Проект "Хлеб всему голова"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
ПРОЕКТ «Хлеб всему голова»
Информационная карта проекта
Авторы проекта: Гуськова С.В.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, познавательный, физкультурный, творческий, игровой.
Краткая аннотация проекта: проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Ребята осознают значимость трудовой деятельности взрослых в процессе изготовления хлеба. Проект помогает обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывает бережное отношение к хлебу.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 4 – 5 лет
Продукт проекта: выставка детских поделок из соленого теста «Хлеб всему голова»
Технологическая карта проекта карта
Основание.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Учит уважать хлеб.
Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о хлебе;
2. Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;
3. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
4. Познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности;
Развивающие:
1. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
2. Развивать мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы;
3. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
4. Обогащать словарь.
Воспитывающие:
1. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
2. Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих его;
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
4. Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Ожидаемый результат:
- знакомство детей с особенностями выращивания зерновых растений, нахождение признаков сходства и отличия зерновых культур;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба,
- усвоение названий хлебобулочных изделий;
- сформированный устойчивый интерес и уважение к труду взрослых;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- творческое самовыражение детей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
1. Определение проблемы, постановка цели и задач;
2. Составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
3. Беседа с детьми «Что такое хлеб»;
2. Консультация для родителей «Хлеб всему голова»;
Основной этап
1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики «Колобок»;
2. Гимнастика после сна «Колосок»;
3. Работа по формированию навыков самообслуживания через трудовую деятельность и навыков поведения за столом;
4. Экспериментальная деятельность «Сажаем овес» и последующее наблюдение за посевами с занесением результатов в дневник наблюдений; «Готовим соленое тесто»;
5. НОД :
- «Познание»: «Как хлеб приходит к нам в дом»;
- «Окружающий мир»: «Богатый хлебный стол»;
- «Развитие речи»: «Каравай»;
- «Изобразительная деятельность»: лепка из соленого теста «Тесто»;
6. Беседы на темы:
- «Что мы едим всегда и утром и в обед и вечером»;
- «Зачем нужен хлеб»;
- «Можно ли прожить без хлеба?»;
- «Как мы можем беречь хлеб»;
- «Почему нельзя крошить хлеб, когда кушаешь»;
- «Из чего пекут хлеб»;
- по пословице: «Хлеб всему голова»;
- по пословице «Без хлеба куска везде тоска».
7. Подвижные игры (каравай; собери колосок; пирог; из муки – не из муки; кто быстрее соберет зернышки пшеницы; кто скорее отвезёт зерно на элеватор; покажи колосок; хлебный магазин; найди и промолчи, овес);
8. Дидактические игры: «Разный хлеб», «Домино», «Половинки», «Звучащие бутылочки», «От зернышка до каравая», «Хлебные профессии»;
9. Игры на сенсорное развитие: «Золушка», «Собери бусы из вермишели»;
10. Пальчиковые игры (пирожки; на мельнице; меленки; Маша-хозяйка; каша);
11. Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Собираем рожь», «В поле», «Булочная»;
12. Составление альбома литературных произведений по теме «Хлеб всему голова»;
13. Чтение прозы, сказок, стихов по теме «Хлеб всему голова»;
14. Отгадывание загадок по теме «Хлеб»;
15. Разучивание стихотворения Якова Акима «Хлеб ржаной»;
16. Словесная игра «Ласковые слова о хлебе»;
17. Проговаривание стишков на развитие артикуляции по теме «Хлеб всему голова»;
18. Рассматривание альбома «Какой бывает хлеб», «Злаки»;
19. Рассказ по картинке И. Шишкин «Рожь»
20. Активизация детей к конструктивной игре: «Хлебзавод», «Мельница».
21. Акция «Крошка не даст пропасть крошкам»;
22. Театральная деятельность «Колобок»;
23. Просмотр мультфильмов «Колосок», «Колобок», «Пирожок»;
24. Слушание песен: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай»;
25. Активизация детей к изобразительной деятельности: рисование «Колобок», лепка «Колосок», аппликация «Колосок».
Заключительный этап
1. Презентация продукта детского творчества «Хлеб всему голова»;
2. Физкультурный досуг «Мы хлеборобы».
Приложение
Утренняя гигиеническая гимнастика
«Колобок»
Цель: пробуждение детского организма, повышение двигательной активности детей, развивать интерес к утренней гимнастике, настроить детей на позитивную и продуктивную деятельность.
Ход гимнастики:
Как пригреет солнышко,
Выйдем дружно в полюшко.
Нужно полюшко вспахать,
Пшеницей, рожью засевать.
Дождик полюшко польет,
Прорастать зерно начнет.
Росточки выйдут из земли
И превратятся в колоски.
Зерном полны колосья,
Они созреют к осени.
Как колосья соберем,
Каравай мы испечем.
Потрудились мы весною,
Будем с хлебом злой зимою!
I часть:
«Выйдем в поле погулять и работу поискать»
Ходьба друг за другом, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами – «Лужи». Бег трусцой «от мышки», ходьба.
II часть:
1. «Солнце греет, веселит, поработать нам велит»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1-2 — руки через стороны вверх, пальцы растопырены, слегка покачаться — вдох; 3-4 — плавно руки вниз — выдох. Повторить 8 раз.
2. «Чтоб работать нам на „пять ", мышцы нужно укреплять»
И. п.: о. с. руки к плечам, кисти сжаты в кулаки. 1-2 — с силой поднять руки вверх, разжимая кулаки, — вдох; 3-4 — и. п., выдох. Повторить 6-8 раз.
3. «Будем полюшко пахать, землю будем мы копать»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, локти в стороны. 1-2 — наклон вперед, руки совершают крутящие движения — выдох; 3-4 — и. п. Повторить 6-8 раз.
4. «Прорастут зернышки — зазеленеет полюшко»
И. п.: сидя, колени врозь, руки на плечах. 1-2 — выпрямляемся вверх на носочки, руки вверх; 3-4 — и. п. Повторить 6-8 раз.
