Проект "Цветник на подоконнике"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В проекте «Цветник на подоконнике» осуществляется исследовательская деятельность, пронизанная духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. В предлагаемом проекте созданы необходимые условия для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми и родителями, для их участия в различных познавательных, интеллектуальных мероприятиях, для основной работы по проекту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetnik_na_podokonnike.docx | 363.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №33»
Проект
«Цветник на подоконнике»
Авторы-составители:
Голубева Татьяна Михайловна, воспитатель
Пономарева Рауза Раисовна, воспитатель
Ильиных Юлия Александровна, учитель-дефектолог
2016, Юрга
Введение
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы,
с бесконечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума»
В.А.Сухомлинский.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Педагогам представлена почетная роль, ввести ребенка в этом мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление.
Как же научить ребенка с различными нарушениями зрения видеть и понимать окружающую его природу?
Общение с природой даёт ребенку с нарушениями зрения более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно, нежели взрослые. Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они, безусловно, вызывают у них повышенный интерес. Используя этот интерес, педагоги постепенно включают в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.
Нарушение зрения приводит к недостаточному накоплению у детей представлений об объектах и явлениях природы. Поэтому знакомство происходит постепенно, начиная с близких и доступных пониманию ребёнка объектов и явлений природы. Для этого не нужно специально вести ребёнка в Зоосад. Достаточно организовать цветник на подоконнике в группе. Важно учитывать возрастные и зрительные особенности ребёнка, при этом создать безопасные и благоприятные условия.
Цветник на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы, формировать экологическую культуру у дошкольников. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Для детей с нарушениями зрения цветник на подоконнике имеет свою специфику: наряду с наблюдениями и организацией труда в цветнике, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная коррекционная работа.
Коррекционная работа включает в себя:
- узнавание и называние растения;
- нахождение одинаковых частей растений и растений в целом;
- нахождение различий в растения;
- определение цвета, формы, размера, пространственного расположения (реального объекта, иллюстрации);
- игры на классификацию (цвет, форма, величина);
- слежение за движущимся объектом (полёт бабочки с цветка, на цветок);
- рассматривание растений (после чего необходимо перевести взгляд на другие удаленные предметы за окном).
В проекте «Цветник на подоконнике» осуществляется исследовательская деятельность, пронизанная духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. В предлагаемом проекте созданы необходимые условия для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми и родителями, для их участия в различных познавательных, интеллектуальных мероприятиях, для основной работы по проекту.
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование проекта | «Цветник на подоконнике» Познавательно - исследовательский |
2. | Образовательное учреждение, реализующее проект | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №33» 652050, Россия, Кемеровская область, г.Юрга, ул.Комсомольская 4-В. Телефон (8384-51) 6-74-93; факс: (8384-51) 6-74-93, e-mail: school-sad33@mail.ru |
3. | Участники проекта | Творческая группа: Голубева Татьяна Михайловна, воспитатель, МКОУ «НШДС №33», Пономарева Рауза Раисовна, воспитатель, МКОУ «НШДС №33», Ильиных Юлия Александровна, учитель-дефектолог, МКОУ «НШДС №33» Воспитанники дошкольного возраста (дети старшей группы №8) МКОУ «НШДС №33» Родители воспитанников старшей группы №8 МКОУ «НШДС №33» |
4. | Актуальность | Организация проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о садовых цветах у дошкольников имеющих зрительные нарушения. В связи с этим перед педагогами стоит задача активизации познавательно - исследовательской деятельности детей с различными нарушениями зрения. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям любовь и интерес к природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, учитывая их зрительные и возрастные особенности. В процессе восприятия природного объекта у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. |
5. | Цель | Формирование у детей с нарушениями зрения правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности. |
6 | Задачи | 1. Создать условия для развития познавательно исследовательской деятельности детей с нарушениями зрения. 2. Обобщить и расширить преставления у дошкольников о садовых растениях и их пользе для человека. 3. Формировать у детей с нарушениями зрения представление об объектах и явлениях мира природы с помощью сохранных анализаторов. 4. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства. 6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать данные в дневнике - наблюдения. |
7. | Методы и приемы |
|
8. | Краткое изложение сути проекта | Проект «Цветник на подоконнике» реализуется в различных формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей способствующей получению знаний о разнообразии садовых растений через познавательно - исследовательскую деятельность. |
Новизна и ценность проекта | Ценность проекта «Цветник на подоконнике» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения, способствует формированию высокого уровня интегративных качеств. | |
9. | Срок реализации: | С 01.03.2016г. по 01.10.2016г. |
