Рабочая программа По освоению детьми образовательной области« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
рабочая программа по окружающему миру по теме
экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 13
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО: «УТВЕРЖДАЮ»
Управляющий советом Заведующий МКДОУ д/с13с. Арзгир
МКДОУ д/с13с. Арзгир ----------------------Е.А. Алтухова
Протокол №1 от 28.08.2014г. Приказ № 79/1-АД от 01.09.2014г.
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МКДОУ д/с13с. Арзгир
Протокол №1 от 28.08.2014г.
Рабочая программа
По освоению детьми образовательной области
« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
составлена на основе программ
«Радуга» Т.Н. Доронова, « Наш дом- природа» Н.А.Рыжовой,
«Юный эколог» С. Н. Николаева)
Срок реализации:
3 года ( средняя, старшая, подготовительная группа, дети с 4 лет до7лет)
Составитель программы: Голяк С.В., воспитатель МКДОУ д/ с № 13 с. Арзгир.
Год разработки: 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………1стр
1.2. Нормативно – правовая основа Программы…………………
1.3. Актуальность ……………………………………………………2стр
1.4. Цели и задачи программы …………………………………… 3стр
1.5. Принципы Программы …………………………………………4стр
1.6.Планируемые результаты ………………………………………………
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Мероприятия по реализации Программы…………………5стр
2.2. Формы работы с детьми………………………………………………
2.3. Формы работы с родителями……………………………………….
2.4. Перспективное планирование …………………………… 6 – 8стр
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническая база…………………………………9стр
3.2. Литература……………………………………………………………….
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа является программным документом, главный аспект которого – образовательная деятельность, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению
«Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
Рабочая программа по развитию детей группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с №13 и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа учитывает:конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников,педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми,мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
1.2. Нормативно – правовая основа Программы
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Декларацией прав ребёнка ( провозглашена резолюцией 1386 ( XIV) Генеральной
Ассамблеей ООН от 20.11.1959);
- Конституцией РФот 12.12.1993(с изм. и доп.);
-Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
- «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (инструктивно – методическое письмо от 114.03.2010 №65/23-16);
- Законом РФ от « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.( с изм. и доп.);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Приказ Минобнауки России от 17октября 2013 года№1155 « Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом:
- Устав МКДОУ д/с№13 с. Арзгир.;
- Лицензией на ведение образовательной деятельности;
- Образовательной программы ДО МКДОУ д/с№13 с. Арзгир.
1
1.3. Актуальность
Я считаю, что моя программа актуальна и должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Наблюдаются и отклонения в состоянии здоровья детей. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, поэтому очень важно привить детям привычку к здоровому образу жизни. В связи с возрошими ДТП, терроризмом. Необходимо позаботиться о безопасности наших детей, познакомить их с правилами безопасности. Я считаю то ,чему мы научим, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому работа, направленная на формирование эколого – валеологических представлений у детей, очень актуальна и важна.
1.4. Цель программы:
Учиться быть здоровым душой и телом, заботиться о своём здоровье, сформировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
2
Цели и задачи | ||
Средняя группа | ||
Безопасность | здоровье | Экология |
Формировать представление у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям Приобщить детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. | Дать знания о строении и функциях организма Дать представления о работе своего организма. Формировать знания о строении и гигиене нашего организма. Воспитывать культурно- гигиенические навыки. | Формировать представления об условиях растений и животных в разное время года. Познакомить с природой нашего края. Дать знания об овощах и фруктах, уметь их классифицировать. Формировать знания о жизни диких и домашних животных, птиц. Развить познавательные интересы, устойчивое внимание. Способствовать развитию у детей эмоционального, положительного отношения к природе. Воспитывать любовь к природе, умение беречь.
|
Старшая группа | ||
Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения . Приобщить детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формировать представление у детей знания о ПДД . Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. | Закрепить знания о строении и функциях организма. Дать представления о работе своего организма. Закрепить знания о строении и гигиене нашего организма. Формировать начальное представление о здоровом образе жизни. Закрепить знания о строении и функциях организма. Воспитывать умение заботиться о своём организме. | Обобщить и конкретизировать представления о времени года. Дать знания о развитии жизни на земле. Формировать реалистическое представление к природе. Расширить представление о растениях и животных разных сред обитания. Расширить знания о космосе. Расширить знания о природе нашего края. Развить познавательные интересы, устойчивое внимание. Воспитывать любовь к природе, умение беречь. |
Подготовительная группа | ||
Формировать представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Формировать представление у детей знания о П ДД в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей. | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Воспит культурно- гигиенические навыки; Формировать начальное представление о здоровом образе жизни; Закрепить знания о строении и функциях организма. | Обобщить и конкретизировать представления о времени года. Дать знания о развитии жизни на земле. Расширить представления детей о жизни диких и домашних животных и птиц. Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание. Формировать знания о космосе. Расширить знания о природе нашего края. Дать представление о растениях и животных разных сред обитания. Воспитывать любовь к природе, умение беречь. |
- Возраст детей:
3
1.5. Принципы Программы:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и
традиции в образовании.
