Научная публикация "История и культура Китая" для детей старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Мельникова Ольга Алексеевна

Здесь вы узнаете несколько фактов о культурно-прикладном наследии Китая 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kitay.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Китайские фонари


Китайские фонари
Фонарь является одним из видов традиционных художественных изделий Китая. По важным праздникам по всей стране горят цветные фонари, висят праздничные украшения. По мере расширения контактов Китая с внешним миром китайские фонари появились и за границей. Во время праздников в тех местах, где компактно проживают китайские эмигранты, непременно вывешивают разнообразные фонари. В последние годы передвижные выставки китайских фонарей часто устраивают в различных странах мира, и они пользуются популярностью среди местных жителей. Например, несколько лет назад такая выставка была устроена в Москве, в парке Культуры и отдыха, и москвичи имели возможность полюбоваться китайскими фонарями.

Согласно историческим записям, китайские фонари возникли более 1800 лет назад, в эпоху династии Западная Хань. Тогда в Китае широко распространился буддизм. Узнав, что у монахов существует традиция медитировать на мощи Будды 15 числа первого месяца и в знак почтения к основателю учения зажигать фонари, император приказал в этот день вечером зажигать фонари у себя во дворце и в храмах в знак уважения к Будде. Впоследствии этот ритуальный буддийский праздник полюбился простому народу и постепенно стал торжественным народным праздником Юаньсяо, распространившись по всему Китаю.

Китайские фонари
До сих пор во всех районах Китая сохранилась традиция устраивать во время праздника Юаньсяо выставки фонарей. Множество людей приходит полюбоваться фонарями различных форм и конструкций. В этот день дети выносят на улицу самодельные или купленные в магазинах фонари и забавляются с ними.

Теперь фонари уже стали символом празднований. По форме китайские фонари очень разнообразны. Особенно популярны четыерх- и шестигранные фонари, обтянутые цветной материей газовые светильники с различными рисунками. В канун праздника их развешивают в каждом доме.

Китайские фонари бывают разных видов и форм, они неодинаковы по величине, есть фонарики с крутящимися картинками внутри, фонарики в виде дракона, фонарики с изображением дракона, дворцовые фонарики и т.д. Среди них самыми популярными являются фонарики с вращающимися картинками внутри и фонарики в виде дракона.

Дракон – это символ китайской нации. А драконовые фонари делятся в основном на два вида: фонари с изображением драконов, фонари в виде дракона. Танец с фонарями в виде огненного дракона является одним из традиционных мероприятий во многих районах Китая во время встречи праздника, в некоторых местах еще устраивают выставки и конкурсы на лучший фонарь. Особенно на праздник Юаньсяо почти по всей стране устраивают различные фольклорные представления, в том числе и танцы с фонарями в виде дракона, а также мероприятия любования фонарями.

Китайские фонари
В пригороде Сианя есть деревня под названием Саньчжао, которая известна изготовлением фонарей. Ныне почти все жители этой деревни умеют делать фонари. Здешние фонари не только распространены во внутренних районах Китая, но и вывозятся в Сянган и Аомэнь, в Республику Корея, Японию, страны Юго-восточной Азии. Ежегодные доходы деревни от продажи фонарей уже превысили 50 миллионов юаней, что равняется 6 миллионам 200 тысячам американских долларов.

История веера
Веер в Китае имеет давнюю историю.

Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.

В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.

При династиях Суй и Тан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названия – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». Такие веера были сделаны из бамбуковых или деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. В первые годы династии Тан встречается много вееров овальной формы, впоследствии главенствуют круглые веера. Несмотря на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые веера. Во многих древнекитайских стихотворениях встречается упоминание веера.

При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.). Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.

Удивительный шелк


Со времен глубокой древности Китай, в сравнении с близлежащими соседями, считался страной шелка. В европейских странах Китай называли seres , что с древнегреческого обозначало шелк. В китайском языке шелк обозначается словом сы . Одни их стариннейших образцов найденных шелковых тканей относят к последним векам 1 тыс. до н.э. Эти находки представлены самыми разными видами шелка тончайший газ, нежнейший атлас, тяжелая и плотная парча. Уже в те незапамятные времена существовали традиционные виды художественного ткачества и различные технологии окрашивания тканей.

Ранние описания производства шелка известны в эпоху правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов (они помещались в котлы с горячей водой). Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки были ткацкие станки. О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тыс.до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в последствии стала божественной покровительницей шелкоткачества.. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков.

Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными и геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощнейший толчек развития. Из источников тех времен мы узнаем о пятидесяти разновидностях шелковых орнаментов: пионы , жемчужины с зернами риса , драконы и фениксы , дикие гуси в облаках , дворцы и пагоды , рыбки в водорослях , цветы долголетия , лотос и тростник , драконы в цветах и многие другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3 раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют кэсы , или гравированный шелк .

Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические записи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей. Каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях. Основными сюжетами для них служили благоположительные символы:

Рыбы (карп) - символ успеха;
Бабочки - символ безмятежной радости, счастья;
Цветы лотоса - символ верности;
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Птицы - символ свободы и радости.

Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались надкроватные пологи, которые были обязательной частью приданного невесты. На множестве личных предметов, одежде встречается вышивка по шелку: веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, платочках, зонтиках и т.п.

Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света , т.к. когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке - писал в 17 веке Дун Цичан. Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов.

В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение.

Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих: синий - олицетворение высшего Ян , символ неба;

Белый - олицетворение высшего инь , символ чистоты;
Красный - символы огня, радости, счастья;
Желтый - символы Земли, власти, мечты;
Черный - символ воды, изменяемости, вечности, пространства.

Например, на детских передничках вышивались изображения тигра, или ожерелья с замочком символами силы и долгой жизни; бабочки пожелания счастья; и, даже чиновник на лошади пожелании е успешной карьеры. Особое значение имела вышивка театральных костюмов актеров. Яркие шелковые наряды богато украшались вышивкой благоположительных символов. Такие костюмы были идеалом образа одежды для простых китайцев. Одеяние даосских священников несло в себе ту же идею сверхидеалистического образа. На таких одеждах в обилии разноцветными нитями вышивали пару фазанов, по краям ножны, мечи, разящие нечистую силу. Со спины наряд украшал круг даосской триады верховных божеств и изображения небесного дворца в облаках, восьми триграмм восьми бессмертных, гор, зверей, рыб и птиц. Под верхним облачением у священников был халат, украшенный вышитыми триграммами и изображением бессмертия единорога и белых журавлей. Обувь священнослужителя расшивалась облачным узором , так как при молитвах он возносился !
на небеса.

Отдельно нужно сказать об одеждах императоров. Эмблемой императорской власти служило изображение двух драконов возносящегося и низвергающегося, которые борются за огненную жемчужину . Эмблемой императрицы была волшебная птица фанхуан (чем-то напоминающая фазана). Ее оперение отличалось счастливым сочетанием пяти цветов. К числу благодатных символов относились единорог, трехлапая лягушка (символ богатства), карп. Эти полумифические животные во множестве вышивались на драгоценнейших шелках для одежд императорской семьи. Издавна желтый цвет считался цветом императора. Именно поэтому, наличие всех оттенков желтого, золотистый, оранжевый цвета очень часто встречаются в гардеробах современных китайцев.

На сегодняшний день шелковой продукции в Китае не меньше, чем в далекой древности. Ручную вышивку заменили суперсовременные станки и оттого она очень дорого ценится. Настоящих мастериц вышивки по шелку высоко ценят и очень почитают. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов, фактур , рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы, различные аксессуары и вещи для украшения дома. Поистине, шелк удивительный материал! 25.11.03 год

Китайский дракон



В Китае часто говорят, что мы, китайцы-потомки Дракона. Дракон уже стал символом китайской нации. Китайский народ очень преклоняется перед драконом и всевозможными способами почитает его.

В народе дракон считается предводителем всех земных существ. Как вам известно, китайский лунный календарь разделен на 24 сельскохозяйственных периода. Период Цзинчжэ"- сезон пробуждения насекомых, который начинается 2 февраля. В эти дни люди говорят, что когда пробуждаются насекомые, можно уже выходить из дома. Люди называют это время и сезоном, когда дракон поднимает голову. Отсюда видно, что дракон -первый среди земных существ. Внешний облик дракона также подтверждает это. Как явствует из древних записей династии Южная Сун-" У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка". Нынешний облик дракона примерно такой же. Как явствует из археологических данных, 6 тысяч лет тому назад в период яншаоской культуры обнаруженные в раскопках изваяния дракона уже имели подобные черты. Придав дракону такие черты, люди явно стремились наделить его правами первого среди всех земных обитаемых.

Дракон являлся божеством, защищавшим людей от зла и нечисти. В праздник дракон поднимает голову, а люди, согласно обычаю, сыпали перед домом и вокруг золу в целях изгнания ядовитых тварей. Золу насыпали так, чтобы она напоминала очертания дракона. Таким образом ядовитые твари не могли проникнуть в дом и жилые помещения. Такой обычай является одним из древних. На раскопках древней стоянки Чахай был обнаружен дракон, выложенный из камней длиной в 19.7 метра. Он находился как раз перед главным домом и, понятно, играл роль духа- защитника людей. По существу это очень похоже на традицию сыпать золу перед домом. И до сих пор китайский народ почитает дракона, как бога-хранителя. В праздники китайский народ танцует танцы с драконами и львами, которые символизируют счастье и благоденствие, олицетворяют силу отражения зла и недобрых духов.

Дракон в Китае еще почитается, как бог водной стихии. Китайцы строят заградительные валы, посыпают золу от дома до колодца. В Китае дурной приметой считается утром носить воду из колодца или вообще качать воду. Это, как говорится, делается, чтобы не помешать дракону поднять голову. В противном случае можно вызвать наводнение или засуху. И все эти обычаи имеют целью умолить бога воды и дождя-- дракона о хорошем урожайном годе.

