"Огород на окне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект по экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx39.25 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5

г. Вольска Саратовской области»

Улица  Революционная, 29. Телефон 7-10-39

             

            Познавательно-исследовательский проект

                 в подготовительной к школе группе

                               « Русалочка»

                       « Огород на окне»

                                                    Воспитатель: Анциферова  И.И.

                                                      2016 год.

                                                

                             

   Познавательно-исследовательский проект

                «Огород на подоконнике»

Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг.

                                Актуальность

            Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

       Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

      Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Интеграция образовательной области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Цель:    Содействовать формированию у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

•          Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

•          Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений ;

•          Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

•          Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

•          Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

•          Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями,  в которых они находятся, правильно отображать наблюдение в рисунке. •          Развивать познавательные и творческие способности.

•          Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Участники проекта:  воспитатели, родители и дети подготовительной к школе  группы (6-7 лет).

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Предполагаемый продукт:  

- Создание в группе огорода на подоконнике.

- Создание дневника наблюдений за ростом растений.

- Создание фото-отчета ежедневных наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

Необходимые материалы: Контейнеры с землей, семена растений, лейка, оформление для огорода.

Список используемой литературы:    

  1. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М.: Просвещение, 2004-200с.
  2. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007
  3. Комарова, И.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. [текст]: учебное пособие / Н.Г.Комарова, - М.: Просвещение, 2006.- 142с.
  4.  Ресурсы Интернета
            1.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
            2.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
            3.
    http://www.numama.ru/blogs/ko
            4.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
            5.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty

                           

                            Содержание проекта

Работа над проектом «Огород на окне » проходила поэтапно.

I этап: подготовительный.
-  Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.
- Составление плана над проектом.
- Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.
- Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта «Огород на подоконнике».
- Наглядная информация для родителей.
-  Оформление огорода на подоконнике, посадка семян.

II этап: основной.

- реализация мероприятий перспективного тематического планирования   (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

Образовательные области

Совместная деятельность с детьми

Познание

1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин»,» «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».

2. Просмотр мультфильмов о овощах.

3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде..                                                      

5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Какая земля?», «В каких условиях лучше прорастают семена», «Солнце и растения», «Вода и растения», «Человек и растение».

7. Загадывание загадок об овощах.

8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.

10.  Беседы: «В гостях у бабушки Лукерьи», «Как проращивают семена».

Коммуникация

1. Заучиваний стихотворений, пословиц, загадок.

2. Беседы о разнообразии растительного мира.

3. Беседа с использованием мультимедиапрезентации .

Социализация

1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».

2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».

3. Игра – драматизация по сказке «Репка»

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы: В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»,

В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова  «Три картофельки».

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим»  

2. Игра малой подвижности « огород у нас в порядке».

3. Игра-хоровод «Кабачок».

 П/И «Овощи в корзину», «Догони».            

Музыка

1. Слушание песен «Урожайная», «Огородная»

2. Хоровод «Кабачок»

Художественное творчество

1. Работа детей с книжками-раскрасками

2. Рисование «Овощи»

3. Лепка «Овощи»

4. Аппликация «Натюрморт».

Труд

Изготовление табличек-указателей.

Посадка семян овощей.

Уход за растениями: полив, рыхление.

III этап: заключительный.
 - высадка декоративных растений на клумбы;
- создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта;
- подведение итогов.

Содержание работы

Этапы и сроки реализации проекта

                                       Мероприятия

1 этап – подготови-тельный

4 неделя марта

-  Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

- Составление плана над проектом.

- Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.

- Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта «Огород на подоконнике».

- Наглядная информация для родителей.

-  Оформление огорода на подоконнике, посадка семян.

2 этап - основной

  Содержание работы

       с детьми

                           Цель:

4- апреля

5- апреля

Беседы:

- «В гостях у бабушки Лукерьи»,

- «Как проращивают семена».