5. «Качает ветер колоски, колосья гнутся до земли»
И. п.: ноги врозь, руки над головой. 1-2 — наклон вправо, руки вверх — выдох; 3-4 — и. п., вдох. То же в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4 раза.
6. «Мы по полюшку пойдем и колосья соберем»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 — правую руку вперед, правую ногу назад; 2- и. п.; 3 — левую руку вперед, левую ногу назад; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.
7. «Как колосья соберем, каравай мы испечем!»
И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Выполнить 10-12 прыжков по кругу друг за другом.
III часть:
«После будем отдыхать, всех караваем угощать!»
Непродолжительная ходьба в хороводе, постепенно уменьшая диаметр круга, 2-3 минуты.
Гимнастика после сна
«Колосок»
Цель: плавное пробуждение детского организма после сна, повышение двигательной активности, развитие правильного дыхания, развитие положительного настроя, профилактика заболеваний.
Ход гимнастики:
1. Упражнение «Растет колосок»
И.П. лежа на спине, колени подтянуты к груди
Медленно вытягиваем ноги и руки на кровати – тянемся.
2. Упражнение «Ветерок в поле»
И.П.: лежа на спине, вдох через нос, выдох через рот.
3. Упражнение «Комбайн»
И.П.: лежа на спине, руки и ноги подняты вверх. По сигналу дети производят руками и ногами крутящие движения как лопасти комбайна.
4. Упражнение «Месим тесто» (Элементы самомассажа)
И.П. сидя на ногах. Руками производим массирующие движения по всему телу от ног к голове.
5. Упражнение "Колобок"
И.П.: лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
НОД по образовательной области «Познание»
«Как хлеб приходит к нам в дом»
Цель: дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
1. дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
2. познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
3. Закрепление умения сосчитывать, классифицировать, обозначать количество цифрами;
4. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
5. развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности
Развивающие:
1. развивать мышление, мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы,
2. формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
3. формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
4. обогащать словарь; упражнять в классификации предметов;
Воспитывающие:
1. воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
2. уточнить представления детей о хлебе;
3. показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Материал: картинки с изображением хлебобулочных изделий, кусочки батона и ржаного хлеба, шарф, презентация, ДИ «от зернышка к караваю», колосок, зерно, мука, баранки четырех видов, цифры, угощение для детей.
Ход:
1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гость, а чтобы узнать какой, надо отгадать загадку:
Мнут, катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом
(Хлеб)
2. Воспитатель: А какой хлеб бывает?
- ржаной
- батон
- баранки
- бублики
- калачи
- куличи
-кренделя
- караваи
- булочки
- плюшки
- пирожки и много других названий
(рассматривание картинок)
2. Воспитатель: Ребят, а как можно узнать какой хлеб мама купила в магазине не глядя на него?
- по запаху, по вкусу
Вот сейчас мы поиграем в игру «Понюхай – Отгадай»
ДИ «Понюхай – Отгадай»
Цель: уточнить обонятельные ощущения детей, развивать интерес к познавательной деятельности.
Ход: ребенку завязывают глаза шарфом, и дают понюхать кусочек хлеба. Ребенок отгадывает вид хлебобулочного изделия.
4. Воспитатель: А кто печет хлеб? Конечно пекарь. Как мы его узнаем? Что ему нужно для работы?
- белый халат, (почему белый)
- белые брюки
- белый колпак (зачем)
- чистые руки
- стол
- печка
- форма для выпечки хлеба
5. Воспитатель: Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? Да, из муки, яиц, воды, молока.
А что такое мука? Не знаете, ну тогда слушайте сказку. Сказка называется «Путешествие зернышка»
Показ презентации по теме «Стадии производства хлеба»
6. Воспитатель: Вот как хлеб то получается! Что сначала нужно сделать, чтобы получить хлеб?
- вспахать (пахарь, трактор)
- посеять пшеницу (трактор, тракторист)
- собрать колоски (комбайн, комбайнер)
- привезти на мельницу (грузовик, шофер)
- помолоть (мельница, мельник)
- сделать тесто (пекарь, пекарня)
- испечь
- купить (магазин, продавец)
ДИ «от зернышка к караваю»
Дети собирают цепочку стадий производства хлеба.
7. Воспитатель: Как же выглядит колосок?
Наблюдение «Колосок»
- вот колосок, какой он
- а кто из вас знает, что в колоске? (Зернышки)
- а сколько их? (Много)
- какие они на ощупь?
- какой они формы, величины и цвета? (гладкие, овальные, коричневые, маленькие)
8. Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зернышки и немного подвигаемся:
Игровое упражнение на развитие движений
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Пекарь: А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?
Возьму чудо-меленку,
Положу туда зернышки.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели - засыпай,
И в мешочки набивай.
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
9. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получилась мука. Давайте попробуем ее на вкус, потрогаем. А теперь скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а чтобы из муки получились вкусные пироги, булочки и ароматный хлеб пекари добавляют туда яйца, молоко, сахар, масло, соль и выпекают для вас разнообразные хлебобулочные изделия: кренделя, баранки, бублики, батоны, булки.
10. Воспитатель: Ребята, я сегодня купила баранки, большие, маленькие, с маком, с изюмом, да все их смешала, помогите разобраться, где какие баранки
ДИ «разложи и сосчитай»
Дети раскладывают по 4 группам баранки и сосчитывают их и выкладывают цифру, соответствующую числу баранок в группе.
11. Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли вы мне. Что сегодня мы с вами узнали? Из чего делают хлеб? (из муки) и т. д.
- Молодцы, ребята, хлеб главный на нашем столе, его надо беречь, много людей потрудилось, чтобы мы могли каждый день есть его.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
12. А, чтобы вы ощутили все богатство хлеба, угоститесь баранками.
НОД по образовательной области «Окружающий мир»
«Богатый хлебный стол»
Цель: закрепить знание трудового процесса по изготовлению хлеба,
Задачи: обучить детей практическим навыкам изготовления дрожжевого и соленого теста, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий, о разнообразии злаков; формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче, показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его..
