Урок в музее "Фронтовое письмо"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Яковлева Татьяна Анатольевна

В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в музее "Фронтовое письмо"50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение «Школа № 883»

«Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Фронтовое письмо»

В рамках проекта

«Что имеем, мы храним, о ком помним, мы гордимся»

Руководитель и автор занятия:

Социальный педагог

Яковлева Татьяна Анатольевна

 Цель:

  • Реализация познавательной деятельности с привлечением ресурсов образовательного комплекса.
  •  Повышение роли школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 

  • Обновление содержания познавательной деятельности, воспитания юных москвичей средствами музейной педагогики.
  • Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
  • Развитие коммуникативной функции речи детей, обогащение словарного запаса.

Оборудование и материал:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Мультимедийная презентация «Письмо с фронта».
  • Рисунки  для «фронтовых писем».

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
  • чтение рассказов о войне.
  • прослушивание музыкальных произведений военных лет.
  • подготовка рисунков  для «солдатских писем».

Словарная работа: 

Ветераны, Великая Отечественная война, полевая почта, фронтовое письмо.

Место проведения занятия:

Музей боевой славы ГБОУ Школы № 883 (ул. Вилиса Лациса, д.11 корп.4)

Ход занятия:

Руководитель музея проводит для детей  ознакомительную обзорную экскурсию по музею боевой славы.

Воспитатель обращает внимание детей на фронтовые письма «треугольники».

- Как вы думаете, почему фронтовые письма не похожи на обычные письма?

(ответы детей)

Рассказ воспитателя:

- Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили вот такие письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут. (Г. Фатеев)

- Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть?

(ответы детей)

Ребенок, одетый в солдатскую форму сидит в землянке и пишет «письмо»

- Что мог написать своему маленькому сыну отец-солдат?

(Читают письмо)

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Ребенок, одетый в солдатскую форму стоит на посту и пишет «письмо»

- Вот молодой солдат, вчерашний школьник пишет такие строчки:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
Мои братья и сёстры родные,
Завтра снова в бой я иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Воспитатель:

Фронтовые письма - это связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы бойцам воевать и верить в победу.

Нет траншей и землянок.

Всё травой заросло.

А письма

В треугольничках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

(Г. Серебряков)

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было.

Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке; под свет лучины в окопах, блиндажах, госпиталях.

В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

В минуты затишья написанные письма складывали в “Фронтовой треугольник” (не было на войне конвертов, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № полевой почты. На войне была почта военная или полевая, были военные почтальоны.

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днем

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнем.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, стоит ли хранить эти старые письма?

- … нужно ли помнить о тех, кого мы даже не видели и не знаем?

- … за что отдавали свои жизни люди во время Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

Воспитатель: Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Эти письма от родных и близких, которых, уже нет рядом, самые дорогие реликвии.

Дети рассматривают фронтовые письма, хранящиеся в музее.

Воспитатель:

- Давайте сделаем подарок ветеранам – Вы рисовали рисунки для ветеранов войны, мы их сложим, как фронтовые письма - треугольником. Полевая почта доставит ваши рисунки участникам Великой Отечественной войны нашего района.

Ребята складывают «фронтовые письма», подписывают их.

Если в вашей семье, в вашем доме есть ветераны, если вы встретите пожилого человека с орденами на груди – обязательно поблагодарите их за Победу!

В конце нашей экскурсии давайте вспомним все, что вы увидели и услышали, послушав замечательную песню о фронтовых письмах.

Презентация «Письмо с фронта».

Источники:

1. http://allforchildren.ru/poetry/author277-trutneva.php стихотворение Е. Трутнева «Фронтовой треугольник»

2. http://muzofon.com/search - песня «Фронтовые письма», группа «Непоседы»;

3. http://images.yandex.ru – фотографии для презентации

4. http://semejnyj-dosug.ru/wp-content/uploads/2012/05/sxema-polevogo-pisma.jpg - как сложить «солдатское письмо»

5. http://www.maam.ru

6. Стихотворение  Геннадия Фатеева

Приложение:

Схема складывания фронтового письма

Приложение 1

Схема складывания фронтового письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...

Конспект урока тема"Число .Письмо цифры "5"

Тип урока : Изучение нового материалаЦель:  Познакомить с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5. Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5-ти. Формировать навык письма...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [ш], [с], [щ \'], буквы ш, с, щ».

Образовательная система  «Детский сад 2100»Предмет: обучение грамоте (письмо)Группа:  «Адаптация детей к школе»  Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш,...

Первые уроки письма

Для формирования школьной мотивации ребёнку просто необходимо быть успешным! Пропись включает всевозможные классические задания для подготовки руки ребёнка к письму на линиях, картинки для развития ме...

В рамках Всеросийского урока "Письмо солдату"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31965034","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31965035","attributes":{"alt":"","class"...