Занятие на зкологической тропинке
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Мокрова Ольга Александровна

Показать детям роль окраски насекомых в жизни природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_kakogo_tsveta.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                   «Кто какого цвета».

                        Занятие на экологической тропинке.

Цель. Показать роль окраски в жизни животных.

Материалы и оборудование. Разноцветные бумажные «жучки», гусеницы, бабочки, дождевые червяки (в наиболее простом варианте – замещающие животных кружочки символы; большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев окрашена ярко, с крупными пятнами, а нижняя – однотонная, коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться).  

Предварительная работа. Изготовление бумажных насекомых и дождевых червяков вместе с детьми. Неоднократные наблюдения за живыми насекомыми, червяками на прогулках, во время которых воспитатель особое внимание обращает на их окраску, подчеркивает, заметны они или нет на окружающем фоне. Перед занятием в разных местах тропинки (среди листьев, на коре, на земле, на асфальте) разместите бумажных бабочек, жуков, гусениц, червяков. Должны быть представлены две ситуации: насекомое незаметно на окружающем фоне и насекомое сразу выделяется среди своего окружения.

Примечание. Занятие можно провести с участием хозяина тропинки, например Боровичка. Предлагаемые ниже задания можно выполнять в течение нескольких посещений тропинки. Обязательно обратите внимание детей на то, что для экспериментирования вы не стали ловить настоящих бабочек и других живых существ. Почему? От прикосновения рук человека, например, облетает нежная «пыльца», которой покрыты крылья бабочек, и они теряют способность к полету.

                                               Ход  занятия.

  1. Скажите детям, что сегодня на тропинке можно обнаружить необыкновенных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание: найти как можно больше разных бумажных насекомых, червяков, принести их воспитателю, запомнить, где именно они «прятались» и какого цвета было их окружение. Можно ограничить игру по времени и заранее определить количество насекомых. Еще вариант: выделить каждому ребенку отдельный участок, на котором он должен обнаружить определенное количество (например, 6) насекомых.  Если какие-то объекты не найдены, обязательно покажите их детям, обсудив, почему именно их было трудно заметить (как правило, в таких случаях окраска моделей соответствует  окружающему фону). После наблюдений выслушайте всех детей и предложите ответить на вопрос: «Каких животных они замечали в первую очередь: ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так же, как и все вокруг? (Лист, кора дерева и т.п.) Например, сразу ли дети заметили божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по окраске? А кузнечик в траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка с коричневыми крылышками на коре?  
  2. Предложите детям самим спрятать бумажных насекомых и дождевых червяков в разных местах, а вы постараетесь их найти (вариант: одна группа детей прячет, другая  - ищет). Обсудите, почему дети положили зеленую гусеницу на листок, а божью коровку спрятать так и не удалось. Пусть дети вспомнят: если взять божью коровку в руки, то она может выделить желтые капельки, а если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Когда какая- нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько и она «запомнит», что яркий, красный с черными точками жучок несъедобен. В другой раз птица, заметив божью коровку, сразу «вспомнит» какая она невкусная, и не станет есть ее. Вот почему божья коровка никого не боится.
  3. Попросите детей разместить насекомых так, чтобы они « испугали» птицу, т.е. чтобы насекомые, были хорошо заметны. Птица подумает, что они ядовитые, несъедобные, испугается и улетит. Дети размещают всех жучков, бабочек, гусениц так, чтобы они контрастировали с цветом своих «домов». Если дети выполняют все задания правильно, скажите им, что они помогли своим жучкам спастись от птицы: она улетела искать других насекомых, которые плохо прячутся.
  4. Вместе с детьми внимательно рассмотрите модель бабочки, особенно ее крылья с верхней и нижней сторон. Пусть дети выскажут свои гипотезы о причинах различной окраски крыльев сверху и снизу. Скажите, что бабочка долго летала, устала, решила сесть на ствол дерева, чтобы отдохнуть. Затем попросите детей ненадолго закрыть глаза и прикрепите бабочку на стволе так, чтобы была видна ее яркая окраска – крылья с кружочками-глазами. Сразу ли дети обнаружат бабочку? Почему? А будет ли заметна такая бабочка птицам? Конечно, будет. Что делать? Многие бабочки научились обманывать птиц. Предложите детям снова закрыть глаза и сложите крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне кроны. Как быстро отыщут бабочку дети на этот раз? Почему она не сразу видна? Потому что крылья снизу по цвету похожи на ствол дерева. Итак, сидит наша бабочка отдыхает; птицы пролетают мимо, не замечают ее.  Но вот нашлась одна очень внимательная птица,  которая все-таки увидела нашу бабочку. Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (подвигаем модель). Обратите внимание детей на следующее: пока бабочка не двигалась, она была практически незаметна. Как только она шевельнулась, на  нее сразу обратили внимание птицы. Напомните детям: когда они играют в прятки, то, спрятавшись, тоже стараются сидеть неподвижно (если они будут махать руками, их сразу обнаружат). Так и животные: когда прячутся, стараются не двигаться. Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом – враг. Что делать? Как отвлечь внимание птицы? (Пусть дети предложат свои варианты.) Бабочка решает ее напугать. А как бабочка может напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать или наброситься, как другие животные. Что бы дети сделали на месте бабочки? (Выслушиваем ответы детей.) Когда  птица подлетела к бабочке совсем близко, та резко раскрыла свои крылья (показываем это на бумажной модели). Что же произошло? Птица, вместо коричневатых крыльев бабочки, увидела яркие, да еще с «глазами»-кружочками. Перед ней не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное ей существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, потом решила, что лучше уж чуть поголодать, чем связаться с ним. Взмахнула она крыльями и улетела искать себе обед – отправилась на поиски пропитания в другое место, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг за вкусным нектаром в цветах (пусть дети сам и отнесут бабочку на клумбу).
  5. Выберите участок, покрытый травой. Для этого задания вам понадобится набор «червяков-гусениц»  разного цвета. То есть у вас должны быть «гусеницы» резко  отличающиеся по цвету от газона (красные, оранжевые) и незаметные на нем (зеленого цвета  разных оттенков). Договоритесь с детьми, кто из них будет изображать голодную птицу и собирать себе на обед гусениц. Разбросайте «червячков» на траве (дети не должны видеть, как вы это делаете). Попросите «птицу» собрать всех гусениц. Собирать их нужно по одной и, подняв, отдавать вам. Вы берете  гусениц и раскладываете их – на земле или на асфальте – в том порядке, в каком их приносит ребенок. Когда вся добыча будет собрана, обратите  внимание детей на то, каких гусениц ребенок принес первым, а каких -  последними: первыми «птица» склевала самых заметных, ярких, а  последними – тех, которые по цвету почти не отличаются от травы и на ней почти незаметны. (Эту игру можно повторить в помещении, разложив модели на полу, но и в этом случае должны быть бумажные насекомые, незаметные на общем фоне.)