Материал: презентация о об изготовлении теста, презентация о разнообразии хлебобулочных изделий, маска «Каравай», картинки, материал для изготовления теста.
Ход: дети рассажены полукругом на ковре.
1. Воспитатель:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Автор – В.Воронько
2. Воспитатель: ребята, про что это стихотворение? Правильно, про поле, про рожь, про колосок, про зернышко. А что можно из ржи сделать? (Хлеб)
А как его получают, напомните мне. (Выкладывание детьми по очереди на магнитной доске картинок с изображением стадий производства хлеба)
3. Воспитатель: какой вы хлеб знаете? (ответы детей)
Посмотрите на экран (презентация на тему «Разнообразие хлебобулочных изделий»).
4. Воспитатель: а вы знаете, что у нашего хлебушка сегодня день рождения, он ведь сегодня был испечен, споем ему «Каравай». (ПИ «Каравай» под музыку, с маской «Каравай»).
5. Воспитатель: ребята, садитесь на стульчики. Как же наш хлебушек испекли? Посмотрите, я сегодня заглянула в пекарню и посмотрела, что там делал пекарь! (презентация на тему «Готовим тесто»).
6. Воспитатель: ребята, а из какой муки можно испечь тесто? А муку добывают из зернышек, посмотрим, какие зернышки пригодятся для хлеба? (Просмотр альбома «Злаки»)
7. Воспитатель: а мы с вами сможем приготовить тесто? Только тесто непростое, а соленое, из него мы потом будем печь разные хлеба и караваи! Подходите к столу. (Совместное изготовление соленого теста).
8. Воспитатель: ребята, а вы слышали пословицу: «Без хлеба не обедают», что она обозначает? (ответы детей). Да, хлеб всегда должен быть на столе и за завтраком и за обедом и за ужином. Хлеб нужно беречь, ведь столько людей трудилось, чтобы его вырастить и испечь. Берегите хлеб и труд людей, которые его сделали.
9. Подведение итогов.
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали о хлебе? Какие виды хлеба вы запомнили? Из чего делают тесто? Почему нужно беречь хлеб? Молодцы, все запомнили, а домой придете расскажите своим младшим братикам и сестричкам о том, как важно хлеб уважать.
НОД по образовательной области «Развитие речи»
«Каравай»
Цель:
Развитие речи детей.
Задачи:
совершенствовать словарь по теме «хлеб всему голова»; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки произношения звука «Ш», развивать способность выделять звук «Ш» в слове, воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Материал: схема рассказа о хлебобулочном изделии, картина «В пшеничном поле», картинки с изображением хлебобулочных изделий, колоска, картинки для определения наличия звука в слове.
Ход:
1. Оргмомент
Воспитатель: Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?
Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях, которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?
Дети. Хлебобулочные.
Воспитатель: Правильно.
2. Игра «Какой, какие?»
Воспитатель ставит перед детьми поднос, а на нем картинки сушки, пряники. Предлагает их взять в руки
Воспитатель: Маша, что ты взяла?
Ребенок. Пряник.
Воспитатель: Расскажи нам, какой пряник.
Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.
Воспитатель: Ребята, пряник вызывает аппетит?
Дети. Да.
Воспитатель: Значит, пряник еще и аппетитный!
Воспитатель: Геля, а у тебя?
Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная. (рассказ о 4-5 изделиях по схеме)
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель: А как же хлеб попадает к нам на стол?
Дети. Его пекут.
Воспитатель: Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Что можно сказать еще о поле?
Дети. Поле можно назвать… большое, широкое, привольное, желтое, волнующееся.
Воспитатель: Еще, что есть на картине?
Дети. Люди.
Воспитатель: Люди убирают хлеб. Их называют…
Дети. Хлеборобы.
Воспитатель: А еще есть спецтехника, какая?
Дети. Комбайн.
Воспитатель: Кто управляет комбайном?
Дети. Комбайнер.
Воспитатель: Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.
Воспитатель: Вам понравилась картина? Почему? (ответы детей)
4. Коллективное составление рассказа по плану педагога
Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.
План:
• Описание природы – поле, лес, небо
• Описание людей, спецтехника.
• Чем вам понравилась картина.
5. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками
К нам в тарелку пришла Приседают , «шагают» пальчиками по ковру
Всех друзей угостим
По тарелке дадим. Встают, мешают указ.пальцем прав.руки в ладошке левой.
Птичке –невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке-
Всем дадим по ложке Загибают по 1 пальчику на обеих руках на каждое название
6. ДИ «Семейка слов»
Воспитатель: Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?
Дети. Хлебушек.
Воспитатель: Как называется магазин, где продается хлеб?
Дети. Хлебный.
Воспитатель: Как называется ящик для хранения хлеба?
Дети. Хлебница.
Воспитатель: Как называют гостеприимного человека.
Дети. Хлебосольный.
Воспитатель: Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
Давайте еще придумаем родственные слова: Поле с рожью какое? – ржаное. Поле с пшеницей? – пшеничное. Поле с овсом? – овсяное. Поле с ячменем? – ячменное. Поле с кукурузой? – кукурузное. Поле с гречихой? – гречишное. Поле с просом? – просяное.
7. ПИ «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: изображение пшеничных колосков
Ход: играющие выстраиваются в круг, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. Выбирают ведущего, которому дают колосок. Взрослый позади круга незаметно вкладывает колосок в руку 2-3 детям. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.
8. Развитие звуковой стороны речи
Воспитатель: Ребята, как в поле шумит пшеница, когда дует ветер, послушайте (прослушивание звука волнующейся на ветру пшеницы – «ШШШШШШШ»
Ротик приоткрыт, язычок наверху, дуем на кончик язычка. Молодцы!
9. Анализ звукового состава слова «Ищем спрятавшийся шорох пшеница в словах». Детям предъявляются картинки, если звук «Ш» в слове присутствует хлопают в ладошки, если нет – топают ножкой.
