Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Электричество и волшебство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательной деятельности в старшей группе
«Электричество и волшебство»
Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей
устанавливать причинно-следственные связи.
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в
быту;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Технологии и методики:
Словесная: беседа, объяснение, художественное повествование;
Наглядная: изучение действия тока в реальности;
Практическая: работа на практике.
Предварительная работа:
Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства, рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Словарная работа:
Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток.
Оборудование:
Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки.
- Основная часть.
Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки!
С ним играю и рисую,
Время с пользой провожу,
Да к тому же распечатать,
Я картиночки могу!
(Компьютер)
Фильмы, новости, рекламу,
Музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы
Нам покажет…..
(Телевизор)
Стоит на кухне белый дом.
Ох, и холодно же в нем.
В каждой комнате – продукты,
Яйца, овощи и фрукты.
(Холодильник)
Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все
вместе? (Ответы детей)
Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы
детей)
Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет
электрический ток? (Ответы детей)
Воспитатель: А, у нас здесь есть ток?
Дети: Да!
Воспитатель: А, как вы узнали?
Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода…
Воспитатель: У нас случилась беда. В нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть?
Воспитатель: Если ток бежит по проводам, - значит нужно проверить электропровод…. Он оборван… что делать?
Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.
Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)
Здравствуйте! У нас беда!
Приезжайте к нам сюда!
Разорван провод, - страшно очень
Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим
В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…
Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.
- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.
Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.
Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.
Беседа с просмотром демонстрационного материала
Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные - высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей)
Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.
Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?
Дети: розетки, выключатели, светильники.
Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
(Дети и воспитатель садятся перед экраном.
Просмотр презентации «Что было и что сейчас?»)
Костёр – электроплита
Веник – пылесос
Корыто – стиральная машина
Мясорубка – электрический комбайн
Бигуди – фен
Письмо – телефон
Ножницы – электробритва
Физкультминутка для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)
Намолоть кофе – с помощью кофемолки
Сварить кашу - с помощью мультиварки
Убрать в комнатах – с помощью пылесоса
Уложить красиво волосы - с помощью фена
Разгладить складки на платье – с помощью утюга
Наколоть дрова – электробензопила
Испечь торт – в микроволновке
Взбить крем – миксер или блендер
А нам не помешает немного размяться.
Физкультминутка:
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчики»)
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос (хлопки)
Ток энергию принес. (взяться за руки)
Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…
Что же такое электричество? Как оно получается?
Чтобы ответить на эти вопросы, - я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.
Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, есть такие рыбы - электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.
Где ещё можно увидеть электрический разряд?
Дети: Во время грозы сверкают молнии.
Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.
Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.
А поможет нам в этом мяч - говорун.
Кому мяч в руки попал, тот правило назвал
1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Экспериментальная деятельность
1 опыт.
В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика.
2 опыт.
Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать.
3 опыт.
На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.
4 опыт.
Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.
Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
-Что вы узнали об электричестве)
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество закончится?
Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).
Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.
Электричество беречь и экономить нужно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация об электричестве | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательной деятельности в старшей группе
«Электричество и волшебство»
Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детей
устанавливать причинно-следственные связи.
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в
быту;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Технологии и методики:
Словесная: беседа, объяснение, художественное повествование;
Наглядная: изучение действия тока в реальности;
Практическая: работа на практике.
Предварительная работа:
Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства, рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Словарная работа:
Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток.
Оборудование:
Экран, презентация «Что было и что сейчас?», надувные шары по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, варежки, вырезанные фигурки морских жителей, бабочки, жестяные банки, простые карандаши, палочки из под ролл, трубочки, пластиковые стаканчики.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Сегодня мы пришли с вами в настоящую лабораторию, где будем ставить опыты, решать научные и технические задачки.
- Основная часть.
Воспитатель: Кстати, о задачках. Отгадайте загадки!
С ним играю и рисую,
Время с пользой провожу,
Да к тому же распечатать,
Я картиночки могу!
(Компьютер)
Фильмы, новости, рекламу,
Музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы
Нам покажет…..
(Телевизор)
Стоит на кухне белый дом.
Ох, и холодно же в нем.
В каждой комнате – продукты,
Яйца, овощи и фрукты.
(Холодильник)
Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все
вместе? (Ответы детей)
Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы
детей)
Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет
электрический ток? (Ответы детей)
Воспитатель: А, у нас здесь есть ток?
Дети: Да!
Воспитатель: А, как вы узнали?
Дети: Есть розетки, выключатели, лампы, провода…
Воспитатель: У нас случилась беда. В нашей лаборатории исчезло электричество. Как же нам его вернуть?
Воспитатель: Если ток бежит по проводам, - значит нужно проверить электропровод…. Он оборван… что делать?
Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.
Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)
Здравствуйте! У нас беда!
Приезжайте к нам сюда!
Разорван провод, - страшно очень
Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим
В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…
Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.
- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.
Голос в телефоне: Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.
Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.
Беседа с просмотром демонстрационного материала
Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные - высоковольтные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения. Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности знак. Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор, в специальный распределительный трансформатор. Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности Ребята, а как называют людей, которые работают с электричеством? (Ответы детей)
Воспитатель: Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.
Воспитатель: Ребята, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?
Дети: розетки, выключатели, светильники.
Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
(Дети и воспитатель садятся перед экраном.
Просмотр презентации «Что было и что сейчас?»)
Костёр – электроплита
Веник – пылесос
Корыто – стиральная машина
Мясорубка – электрический комбайн
Бигуди – фен
Письмо – телефон
Ножницы – электробритва
Физкультминутка для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)
Намолоть кофе – с помощью кофемолки
Сварить кашу - с помощью мультиварки
Убрать в комнатах – с помощью пылесоса
Уложить красиво волосы - с помощью фена
Разгладить складки на платье – с помощью утюга
Наколоть дрова – электробензопила
Испечь торт – в микроволновке
Взбить крем – миксер или блендер
А нам не помешает немного размяться.
Физкультминутка:
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчики»)
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос (хлопки)
Ток энергию принес. (взяться за руки)
Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…
Что же такое электричество? Как оно получается?
Чтобы ответить на эти вопросы, - я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.
Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, есть такие рыбы - электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.
Где ещё можно увидеть электрический разряд?
Дети: Во время грозы сверкают молнии.
Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.
Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.
А поможет нам в этом мяч - говорун.
Кому мяч в руки попал, тот правило назвал
1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Экспериментальная деятельность
1 опыт.
В плоской тарелке лежат вырезанные из салфеток фигурки морских обитателей. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к тарелке с фигурками, не касаясь их. Фигурки подскакивают с тарелки и прилипают к стенкам шарика.
2 опыт.
Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к вырезанной из бумаги бабочке, не касаясь ее. Крылья бабочки начинают порхать.
3 опыт.
На столе стоит пластиковый стаканчик, по верх которого мы кладем трубочку (также можно использовать карандаш или палочку из под ролл). Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к трубочке, не касаясь ее. Трубочка начнет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.
4 опыт.
Нам понадобится жестяная баночка и воздушный шарик. Быстрыми движениями трем о голову надутый воздушный шарик (также можно натереть шерстяной варежкой или тканью). Подносим шарик к баночке, не касаясь ее. Банка будет двигаться за шариком, выполняя круговые движения.
Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
-Что вы узнали об электричестве)
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество закончится?
Воспитатель: Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).
Воспитатель: Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.
Электричество беречь и экономить нужно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Школа волшебства".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....