В гости к самовару
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В гости к самовару
Цели и задачи:
*Продолжать знакомить детей с предметным миром, дать представление о самоваре, его внешнем виде, функциональных особенностях;
* Формировать у детей умение видеть себя на месте воображаемого объекта, видеть его изнутри, чувствовать его мысли, мечты, желания, тревоги;
* Развивать умения вслушиваться в слова родного языка, постягать их первоначальный смысл, делать умозаключения из причино - следственных связей;
* Воспитывать стремление к творческому открытию.
Оборудование: Самовар, иллюстрации самоваров разной величины и формы, Фонограмма песни «У самовара я и моя мама….»
Ход деятельности:
-Ребята, я хочу загадать вам очень интересную и забавную загадку, которую придумал С. Я. Маршак. «Мой сердечный друг приятель
В чайном тресте председатель,
Всё семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без труда глотает щепки,
Хоть и ростом он велик,
А пыхтит как паровик.
-Верно, эта загадка про самовар. В этой загадке много подсказок, давайте найдём их.
-Во - первых, сказано, что он «угощает всех чайком». Что это может быть?
Да – это может быть либо чайник, либо чашка, либо самовар. А чтобы узнать, надо найти ещё одну подсказку. В одной из подсказок говорится «в чайном тресте председатель». Это значит самый главный, самый важный. А что самое главное и важное в чайном деле: самовар чашка, чайник? Конечно же самовар. И подтвердить это может другая подсказка: «Глотает щепки и пыхтит как паровик» (показ иллюстрации).
-Настоящие самовары, которыми пользовались наши бабушки, нагревали воду с помощью еловых шишек и щепок, их бросали в жировую трубу, которая находилась внутри самовара, поэтому С. Я. Маршак и написал в своей загадке «Без труда глотает щепки и пыхтит как паровик».
- На Руси самовар появился сравнительно недавно. При царе Петре Первом чай завоевал Россию, а вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды - это наши знаменитые самовары.
-Как вы считаете, почему его так назвали - са- мо -вар?
-Совершенно верно, потому что он сам варит, то есть нагревает воду. В названии заложено удивление и восхищение людей тем, что чудо посуда умеет сама кипятить воду (показ иллюстрации самоваров).
-Как красивы самовары. У каждого своя форма: есть самовары - вазы, самовар похожий на рюмку, на яйцо, а этот удивительный самовар напоминает петуха. Его изготовили чуть более 100 лет назад для всемирной выставки, которая проходила в Вене. На боках самовара красавца выбиты слова: «Где есть чай, там и под елью рай».
-Какой из этих сосудов можно назвать самоварище?
-Про какой из этих сосудов можно сказать самоварищ?
-Какой самовар вам понравился больше всего?
-Какие ещё имена можно придумать самовару? (самогрейка, самоварец).
-Как вы считаете, могли ли люди назвать самовар пароваром?
-На мой взгляд можно этот сосуд назвать и пароваром, потому что при кипячении воды образуется много пара. А С. Я. Маршак в своей загадке самовар назвал «паровиком».
Самовары, которые топили с помощью щепы, еловых шишек, угля сейчас большая редкость. Вместо них на наших кухнях стоят электрические чайники. А их деды, старые самовары хранятся в музеях. Инострацы называют наши самовары «Русской чайной машиной».
-Нравится ли вам это название?
-В старину у самовара было ещё одно название «Чайный генерал».
-Как вы думаете почему у самовара такое странное название?
-(Выставляю иллюстрацию, на которой изображены самовар и генерал).Верно, самовар похож на генерала: такой же важный, полный и грудь колесом. На самоварных боках часто чеканились награды, которые получали мастера, изготавливающие данные сосуды. Наши деды и прадеды, когда были маленькими любили глядеться в сверкающие самоварные бока. Устраивали своеобразную «комнату смеха».
-Давайте и мы полюбуемся своими смешными отражениями (дети подставляют свои лица близко к самовару, корчат рожицы).
-Ну как понравились вам самоварные зеркала?
-А сейчас давайте поиграем в игру – превращалочку: превратимся в самовар и попытаемся почувствовать его мысли, желания, тревоги. Первой превращусь Я. « Я - маленький старый самовар, пылюсь на полке в кладовке, мне грустно и страшно. Ура! Хозяйка вспомнила обо мне, мне начистили бока, налили воды в меня, набросали щепок в жировую трубу и зажгли. Пых- пых - пых! Я закипаю, я нужен людям, я живой!»
-Понравилась вам моя превращалочка?
-А теперь вы превратитесь в самовары. А теперь вы превратитесь в самовары. В своих рассказах не забудьте сказать каким вы будете самоваром большим или маленьким, новым или старым, где вы стоите, что чувствуете, чего боитесь, что хотите, чтобы с вами произошло (предлагаю 3-4 детям рассказать о своём самоваре).
-Давайте помечтаем: в кого или во что превратился бы самовар, если бы он играл в превращалочку (в паровоз….., в маму……, в старого деда….. и т. д.)
