев;

- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;

- развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь; способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению  опытов;

- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Для родителей:

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта;

- понять назначение исследовательского проекта и научиться реализовывать его вместе с ребёнком.

Для педагогов:

- научить родителей выстраивать детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта;

- создать методические материалы в соответствии с темой проекта.

Игровая ситуация «Веточки из зимнего леса»

Детям приходит посылка из леса, в которой находятся письмо от Лесовичка и веточки деревьев.

В письме Лесовичок хвалит детей за их любознательность и наблюдательность, и предлагает:

- подумать, что нужно сделать, чтобы появились листочки на веточках;

- понаблюдать за ними;

- отгадать, от каких они деревьев;

-  в заключении сделать выводы.

Дети ставят веточки в вазу с водой, на солнышко. Так начинается наблюдение за появлением листочков на веточках.

Примерный план реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Выдвижение гипотезы.

Помочь определить пути решения проблемы.

Подготовительный этап

(2-3 дня)

2.

Модель трёх вопросов.

Инициировать общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о листьях, что хотят узнать, как могут это сделать.

3.

Составление плана реализации проекта.

Анкетирование родителей.

Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей и родителей.

4.

Мастер-класс для родителей «Мы создаём проект».

Дать доступную информацию о проектной исследовательской деятельности.

Предложить родителям вместе с детьмисоздать свой мини-проект.

Основной этап

5.

Музыкальная гостиная.

Импровизация «Танец листьев».

Закреплять умения слушать музыку и давать ей характеристику, импровизировать под неё.

День первый

6.

Исследовательская деятельность и

презентация «Лист – часть растения».

Дать представление о листе, как о части растения.

7.

Наблюдение за веточками берёзы и осины, поставленными в воду.

Формировать умения замечать изменения в наблюдаемом объекте.

8.

Исследовательская деятельность «Как появляются листья?»

Сформировать представления о появлении листьев.

День второй

9.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель: учить детей различать листья деревьев;

воспитывать познавательный интерес

10.

Эксперимент «Исследование строения листа».

Выяснить, какое строение имеют разные листья.

11.

Виртуальная экскурсия

«Русская природа глазами художников».

На примере картин известных художников

выявить отличия между лиственными и хвойными деревьями.

День третий

12.

Эксперимент «Лист –  хвоинка».

Экспериментально показать особенности хвоинок.

13.

Презентация

«Лиственные и хвойные деревья».

Закрепить знания детей о разных видах деревьев.

14.

Дыхательная гимнастика «Листопад».

Подвести детей к проблеме: как дышат листья.

День четвёртый

15.

Научная лаборатория.

Экспериментальная деятельность:

«Может ли растение дышать?»

 «Как дышат листья?».

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

16.

Наблюдение за веточками.

Продолжать наблюдение за веточками.

17.

Проблемная ситуация «Что будет, если …».

Учить рассуждать, анализировать, предполагать.

День пятый

18.

Исследовательская деятельность и презентация «Значение листьев для жизни людей».

Сформировать представления детей о значении листьев для жизни людей.

19.

Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо?».

Закрепить знания детей о жизни  деревьев.

        

20.

Эксперимент «Почему лист зелёный?».

Дать представление о том, почему листья зелёные; дать понятие «хлорофилл».

День шестой

Подведение итогов по наблюдению за веточками.

Учить анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

21.

Презентация «Что нужно листьям для нормальной жизнедеятельности?».

Систематизировать знания детей об условиях, необходимых для жизни и развития листьев.

23.

Составление лэпбука «Жизнь листьев».

Систематизировать и обобщить знания по теме проекта.

Заключительный этап

(2 дня)

25.

Проверка гипотезы.

Проверить гипотезу, поставленную в начале проекта.

26.

Научная конференция

 «Как живут листья?»

Учить представлять итоги своей исследовательской деятельности.

27.

Постановка новой проблемы:

Почему осенью листья желтеют и опадают?

Описание проекта

Предварительная работа

1. Гипотеза.

Гипотезы выдвигались разные, но в итоге остановились на одной: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. А, если они рождаются, растут, значит, они живут. А вот какая у них жизнь нам предстоит выяснить в ходе проекта.

2. Модель трёх вопросов.

В проектной деятельности использую модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Листья бывают зелёные, красные, жёлтые.

Я думаю, что листья дышат, пьют.

Листья рождаются из почек.

Как они растут, дышат?

Какое строение у листика?

Почему листья зелёные?

Зачем нужны листья?

Чем листья отличаются и чем похожи? и т.д..

Спросим у взрослых.

Посмотрим в книгах, журналах, энциклопедиях.

Поискать информацию в Интернете.

Подумаем сами.

Проведём опыты.

3. Анкетирование родителей на тему «Экспериментирование в домашних условиях».

4.Мастер-класс для родителей «Мы создаём проект».

Родители получили интересную информацию об исследовательском проекте, попробовали сами придумать проект.

В заключении им было предложено дома вместе с детьми собрать интересную информацию  в соответствие  с темой проекта и подготовить  итоговый продуктдля выступления на научной конференции.

5. Составление плана реализации проекта.

План составляется по итогам анкетирования родителей, мастер-класса, бесед с детьми, учитывая интересы детей.

Основной этап

День первый

Введение в проблему

Звучит музыка «Танец листьев».

- Что вам напоминает эта музыка? Если дети будут затрудняться, можно загадать загадку про лист.

- Что такое лист? Какие бывают листья? Хотите знать подробнее?

Проблема: что такое лист?

Решение проблемной ситуации

1). Исследовательская деятельность «Что такое лист?».

Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.

Систематизация собранных материалов.        

2). Презентация «Лист – часть растения».