 -  Познакомить с хозяйкой огорода. Дать понятие словам: огород, почва, грунт, посадочный материал, инвентарь. Раскрыть значение огорода в жизни сельского жителя.

 - Обогащать знания детей о проращивании семян.

 - Развивать познавательную и речевую активность детей.

В течении всего проекта.

Чтение и рассматрива-ние книг и иллюстраций о растениях:

В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»,

В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова  «Три картофельки».

  - Продолжать прививать детям интерес к познава-  тельной  литературе, углублять и расширять знания

о видах  растений и их выращивании.  

 – Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

3- апреля

8 – апреля

18 – апреля

5 - апреля

Практическая деятель-ность:

- посадка петрушки, укропа.

- проращивание семян тыквы в разных условиях.

- выращивание рассады овощных культур: перца,. разных условиях в разных условиях на свету и    под темным колпаком.

- выращивание рассады цветочных культур: ци-нии, петуньи, бархатцев.

 -  Вызвать интерес к выращиванию овощных и цветочных культур.

- Формировать навыки посадки и ухода за растениями.

- Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (влаги, света, тепла).

-  Вызвать у детей желание трудиться, участвовать в посильной практической деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

ежедневно

Исследовательская деятельность:

- рассматривание посадочного материала через лупу,

- наблюдение за ростом рассады овощных и цветочных культур.

- опыты: «Какая земля?», «В каких условиях лучше прорастают семена», «Солнце и растения», «Вода и растения», «Человек и растение».

 - Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

- С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

- Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.    

  - Замечать изменения, которые происходят с растениями во время роста.

В течение проекта

Дидактические игры:

«Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин»,» «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее»,. Орудия труда», «Что растет на огороде».
Хороводные и музыкальные игры:

« Огород у нас в порядке», «Кабачок».

Подвижные игры:

«Овощи в корзину», «Догони».            

  - Обогащать знания детей о растениях их характерных признаках, узнавать их по описанию.

- Закрепить названия цветов, умение группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

- Развивать речь, вербальное воображение, фантазию.

8-апреля

22- апреля

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».

  - Обогащать знания детей о растениях их характерных признаках.

В течение

проекта

Оформление дневника наблюдений.

 - Зафиксировать наблюдение за растениями.

3 этап – заключительный

29апреля – 4 мая

-  Фотовыставка «Чудо на окне»

- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

- подведение итогов.

- высадка декоративных растений на клумбы;

 

По  реализации проекта  были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на подоконнике.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике»

План экспериментальной деятельности.

Земля.  «Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние

качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по

составу.

Материалы. Семена тыквы, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь

глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в

разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в

течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет

хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем.

Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший

рост).

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

Вода.

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений.

Материалы. Рассада сладкого перца,  две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания перца,

нужна ли вода для жизни растений. Один проросток поливают водой другой

нет.  

Итоги. Через 7 – 10 дней смотрят результат опыта (проросток который

поливали подрос, а проросток  который не поливали засох). Растениям

необходима вода.

Солнце.

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений.

Материалы. Проросток сладкого перца, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания

проростка, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают один проросток

колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через

 7 – 10 дней (Проросток  под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат  (Проросток  на свету

позеленел – значит в нем образовалось питание)

Человек.

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы: 2 контейнера с землей и проростками растений .

Процесс:  Взрослый предлагает выяснить  нужен ли уход за растениями

 (одно растение получает уход, другое нет).

Итог: Через 7-10 дней выявляют, что растение за которым ухаживает

человек  благоприятно растёт, а растение без ухода погибает ( растениям необходим уход).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)

Экологическое воспитание детей. Проект  "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»

Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...

Проект «Катюшин огород» (огород на окне)

Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны.        «Давайте попробуем посадить косточк...

Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»

Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...

Презентация Огород на окне «Веселый огород»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...

Огород на окне "Мышкин огород" 2 младшая группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412426","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412437","attributes":{"alt":"","class"...