Путешествие на воздушном шаре
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие на воздушном шаре»
Задачи. Закрепить представление детей свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в большие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60 градусов по Цельсии) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), снег, лед, карточки-схемы.
Ход занятия.
Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предложения детей). сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Убери и на место положи.
4. С горячей водой будь осторожен!
Опыт №1
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течение 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Почему шарик надувается (Ответы детей) Это происходит по тому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Ставят бутылку с шариком в холодную воду. Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит? (Предложения детей). Итак, воздух при охлаждении сжимаются и выходит из шарика – он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы).
Вывод (дети). При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Да горелка когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода)
Ребенок читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (дети выходят из-за стульев). Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это водяной).
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки). И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Физкультминутка.
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть по шире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четы
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Воспитатель. Обратите внимание, что лежит на этом столе? (Снег и лед). Мы позже к ним вернемся.
Опыт №2
Взять стакан с чистой водой и понюхать ее
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет)
Вывод. Вода не имеет запаха (карточка-схема).
Опыт №3
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт №4
Пожить в стакан ложку сахара или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился).
Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт №5
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка)
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую ее налили).
Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Физкультурная минутка. (игра «Воздух, огонь, вода, земля»)
Земля! (Дети приседают).
Воздух! (Поднимают руки вверх)
Вода! (Изображают волны руками)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя)
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли). Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженное – белый, вкусный, и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть). Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать).
Опыт №6
Налить талую воду из тарелки с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный). Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка). Водяной, так что – можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства).
Водяной. Спасибо вам еще раз! Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходя, дарит детям воздушные шары).
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на свои места). Итак, считаем до трех – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».
Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...
Сценарий выпускного бала "Путешествие на воздушном шаре"
сценарий выпускного бала...
Выпускной "Путешествие на воздушном шаре"
Выпускной в детском саду...
Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»
НОД по театральной деятельности, средняя группа...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...
Выпускной вечер "Путешествие на воздушном шаре"
Ребята отправляются в увлекательное путешествие на воздушном шаре.......