3). Наблюдение за веточками.

Дети рассматривают веточки, определяют, что изменилось, делают зарисовки в Дневник наблюдений.

День второй

Введение в проблему

Словесная игра «Кто кем был или что чем было».

Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.

Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше были:  цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью). А чем раньше были листочки?

Проблема: как появляются листочки?

Решение проблемной ситуации

1). Исследовательская деятельность «Как появляются листочки?».

Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.

Систематизация собранных материалов.        

2). Д/и «С какого дерева листок?».

Игра-лото. В игре карточки с рисунками листочков и карточки с рисунками деревьев. Задание: Найти каждому листочку своё дерево.

3). Экспериментальная деятельность.

Эксперимент «Исследование строения листа».        

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирают в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

День третий

Введение в проблему

Виртуальная экскурсия «Русская природа глазами художников».

Последний слайд: две картины «В сосновом бору» и «Золотая роща». Назвать сходство и различие в изображениях на картинах.

Проблема: какие деревья лиственные, а какие хвойные?

Решение проблемной ситуации

1). Сбор информации разными способами.

2). Эксперимент «Лист – хвоинка».

Педагог предлагает детям при помощи «волшебных стекол» — луп рассмотреть и сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге. Дети рассматривают, зарисовывают результаты своих наблюдений. В ходе эксперимента выясняется, почему сосна и ель не сбрасывают хвоинки, как дышат они.

3). Презентация «Лиственные и хвойные деревья».

День четвёртый

Введение в проблему

Дыхательная гимнастика «Листопад».

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Я предлагаю вам  сделать ветер и  подуть на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

- Какую гимнастику мы сейчас делали? А чем она полезна?

Проблема:         как дышат листья?

Решение проблемной ситуации        

1). Экспериментальная деятельность

Эксперимент «Может ли растение дышать?».

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Воспитанники определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Эксперимент «Как дышат растения?».

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

- наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;

- вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;

- плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

- здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

- встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

3. Наблюдение за веточками.

День пятый

Введение в проблему

Слайд с изображением летнего леса, но деревья все без листьев.

- Чего не хватает? Что было бы, если бы листья исчезли в действительности? Как вы считаете, какая польза от листьев?

Проблема: для чего нужны листья?

Решение проблемной ситуации

1). Исследовательская деятельность на тему «Значение листьев для жизни людей»: сбор информации разными способами (дети делятся на группы по интересам).

2). Презентация по теме исследования.

3). Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Дети делятся на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

День шестой

Введение в проблему

Рассказывание сказки о листьях с использованием презентации.

Жила-была семья листьев. Много их было братьев и сестер на одном дереве. Росли они дружно, даже старались колыхаться под ветром в одну сторону.

 По утрам они тихонько делали зарядку, чтобы из людей никто не заметил. Но стоило приглядеться, как было видно, что листочки расправляются под первыми лучами солнца. А если прислушаться – как тихонько шепчутся друг с другом с пожеланиями доброго дня.

 Листочки были молодые и зеленые и очень радовались своим нарядным одежкам. С утра и до первых сумерек они улыбались прохожим, игриво резвясь в ветвях. А когда был дождик, он весело плескались под его каплями, смывая с себя всю пыль городских улиц. Дождик прекращался, и листья, умытые, сверкали на солнце еще ярче прежнего. Да были такие чистые, что виднелись все до единой прожилки.

А самые молодые листочки стали спрашивать у старших:  почему они зелёные? Призадумались листья: «А действительно, почему?».

Проблема: почему листья зелёные?

Решение проблемной ситуации

1). Эксперимент «Почему листья зелёные?».

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

2). Подведение итогов по наблюдению за веточками берёзы и осины.

3). Презентация «Что нужно листьям для нормальной жизнедеятельности».        

Заключительный этап (2 дня)

Дети заранее договариваются, что они будут делать лэпбук. Для более быстрой работы они делятся на компании и выбирают, кто за что отвечает.

Работа проводится по подгруппам, воспитатель помогает при необходимости.

Дети, которые плодотворно работали с родителями по проекту, выступают на научной конференции с отчётными презентациями.

В итоге дети проверяют свою гипотезу: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. Они действительно живые, потому что рождаются, растут. А для хорошего роста им нужны: вода, свет, тепло, питательные вещества.

Постановка новой проблемы:

Почему листья осенью желтеют и опадают?

Предполагаемыйрезультат:

Для детей:

1.  Сформируется стремление к исследованию объектов природы,  понимание неразрывной связи человека с природой.

2. Дети будут совершенствовать умения проводить различные опыты, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

3.  Повысится уровень знания воспитанников о жизни растений, об условиях, необходимые для роста растений.

4. У детей будут развиваться познавательная активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связная речь; способность к поисковой деятельности.

Для педагога: 

1. Будутсформированы детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта.

2. Будут созданы методические материалы в соответствии с темой проекта.

Для родителей: 

1. Совершенствуются навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта.

2. Поймут назначение исследовательского проекта и научатся реализовывать его вместе с ребёнком.

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации проекта были достигнуты следующиерезультаты:

1. Дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, что действительно, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным. Также дети научились вести наблюдения, делать выводы, вести дневники наблюдений.Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всехпредложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.

3. Были созданы:

- новые пособия для образовательной деятельности;

- лэпбук «Жизнь листьев»;

- картотеки опытов.

4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.

Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...

Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...

Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"

Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И.  Тип проекта...

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....

Проект на тему "Они живут рядом с нами"

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает оптимальный результат, если носит действенный характер. Детям предоставляется возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Исс...

Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1

Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско -  в...

Детско-взрослый информационный проект на тему «Путешествие в страну денег»

Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель. Название работы: Информационный детско-...