- Шапка
- Шарик
- Кошка
- Собака
- Мышь
- Малыш
- Капуста
10. Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы ребята, много новых слов мы сегодня с вами узнали (каких?), составили рассказ по интересной картине, поискали потерявшуюся песенку пшеницы, поиграли в игры. Молодцы.
Физкультурный досуг
«Как мы хлеб растили»
Предварительная работа с родителями дети в штанишках спортивных и в чешках.
Цель: развивать силу, ловкость, выносливость, наблюдательность, умение соревноваться в команде развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.; развивать интерес к подвижным играм, развивать интерес и уважение к труду взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Материал: значки с названиями команд, обручи, 2 лейки, 2 граблей, мячики из сухого бассейна желтого и зеленого цветов, 2 машины с кузовом на веревочке, разрезные картинки по теме, печенье как угощенье, призы – раскраски по теме «Хлеб».
Ход:
1. Организационный момент. Деление на команды, называние команд по теме «Хлеб»: бублики и каравайчики, прикрепление значков. За каждую победу командам дается колосок, у кого будет колосков больше, тот и выиграет.
2. ПИ «Пашем, сеем, поливаем, собираем»
Цель: развитие быстроты, сообразительности, наблюдательности и памяти.
Ход игры: дети по очереди бегут к обручу и выполняют в нем определенные действия:
- пашут (бегут и проводят 3 раза граблями);
- сеют (относят в обруч желтый маленький мячик);
- поливают (бегут и поливают из лейки);
- собирают (относят мячик из обруча).
3. ПИ «Собери колосок» Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
4. ПИ «Кто быстрее соберет зернышки пшеницы?».
Цель: развитие ловкости, внимания.
Ход: на полу в хаотичном порядке разложены зернышки. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному зернышку (каждая команда собирает свой цвет).
Материал: маленькие мячики зеленого и желтого цветов.
5. ПИ «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор» по 2 участника из команды
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Ход игры: ребенок накручивает веревку от машины на палку.
Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.
6. ПИ «Собери картинку»
Цель: развивать способность собирать сообща целое из частей.
Ход игры: дети подгруппами собирают разрезную картинку на тему «Хлеб».
Игровая цель быстрее собрать картинку
8. Подведение итогов занятия, награждение всех печеньем, и раскрасками о хлебе победителей, итоговая беседа о трудностях изготовления хлеба.
Подвижные игры
«Из муки – не из муки»
По типу «Съедобное - несъедобное»
Цель: развивать умение играть с мячом дружно, внимательно слушать задание и быстро реагировать согласно правилам игры.
Ход: взрослы бросает мяч ребенку называя предмет, если предмет сделан из муки ребенок ловит мяч, если нет – не ловит.
«Пирог»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»
Материал: обруч
Ход:
1. Выбираем пирог с помощью считалки.
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине в обруч, упирается руками в бока, надувает щеки.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, бери его себе! »
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.
Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.
«Кто быстрее соберет зернышки пшеницы?»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.
Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.
Материал: мячики желтые и зеленые, обручи
Ход:
На полу разложены в обручах зернышки. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному зернышку.
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.
Материал: 2 машинки на веревке с желтыми мячиками.
«Собери колосок»
Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Ход: дети делятся на 2 команды по 4-5 человек, первые игроки бегут до стульчика, обегают его, возвращаются, берут за руку вторых игроков, бегут, возвращаются за третьими и так собирают всю команду.
ПИ «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: изображение пшеничных колосков
Ход: играющие выстраиваются в круг, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. Выбирают ведущего, которому дают колоски. Ведущий позади круга незаметно вкладывает колосок в руку 2-3 детям. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок игроку в центре круга. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.
Игра –эстафета «Хлебный магазин»
Цель: воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: быстрее другой команды обменять свои жетоны на хлебобулочные изделия.
Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, картинки хлебных изделий, 2 обруча.
Ход: делимся на две команды. У каждой команды сумка для покупок. Дети по очереди меняют свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.
(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон, кладет картинку в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)
«Овес»
Цель: развивать способность действовать согласно тексту игры.
Ход:
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…
(Показывают движениями рук вперёд)
«Потом отдыхал вот так…
(Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая)
-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!
Новый куплет:
- Кто хочет знать, как жнут овёс?
- Отец мой жинал его так (показывают)
- Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).
Дидактические игры
«Домино»
Цель: развивать наблюдательность, закреплять знание разнообразия хлебобулочных изделий, соблюдать правила игры.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закончит подбор картинок, положит их по правилу: калачик к калачику, рогалик к рогалику - и ни разу не ошибется.
Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Для этой игры необходимо иметь карточки как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды хлебобулочных изделий. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, то раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто первый положит последнюю карточку (а у других они еще есть), тот и выигрывает. При повторении игры карточки перемешивают. Дети, не глядя, отсчитывают 4-6 карточек и игра продолжается.
«Половинки»
Цель: формировать умение составлять целое из частей. Закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий. Развитие речи.
Игровые действия: дети собирают целую картинку из двух частей, называют ее, рассказывают об этом виде хлеба.
«Хлебные профессии»
Цель: развивать память, находчивость, развивать речь, развивать воображение, наблюдательность, закрепить знания детей о профессиях, люди которых участвуют в производстве хлеба.
Игровые действия: дети выкладывают вокруг большой карточки с изображением «хлебной» профессии маленькие карточки с ее атрибутами и особенностями.
«Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорных ощущений. Закрепление знаний о видах злаков»
Игровые действия: дети разбирают ссыпанные вместе разные зернышки по сортам.
«Собери бусы из вермишели».
Цель: способствовать развитию мелкой моторики детей, развитие речи и фантазии, развивать умение создавать разные композиции бус.
Игровые действия: дети собирают на ниточку разные виды вермишели, создавая собственную композицию.
«Звучащие бутылочки» (горох, рис, овес, манка, гречка, мука)
Цель: развивать умение различать на слух разные наполнители бутылочек.
