Занятие на экологической тропе детского сада "Ах, картошка ты, картошка!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие на экологической тропе детского сада для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akh_kartoshka_ty_kartoshka.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России.
Учить детей выращивать картофель традиционным способом (пророщенными клубнями).
Углубить знания об условиях, необходимых для роста растения, об экологических связях между неживой и живой природой; растениями и деятельностью человека.
Воспитывать интерес к опытнической работе, желание вырастить картофель из клубня.
Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека: в питании – второй хлеб; в народной медицине.
Словарь: грядка, пророщенный клубень, глазки, лунка, полив, удобрение –
зола, рыхление, сорняки, мотыга, окучивание.
Материал и оборудование: корзина, пророщенные клубни картофеля,
лопатки, лейки, зола, иллюстрация – куст картофеля, мячик.
Предварительная работа: проращивание картофеля, вскопать землю; опыт - выделение крахмала из картофеля; заучивание пословиц и поговорок; загадки; чтение русских народных сказок: «Пых»; «Репка»; «Мужик и медведь»; «Вершки и корешки»; чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима; беседа о картошке; занятия: «Овощи; «Откуда овощи в магазине»; «Магазин овощей».
Практическая работа на огороде: наблюдение, рыхление земли, уборка сорняков, полив, окучивание.
Ход занятия.
Воспитатель Дети, мы сегодня пойдем работать на огороде.
(стук в дверь, входит Буратино – ребёнок).
- Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Дети – Здравствуй, Буратино!
Буратино – Я гостил у Мальвины. Она меня угощала очень вкусными порожками из чудесного овоща. Расскажите мне, пожалуйста, об этом овоще. Отгадайте загадку:
Закопали в землю в мае А придет на стол она,
И сто дней не вынимали, Скажут весело ребята:
А когда копать пошли, «Ну, рассыпчата, вкусна!».
Сразу десять вдруг нашли!
Неказиста, шишковата,
Воспитатель Что это, дети? (ответы детей)
- Буратино, пойдем с нами на огород. Мы покажем тебе, как можно вырастить этот овощ – картофель.
(Дети собираются и идут на огород вместе с Буратино.)
Воспитатель показывает детям иллюстрацию и клубень картофеля .
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала,
Путь был долог и далёк,
С запада и на восток.
- Это хорошо знакомая нам всем вкусная, рассыпчатая картошка. Но были времена, когда русские люди не знали вкуса этого овощного растения.
Откуда же взялась картошка в России? Это растение родом из Южной Америки . Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу, но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу – не пришлась она им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпки.
А в Россию привёз картофель царь Петр1 300 лет назад. Но и русским людям
поначалу не понравился этот овощ. Крестьяне отказывались его сажать, даже бунтовали. Теперь же мы не представляем себе жизни без картошки, зовём его «вторым хлебом». В картошке есть витамины необходимые для человека ( показывает иллюстрацию). Знаете ли вы, сколько труда нужно вложить для того, чтобы картофель родился вкусным и здоровым?
Перед посадкой в землю нужно клубни прорастить, что мы с вами и сделали. Чтобы уберечь растение от болезней, мы с вами сначала выдержали эти клубни ( показать клубни) на свету. Клубень стал зеленым, появились ростки, вот они (показать). Наша картошка готова к посадке в землю. Вот и стало тепло на улице. Наступил месяц Май – травень, цветень.
Земля прогрелась, стала теплой. Май – последний месяц весны, самый зеленый месяц в году, месяц цветов - роцовоцвет.
- Какие вы знаете пословицы о мае?
Дети: «Май, май, сколько хочешь, гуляй».
«Весенний день целый год кормит».
«Пришел май – только успевай , да не зевай».
Воспитатель – Кто может объяснить смысл этих пословиц?
Дети - Солнышко пригревает и пробуждает землю, а наша земля кормилица:
« Весь свет поит, кормит, сама есть не просит».
Воспитатель – Знаете ли вы дети, что нужно сделать, чтобы уродился хороший урожай. Народная мудрость гласит: главное – во время посадить картофель. Всякое семя - знает своё время. В народе говорят, цветет черёмуха - лучшее время посадки картофеля.
Сегодня мы с вами, дети и с Буратино будем сажать клубни картофеля.
Картошку будем сажать в бороздку. (Дети стоят с двух сторон борозды).
Для роста крупного, здорового картофеля нужна зола – это удобрение.
(Воспитатель показывает, как сделать лунку, насыпать золы и посадить клубень картофеля.) Дети сажают клубни картофеля.
Воспитатель читает стихотворение:
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
( П.Межиныш)
-Вот мы и посадили клубни картофеля.
- А кто еще, кроме человека, поможет расти картофелю?( ответы детей)
Ребенок читает: Дождик, лей, лей, лей.
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!
Воспитатель – Почва кормит растение, в земле клубень растет, пускает корни. А нашей картошке нужен воздух? (ответы детей).
- А как воздух может попасть в землю? ( ответы детей).
Да, дети, нужно картошку рыхлить и окучивать.
Ребенок читает: Ожидая урожая –
Не ленись, пораньше встань!
Если ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь –
Ни одной картошки сладкой
Под кустом ты не найдешь.
Воспитатель – Урожай картошки будем собирать в сентябре. Мы будем
Наблюдать за нашей картошкой, полоть, поливать, рыхлить землю и окучивать появившийся куст картофельный.
- Дети, скажите, какие еще овощи выращивают на огороде? (ответы детей).
- Зачем выращивают овощи?(ответы детей).
- Какие овощи можно есть сырыми? (ответы детей).
- Можно есть картофель сырым? – нет.
- Что можно приготовить из сырого картофеля?
Дети - Картофельный сок, крахмал.
Воспитатель - Для чего нужен крахмал? (ответы детей)
- Какие блюда можно приготовить из картофеля? (ответы детей).
- Какое ваше самое любимое блюдо из картофеля? (ответы детей)
Ребёнок читает: Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по своему готовит.
Варит кто, кто жарит, кто печет,
Но едят её повсюду,
И повсюду ей за это слава и почёт.
Воспитатель – Дети, вы знаете, что есть овощи, которые растут в земле и над землей.
Дидактическая игра «Вершки и корешки». (с мячом)
Воспитатель – Молодцы, хорошо вы знаете овощи.
- Ребята, издавна известны и целебные свойства картофеля.
- Дети, вас лечили когда – нибудь картошкой?
- Как? При каких болезнях?( ответы детей).
Воспитатель – Да, дети, картошкой можно лечиться. Кашица из протертого сырого картофеля прикладывается при ожогах. При простуде рекомендуется вдыхать горячий пар от сваренного картофеля. Если болит желудок, то пьют картофельный сок.
Буратино – Ой, как много интересного я узнал о простой картошке.
Пойду к Мальвине и всё ей расскажу.
Ах, картошка ты, картошка.
Кормишь ты честной народ,
Если есть картошка в доме –
Будешь сытым круглый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».
Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...
Экскурсия по экологической тропе детского сада
Экскурсия по экологической тропе детского сада Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе,...
Проект: Экологическая тропинка детского сада
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается к...
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)
способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....