Детско-взрослый проект на тему «Как живут листья?».
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
В ясный февральский денёк мы с детьми любовались красотой деревьев, покрытых инеем. Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.
И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! Сейчас листочков на них нет, потом они появятся, всё лето зелёненькие, а осенью желтеют и опадают! Почему так происходит?». Сонечка поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Это же непросто так получается?! Сейчас их нет, а потом они появятся маленькие, будут расти, становиться больше. Значит, они живые?!».
Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molchanova_i.l._mbdou_105_proekt.docx | 665.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Муниципального образования города Братска
Детско-взрослый
проект
на тему
«Как живут листья?»
Составили:
Молчанова И.Л.
Воспитатель 1 кв. категории
Воспитанники подготовительной группы
Участники и исполнители:
Дети, родители, педагоги
г. Братск
По виду деятельности: информационно-исследовательский
По содержанию: интегрированный
По характеру участия ребенка: участники, исполнители
По характеру контактов: дети, родители, педагоги
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: среднесрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели
Постановка проблемы
В ясный февральский денёк мы с детьми любовались красотой деревьев, покрытых инеем. Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.
И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! Сейчас листочков на них нет, потом они появятся, всё лето зелёненькие, а осенью желтеют и опадают! Почему так происходит?». Сонечка поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Это же непросто так получается?! Сейчас их нет, а потом они появятся маленькие, будут расти, становиться больше. Значит, они живые?!».
Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.
Актуальность
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала.
С этой проблемой столкнулась и я в своей работе. Размышляя, как её решить, я пришла к выводу: именно природа является могучим фактором, способствующим познавательной активности детей.
Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний.
Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Трудностью в моей работе явилось то, что многие родители не владеют навыками совместной с ребёнком исследовательской деятельности. Просвещению родителей я уделила особое внимание.
Таким образом, в процессе ознакомления с природой у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Цель проекта: создание условий для совершенствования детско-взрослых отношений черезформирование представлений о жизнедеятельности листьев.
Задачи проекта:
Для детей:
- способствовать формированию у детей углублённых знаний о жизни листьев;
- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь; способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению опытов;
- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Для родителей:
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта;
- понять назначение исследовательского проекта и научиться реализовывать его вместе с ребёнком.
Для педагогов:
- научить родителей выстраивать детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта;
- создать методические материалы в соответствии с темой проекта.
Игровая ситуация «Веточки из зимнего леса»
Детям приходит посылка из леса, в которой находятся письмо от Лесовичка и веточки деревьев.
В письме Лесовичок хвалит детей за их любознательность и наблюдательность, и предлагает:
- подумать, что нужно сделать, чтобы появились листочки на веточках;
- понаблюдать за ними;
- отгадать, от каких они деревьев;
- в заключении сделать выводы.
Дети ставят веточки в вазу с водой, на солнышко. Так начинается наблюдение за появлением листочков на веточках.
Примерный план реализации проекта
№ | Способ реализации | Цель | Сроки | |
1. | Выдвижение гипотезы. | Помочь определить пути решения проблемы. | Подготовительный этап (2-3 дня) | |
2. | Модель трёх вопросов. | Инициировать общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о листьях, что хотят узнать, как могут это сделать. | ||
3. | Составление плана реализации проекта. Анкетирование родителей. | Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей и родителей. | ||
4. | Мастер-класс для родителей «Мы создаём проект». | Дать доступную информацию о проектной исследовательской деятельности. Предложить родителям вместе с детьмисоздать свой мини-проект. | ||
Основной этап | ||||
5. | Музыкальная гостиная. Импровизация «Танец листьев». | Закреплять умения слушать музыку и давать ей характеристику, импровизировать под неё. | День первый | |
6. | Исследовательская деятельность и презентация «Лист – часть растения». | Дать представление о листе, как о части растения. | ||
7. | Наблюдение за веточками берёзы и осины, поставленными в воду. | Формировать умения замечать изменения в наблюдаемом объекте. | ||
8. | Исследовательская деятельность «Как появляются листья?» | Сформировать представления о появлении листьев. | День второй | |
9. | Дидактическая игра «С какого дерева листок?» | Цель: учить детей различать листья деревьев; воспитывать познавательный интерес | ||
10. | Эксперимент «Исследование строения листа». | Выяснить, какое строение имеют разные листья. | ||
11. | Виртуальная экскурсия «Русская природа глазами художников». | На примере картин известных художников выявить отличия между лиственными и хвойными деревьями. | День третий | |
12. | Эксперимент «Лист – хвоинка». | Экспериментально показать особенности хвоинок. | ||
13. | Презентация «Лиственные и хвойные деревья». | Закрепить знания детей о разных видах деревьев. | ||
14. | Дыхательная гимнастика «Листопад». | Подвести детей к проблеме: как дышат листья. | День четвёртый | |
15. | Научная лаборатория. Экспериментальная деятельность: «Может ли растение дышать?» «Как дышат листья?». | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | ||
16. | Наблюдение за веточками. | Продолжать наблюдение за веточками. | ||
17. | Проблемная ситуация «Что будет, если …». | Учить рассуждать, анализировать, предполагать. | День пятый | |
18. | Исследовательская деятельность и презентация «Значение листьев для жизни людей». | Сформировать представления детей о значении листьев для жизни людей. | ||
19. | Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо?». | Закрепить знания детей о жизни деревьев.
| ||
20. | Эксперимент «Почему лист зелёный?». | Дать представление о том, почему листья зелёные; дать понятие «хлорофилл». | День шестой | |
Подведение итогов по наблюдению за веточками. | Учить анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. | |||
21. | Презентация «Что нужно листьям для нормальной жизнедеятельности?». | Систематизировать знания детей об условиях, необходимых для жизни и развития листьев. | ||
23. | Составление лэпбука «Жизнь листьев». | Систематизировать и обобщить знания по теме проекта. | Заключительный этап (2 дня) | |
25. | Проверка гипотезы. | Проверить гипотезу, поставленную в начале проекта. | ||
26. | Научная конференция «Как живут листья?» | Учить представлять итоги своей исследовательской деятельности. | ||
27. | Постановка новой проблемы: Почему осенью листья желтеют и опадают? |
Описание проекта
Предварительная работа
1. Гипотеза.
Гипотезы выдвигались разные, но в итоге остановились на одной: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. А, если они рождаются, растут, значит, они живут. А вот какая у них жизнь нам предстоит выяснить в ходе проекта.
2. Модель трёх вопросов.
В проектной деятельности использую модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнаем об этом? |
Листья бывают зелёные, красные, жёлтые. Я думаю, что листья дышат, пьют. Листья рождаются из почек. | Как они растут, дышат? Какое строение у листика? Почему листья зелёные? Зачем нужны листья? Чем листья отличаются и чем похожи? и т.д.. | Спросим у взрослых. Посмотрим в книгах, журналах, энциклопедиях. Поискать информацию в Интернете. Подумаем сами. Проведём опыты. |
3. Анкетирование родителей на тему «Экспериментирование в домашних условиях».
4.Мастер-класс для родителей «Мы создаём проект».
Родители получили интересную информацию об исследовательском проекте, попробовали сами придумать проект.
В заключении им было предложено дома вместе с детьми собрать интересную информацию в соответствие с темой проекта и подготовить итоговый продуктдля выступления на научной конференции.
5. Составление плана реализации проекта.
План составляется по итогам анкетирования родителей, мастер-класса, бесед с детьми, учитывая интересы детей.
Основной этап
День первый
Введение в проблему
Звучит музыка «Танец листьев».
- Что вам напоминает эта музыка? Если дети будут затрудняться, можно загадать загадку про лист.
- Что такое лист? Какие бывают листья? Хотите знать подробнее?
Проблема: что такое лист?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность «Что такое лист?».
Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.
Систематизация собранных материалов.
2). Презентация «Лист – часть растения».
3). Наблюдение за веточками.
Дети рассматривают веточки, определяют, что изменилось, делают зарисовки в Дневник наблюдений.
День второй
Введение в проблему
Словесная игра «Кто кем был или что чем было».
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше были: цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью). А чем раньше были листочки?
Проблема: как появляются листочки?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность «Как появляются листочки?».
Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.
Систематизация собранных материалов.
2). Д/и «С какого дерева листок?».
Игра-лото. В игре карточки с рисунками листочков и карточки с рисунками деревьев. Задание: Найти каждому листочку своё дерево.
3). Экспериментальная деятельность.
Эксперимент «Исследование строения листа».
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирают в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
День третий
Введение в проблему
Виртуальная экскурсия «Русская природа глазами художников».
Последний слайд: две картины «В сосновом бору» и «Золотая роща». Назвать сходство и различие в изображениях на картинах.
Проблема: какие деревья лиственные, а какие хвойные?
Решение проблемной ситуации
1). Сбор информации разными способами.
2). Эксперимент «Лист – хвоинка».
Педагог предлагает детям при помощи «волшебных стекол» — луп рассмотреть и сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге. Дети рассматривают, зарисовывают результаты своих наблюдений. В ходе эксперимента выясняется, почему сосна и ель не сбрасывают хвоинки, как дышат они.
3). Презентация «Лиственные и хвойные деревья».
День четвёртый
Введение в проблему
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Я предлагаю вам сделать ветер и подуть на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
- Какую гимнастику мы сейчас делали? А чем она полезна?
Проблема: как дышат листья?
Решение проблемной ситуации
1). Экспериментальная деятельность
Эксперимент «Может ли растение дышать?».
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Воспитанники определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Эксперимент «Как дышат растения?».
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа
Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
- наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;
- вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;
- плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
- здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;
- встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.
Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
3. Наблюдение за веточками.
День пятый
Введение в проблему
Слайд с изображением летнего леса, но деревья все без листьев.
- Чего не хватает? Что было бы, если бы листья исчезли в действительности? Как вы считаете, какая польза от листьев?
Проблема: для чего нужны листья?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность на тему «Значение листьев для жизни людей»: сбор информации разными способами (дети делятся на группы по интересам).
2). Презентация по теме исследования.
3). Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Дети делятся на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
День шестой
Введение в проблему
Рассказывание сказки о листьях с использованием презентации.
Жила-была семья листьев. Много их было братьев и сестер на одном дереве. Росли они дружно, даже старались колыхаться под ветром в одну сторону.
По утрам они тихонько делали зарядку, чтобы из людей никто не заметил. Но стоило приглядеться, как было видно, что листочки расправляются под первыми лучами солнца. А если прислушаться – как тихонько шепчутся друг с другом с пожеланиями доброго дня.
Листочки были молодые и зеленые и очень радовались своим нарядным одежкам. С утра и до первых сумерек они улыбались прохожим, игриво резвясь в ветвях. А когда был дождик, он весело плескались под его каплями, смывая с себя всю пыль городских улиц. Дождик прекращался, и листья, умытые, сверкали на солнце еще ярче прежнего. Да были такие чистые, что виднелись все до единой прожилки.
А самые молодые листочки стали спрашивать у старших: почему они зелёные? Призадумались листья: «А действительно, почему?».
Проблема: почему листья зелёные?
Решение проблемной ситуации
1). Эксперимент «Почему листья зелёные?».
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
2). Подведение итогов по наблюдению за веточками берёзы и осины.
3). Презентация «Что нужно листьям для нормальной жизнедеятельности».
Заключительный этап (2 дня)
Дети заранее договариваются, что они будут делать лэпбук. Для более быстрой работы они делятся на компании и выбирают, кто за что отвечает.
Работа проводится по подгруппам, воспитатель помогает при необходимости.
Дети, которые плодотворно работали с родителями по проекту, выступают на научной конференции с отчётными презентациями.
В итоге дети проверяют свою гипотезу: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. Они действительно живые, потому что рождаются, растут. А для хорошего роста им нужны: вода, свет, тепло, питательные вещества.
Постановка новой проблемы:
Почему листья осенью желтеют и опадают?
Предполагаемыйрезультат:
Для детей:
1. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, понимание неразрывной связи человека с природой.
2. Дети будут совершенствовать умения проводить различные опыты, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Повысится уровень знания воспитанников о жизни растений, об условиях, необходимые для роста растений.
4. У детей будут развиваться познавательная активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связная речь; способность к поисковой деятельности.
Для педагога:
1. Будутсформированы детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта.
2. Будут созданы методические материалы в соответствии с темой проекта.
Для родителей:
1. Совершенствуются навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта.
2. Поймут назначение исследовательского проекта и научатся реализовывать его вместе с ребёнком.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта были достигнуты следующиерезультаты:
1. Дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, что действительно, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным. Также дети научились вести наблюдения, делать выводы, вести дневники наблюдений.Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всехпредложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.
3. Были созданы:
- новые пособия для образовательной деятельности;
- лэпбук «Жизнь листьев»;
- картотеки опытов.
4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.
Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра
Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...
Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...
Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"
Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И. Тип проекта...
Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"
Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....
Проект на тему "Они живут рядом с нами"
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает оптимальный результат, если носит действенный характер. Детям предоставляется возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Исс...
Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1
Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско - в...
Детско-взрослый информационный проект на тему «Путешествие в страну денег»
Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель. Название работы: Информационный детско-...