Игровые действия: дети на слух определяют в какой баночке какой злак спрятался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_hleb_vsemu_golova.docx | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Хлеб всему голова»
Информационная карта проекта
Авторы проекта: Гуськова С.В., Лукьянова Н.Н.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, познавательный, физкультурный, творческий, игровой.
Краткая аннотация проекта: проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Ребята осознают значимость трудовой деятельности взрослых в процессе изготовления хлеба. Проект помогает обратить внимание детей, на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывает бережное отношение к хлебу.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 4 – 5 лет
Продукт проекта: выставка детских поделок из соленого теста «Хлеб всему голова»
Технологическая карта проекта карта
Основание.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Учит уважать хлеб.
Цель: расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о хлебе;
- Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;
- Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
- Познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности;
Развивающие:
- Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
- Развивать мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы;
- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
- Обогащать словарь.
Воспитывающие:
- Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, воспитывать уважение к труду людей, выращивающих его;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
- Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Ожидаемый результат:
- знакомство детей с особенностями выращивания зерновых растений, нахождение признаков сходства и отличия зерновых культур;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба,
- усвоение названий хлебобулочных изделий;
- сформированный устойчивый интерес и уважение к труду взрослых;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- творческое самовыражение детей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
1. Определение проблемы, постановка цели и задач;
2. Составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
3. Беседа с детьми «Что такое хлеб»;
2. Консультация для родителей «Хлеб всему голова»;
Основной этап
- Комплекс утренней гигиенической гимнастики «Колобок»;
- Гимнастика после сна «Колосок»;
- Работа по формированию навыков самообслуживания через трудовую деятельность и навыков поведения за столом;
- Экспериментальная деятельность «Сажаем овес» и последующее наблюдение за посевами с занесением результатов в дневник наблюдений; «Готовим соленое тесто»;
- НОД :
- «Познание»: «Как хлеб приходит к нам в дом»;
- «Окружающий мир»: «Богатый хлебный стол»;
- «Развитие речи»: «Каравай»;
- «Изобразительная деятельность»: лепка из соленого теста «Тесто»;
- Беседы на темы:
- «Что мы едим всегда и утром и в обед и вечером»;
- «Зачем нужен хлеб»;
- «Можно ли прожить без хлеба?»;
- «Как мы можем беречь хлеб»;
- «Почему нельзя крошить хлеб, когда кушаешь»;
- «Из чего пекут хлеб»;
- по пословице: «Хлеб всему голова»;
- по пословице «Без хлеба куска везде тоска».
- Подвижные игры (каравай; собери колосок; пирог; из муки – не из муки; кто быстрее соберет зернышки пшеницы; кто скорее отвезёт зерно на элеватор; покажи колосок; хлебный магазин; найди и промолчи, овес);
- Дидактические игры: «Разный хлеб», «Домино», «Половинки», «Звучащие бутылочки», «От зернышка до каравая», «Хлебные профессии»;
- Игры на сенсорное развитие: «Золушка», «Собери бусы из вермишели»;
- Пальчиковые игры (пирожки; на мельнице; меленки; Маша-хозяйка; каша);
- Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Собираем рожь», «В поле», «Булочная»;
- Составление альбома литературных произведений по теме «Хлеб всему голова»;
- Чтение прозы, сказок, стихов по теме «Хлеб всему голова»;
- Отгадывание загадок по теме «Хлеб»;
- Разучивание стихотворения Якова Акима «Хлеб ржаной»;
- Словесная игра «Ласковые слова о хлебе»;
- Проговаривание стишков на развитие артикуляции по теме «Хлеб всему голова»;
- Рассматривание альбома «Какой бывает хлеб», «Злаки»;
- Рассказ по картинке И. Шишкин «Рожь»
- Активизация детей к конструктивной игре: «Хлебзавод», «Мельница».
- Акция «Крошка не даст пропасть крошкам»;
- Театральная деятельность «Колобок»;
- Просмотр мультфильмов «Колосок», «Колобок», «Пирожок»;
- Слушание песен: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай»;
- Активизация детей к изобразительной деятельности: рисование «Колобок», лепка «Колосок», аппликация «Колосок».
Заключительный этап
- Презентация продукта детского творчества «Хлеб всему голова»;
- Физкультурный досуг «Мы хлеборобы».
Приложение
Утренняя гигиеническая гимнастика
«Колобок»
Цель: пробуждение детского организма, повышение двигательной активности детей, развивать интерес к утренней гимнастике, настроить детей на позитивную и продуктивную деятельность.
Ход гимнастики:
Как пригреет солнышко,
Выйдем дружно в полюшко.
Нужно полюшко вспахать,
Пшеницей, рожью засевать.
Дождик полюшко польет,
Прорастать зерно начнет.
Росточки выйдут из земли
И превратятся в колоски.
Зерном полны колосья,
Они созреют к осени.
Как колосья соберем,
Каравай мы испечем.
Потрудились мы весною,
Будем с хлебом злой зимою!
I часть:
«Выйдем в поле погулять и работу поискать»
Ходьба друг за другом, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами – «Лужи». Бег трусцой «от мышки», ходьба.
II часть:
1. «Солнце греет, веселит, поработать нам велит»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1-2 — руки через стороны вверх, пальцы растопырены, слегка покачаться — вдох; 3-4 — плавно руки вниз — выдох. Повторить 8 раз.
2. «Чтоб работать нам на „пять ", мышцы нужно укреплять»
И. п.: о. с. руки к плечам, кисти сжаты в кулаки. 1-2 — с силой поднять руки вверх, разжимая кулаки, — вдох; 3-4 — и. п., выдох. Повторить 6-8 раз.
3. «Будем полюшко пахать, землю будем мы копать»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, локти в стороны. 1-2 — наклон вперед, руки совершают крутящие движения — выдох; 3-4 — и. п. Повторить 6-8 раз.
4. «Прорастут зернышки — зазеленеет полюшко»
И. п.: сидя, колени врозь, руки на плечах. 1-2 — выпрямляемся вверх на носочки, руки вверх; 3-4 — и. п. Повторить 6-8 раз.
