Конспект НОД "Прогулка в летний лес" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Самарина Елена Фёдоровна

Данный материал предназначен для детей подготовительной к школе группы. Цель: уточнить и расширить знания детей о летнем лесе, деревьях, ягодах, грибах и животных. Способствовать формированию знаний о правилах поведения в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Прогулка в летний лес»

для детей подготовительной к школе группы.

Автор – составитель:

Самарина Елена Фёдоровна,

ГБДОУ №9 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Цель:

Уточнить и расширить знания детей о летнем лесе, его обитателях.

                                                         Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания детей о временах года;
  • соотносить описание природы в стихах с определённым временем года;
  • закрепить понятие «прошлое»;
  • способствовать формированию знаний детей о правилах поведения в лесу;
  • уточнить, закрепить и расширить знания детей о лесе и деревьях, о лесных ягодах, грибах и животных;

развивающие:

  • способствовать развитию пантомимических навыков, творческого воображения;
  • формировать логическое мышление; зрительное и тактильное восприятие; быстроту мышления;

воспитательные: 

  • вызвать у детей познавательный интерес; любовь к природе;
  • чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу;

коррекционно-развивающие:

  • обогащение словарного запаса;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • развитие психических функций (внимание, мышление, речь)

Оборудование:

Мультимедийная презентация; оформление зала в виде лесной полянки с искусственными ёлочками, ручейком, пеньками; береста по кол-ву детей; иголки и шишки сосны и ели; листья берёзы, рябины, осины; варенье (земляничное, брусничное, малиновое, черничное); одноразовая посуда; влажные салфетки; бумажные грибочки с наклеенными буквами; изделия из бересты и дерева; распечатка на каждого ребёнка к заданию «Соедини дерево и листок»; простые карандаши; корзинка и Лесовичок.

Предварительная работа:

Заучивание с детьми стихотворения «Времена года».

Изготовление родителями и детьми поделок из природного материала и бересты. 

      Педагогические технологии, используемые в работе:

1.Здоровьесберегающие

 1.1   Пальчиковая гимнастика.

1.2  Физминутка (мини-этюд).

1.3  Правила поведения в лесу.

2.Личностно-ориентированные.

3.Игровые

3.1 использование персонажей во время проведения НОД (Лесовичок)

3.2 дидактические игры («Варим варенье», «Узнай по описанию и опиши сам»)

3.3 настольно-печатная игра («Соедини дерево и листок»)

3.4 использование игровых приёмов и ситуаций («Найди грибы с гласными буквами»)

4. Технологии критического мышления.

4.1 Загадки

4.2 Задача («Найди отличия у двух картинок»)

5.Технологии исследовательской деятельности.

5.1 опытно-экспериментальная деятельность («Пробуем варенье и определяем из какой ягоды оно сварено»)

6. Информационно-коммуникативные.

6.1 мультимедийная презентация

Прогулка в летний лес.

-Ребята, к нам в гости пришёл Лесовичок и что-то принёс в своей волшебной корзине. Давайте попросим его нам показать. (Слайд: картинки по временам года). А ребята знают стихотворение, которое так и называется «Времена года». (Дети рассказывают стихотворение).

1.  Придумала мать дочерям имена

     Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

2.Приходит Весна – зеленеют поля,

    И птичьи повсюду звенят голоса.

3. А Лето пришло всё под солнцем цветёт.

    И спелые ягоды просятся в рот.

4. Нам щедрая Осень приносит плоды-

    Дают урожаи поля и сады.

5. Зима засыпает снегами поля

    Зимой отдыхает и дремлет земля.

  -Ребята, Лесовичок нас приглашает на прогулку. Но не на простую, а необычную. На прогулку в прошлое.  Ребята, а что такое прошлое?

( Прошлое – это то, что с нами уже было). Сейчас какое время года? (Осень). А было, какое время года? (Лето). Сколько месяцев у лета? Назовите их.  Лесовичок нас приглашает на прогулку в летний лес. Вы согласны?  Для этого надо сказать волшебные слова:''1, 2, 3, 4, 5 лето к нам вернись опять’’.   (Слайд: картинка летнего леса, слышится лесной шум).

-Послушайте, как приятно шумит летний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).

-Почему мы должны соблюдать эти правила?  (Природа наш друг, её надо беречь).

- Ребята, в нашем лесу растёт много деревьев. Давайте посмотрим, и назовём их. Что это за дерево? (Слайд берёзы)  Как вы узнали берёзу? Расскажите, что вы знаете о берёзе? (Детям было дано домашнее задание: подготовить интересный рассказ о берёзе. Обобщение ответов детей). Берёза растёт во всех уголках нашей Родины. На юге встречаются берёзы огромные, а на севере растут маленькие, карликовые берёзы, ростом с ребёнка. Но у всех берёз необычная кора. Чем необычна кора берёзы? (Ответы). Берёзу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. (Показать детям бересту).  Она защищает от воды и вредных воздействий. Но в  белой коре – бересте есть отдушины – чёрные чёрточки. Они называются чечевички. Через них берёза дышит. «Берёза подарила нам кору, я руки разогрев, её благодарю» (лёгкими вращательными движениями дети растирают ею ладошки). Из бересты делают различные поделки. Лесовичок просит вас найти изделия из бересты. ( На « полянке» разложены изделия из дерева и бересты).  Из чего сделаны другие изделия?   А как называется участок леса, где растут  одни берёзы? (Березняк, берёзовая роща).

(Слайд сосны). Смотрите, какое необычное дерево. Как оно называется?  Как называется лес, в котором   растут одни сосны? (Сосновый бор). Что у сосны растёт на ветках? (Иголки, шишки).

Рассмотреть сосновые иголки, шишки.

