НОД по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Нод по экологическому воспитанию в старшей группе "Деревья родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Детский сад № 14 Кировского района
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
«Деревья родного края»
Выполнил воспитатель
Веремеева Яна Андреевна
Санкт-Петербург
2016
Цель:
Формирование первоначальных навыков патриотических чувств.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т.д.).
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
- Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Материалы к занятию:
- Ветки березы и осины, если и сосны в вазах с водой;
- Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
- Хвоя сосны и ели в тарелочках;
- Шишки сосны и ели в контейнерах;
- Иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
- Мяч для игры;
- Раздаточные карточки с изображением одинаковых деревьев: березы, осины, ели, сосны
Ход занятия.
1 часть. Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы попали?
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев
- хотите погулять по лесу? Тогда отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек? (Дерево)
- поиграем в игру с мячом «Назови дерево»
- Чем похожи все деревья?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Пойдемте дальше и узнаем какие деревья растут в наших лесах.
2 часть
- Я загадаю вам загадку, а вы найдите дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина)
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок… осины»
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо – зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- Белостволая береза
- Береза единственное в мире дерево с белой корой, ребята как вы думаете для чего березки белые точки? (Варианты детских ответов)
- Оказывается, что береза через них дышит, и называются они чечевички. Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушки в белых платьица подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют Березовой рощей или Березняком.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называются – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Послушайте небольшие рассказы о березки и осинке.
(из книги «Лесная мозаика»)
- Лес где растут березы, осины, и другие деревья. Имеющие листву, называется Лиственным.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
Физминутка:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими)
3 часть:
- Идемте дальше. И на пути нашем хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- сосны, ели
- кто знает загадку про ель или сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
- почему эти деревья стоят зеленые?
- они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельник.
- что вы можете рассказать о елочке?
- верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая.
Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.
- устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки
- чем они похожи?
- ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже ёлку мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- иголочками
- по-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называются хвойным.
- скажите, почему хвойный лес так называется?
-какие хвоинки у сосны?
- длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- короткие, колючие, темные.
- кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.
- возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая
- посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой)
- какие шишки у ели?
- еловая шишка удлинённая. У нее более мягкие чешуйки.
- что вы расскажите про сосновые шишки?
- сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками
- сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.
Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- на карточках – хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. ( в процессе игры спрашивать почему дети то или иное дерево поместили сюда).
- ребята, от нас с вами зависит, бут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда птицы. И тогда не придется заносить деревья в красную книгу только потому, что их мало осталось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...