5. «Качает ветер колоски, колосья гнутся до земли»
И. п.: ноги врозь, руки над головой. 1-2 — наклон вправо, руки вверх — выдох; 3-4 — и. п., вдох. То же в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4 раза.
6. «Мы по полюшку пойдем и колосья соберем»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 — правую руку вперед, правую ногу назад; 2- и. п.; 3 — левую руку вперед, левую ногу назад; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.
7. «Как колосья соберем, каравай мы испечем!»
И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Выполнить 10-12 прыжков по кругу друг за другом.
III часть:
«После будем отдыхать, всех караваем угощать!»
Непродолжительная ходьба в хороводе, постепенно уменьшая диаметр круга, 2-3 минуты.
Гимнастика после сна
«Колосок»
Цель: плавное пробуждение детского организма после сна, повышение двигательной активности, развитие правильного дыхания, развитие положительного настроя, профилактика заболеваний.
Ход гимнастики:
- Упражнение «Растет колосок»
И.П. лежа на спине, колени подтянуты к груди
Медленно вытягиваем ноги и руки на кровати – тянемся.
- Упражнение «Ветерок в поле»
И.П.: лежа на спине, вдох через нос, выдох через рот.
- Упражнение «Комбайн»
И.П.: лежа на спине, руки и ноги подняты вверх. По сигналу дети производят руками и ногами крутящие движения как лопасти комбайна.
- Упражнение «Месим тесто» (Элементы самомассажа)
И.П. сидя на ногах. Руками производим массирующие движения по всему телу от ног к голове.
- Упражнение "Колобок"
И.П.: лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
НОД по образовательной области «Познание»
«Как хлеб приходит к нам в дом»
Цель: дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
1. дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
2. познакомить детей с профессией пахаря, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
3. Закрепление умения сосчитывать, классифицировать, обозначать количество цифрами;
4. Закреплять умение наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;
5. развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности
Развивающие:
1. развивать мышление, мелкую моторику, восприятие запаха, величины, цвета, формы,
2. формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
3. формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
4. обогащать словарь; упражнять в классификации предметов;
Воспитывающие:
1. воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить;
2. уточнить представления детей о хлебе;
3. показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Материал: картинки с изображением хлебобулочных изделий, кусочки батона и ржаного хлеба, шарф, презентация, ДИ «от зернышка к караваю», колосок, зерно, мука, баранки четырех видов, цифры, угощение для детей.
Ход:
1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гость, а чтобы узнать какой, надо отгадать загадку:
Мнут, катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом
(Хлеб)
2. Воспитатель: А какой хлеб бывает?
- ржаной
- батон
- баранки
- бублики
- калачи
- куличи
-кренделя
- караваи
- булочки
- плюшки
- пирожки и много других названий
(рассматривание картинок)
2. Воспитатель: Ребят, а как можно узнать какой хлеб мама купила в магазине не глядя на него?
- по запаху, по вкусу
Вот сейчас мы поиграем в игру «Понюхай – Отгадай»
ДИ «Понюхай – Отгадай»
Цель: уточнить обонятельные ощущения детей, развивать интерес к познавательной деятельности.
Ход: ребенку завязывают глаза шарфом, и дают понюхать кусочек хлеба. Ребенок отгадывает вид хлебобулочного изделия.
4. Воспитатель: А кто печет хлеб? Конечно пекарь. Как мы его узнаем? Что ему нужно для работы?
- белый халат, (почему белый)
- белые брюки
- белый колпак (зачем)
- чистые руки
- стол
- печка
- форма для выпечки хлеба
5. Воспитатель: Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? Да, из муки, яиц, воды, молока.
А что такое мука? Не знаете, ну тогда слушайте сказку. Сказка называется «Путешествие зернышка»
Показ презентации по теме «Стадии производства хлеба»
6. Воспитатель: Вот как хлеб то получается! Что сначала нужно сделать, чтобы получить хлеб?
- вспахать (пахарь, трактор)
- посеять пшеницу (трактор, тракторист)
- собрать колоски (комбайн, комбайнер)
- привезти на мельницу (грузовик, шофер)
- помолоть (мельница, мельник)
- сделать тесто (пекарь, пекарня)
- испечь
- купить (магазин, продавец)
ДИ «от зернышка к караваю»
Дети собирают цепочку стадий производства хлеба.
7. Воспитатель: Как же выглядит колосок?
Наблюдение «Колосок»
- вот колосок, какой он
- а кто из вас знает, что в колоске? (Зернышки)
- а сколько их? (Много)
- какие они на ощупь?
- какой они формы, величины и цвета? (гладкие, овальные, коричневые, маленькие)
8. Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зернышки и немного подвигаемся:
Игровое упражнение на развитие движений
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Пекарь: А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?
Возьму чудо-меленку,
Положу туда зернышки.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели - засыпай,
И в мешочки набивай.
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
9. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получилась мука. Давайте попробуем ее на вкус, потрогаем. А теперь скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а чтобы из муки получились вкусные пироги, булочки и ароматный хлеб пекари добавляют туда яйца, молоко, сахар, масло, соль и выпекают для вас разнообразные хлебобулочные изделия: кренделя, баранки, бублики, батоны, булки.
10. Воспитатель: Ребята, я сегодня купила баранки, большие, маленькие, с маком, с изюмом, да все их смешала, помогите разобраться, где какие баранки
ДИ «разложи и сосчитай»
Дети раскладывают по 4 группам баранки и сосчитывают их и выкладывают цифру, соответствующую числу баранок в группе.
11. Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли вы мне. Что сегодня мы с вами узнали? Из чего делают хлеб? (из муки) и т. д.
- Молодцы, ребята, хлеб главный на нашем столе, его надо беречь, много людей потрудилось, чтобы мы могли каждый день есть его.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
12. А, чтобы вы ощутили все богатство хлеба, угоститесь баранками.
НОД по образовательной области «Окружающий мир»
«Богатый хлебный стол»
Цель: закрепить знание трудового процесса по изготовлению хлеба,
Задачи: обучить детей практическим навыкам изготовления дрожжевого и соленого теста, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий, о разнообразии злаков; формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче, показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его..