1.6. Планируемые результаты:
- У детей сформируется целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.
- Дети научатся проявлять гуманные отношения к окружающей природе
- У детей проявится интерес, наблюдательность к окружающему миру .
- Дети научатся ухаживать за объектами природы.
- Дети выработают навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
- Дети научаться быть здоровым душой и телом.
- Научатся заботиться о своём здоровье.
4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Мероприятия по реализации Программы
а) Интеграция образовательных областей:
1) Познавательное развитие :( познавательно-исследовательская деятельность, беседы, дидактические игры, словесные игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,викторины);
2) Физическое развитие ( игровые упражнения, игры – импровизация, физминутки, смена поз.);
3) Речевое развитие :( слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, пословицы, поговорки, загадки);
4) Социально-коммуникативное развитие (игровые проблемные ситуации, беседы
5) Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность, театрализованная игра, пение песенок, релаксация, досуги, праздники и развлечения).
б)Предпосылки универсальной учебной деятельности
1.Умение работать по инструкции.
2. Умение работать по образцу.
3. Умение видеть ошибки и исправлять их.
4. Умение оценивать свою работу.
5. Умение работать в паре ( взаимодействие)
6.Умение ориентироваться в учебной книге
2.2. Формы работы с детьми:
- Формы занятий:
нравственно – этические беседы, игры – занятия, викторины, путешествия, досуги, проекты.
- Формы проведения итогов реализации программы:
- Проведение итоговых занятий в форме досугов, викторин, проектов 1 раз в квартал.
- Проведение мониторинга 2 раза в год (октябрь, май) для выявления сформированности эколого – валеологических знаний.
- Приёмы и методы:
дидактические, словесные, тренинговые игры, решение проблемных ситуаций, драматизация, игры – упражнения, ролевая гимнастика, художественное слово, ритуалы начала и конца занятия, эмоциональные минутки, экологические сказки, элементы ТРИЗа, прослушивание музыки, беседы схемы – подсказки, игры -экспериментирования, экологические праздники и досуги.
2.3.Формы работы с родителями:
Консультации, беседы, дни открытых дверей, викторины, КВН, праздники, изготовление поделок, рисунков, трудовые десанты, экологические акции, экскурсии и походы.
5
2.4. Перспективный план Образовательной программы в области « Познавательное развитие» (экология, здоровье, безопасность)
Средняя группа
Месяц неделя | I,III Экология | Кол- во занятий | II Здоровье | Кол- во занятий | IV ОБЖ | Кол- во занятий |
Сентябрь | 1.Дом под крышей голубой. 2.В гостях у курочки Рябы | 1 1 | Я и моё тело. | 1 | В мире опасных предметов. | 1 |
Октябрь | 1.Путешествие в осень. 2.Дары природы. | 1 1 | Зачем человеку руки. | 1 | Огонь наш друг- огонь наш враг. | 1 |
Ноябрь | 1.Осенние заботы животных 2. Деревья и кустарники на участке детского сада. | 1 1 | Почему болят зубы | 1 | Один дома | 1 |
Декабрь | 1.Зимушка – зима. 2. Дикие звери зимой
| 1 1 | Чем люди отличаются друг от друга. | 1 | Дорожная азбука | 1 |
Январь | 1.Кто такая рыбка. 2. Дом для капельки | 1 1 | Советы Айболита | 1 | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 1 |
Февраль | 1.Воздух - невидимка 2. Как помочь растению. | 1 1 | Органы дыхания | 1 | Уроки осторожности | 1 |
Март | 1.Знакомые насекомые. 2. Беседа о птицах. | 1 1 | Путешествие за витаминами | 1 | Если ты потерялся | 1 |
Апрель | 1.ВесенниеЧудеса. 2. Космос. Звёзды. | 1 1 | Продукты питания. | 1 | Грибы съедобные и не съедобные. | 1 |
Май | 1.Экскурсия к цветущим деревьям. 2. Прогулка в весенний лес | 1 1 | Лекарственные растения – ягоды. | 1 | Викторина: « Что я знаю о безопасности» | 1 |
Всего занятий: | 18 | 9 | 9 |
Старшая группа
Месяц неделя | I,III Экология | Кол- во занятий | II Здоровье | Кол- во занятий | IV ОБЖ | Кол- во занятий |
Сентябрь | 1.Живая природа. 2.Пчела Майя. | 1 1 | Какие мы. | 1 | Что я знаю о безопасности | 1 |
Октябрь | 1.Золотая осень. 2.Овощи и фрукты на нашем столе. | 1 1 | Как стать Неболейкой. | 1 | Безопасность на дорогах. | 1 |
Ноябрь | 1.Животные леса осенью. 2.Зимующие и перелётные птицы. | 1 1 | Микробы | 1 | Огонь друг и враг. | 1 |
Декабрь | 1.Пришла зима. 2 В зимнем лесу. | 1 1 | Как помочь больному. | 1 | Службы спасения. «01», «02», «03» всегда на страже | 1 |
