Волшебное превращение лягушки
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Заняте рекомендовано для воспитателей старших групп дошкольых учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебное превращение лягушки
Цели образовательной деятельности:
Обучающие: Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру).
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.
Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.
Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
Развивающие: Развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам
Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Оборудование: Картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, художественное произведение Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», игрушечная лягушка, макеты водяной среды и суши, лягушки (оригами), баночки с водой, трубочки, пластилин, дощечки для лепки, стеки для каждого ребёнка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы - сказки про лягушек, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:
У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаился попрыгушка
Пуче глазая... (Лягушка).
Воспитатель. Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.
Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие?
Дети. «Теремок», «Царевна- лягушка», «Лягушка- путешественница».
Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка – путешественница» В. Гаршина, и «Теремок» С. Маршака и русская народная сказка «Царевна – лягушка». (Воспитатель показывает книжки.)В этой сказке люди чуть не погубили царевну из-за того, что кощей превратил её в лягушку.
Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.
Давайте, превратимся в лягушек, чтобы узнать, как им живется. Сделать это не трудно. Вы закрывайте глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза, и вы превратитесь в лягушат, а я в маму - лягушку. «По щучему веленью, по моему хотению, пусть эти дети превратятся в лягушат, а я в маму – лягушку.»
(Воспитатель надевает шапку лягушки и достает лягушку – игрушку).
Воспитатель. Откройте глаза. Ой, посмотрите мы не одни. К нам присоединился наш родственник. Теперь давайте расскажем, какие мы: какая у нас кожа?
Дети. Кожа лягушки холодная. Мокрая. Гладкая. Голая. Покрытая слизью.
Воспитатель. Правильно. У нас кожа, голая, холодная, покрытая слизью. И люди считают что если взять нас на руки, то у них в руках появятся бородавки. Это не правда.
Ребята, обратим внимание на наши ноги. Какой длины задние и передние ноги?
Дети. Передние короткие, задние длинные.
Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?
Дети. Ноги.
Воспитатель. Чем интересен язык?
Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух .
Воспитатель. Как мы передвигаемся?
Дети. Прыгаем.
Воспитатель. Дети, скажите, где мы живём?
Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.
Воспитатель. Правильно, дети, мы лягушки, можем жить и на земле, и в воде.
Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. ( Показывает картинки). Дети, а почему лягушки разного цвета?
Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде. Потому что живут на земле.
Воспитатель. Дети, мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Посели лягушек». Вот здесь у нас макет водяной среды и макет суши. В коробке «лягушата» бурого и зелёного цвета. Ваша задача «расселят» лягушек в свою среду обитания.
Воспитатель. Правильно ли вы заселили лягушек? (Анализ работы детей). Значит, где могут жить лягушки?
Дети. На земле и в воде.
Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.
Дети. Земноводные.
Воспитатель. Дети мои, нас, лягушат, по-другому как могут назвать.
Дети. Земноводными.
Воспитатель. Детки мои лягушата, а вы знаете, как мы дышим?
Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.
Воспитатель. Мы, как и люди, вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?
Дети. Воздухом.
Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». ( Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляются много пузырьков воздуха.) Дети, что мы видим?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздуха. Вот так мы, лягушки, и дышим. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя мы дышим не легкими, а кожей. Именно это помогает нам пережить трудное и холодное время.
В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А теперь давайте устроим весёлый лягушачий хор. (Пение). Молодцы лягушата, хорошо квакаете! Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот таких мальков. Ну когда у мальков отломаются хвостики они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом).
Дети, расставьте картинки с изображением этапов роста лягушки в правильной последовательности. (Анализ работы детей).
Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?
Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.
Воспитатель. Да, дети, вы правы. Мы питаемся насекомыми. Охотятся лягушки только вечером и ночью. Лягушки бросаются только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, они не замечают. Лягушки поджидают добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивают изо рта свой язык.
Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: "Лягушка"
Лягушечки – квакушечки
По берегу гуляют.
Комариков – судариков
И мошек собирают.
Воспитатель. Дети, если бы нас, лягушек не стало, то что случилось бы в природе?
Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.
Воспитатель. Да, дети мои, лягушки нужные и полезные существа. Мы приносим большую пользу природе. За ночь мы съедим целые кучи комаров, так же очищаем воду.
Но мы сейчас должны превратиться в детей. Встаем, я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в людей превратитесь».
Ребята, я хочу прочитать вам рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». Слушайте внимательно.
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.
Сейчас, ребята, мы с вами сделаем лягушку из пластилина.
Ребята, для лепки какого мы цвета пластилина взяли.
Дети. Зелёного.
Воспитатель. Значит, где живёт наш лягушонок?
Дети. В воде.
Воспитатель. Пластилин поделите на 4 ровные части. Для заготовления лапок возьмите один из четырёх кусочков. Сначала сделаем задние лапы. Ребята, какие у лягушки задние лапы?
Дети. Длинные.
Воспитатель. Да, правильно. Из двух частей скатайте одинаковые по толщине валики.
Сплющите концы валиков и наметьте на них стеком перепонки. Однако запомните: изгибать лапки сейчас нельзя.
Теперь сделайте передние лапки лягушки. Ребята, какими должны быть они?
Дети. Передние ноги короче задних ног.
Воспитатель. Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделите пополам и с этими половинками повторите всю процедуру изготовления задних лапок.
Получатся передние лапки.
Оставшиеся три части пластилина скатайте в шар. Из шара вылепите заготовку, по форме похожую на небольшой огурчик
Сделайте надрез на одном конце этого «огурчика» и слегка отогните нижнюю часть. Если вы хотите, чтобы лягушка улыбалась, стеком загните уголки рта вверх.
Из белого пластилина скатайте два маленьких одинаковых шарика — глаза лягушки. Закрепите их на голове. Сверху накройте глаза двумя тонкими зелеными веками, следя за тем, чтобы сзади они соприкасались с зеленым туловищем. В рот лягушки вложите красный язычок. Ребята, а для чего нужен язык для лягушек?
Дети. Что бы поймать комаров и мух.
Воспитатель. А как охотятся лягушки?
Дети. Лягушки видят только движущихся комаров и мух. Лягушка сидит и ждёт когда прилетит муха.
Воспитатель. Всё правильно. Молодцы.
Особенность сборки лягушки заключается в том, что если передние лапки можно прикрепить самым обычным способом, то задние следует крепить перепонками вверх. Аккуратно замазав места соединения лапок, загните задние лапки вперед и вниз так, чтобы они плотно касались доски. Теперь лягушка готова.
Воспитатель. Все старались. Все молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебное превращение"
Интегрированное занятие (музыка + изо)...
Конспект занятия по развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности "Волшебные превращения Кляксы"
Представляю вашему вниманию конспект занятия с детьми старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-166191-1357837645.jpg)
Проект "В мире волшебных превращений"
«Как делают бумагу» Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевальной комнаты, предлагаю посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели де...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184894-1358846635.jpg)
Волшебные превращения воды (проект)
Проект разработан с учетом ФГТ (интегрирование с другими образовательными областями), предназначен для работы с детьми с ОНР (подготовительная группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/11/picture-107922.jpg)
Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и художественному конструированию "Волшебное превращение головастика в лягушку"
Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и художественному конструированию "Волшебное превращение головастика в лягушку" для среднего дошкольного возраста...
Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"
Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....