Материал: презентация о об изготовлении теста, презентация о разнообразии хлебобулочных изделий, маска «Каравай», картинки, материал для изготовления теста.
Ход: дети рассажены полукругом на ковре.
- Воспитатель:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Автор – В.Воронько
- Воспитатель: ребята, про что это стихотворение? Правильно, про поле, про рожь, про колосок, про зернышко. А что можно из ржи сделать? (Хлеб)
А как его получают, напомните мне. (Выкладывание детьми по очереди на магнитной доске картинок с изображением стадий производства хлеба)
- Воспитатель: какой вы хлеб знаете? (ответы детей)
Посмотрите на экран (презентация на тему «Разнообразие хлебобулочных изделий»).
- Воспитатель: а вы знаете, что у нашего хлебушка сегодня день рождения, он ведь сегодня был испечен, споем ему «Каравай». (ПИ «Каравай» под музыку, с маской «Каравай»).
- Воспитатель: ребята, садитесь на стульчики. Как же наш хлебушек испекли? Посмотрите, я сегодня заглянула в пекарню и посмотрела, что там делал пекарь! (презентация на тему «Готовим тесто»).
- Воспитатель: ребята, а из какой муки можно испечь тесто? А муку добывают из зернышек, посмотрим, какие зернышки пригодятся для хлеба? (Просмотр альбома «Злаки»)
- Воспитатель: а мы с вами сможем приготовить тесто? Только тесто непростое, а соленое, из него мы потом будем печь разные хлеба и караваи! Подходите к столу. (Совместное изготовление соленого теста).
- Воспитатель: ребята, а вы слышали пословицу: «Без хлеба не обедают», что она обозначает? (ответы детей). Да, хлеб всегда должен быть на столе и за завтраком и за обедом и за ужином. Хлеб нужно беречь, ведь столько людей трудилось, чтобы его вырастить и испечь. Берегите хлеб и труд людей, которые его сделали.
- Подведение итогов.
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали о хлебе? Какие виды хлеба вы запомнили? Из чего делают тесто? Почему нужно беречь хлеб? Молодцы, все запомнили, а домой придете расскажите своим младшим братикам и сестричкам о том, как важно хлеб уважать.
НОД по образовательной области «Развитие речи»
«Каравай»
Цель:
Развитие речи детей.
Задачи:
совершенствовать словарь по теме «хлеб всему голова»; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки произношения звука «Ш», развивать способность выделять звук «Ш» в слове, воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Материал: схема рассказа о хлебобулочном изделии, картина «В пшеничном поле», картинки с изображением хлебобулочных изделий, колоска, картинки для определения наличия звука в слове.
Ход:
1. Оргмомент
Воспитатель: Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?
Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях, которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?
Дети. Хлебобулочные.
Воспитатель: Правильно.
2. Игра «Какой, какие?»
Воспитатель ставит перед детьми поднос, а на нем картинки сушки, пряники. Предлагает их взять в руки
Воспитатель: Маша, что ты взяла?
Ребенок. Пряник.
Воспитатель: Расскажи нам, какой пряник.
Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.
Воспитатель: Ребята, пряник вызывает аппетит?
Дети. Да.
Воспитатель: Значит, пряник еще и аппетитный!
Воспитатель: Геля, а у тебя?
Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная. (рассказ о 4-5 изделиях по схеме)
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель: А как же хлеб попадает к нам на стол?
Дети. Его пекут.
Воспитатель: Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Что можно сказать еще о поле?
Дети. Поле можно назвать… большое, широкое, привольное, желтое, волнующееся.
Воспитатель: Еще, что есть на картине?
Дети. Люди.
Воспитатель: Люди убирают хлеб. Их называют…
Дети. Хлеборобы.
Воспитатель: А еще есть спецтехника, какая?
Дети. Комбайн.
Воспитатель: Кто управляет комбайном?
Дети. Комбайнер.
Воспитатель: Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.
Воспитатель: Вам понравилась картина? Почему? (ответы детей)
4. Коллективное составление рассказа по плану педагога
Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.
План:
• Описание природы – поле, лес, небо
• Описание людей, спецтехника.
• Чем вам понравилась картина.
5. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками
К нам в тарелку пришла Приседают , «шагают» пальчиками по ковру
Всех друзей угостим
По тарелке дадим. Встают, мешают указ.пальцем прав.руки в ладошке левой.
Птичке –невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке-
Всем дадим по ложке Загибают по 1 пальчику на обеих руках на каждое название
6. ДИ «Семейка слов»
Воспитатель: Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?
Дети. Хлебушек.
Воспитатель: Как называется магазин, где продается хлеб?
Дети. Хлебный.
Воспитатель: Как называется ящик для хранения хлеба?
Дети. Хлебница.
Воспитатель: Как называют гостеприимного человека.
Дети. Хлебосольный.
Воспитатель: Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
Давайте еще придумаем родственные слова: Поле с рожью какое? – ржаное. Поле с пшеницей? – пшеничное. Поле с овсом? – овсяное. Поле с ячменем? – ячменное. Поле с кукурузой? – кукурузное. Поле с гречихой? – гречишное. Поле с просом? – просяное.
- ПИ «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: изображение пшеничных колосков
Ход: играющие выстраиваются в круг, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. Выбирают ведущего, которому дают колосок. Взрослый позади круга незаметно вкладывает колосок в руку 2-3 детям. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.
- Развитие звуковой стороны речи
Воспитатель: Ребята, как в поле шумит пшеница, когда дует ветер, послушайте (прослушивание звука волнующейся на ветру пшеницы – «ШШШШШШШ»
Ротик приоткрыт, язычок наверху, дуем на кончик язычка. Молодцы!
- Анализ звукового состава слова «Ищем спрятавшийся шорох пшеница в словах». Детям предъявляются картинки, если звук «Ш» в слове присутствует хлопают в ладошки, если нет – топают ножкой.