Январь | 1. Комнатные растения дарят здоровье. 2. Сезонные изменения. | 1 1 | На приёме у Айболита | 1 | Необычная батарейка. | 1 |
Февраль | 1. Путешествие капельки. 2.Наши младшие друзья. | 1 1 | Экскурсия в музей здоровья. | 1 | Компьютер — друг, помощник или враг | 1 |
Март | 1.Весна- прекрасное время года. 2. Путешествие по временам года. | 1 1 | Органы чувств. | 1 | Путешествие в лесу. | 1 |
Апрель | 1.Как хорошо в весеннем лесу. 2. Путешествие в космос. | 1 1 | Витамины | 1 | Моя безопасность - в моих руках | 1 |
Май | 1Грибными дорожкам 2. .В царство природы- экскурсия. | 1 1 | Где прячется здоровье. | 1 | Что я знаю о безопасности? | 1 |
Всего занятий: | 18 | 9 | 9 |
Подготовительная группа
Сентябрь | 2. Вода – наше богатство. | 1 1 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Его величество-Электричество. | 1 |
Октябрь | 1.Золотая осень. 2.День дерева. | 1 1 | Скелет человека. | 1 | Безопасность при общении с животными. | 1 |
Ноябрь | 1.«Этажи» и «жители» леса. 2.Красная книга. | 1 1 | Моё сердце. | 1 | Безопасность на природе. | 1 |
Декабрь | 1. Зимушка – зима. 2.Золотая рыбка. | 1 1 | Викторина «Зоркие глазки» | 1 | Безопасность на улице и дома. | 1 |
Январь | 1. Воздух и его роль в жизни человека. 2.Комнатные растения. | 1 1 | Азбука здоровья. | 1 | Искру туши до пожара, беду отводи до удара. | 1 |
Февраль | 1. Какие разные птицы. 2.Хлеб всему голова. | 1 1 | Кто сколько жуёт, тот столько живёт. | 1 | Приключения домовёнка Кузи. | 1 |
Март | 1.Беседа о весне. 2.Муравей и его друзья. | 1 1 | Командир моего организма- мозг. | 1 | В мире опасных предметов. | 1 |
Апрель | 1. Планета Земля в опасности. 2. Космическое путешествие. | 1 1 | Путешествие в мир лекарственных растений | 1 | Город дорожных знаков. | 1 |
Май | 1. Грибное царство. 2 В гостях у Феи природы. | 1 1 | Путешествие по стране «Здоровейка» | 1 | КВН «Твоя безопасность» | 1 |
Всего занятий: | 17 | 9 | 9 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническая база:
- Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
В среднем дошкольном возрасте время проведения занятий не более 20 минут.
В старшем возрасте не более 30 минут.
- Дидактический материал:
Энциклопедии, журналы, худ. л–ра, альбомы: «Красная книга», «Времена года», «Зелёная аптека», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита», «Безопасность», Музыкальные диски с релаксацией, картинки и иллюстрации о природе и многие другие дидактические игры направленные на формирование эколого – валеологической сферы ребёнка.
Техническое оснащение занятий:
Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийная установка.
- Развивающая среда:
Центры: обучения и игр «Познайка», релаксации «Мир растений», библиотеки, региональный «Моё Ставрополье» , коллекций «Мир природы» «Лужайка целительница», «Тропа здоровья», «Витаминная корзина», фенокалендарь, лаборатория профессора Знайкина, «Панорама добрых дел», « Времена года», « Метеостанция», «Зоопарк», «Островок безопасности».
- Литература:
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако» 2005год.
Т.М.Бондаренко « Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет».
Воронеж из – во «Учитель» 2002 год.
К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.» Москва «Просвещение»1998 год.
Л.А.Обухова «30 уроков здоровья»
А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».
Москва «Творческий центр» 2007год.
Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.
Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.
О.В.Чермашенцева. «Основы безопасного поведения дошкольников
Волгоград из-во «Учитель» 2012г.
Н.В. Коломиец. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» Волгоград из-во «Учитель» 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология) "Загадки подводного мира"...
Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах
Беседы с детьми о здоровом образе жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11207008","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]...
Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах
Беседы с детьми о здоровом образ жизни...
Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...
Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах.
Беседы с детьми о здоровом образе жизни...
Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...
Аналитическая справка. Уровни достижение детьми планируемых результатов освоения программы (младший, средний,старший возраст)
Диагностика эффективности достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы....