спортивная мини-игра
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
спортивная мини-игра "Зов тундры" для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zov_tundry.docx | 494.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивная мини-игра: «Зов тундры».
Подготовила: Матвеева Инна Алексеевна
воспитатель детского сада №50 «Нордик»
п.Айхал
Мини-игра « Зов тундры»
Задачи:
- Обучающие - совершенствовать технику ходьбы и бега с преодолением припятствий, лазанья и ползанья, прыжков, метания в цель;
- познавательные - ознакомить с географическим расположением континента Европы, размещением на ней зоны тундры, национальными семейными традициями (труд, семья, жилище, приемы выживания в суровых условиях) и этническими традициями (фольклор, народные игры, прикладное искусство) народов северо-востока России ( Якутия, Чукотка, Магаданская область, Камчатка);
- воспитательные – воспитывать настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания;
- коррекционно – развивающие – развивать координацию, мелкую моторику рук, психо-физические качества – силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности.
Участники: две команды по 8-10 детей.
Оформление зала: две детские палатки (чумы), макет оленя, на стене буквами разного цвета (под северное сияние) надпись «Зов тундры».
Костюмы: женский национальный костюм для Хозяйки Тундры, ободки с оленьими рогами по количеству участников.
Оборудование и инвентарь: горки(2шт.), кирпичики (10шт.), тоннели из ткани (2шт.), скамейки(2шт.), укороченные лыжи (2 пары), корзинки (2шт.), глобус, каштаны, « снежки», грибочки.
Музыкальное оформление: аудиозаписи с мелодиями народов Севера, песня «Увезу тебя я в тундру»(сл.М.Фрадкина, муз. Пляцковского), звук метели.
Ход игры.
Тихо звучит музыка народов Севера. Дети входят в зал двумя командами и садятся на скамейки.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие детишки, девчонки и мальчишки! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам и континентам. Наш путь лежит на континент Европа (показывает на глобусе). Это самый зеленый континент, он ближе всех находится к Северному полюсу. В Европе находится страна, в которой мы живем.
- Как называется страна в которой мы живем?
- Как называется столица нашей родины?
Россия так огромна, что занимает не только часть Европы, но и часть Азии. Столица нашей Родины - Москва- находится на европейском континенте, а такие российские города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, Магадан находятся уже в Азии. И если, например, в Волгограде еще стоит жаркая погода, то на севере нашей страны уже зима. На юге нашей страны, у Черного моря, растут тропические сады, которые дают нам апельсины, мандарины, персики, гранаты, а на Севере растут таежные леса- кедр, сосна, ель, пихта, лиственница.
- Как называется лес на крайнем Севере?
- Какие растения растут в тундре, как они называются?
- Что является основной пищей оленей в тундре?
- Что является основной пищей жителей тундры?
. А на самом крайнем Севере - он называется тундрой - растений мало и они очень низкорослые, поэтому называются карликовыми. Вся земля в тундре покрыта мхом- ягелем. Ягель - основная пища для оленей, которые пасутся в тундре целыми стадами. В тундре очень короткое лето и долгая без солнца зима, поэтому деревья и кустарники не успевают вырасти за лето. Земля не успевает согреться, и поэтому жители тундры не могут выращивать овощи. Основная пища жителей тундры - рыба, мясо оленей, медведей, ягоды, и грибы. Рыбу ловят в реках, в море, а животных добывают во время охоты. Два раза в год к жителям тундры прилетает вертолет, который привозит им муку, сахар, макароны, картофель, консервы, газеты. А если в холодную зиму поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное явление природы - северное сияние. Больше нигде на земном шаре нельзя увидеть такое прекрасное творение природы. Прочтите наши буквы - они написаны в виде северного сияния.
Дети хором читают: «Зов тундры».
Ведущий. в путь! А какие замечательные люди живут в тундре! Это ханты, манси, чукчи, эвенки, ненцы.
Звучит музыка.
Ведущий . Вы слышите? Это голос тундры!
Появляется Хозяйка Тундры и танцует национальный танец.
Хозяйка Тундры.
Ты еще не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слышать звон копыт по насту
Приезжай, мы встретим с лаской!
Ведущий (обнимая Хозяйку за плечи). Это Хозяйка Тундры, женщина сердечная, Ямала добрая душа! Она нас приглашает в тундру. Мы принимаем это предложение?
Дети: Да!
Ведущий. Тогда вместе скажем: «Нас тундра зовет!».
Хозяйка Тундры. Отправляемся
Ведущий. Для удобства мы пойдем двумя командами, за победу в каждом состязании одна команда получает грибок, другая - ягоду. В конце нашего путешествия мы подсчитаем количество грибов и ягод, собранных каждой командой, и определим победителя.
А сейчас инелектуальная разминка.
Вопросы 1- ой команде:
- Какие бывают грибы? (съедобные- не съедобные, ядовитые- не ядовитые.)
- В какое время года появляются грибы?
- Перечислите названия грибов?
Вопросы 2- ой команде:
- Перечислите названия ягод?
- Арбуз относится к ягодам?
- Какие вы знаете северные ягоды?
Чтобы попасть в этот край, нужно пройти по топким болотам, где растут северные ягоды – морошка, клюква, брусника, обогнуть высокие сопки, где-то придется перешагивать через замерзшие лужицы, переходить через мелкие реки.
Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети начинают движение по периметру зала: взбираются и спускаются с «горок», перелазят через поваленные « деревья», перешагивают через «лужи», проходят по « мостику» через «речку».
Хозяйка Тундры. Вот мы и добрались до моих владений. Перед нами вязкое болото, покрытое мхом, а ягод здесь видимо – невидимо. Это морошка. А я так люблю северную морошку! Поможете мне собрать эти ягоды?
Дети: Да!
Хозяйка Тундры. Здесь много сухих кочек, куда можно перепрыгнуть, чтобы не
замочить ноги, а у каждой кочки ягоды, вот мы и будем их собирать.
1-ое состязание – «Сбор ягод».
На «болоте» напротив каждой команды цепочкой на расстоянии одно шага лежат пять кирпичиков («кочки»). Возле каждого с обеих сторон лежит по кучке каштанов. У первого участника на одной стороне площадки в руках корзинки. По сигналу первый участник начинает движение по кирпичикам, приседая при этом захватывая по одному каштану у каждого кирпичика. На обратном пути передает корзинку и эстафету следующему участнику. Команда – победитель получает ягоду или грибок.
Ведущий: В тундре охота и рыбалка – основные занятия мужчин.
- На кого охотятся в тундре?
- Что дает охота жителям тундры?
Охота дает жителям тундры мясо и шкуры оленя, песца, медведя. Мясо и рыбу замораживают в больших мешках и часто употребляют в пищу сырыми. Чтобы охота была удачной, нужно уметь быстро ходить на лыжах и метко стрелять в цель. Дети в тундре часто играют в игру «Меткие охотники».
2-ое состязание – «Меткие охотники».
Команды строятся на линии старта в колонну по одному. На первом участнике одеты лыжи. На отметке 4 м от старта в обруче лежат маленькие мячи (по количеству участников). На расстоянии 2 м от обручей подвешены 2 обруча – мишени. По сигналу первый участник идет на лыжах до обруча с мячами, бросает в мишень один мячик, снимает лыжи и бегом возвращается к своей команде, передает лыжи следующему участнику. Подсчет очков ведется по количеству попаданий в цель и быстроте выполнения задания.
Хозяйка Тундры. Я загадаю вам загадку:
Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасется весь день, кто же это?...(олень.)
Ты знаешь, оленю какая цена?
Он в упряжке – живая струна.
С глазами черными, как очи Ямала,
Ты знаешь, оленю какая цена?
Расстояния в тундре от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому олень здесь является основным средством передвижения и очень ценится.
- Чем ценится мех оленя?
- Чем питается олень?
Из оленьего меха шьют одежду, строят жилища, а еще олень дает молоко, которое очень полезно. Питается олень мхом – ягелем, который он добывает копытами из-под снега. Кода мха становится мало, жители тундры разбирают свои дома, грузят свои вещи на сани (нарты), запрягают в них оленей и переезжают на новые места, где мох еще не тронут. Оленями управляет каюр.
3-е состязание – «Оленьи упряжки».
В каждой команде участники делятся на пары. В паре один – «олень», (на нем надет ободок с рогами), другой- «каюр». Команды строятся в колонны по одному на линии старта. Около команд в обруче на полу лежат большие мячи (по количеству пар). По сигналу первая пара каждой команды начинает движение: впереди «олень», за ним «каюр». «Каюр» одной рукой берет мяч с пола, другой держит «упряжку». Пара бежит к свободному обручу. «Каюр» кладет мяч в обруч, «оленья упряжка» возвращается к своей команде, передает эстафету следующей паре.
Хозяйка Тундры. Но не так-то просто поймать дикого оленя. Для этого используется длинная веревка с петлей на конце (маут). Вот сейчас вы будете оленями, а я вас буду ловить.
4-ое состязание - «Поймай оленя».
Игра проводится в два этапа. В круг становится половина участников одной и другой команды. В центре круга ведущий с веревкой в руке, на конце которой привязана мягкая игрушка. Ведущий вращает веревку по кругу на высоте от пола 20см, дети перепрыгивают. Пойманные «олени» выбывают из игры . Игра длится до последнего участника. Он дает победное очко команде. Затем играет другая половина участников.
Хозяйка Тундры. Загадаю вам еще одну загадку:
С неба летит – пляшет,
Все, что в тундре есть – прячет,
А в чум попадет – плачет (снег.)
Дни пошли короче, удлиню я ночи,
Небо тьмой укрою, непогодь устрою.
- А кода непогода, метель, снег, куда прячутся все жители?
Дети: В дома.
Хозяйка Тундры. В тундре жилище у каждого народа Севера называются по разному.
- Как называются жилища?
Чум, иглу, яранга. Такое жилище очень быстро собирается, покрывается оленьим или медвежьим мехом, вход очень плотно закрывается, чтобы не вышло тепло. В середине жилища топится печь, на ней готовится пища. Здесь же люди спят, едят, отдыхают.
Вот сейчас я устрою вам снежную непогодь, а вы должны быстро спрятаться (чукчи в чум, а эскимосы – в иглу).
5 – е состязание – «Спрячься в чум».
В середине зала собраны две яркие палатки, ко входу каждой проложен тоннель из ткани. Звучит легкая музыка, дети свободно передвигаются по залу. Музыка становится тревожней – налетает пурга. По сигналу «Пурга!» каждая команда должна быстро на средних четвереньках перебраться по тоннелю в свое жилище.
Ведущий. Жизнь людей в тундре во многом не похожа на жизнь города. Многие дети не ходят каждый день в детский сад и в школу, а постоянно живут с родителями, которые пасут оленей далеко в тундре. Морозы в тундре бывают очень сильные. В такие морозы спасает теплая меховая одежда да быстрая ходьба.
- Как называется одежда жителей тундры, из чего она состоит?
Одежда состоит из меховых штанов мехом внутрь, кухлянки – шубы с капюшоном из меха оленя и торбасов (валенок).
Но если становится чуть потеплее, дети высыпают из чумов играть в снегу, кататься с горок, делать снежные крепости и ледяные фигуры.
Хозяйка Тундры. А давайте и мы построим снежные горки и будем с них кататься.
6 – е состязание – «Катанье с горки».
Команды выстраиваются на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 1 м от линии старта устанавливается 2 горки. По сигналу первые участники скатываются с горки, приземляются на ноги и бегут к своей команде передать эстафету.
Хозяйка Тундры. Наш северный народ, встречая долгожданный приход весны, очень любит повеселиться и поиграть в народные игры. Одна из них – игра – хоровод «Хейро» (солнце).
Сейчас мы с вами поиграем.
Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!». В центре круга сидит «шаман» с бубном и ритмично бьет в него.
Ведущий. Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
Хозяйка Тундры.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
педагог:
Ребята, вот и закончилось наше путешествие в тундру.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Какое соревнование вас заинтересовало?
- Что нового и интересного вы узнали за время нашего путешествия?
- Кем вам больше понравилось быть: оленями, каюрами, охотниками?
Ведущий. А сейчас пришло время подсчитать собранные каждой командой грибочки и ягоды. У кого их окажется больше, та команда сегодня будет считаться победителем. Но сначала вспомним правило честной игры.
Дети. Выиграл – не задавайся, проиграл – не обижайся.
Дети хором подсчитывают количество очков. Ведущий объявляет команду – победителя. Под мелодию дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая мини-игра для педагогов "Творим, играя!"
Цель игры: расширить профессиональное самопознание, диапазон творческих и личностных способностей. Задачи: - развитие навыков креативного мышления;- формирование коммуникативных навык...
Сценарий для старших дошкольников «Олимпийские мини-игры», посвященный Зимней олимпиаде в Сочи.
Сценарий раскрывает проведение музыкально- спортивный мероприятий:песен, танцев, игр, соревнований, посвященный Зимним олимпийским играм в СОчи 2014 года...
Беседа и презентация к мини-игре «Австралия – зелёный Континент»
Беседа к мини-игре«Австралия – зелёный Континент»...
Консультация для родителей "Познавательное развитие дошкольников"(мини-игры дома)
Консультация для родителей...
Мини-игра для педагогов "Знатоки русской речи"
Мини-игра для педагогов на знание правил русского языка...
Мастер – класс: психологическая мини-игра для педагогов «Творим, играя!»
Мастер – класс:психологическая мини-игра для педагогов«Творим, играя!»...