10. | Этапы реализации проекта | 1. Подготовительный: 1. Выявление представлений детей о садовых растениях. 2. Определение целей и задач проекта. 3. Информационно – методическое обеспечение проекта. 4. Составление плана мероприятий по реализации проекта 5. Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта. 6. Обновление содержания предметно-развивающей среды. 2. Основной: 1. Познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Цветник на подоконнике» в соответствии с образовательными областями. 2. Работа с родителями по заданной теме. 3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр. 4. Продуктивная деятельность детей по закреплению представлений о садовых растениях. 3. Обобщающий: 1. Фотовыставка «Труд в «Деревенском дворике»» 2. Выставка поделок из бросового материала «Цветы вокруг нас» 3. Конкурс «Цветочные шляпки» 4. Презентация мини – энциклопедии «Путеводитель садовых растений» на родительском собрании ДОУ. 5. Акция «Украсим участки детского сада цветами» 6. Презентация проекта на педсовете ДОУ |
11. | Результаты реализации проекта | 1. Систематизация знаний детей о садовых цветах. 2. Стремление удовлетворить потребности наблюдаемых живых объектов, самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей 3. Развитие коммуникативных навыков. 4. Активное участие родителей в реализации проекта. |
12. | Ресурсное обеспечение проекта | 1. Информационно – методическая и познавательная литература. 2. Дидактические и настольно – печатные игры. 3. Мультимедийное оборудование, презентации, аудиозаписи по теме. |
13. | Формы представления результатов | 1. Фотоотчет о реализации проекта «Цветник на подоконнике» 2. Создание мини – энциклопедии « Путеводитель садовых растений» 3. Презентация проекта педагогической общественности. |
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Наименование мероприятий | Срок реализации | Исполнитель | Результат |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1 | Выявление представлений детей о садовых цветах (анкетирование, наблюдение) | Март | Педагоги | Результаты беседы, наблюдения |
1.2 | Выявление представлений родителей о садовых растениях | Март | Педагоги | Результаты бесед |
1.3 | Подбор методической, познавательной, художественной литературы о садовых растениях | Март | Педагоги | Картотека стихов, загадок, пословиц, сказок |
1.4. | Обновление содержания предметно-развивающей среды | Март | Педагоги, родители | Оснащение дидактическими настольно-печатными играми, плакатами, таблицами, картотеками, атрибутами сюжетно-ролевых и подвижных игр. Подготовка семян цветов, рассадников. |
2. Основной | ||||
2.1 | Чтение художественной и познавательной литературы:
| Март - сентябрь | Педагоги | |
2.2. | Беседы:
| Март - май | Педагоги | |
2.2 | Создание и обсуждение проблемных ситуаций
| Апрель | Педагоги | |
2.3 | НОД по образовательной области «Развитие речи»:
| Март - май | Педагоги | |
2.4 | Опытно – экспериментальная деятельность
| Март - май . | Педагоги | Проведение опытов, экспериментов |
2.5 | Социально коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра:
| Март - май | Педагоги | |
Дидактические игры:
| Март - май . | Педагоги | ||
2.6 | Продуктивная деятельность:
| Март – апрель | Педагоги, родители | |
2.7 | НОД по образовательной области «Художественно эстетическое развитие »
«Цветы на участке детского сада»
| Март – май | Педагоги | Систематизировать знания детей о садовых растениях |
2.9 | Работа с родителями:
| Педагоги | Информационные листки, консультации, беседы | |
3. Обобщающий | ||||
3.1 | Проведение итоговой беседы с детьми | Май | Педагоги | Результаты беседы |
3.2 | Оформление фотовыставки «Труд в «Деревенском дворике» | Май | Педагоги | Практическая деятельность детей |
3.3 | Выставка поделок из бросового материала «Цветы вокруг нас» | Май | Педагоги, дети | Совместная работа детей и родителей |
3.4 | Акция «Украсим участки детского сада цветами» | Май | Педагоги, родители, дети | Совместная работа педагогов, детей и родителей |
3.5 | Участие детей в конкурсе «Цветочные шляпки» | Май | Педагоги, родители, дети | Совместная работа педагогов, детей и родителей |
3.6 | Презентация мини - энциклопедии на родительском собрании ДОУ «Путеводитель садовые растений» | Май | Педагоги и родители | Совместная работа педагогов и родителей |
3.7 | Презентация проекта педагогической общественности | Май | Педагоги | Итог работы |
Заключение
Природа окружает ребёнка с ранних лет, она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.
Нарушение зрения значительно осложняет процесс восприятия ребёнком окружающей его природы. Поэтому проект «Цветник на подоконнике» доступен, интересен и близок детям.
В процессе проектной деятельности родители являются активными участниками проекта, педагоги выступают в роли организаторов, которые дают детям простор самостоятельности, приветствует любую их творческую деятельность.
Проект проходит в игровой форме и носит познавательно - экспериментальный характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки, сравнивая отдельные части, отмечая существенные и второстепенные. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.
Одной из важных составляющей проекта стало создание «Деревенского дворика» на подоконнике. Сюжетная игра «Деревенский дворик» раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлекая их в практическую деятельность. Эта деятельность развивает эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Прививая любовь и интерес к природе, у детей с нарушениями зрения формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития.
Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
- Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.
- Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007.- 60с.
- Евдокимова Е.С. Техноглогия проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
- Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007
- Иванова А.И. Эклогические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
- Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., 2003
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под.ред. Л.И.Плаксинрй. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
- Чарова Ю. О природе М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 48с.- Серия («Библиотека Вини – Пуха»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....