ПРОЕКТ для старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В предверии юбилея родного города мы разработали информационно - исследовательский, нравственно - патриотический проект по ознакомлению дошкольников с родным городом. В течении трёх месяцев нами велась работа по проекту. Дети узнали много нового и интересного о своей малой Родине. Конечным результатом стала Панорама, посвящённая Дню рождения города Наро - Фоминска, где дети своим участием, чувственным проникновением выразили любовь к родному городу, гордость за его боевые заслуги и достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск»
«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине: родному городу, родной природе, селу, краю».
И. Эренбург
I. Вводная часть:
Проблема: Взрослые, а тем более дети имеют недостаточно знаний о своём родном городе. В наш современный виртуальный век люди считают эту проблему неважной, не уделяют ей внимания в силу своей занятости. Не достаточно времени они уделяют и своим детям, а тем более не находят времени погулять по родному городу, рассказать детям о нём. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами не имеют этих сведений. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения уважительное отношение к своей малой Родине.
Актуальность: В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по ознакомлению детей с родным городом, его историей, достопримечательностях и боевых и трудовых заслугах. Наш город Наро – Фоминск уникален, ему есть о чём рассказать и чем гордиться. В этом году ему исполняется 90 лет. Уважительное отношение к своей малой Родине, патриотизм нужно формировать с любви к своей Отчизне.
Этот проект поможет детям узнать свой родной город, научит гордиться им, его жителями. Знания о родном городе – начало формирования основ патриотизма личности.
Гипотеза: чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство патриотизма и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность.
Новизна проекта: Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу, патриотизма. В период подготовки жителей города к празднованию юбилея наши воспитанники не остаются в стороне от общественной жизни города и сами принимают в этом непосредственное участие.
Цель проекта: Развитие познавательных интересов, патриотизма дошкольников в процессе исследования своей малой родины.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:
Образовательные:
- Дать первоначальные знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, улицы, памятники;
- Расширить знания детей о родном городе;
- Познакомить с прославившими его людьми;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
Развивающие:
- Формировать интерес к родному городу;
- Формировать представление о значимости города для страны;
- Формировать потребность в самостоятельном изучении его;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свой город;
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Воспитывать уважение к людям, прославившим в прошлом и прославляющим сегодня родной город;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования родного города.
Задачи для детей:
- внимательно слушать рассказ педагога, включаться в беседу;
- узнавать город по фотографиям и на видео;
- активно участвовать в подготовке и проведении панорамы, посвящённой 90 – летию города: разучивать песни, танцы, упражнения;
- создавать продукты деятельности; рисунки, постройки по тематике проекта;
- любить, беречь родной город, гордиться им.
Задачи для родителей:
- прививать детям любовь к родному городу;
- поддерживать интерес и желание узнать новое о городе;
- организовывать просмотр иллюстраций о городе;
- осуществлять самостоятельное знакомство с городом;
- поддерживать педагогов в проведении проекта.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: город Наро - Фоминск.
Адресация проекта: дети и родители старшей группы.
Проблема исследования: Дети, у которых не сформировано чувство любви к своей малой Родине могут не стать патриотами своей большой Родины. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кВ № 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатель старшей группы Кудливская Ю. А.
Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 3 месяца (1 февраля 2016 г. -1 мая 2016 г.)
Ожидаемый результат: У детей сформируются знания о родном городе, чувство гордости и любви за свою малую Родину. Появится желание беречь свой город и прославлять его своими пока маленькими достижениями. Дети смогут сами рассказывать о родном городе, делиться впечатлениями. У них появится опыт совместной исследовательской деятельности с родителями.
Конечный результат: панорама на тему «Наро – Фоминску – 90 лет».
Ресурсное обеспечение: в группах создана мини – музей города Наро - Фоминска с геральдикой, с иллюстрациями города, портретами героев, знаменитых людей, с книгами, журналами и альбомами; электронные презентации о городе; использование музыкального зала для встреч с ветеранами войны и для панорамы; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.
Принципы реализации проекта:
- Принцип доступности изучаемого материала;
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
- Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
- Принцип интегративности.
Методы проекта:
- НОД по ознакомлению с городом;
- все виды игр (дид/и, спортивные, сюж/рол, строительные);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- панорама.
Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-7 лет.
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площади, улицы, памятники)
Материал: фотографии города.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
II. Этапы проекта:
- Целеполагание:
- Определение темы, проблемы, актуальности.
- Постановка цели, определение задач.
3. Анализ информации о городе в группе.
4. Выявление уровня знания детьми своего города.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Составить перспективный план мероприятий. Разработка НОД о городе.
- Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
- Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
- Планирование:
1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Разработка проекта «Мой любимый город Наро - Фоминск».
3. Обсуждение проекта в творческой группе.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
- Основной:
- Создание мини - музея в группе.
- Проведение НОД о городе.
- Рассматривание фото и иллюстраций города.
- Организация продуктивных видов деятельности.
- Организация игр (сюж/ рол., дид/ и, под/и).
6. Экскурсия в историко – краеведческий музей города.
7.Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города
8. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
9. Встреча с ветеранами войны.