В раскопках 4000-й давности была найдена керамическая тарелка, на дне которой был нарисован дракон с пшеничным колосом в пасти. Отсюда можно видеть, что в то далекое время люди уже почитали дракона, как бога воды, и молились ему ради богатого урожая. Это самая ранняя археологическая находка, подтверждающая такой обычай. Во многих местах Китая есть немало храмов бога - дракона, в которых люди молятся хорошей погоде.

У китайского народа есть одно крылатое выражение-" желать, чтобы дети стали драконами", то есть стали умными, способными людьми. Уже в конце периода Весны и Осени ( 8-5 вв. до н.э. ) в Китае талантливых людей уподобляли драконам. Например Конфуций сравнивал Лао Цзы с драконом.

В конце периода Воюющих царств ( 5-3 вв. до. н.э. ) люди называли первого китайского императора Цин Шихуана- " драконовым предком" китайской нации . Китайские императоры называли себя сынами небесного дракона. Китайцы считаются себя потомками дракона.

В Китае преклоняются и почитают дракона- первого среди всех земных существ и великого бога водной стихии

Китайский фарфор



Китай-родина фарфора. Китай по-английски - China -Чайна - что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.

История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.

После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки "Яобянь", который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

Изделия Дэхуа, как правило, покрывались лишь белой глазурью, зачастую украшались гравировкой и рельефным рисунком. В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название "селадон". В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.

Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи "Лунциняо" в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор.

Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: "Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ". Это и определило новое название города - "Цзиндэчжэнь".

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт.

Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по "шелковому пути", на Средний Восток и в Европу, за рубеж шел и китайский фарфор.

История Цзиндэчжэня, которому больше 2 тысяч лет, является яркой страницей истории китайской культуры. Город возник у самых разработок каолиновой глины на горе Гаолин. Число печей росло с каждым годом и в пору расцвета Цзиндэчжэня достигло нескольких сот. При раскопках были найдены остатки печей, построенных еще в эпоху Танской династии, то есть 1200 лет назад. Черепки древних фарфоровых изделий дают представление о том, что здесь обжигался фарфор на редкость красивой расцветки. Раскопки позволили восстановить целые этапы в истории китайского фарфора. Первые фарфоровые изделия минской эпохи были чисто белыми, без художественной росписи, только слегка покрытые глазурью. В более поздние времена широко используется для росписи изделий сине-голубая краска, которую привозили с Явы и Суматры. Как ни наряден фарфор, расписанный этой краской, по своей художественной ценности он уступал белому фарфору. Белый фарфор сохранил свою ценность и после того, как китайские мастера стали наносить на свои изделия крупный рисунок. Раскопки подтвердили, что техника китайского фарфорового производства находилась в те времена на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что в то время температура в печах достигала 1400 градусов.

Ко времени династии Юань быстро растущий город Цзиндэчжэнь стал уже центром производства фарфора в стране. Фарфоровые изделия этого города отличаются изысканной формой, легкостью, красивой расцветкой. В частности, изделия из фарфора "цинхуацы"-синие цветы, "фэнхуацы"-розовые цветы", и Цинхунлинлунцы"-миниатюрные синие цветы, "Ботайцы"-прозрачный фарфор -считались бесценным сокровищем и служили лучшим подарком среди императорской фамилии и дворцовой знати. Известный китайский мореплаватель Чжэнхэ времен династии Мин 7 раз отправлялся в дальнее плавание в страны Восточной Азии и Африки. В числе его товаров и подарков было немало изделий именно из такого фарфора.

В эпоху Мин (14-17 века) и Цин (17-20 века) широкое распространение получил способ украшения фарфоровых изделий подглазурным кобальтом. Ранние минские изделия с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент. В начале 15 века одновременно с кобальтом начинает употребляться красная краска естественного происхождения. С середины 16 века очень распространенным стал метод украшения, известный под названием "доуцай" (соперничающие краски)-сочетание подглазурного кобальта с пестрыми эмалевыми красками. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.

В эпоху Цин продолжалось производство всех раннее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастерских. Среди них выделялись заводы Цзиндэчжэня, выпускавшие высокохудожественную и высококачественную продукцию. Богатством и разнообразием цветов отличалась глазурь, которой покрывались изделия. В это время предпочтение отдавалось монохромной глазури. До сих пор большой известностью пользуются сосуды и вазы, покрытые т.н. "пламенеющей глазурью" и глазурью "цвета бычьей крови". К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Поиск мастерами новых форм иногда приводил к чрезмерной вычурности, а подчас и к потере чувства материала, что выражалось в имитации бронзы, дерева и т.д.. Изделия из фарфора не только шли на внутренний рынок, но и превратились в одну из главных статей экспорта. В конце 19 века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок.

Надо сказать еще о нескольких центрах фарфорового производства в Китае-это Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Исин в провинции Цзянсу, Цзыбо в провинции Шаньдун. Фарфоровые изделия, производимые в разных местах, отличаются своим стилем и колоритом.

После образования КНР народное правительство приступило к восстановлению разрушенных фарфоровых заводов. К работе были привлечены известные мастера своего дела. Была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига. Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)

Конспект занятия по физической культуре  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы»        ...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"

Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...