- Шапка
- Шарик
- Кошка
- Собака
- Мышь
- Малыш
- Капуста
10. Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы ребята, много новых слов мы сегодня с вами узнали (каких?), составили рассказ по интересной картине, поискали потерявшуюся песенку пшеницы, поиграли в игры. Молодцы.
Физкультурный досуг
«Как мы хлеб растили»
Предварительная работа с родителями дети в штанишках спортивных и в чешках.
Цель: развивать силу, ловкость, выносливость, наблюдательность, умение соревноваться в команде развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.; развивать интерес к подвижным играм, развивать интерес и уважение к труду взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Материал: значки с названиями команд, обручи, 2 лейки, 2 граблей, мячики из сухого бассейна желтого и зеленого цветов, 2 машины с кузовом на веревочке, разрезные картинки по теме, печенье как угощенье, призы – раскраски по теме «Хлеб».
Ход:
1. Организационный момент. Деление на команды, называние команд по теме «Хлеб»: бублики и каравайчики, прикрепление значков. За каждую победу командам дается колосок, у кого будет колосков больше, тот и выиграет.
2. ПИ «Пашем, сеем, поливаем, собираем»
Цель: развитие быстроты, сообразительности, наблюдательности и памяти.
Ход игры: дети по очереди бегут к обручу и выполняют в нем определенные действия:
- пашут (бегут и проводят 3 раза граблями);
- сеют (относят в обруч желтый маленький мячик);
- поливают (бегут и поливают из лейки);
- собирают (относят мячик из обруча).
3. ПИ «Собери колосок» Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
4. ПИ «Кто быстрее соберет зернышки пшеницы?».
Цель: развитие ловкости, внимания.
Ход: на полу в хаотичном порядке разложены зернышки. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному зернышку (каждая команда собирает свой цвет).
Материал: маленькие мячики зеленого и желтого цветов.
5. ПИ «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор» по 2 участника из команды
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Ход игры: ребенок накручивает веревку от машины на палку.
Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.
- ПИ «Собери картинку»
Цель: развивать способность собирать сообща целое из частей.
Ход игры: дети подгруппами собирают разрезную картинку на тему «Хлеб».
Игровая цель быстрее собрать картинку
8. Подведение итогов занятия, награждение всех печеньем, и раскрасками о хлебе победителей, итоговая беседа о трудностях изготовления хлеба.
Подвижные игры
«Из муки – не из муки»
По типу «Съедобное - несъедобное»
Цель: развивать умение играть с мячом дружно, внимательно слушать задание и быстро реагировать согласно правилам игры.
Ход: взрослы бросает мяч ребенку называя предмет, если предмет сделан из муки ребенок ловит мяч, если нет – не ловит.
«Пирог»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»
Материал: обруч
Ход:
1. Выбираем пирог с помощью считалки.
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине в обруч, упирается руками в бока, надувает щеки.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, бери его себе! »
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.
Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.
«Кто быстрее соберет зернышки пшеницы?»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.
Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.
Материал: мячики желтые и зеленые, обручи
Ход:
На полу разложены в обручах зернышки. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному зернышку.
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.
Материал: 2 машинки на веревке с желтыми мячиками.
«Собери колосок»
Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Ход: дети делятся на 2 команды по 4-5 человек, первые игроки бегут до стульчика, обегают его, возвращаются, берут за руку вторых игроков, бегут, возвращаются за третьими и так собирают всю команду.
ПИ «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: изображение пшеничных колосков
Ход: играющие выстраиваются в круг, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. Выбирают ведущего, которому дают колоски. Ведущий позади круга незаметно вкладывает колосок в руку 2-3 детям. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок игроку в центре круга. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.
Игра –эстафета «Хлебный магазин»
Цель: воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: быстрее другой команды обменять свои жетоны на хлебобулочные изделия.
Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, картинки хлебных изделий, 2 обруча.
Ход: делимся на две команды. У каждой команды сумка для покупок. Дети по очереди меняют свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.
(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон, кладет картинку в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)
«Овес»
Цель: развивать способность действовать согласно тексту игры.
Ход:
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…
(Показывают движениями рук вперёд)
«Потом отдыхал вот так…
(Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая)
-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!
Новый куплет:
- Кто хочет знать, как жнут овёс?
- Отец мой жинал его так (показывают)
- Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).
Дидактические игры
«Домино»
Цель: развивать наблюдательность, закреплять знание разнообразия хлебобулочных изделий, соблюдать правила игры.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закончит подбор картинок, положит их по правилу: калачик к калачику, рогалик к рогалику - и ни разу не ошибется.
Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Для этой игры необходимо иметь карточки как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды хлебобулочных изделий. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, то раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто первый положит последнюю карточку (а у других они еще есть), тот и выигрывает. При повторении игры карточки перемешивают. Дети, не глядя, отсчитывают 4-6 карточек и игра продолжается.
«Половинки»
Цель: формировать умение составлять целое из частей. Закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий. Развитие речи.
Игровые действия: дети собирают целую картинку из двух частей, называют ее, рассказывают об этом виде хлеба.
«Хлебные профессии»
Цель: развивать память, находчивость, развивать речь, развивать воображение, наблюдательность, закрепить знания детей о профессиях, люди которых участвуют в производстве хлеба.
Игровые действия: дети выкладывают вокруг большой карточки с изображением «хлебной» профессии маленькие карточки с ее атрибутами и особенностями.
«Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорных ощущений. Закрепление знаний о видах злаков»
Игровые действия: дети разбирают ссыпанные вместе разные зернышки по сортам.
«Собери бусы из вермишели».
Цель: способствовать развитию мелкой моторики детей, развитие речи и фантазии, развивать умение создавать разные композиции бус.
Игровые действия: дети собирают на ниточку разные виды вермишели, создавая собственную композицию.
«Звучащие бутылочки» (горох, рис, овес, манка, гречка, мука)
Цель: развивать умение различать на слух разные наполнители бутылочек.
Игровые действия: дети на слух определяют в какой баночке какой злак спрятался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...