-Итак, сегодня мы свами узнали, что самовар не так прост как кажется на первый взгляд. В пословице говорится: «Сделал дело, гуляй смело». Давайте и мы наберём воды в нашу чудо - машину , вскипятим чаёк. ( Устраиваю чаепитие под музыку «У самовара я и моя Маша……)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_samovaru.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
В гости к самовару
Цели и задачи:
*Продолжать знакомить детей с предметным миром, дать представление о самоваре, его внешнем виде, функциональных особенностях;
* Формировать у детей умение видеть себя на месте воображаемого объекта, видеть его изнутри, чувствовать его мысли, мечты, желания, тревоги;
* Развивать умения вслушиваться в слова родного языка, постягать их первоначальный смысл, делать умозаключения из причино - следственных связей;
* Воспитывать стремление к творческому открытию.
Оборудование: Самовар, иллюстрации самоваров разной величины и формы, Фонограмма песни «У самовара я и моя мама….»
Ход деятельности:
-Ребята, я хочу загадать вам очень интересную и забавную загадку, которую придумал С. Я. Маршак. «Мой сердечный друг приятель
В чайном тресте председатель,
Всё семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без труда глотает щепки,
Хоть и ростом он велик,
А пыхтит как паровик.
-Верно, эта загадка про самовар. В этой загадке много подсказок, давайте найдём их.
-Во - первых, сказано, что он «угощает всех чайком». Что это может быть?
Да – это может быть либо чайник, либо чашка, либо самовар. А чтобы узнать, надо найти ещё одну подсказку. В одной из подсказок говорится «в чайном тресте председатель». Это значит самый главный, самый важный. А что самое главное и важное в чайном деле: самовар чашка, чайник? Конечно же самовар. И подтвердить это может другая подсказка: «Глотает щепки и пыхтит как паровик» (показ иллюстрации).
-Настоящие самовары, которыми пользовались наши бабушки, нагревали воду с помощью еловых шишек и щепок, их бросали в жировую трубу, которая находилась внутри самовара, поэтому С. Я. Маршак и написал в своей загадке «Без труда глотает щепки и пыхтит как паровик».
- На Руси самовар появился сравнительно недавно. При царе Петре Первом чай завоевал Россию, а вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды - это наши знаменитые самовары.
-Как вы считаете, почему его так назвали - са- мо -вар?
-Совершенно верно, потому что он сам варит, то есть нагревает воду. В названии заложено удивление и восхищение людей тем, что чудо посуда умеет сама кипятить воду (показ иллюстрации самоваров).
-Как красивы самовары. У каждого своя форма: есть самовары - вазы, самовар похожий на рюмку, на яйцо, а этот удивительный самовар напоминает петуха. Его изготовили чуть более 100 лет назад для всемирной выставки, которая проходила в Вене. На боках самовара красавца выбиты слова: «Где есть чай, там и под елью рай».
-Какой из этих сосудов можно назвать самоварище?
-Про какой из этих сосудов можно сказать самоварищ?
-Какой самовар вам понравился больше всего?
-Какие ещё имена можно придумать самовару? (самогрейка, самоварец).
-Как вы считаете, могли ли люди назвать самовар пароваром?
-На мой взгляд можно этот сосуд назвать и пароваром, потому что при кипячении воды образуется много пара. А С. Я. Маршак в своей загадке самовар назвал «паровиком».
Самовары, которые топили с помощью щепы, еловых шишек, угля сейчас большая редкость. Вместо них на наших кухнях стоят электрические чайники. А их деды, старые самовары хранятся в музеях. Инострацы называют наши самовары «Русской чайной машиной».
-Нравится ли вам это название?
-В старину у самовара было ещё одно название «Чайный генерал».
-Как вы думаете почему у самовара такое странное название?
-(Выставляю иллюстрацию, на которой изображены самовар и генерал).Верно, самовар похож на генерала: такой же важный, полный и грудь колесом. На самоварных боках часто чеканились награды, которые получали мастера, изготавливающие данные сосуды. Наши деды и прадеды, когда были маленькими любили глядеться в сверкающие самоварные бока. Устраивали своеобразную «комнату смеха».
-Давайте и мы полюбуемся своими смешными отражениями (дети подставляют свои лица близко к самовару, корчат рожицы).
-Ну как понравились вам самоварные зеркала?
-А сейчас давайте поиграем в игру – превращалочку: превратимся в самовар и попытаемся почувствовать его мысли, желания, тревоги. Первой превращусь Я. « Я - маленький старый самовар, пылюсь на полке в кладовке, мне грустно и страшно. Ура! Хозяйка вспомнила обо мне, мне начистили бока, налили воды в меня, набросали щепок в жировую трубу и зажгли. Пых- пых - пых! Я закипаю, я нужен людям, я живой!»
-Понравилась вам моя превращалочка?
-А теперь вы превратитесь в самовары. А теперь вы превратитесь в самовары. В своих рассказах не забудьте сказать каким вы будете самоваром большим или маленьким, новым или старым, где вы стоите, что чувствуете, чего боитесь, что хотите, чтобы с вами произошло (предлагаю 3-4 детям рассказать о своём самоваре).
-Давайте помечтаем: в кого или во что превратился бы самовар, если бы он играл в превращалочку (в паровоз….., в маму……, в старого деда….. и т. д.)
-Итак, сегодня мы свами узнали, что самовар не так прост как кажется на первый взгляд. В пословице говорится: «Сделал дело, гуляй смело». Давайте и мы наберём воды в нашу чудо - машину , вскипятим чаёк. ( Устраиваю чаепитие под музыку «У самовара я и моя Маша……)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""
Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...
ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"
Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...
Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")
Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...