Еще раз подчеркните, что и в природе легче заметить ярких насекомых, чем тех, кто «прячется», т.е. окрашен почти так же, как цветок или листок, на котором сидят.

Вместе с детьми  сделайте вывод о роли окраски  в жизни животных (защищает, отпугивает, предупреждает врагов). Этой теме можно посвятить ряд занятий по изобразительной деятельности: например, дать ребенку лист бумаги, предварительно окрасив его в зеленый цвет и разделив чертой на две части. На одной половинке ребенок нарисует животное, незаметное на фоне, на другом- ярко выделяющееся. Можно сделать соответствующие аппликации или провести игру: из предложенного набора дети по команде выбирают только тех насекомых, которые незаметны на фоне красного (желтого, зеленого и т.п.) квадрата. На втором этапе отбираются только заметные. «пугающие» объекты. Такие задания можно включать в интеллектуальные игры.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия на экологической тропинке.

Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе, воспитывать заботливое отношение к природе путём целенаправленного общения с окружающей средой помогут занятия ...

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

Театрализованное занятие на экологической тропинке

Театрализованное занятие на Экологической тропинке "В гости к деревьям"Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязях деревьев с окружающей средой (вода, почва, живо...

Занятие на экологической тропе детского сада "Ах, картошка ты, картошка!"

Занятие на экологической тропе детского сада для детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованное занятие на экологической тропинке "В гости к деревьям"

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное ...

открытое занятие на тему: «Тропинка дружбы»

Цель:  создание условий в ДОУ по формированию основ толерантности у дошкольников с помощью сказкотерапии.Задачи:Развивающие:развивать нравственно-эмоциональные качества: сочувствие, сопереживание...

Занятие "Путешествие по тропе безопасности" подготовительная группа

В подготовительной группе одной из задач по ОБЖ является- обобщение знаний и представлений детей об опасных предметах окружающего мира, которые могут угрожать здоровью и жизни детей, закрепление...