(Слайд ели). Следующее дерево ель. Вам нравится ёлочка?  Вы любите её? За что? Как называется лес, в котором растут одни ели?  (Ельник). А что растёт на ветках у ели? Как по-другому можно назвать иголки? ( Хвоя).  Рассмотреть с детьми еловые иголки, шишки.

Что общего у сосны и ели?  (У них есть иголки и шишки). Какие  это деревья?  (Хвойные).

Слайд осины. Как называется лес, где шумят одни осинки? (Осинник). Какой гриб любит расти под осиной?  (Подосиновик).

Берёза и осина – это, какие деревья?  (Лиственные).

Какой лес называют смешанным?  (Тот, в котором растут и хвойные и лиственные деревья).

(Задание детям на листках «Соедини дерево и листок»).

-Ребята, а кто помогает нашим лесам защищаться от вредных насекомых? (Птицы). Послушайте самого лучшего пернатого певца и скажите, как он называется? (Слайд с изображением  соловья, слышится его пение).

 Если мы тихо постоим, то наверное  увидим  кого-то из лесных жителей. (Слайд c  лесными животными. Дети их называют.)  Звери хотят с вами поиграть в игру.

        Игра «Узнай по описанию и опиши сам».

-Про кого так говорят:

Бурый, косолапый, неуклюжий…       (медведь).

Пушистый, короткохвостый, трусливый…         (заяц).

-Как вы думаете, как говорят про лису? Какая она?..

(Рыжая, хитрая, ловкая).

- Про ежа? Какой он?..   (Коричневый, маленький, колючий).

-Про белку? Какая  она?..    (Рыжая, проворная, запасливая).

 - Cейчас мы немного отдохнём и превратимся в цветочки.

          Мини-этюд «Цветочек».

Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке стали распускаться цветы, а на них прекрасные бутончики. Этот бутончик каждый из вас. Он ещё закрыт.

Вот пригревает ласковое солнышко, и бутон  постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным цветком. Он греется под летним солнышком, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно, туда и он поворачивается.

Но вот раздались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил, как он завянет и засохнет.  

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше.

И вот цветочек снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Вот такая история произошла с прекрасным цветочком. Сейчас закроем глаза и превратимся в ребят: ''Раз, два, три''.

 -А  теперь мы посмотрим, какие красивые и вкусные ягоды растут в лесу летом, и назовём варенье, которое можно из них сварить.

 (Слайд с изображением  лесных ягод - земляники, малины, брусники, черники).

Игра «Варим варенье».

                      Ягода                                                 Варенье

                земляника                                     земляничное

                малина                                                 малиновое

                брусника                                      брусничное

                черника                                          черничное

      -Лесовичок хочет посмотреть, какие вы внимательные. 

           «Найди, чем отличаются две картинки?»  (Слайд).

-В лесу растут только ягоды?  (Нет, в лесу растут ещё и грибы).

Посмотрим, какие бывают грибы. Лесовичок приготовил для вас несколько загадок, если отгадываете правильно, появляется гриб. (Слайды).

          1. Нет грибов дружней, чем эти,-

              Знают взрослые и дети –

              На пеньках растут в лесу,

              Как веснушки на носу.           (Опята)

           2. Не спорю – не белый,

               Я, братцы, попроще!

               Расту я обычно

               В берёзовой роще.               (Подберёзовик)

           3. Я в красной шапочке расту

               Среди корней осиновых.

               Меня увидишь за версту –

               Зовусь я - …                                (Подосиновик)

           4. Рыжие ушки с лисьей макушки,

                В травке лежат - для малых ежат.         (Лисички)

            5.Коренастый, в шляпе новой

                Гриб растёт в бору сосновом.

                Рады бабушка и дед:

               -Будет праздничный обед!

                Ой, схватили белки вмиг…

                 Этот белый….                              ( Боровик)

             6. Он в лесу стоял,

                 Никто его не брал.

                 В красной шапке модной,

                 Никуда не годный.                      (Мухомор)

Назовите несъедобный гриб.

                       Пальчиковая игра «За грибами».

1, 2, 3, 4, 5                                             - загибаем пальцы, начиная с большого

Грибы будем собирать.                       - сжимать и разжимать кулаки

На пенёчке,                                           - указательным пальцем правой руки

Возле кочки,                                            дотрагиваемся до каждого пальца

Под берёзкой,                                         левой руки

Под осинкой

И под ёлочкой.                                          

Сложим мы грибы в корзинку,          - сделать из пальчиков «корзинку»

Побежим домой тропинкой.              –  «человечки»

- Сейчас мы будем собирать необычные грибы в нашем лесу. На каждом из них находится буква. Вы должны собрать только те грибы, на которых спрятались гласные буквы. Назовите букву, которая спряталась на вашем грибочке? ( Ответы детей )

Посмотрите, сколько грибов мы собрали! (Слайд: корзина грибов и ягод) Вы довольны? Что мы собирали? Давайте подарим их Лесовичку и сложим к нему в корзинку.

Вам понравилась наша летняя прогулка?  Чем она вам понравилась?

Давайте поблагодарим Лесовичка за интересную прогулку.

А он в свою очередь думает о том, что вы настоящие ценители природы и никогда не будете её обижать.

На память о нашей прогулке Лесовичок дарит вам подарок.

      Счастливые и довольные мы вернулись домой!

       

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".

Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы по теме «Мы - группа»

Конспект коррекционно-развивающего занятиядля детей  подготовительной к школе группыпо теме  «Мы - группа»...

Конспект занятия по логоритмике для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Весенняя прогулка»

Цель: координация речи с движениями и музыкой.Задачи:Коррекционно-образовательные:Актуализация, пополнение, расширение запаса знаний детей о признаках весны.Учить отгадывать загадки, отвечать полным п...