10. Чтение художественной литературы.
11. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
12. Создание презентации (подготовка стихов, танцев, упражнений, атрибутов, украшений).
IV. Заключительный:
1. Проведение ПАНОРАМЫ, посвящённой 90 – летию города
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План мероприятий:
№ | период | Тема | Содержание | Участники | |
месяц | неделя | ||||
1 | февраль | 1 | «Наро - Фоминск – моя Родина» | НОД, беседа, экскурсия по ул. Комсомольской. Рисование «Мой город». Экскурсия по мини - музею группы. Чтение стихов о городе. Прослушивание Наро-Фоминск-город Воинской Славы- (сл.А.Шкуркова,муз.И.Кормас) | Воспитатели дети специалисты |
2 | «Улицы города Наро -Фоминска» | НОД, беседа, экскурсия по ул. М. Жукова. | Воспитателидети | ||
3 | «Достопримечательности г. Наро – Фоминска» | НОД, беседа, задание для родителей «Показать детям достопримечательности города». | Воспитателидети, родители | ||
4 | «Памятники города Наро-Фоминска» | НОД, беседа, строительство города Наро – Фоминска из конструктора. | Воспитатели дети | ||
2 | март | 1 | «Рода войск в армии в ВОВ. Дивизии, участвующие в боях под городом Наро-Фоминском. Легендарная Катюша» | НОД, беседа, аппликация «Танк». Викторина внутри группы, посвящённая битве под Наро-Фоминском. Рисование «Защитники Родины». Сюж/рол. игра «Танкисты». Чтение художественной литературы, на военную тему, об армии. Прослушивание попурри из песен о разных родах войск. | Воспитателидети специалисты |
2 | «Ордена и медали– награды ВОВ. Награды города Наро-Фоминска»» | НОД, беседа; экскурсия в городской историко – краеведческий музей. Под / и «Лётчики» | Воспитателидети, | ||
3 | «Наро – Фоминск – город – труженик» | НОД, беседа; экскурсия на почту, на площадь Молодёжную, на площадь Свободы | Воспитатели дети, родители | ||
4 | «Люди, прославившие г. Наро – Фоминск» | НОД, беседа, экскурсия на выставку художников в Дом Культуры «Звезда». Встреча с руководителем художественного коллектива «Забава» Оноприенко Т. А. Встреча с ветеранами города. | Воспитатели дети, родители, специалисты | ||
3 | апрель | 1 | Встреча с ветеранами войны, защищавшими г. Наро - Фоминск | Рассматривание фотографий города. Игровая деятельность: словесные игры «Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе»; дид / игры о профессиях в армии: «Кто где?», «Кому что нужно?», «Отгадай загадку». Разучивание песен, стихов к панораме. | Воспитатели дети, родители, специалисты |
2 | Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов. | Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу» | Воспитатели, дети, родители, специалисты | ||
3 | Экскурсия к Стеле, памятнику М. Ефремову, памятнику неизвестному солдату, танку-34 | Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность: настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии» | Воспитатели, дети, родители, специалисты | ||
4 | Панорама, посвящённая дню рождения города Наро - Фоминска. | Изготовление открытки в подарок городу. | Воспитатели, дети, родители, специалисты |
III. Заключение
В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников любви к своей малой родине, гордости за людей, прославивших наш город. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о родном городе и сформировать чувство любви и гордости. У детей появилось желание самостоятельно исследовать свой город, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали систему знаний о Наро – Фоминске, в которую вошли мини – музеи групп, презентации о городе, серия конспектов НОД по патриотическому воспитанию, сценарии викторин и панорам.
Нельзя стать патриотом, не зная своей малой Родины, её истории, её значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
Вывод:
Цель проекта: Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе
исследования своей малой родины - достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство гражданственности и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность» - доказана.
Результатами, итогом проекта стала панорама «Наро – Фоминску – 90 лет», которая выявила у детей высокий уровень знаний, высокий познавательный интерес к родному городу. Она показала, что дети не безучастны к знаменательному событию в жизни города и готовы принимать активное участие в праздновании юбилея. Дети вложили в это мероприятие всю свою душу, что говорит о том, что у них сформировалось чувство любви и уважения к своей малой Родине.
Дети приобрели:
- Знания о родном городе, о его значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
- Желание узнавать о городе новые знания.
- Желание радовать город своими малыми делами и достижениями
Дети научились:
- Беречь свой родной город.
- Делиться полученными впечатлениями.
- Отражать свои чувства к городу в продуктивных видах деятельности и играх.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010. – 80 с;
- Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с.;
- Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с.;
- Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.;
- Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008, 128 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста "КВН - мой любимый город Орел"
Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста "КВН - мой любимый город Орел", представленный на конкурс, посвященный 450-летию города Орла, в ДОУ №84...
Конспект проведения НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город»
Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству дет...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой родной город
Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностя...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:"МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД" Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы, родителиВозраст участников 5-6летТип...
Среднесрочный проект в старшей группе по теме: «Мой любимый город»
quot;Меж гор безымянных, в туманном распадке гнездится касаткою город мой Сатка"...