Конспект ОД в старшей группе “Волга – русская река”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Разработанное мное ОД позволяет закрепить знания детей о своём родном крае, о великой русской реке на которой стоит город Тольятти. Дать детям представление об образовании реки Волги и научить находить её на физической карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volga_-_russkaya_reka.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе на тему “Волга – русская река”.
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о своём родном крае:
– как называется область и город, в котором они живут;
– на берегах какой великой реки стоит город Тольятти;
– его достопримечательности.
2. Дать детям представление об образовании реки Волги и научить находить её на физической карте.
3. Закреплять знания детей о растительном и животном мире Самарской области.
4. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
5. Воспитывать любознательность, чувство симпатии, бережное и заботливое отношение к родной природе.
Материал:
Кроссворд, карта, эмблема-ладья, иллюстрация – девичья светёлка, запись – журчание родника, реки, тазик с водой, полотенце, голубые ленты, голубой платок, символы – хвойный, смешанный, лиственный лес, разрезные картинки – дуб, берёза, иллюстрации животных, иллюстрации птиц, “Красная книга”, указка.
Словарная работа:
Обогащение – полноводное, Кама, Ока, Сок, Волго-Верховье, фитонциды.
Активизация – родник, ручеёк, река, море, смешанные, лиственные, хвойные, тайга.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите разгадывать кроссворды? А у меня ничего не получается, помогите мне, пожалуйста.
ВАЗ
ТОЛЬЯТТИ
ЛАДЬЯ
ЖИГУЛИ
САМАРА
- Самое крупное предприятие нашего города?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Что можно увидеть на эмблеме ВАЗа?
- Как назывались первые автомобили ВАЗа?
- Назовите областной город?
Воспитатель: Мы отгадали кроссворд, в выделенных клетках по вертикали название русской реки. Прочти, Настя.
Волга очень любима русским народом “Красавица народная, как море полноводная”, – поётся в песне о Волге.
– Люди ласково называют Волгу? (Волга-матушка). Найдите Волгу на карте.
Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, Ока, Сок. Все они – притоки могучей, полноводной реки. Волга – мать русских рек. Волга – река-труженица. Почему, как вы думаете? (вниз и вверх по реке везут корабли различные грузы – лес, нефть, хлеб; Волга кормит страну рыбой; Волга – чудесная трасса для водных путешествий)
Где же родилась река Волга?
Далеко за пределами нашего края, в Калининской области, в селе Волго-Верховье. Именно в селе Волго-Верховье берёт своё начало великая русская река. Место, где из-под земли бьёт маленький родничок, люди украсили. Они построили домик, похожий на девичью светёлку. Послушайте, как журчит родник (запись).
В лесной тишине раздаётся его звонкий хрустальный голос. Родник совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Тоненькой струйкой бежит он по земле. Каждый камешек для него – гора, каждый прутик – дерево. Извиваясь, бежит ручеёк, встречается с другими, крепнет, набирается сил и становится рекой. (Звучит запись шума реки), воспитатель читает стихотворение:
Где листком зелёным, где по полю,
Где, как в песне старой, вдоль села
Пробежалась, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Всё спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек.
– Куда же несёт свои воды река? (по карте определяют – в море)
Физ. Минутка:
Дети – ручейки (в руках голубые ленты), воспитатель – море (в руках голубая косынка). Дети изображают родники, ручейки. Ручьи сбегаются в реку, река несёт свои воды в море.
Воспитатель: По берегам реки-матушки растут леса.
– Какие леса России вы знаете? (хвойные – тайга, смешанные, лиственные; воспитатель показывает символы)
– А почему в лесу так легко дышится? (в нём чистый воздух)
– Как и чем очищается воздух? (деревьями)
Сосны выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов, эти вещества называются фитонцидами. Сосна – замечательное дерево. Давным-давно, триста лет тому назад, моряки на корабле плыли в Канаду и заболели цингой. Выжила лишь часть команды, и только благодаря тому, что они стали пить настой сосновой хвои. Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного настоя сосны: оказалось, что он содержит в большом количестве витамин С.
Дидактическая игра “Собери дуб, берёзу”:
Воспитатель: Вам нужно собрать деревья, какие деревья – догадайтесь сами.
– Мальчики собрали какое дерево? (дуб)
Наши предки, славяне, считали дуб священным деревом. К дубу относились с почтением и любовью. Живёт дуб до двух тысяч лет. Дуб считался символом мужества. Венком из дубовых ветвей награждали за спасение жизни.
– Девочки собрали какое дерево? (берёза)
Берёза – символ красоты.
– Кого из диких животных можно сейчас встретить в лесу? Рассмотрите иллюстрации и выберите животных.
– Можно зимой в лесу встретить медведя? (нет) Почему? (в спячке)
Зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата. Медвежонок очень маленький – всего 500 граммов. Он умещается на ладони взрослого человека. Как вы думаете, почему он такой маленький? Медвежонок питается молоком матери, а молока – не много. Ведь медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, скопленного летом и осенью. Большому медвежонку было бы очень голодно, а маленькому молока хватает. Растут медвежата очень медленно. Из берлоги выходят ростом с маленькую собачку, зато потом вырастают гиганты, длиной до 2.5 метров.
– Отгадайте загадки:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда,
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Дом-дупло, ещё с рассветом
Языкастый врач покинул.
Тук-тук-тук, зимой и летом
Ели, сосны и осины
Лечит он своим пинцетом. (Дятел)
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековуши.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам душу
Ночной зловещий хохот: у-ху-ху. (Филин)
Воспитатель: У нас в России обитает 18 видов сов: филины, болотная сова, ушастая, полярная и много других. Лесоводы называют сову хранительницей лесных богатств, так как она ловит насекомых, мышей и всевозможных грызунов. Хлеборобы называют сову пернатой кошкой, так как ни одна другая птица не способна поймать столько грызунов, сколько их ловит сова.
У меня в руках “Красная книга” – это жалобная книга природы. В книгу занесены растения, животные, нуждающиеся в нашей защите. Когда вы пойдёте в лес, не губите растений, животных, насекомых. Всмотритесь в окружающий мир – как он прекрасен!
Чтоб навеки не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, родной наш лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие к реке СЛАВЯНКЕ"
Материал разработан для ознакомления детей и родителей с историей той местности, в которой они проживают....
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»
Цель: формирование связной речи детей....
Конспект занятия в старшей группе на тему«Реки и моря на Земле текут не зря»
Образовательные задачи:показать значение воды в жизни живой природы;пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует;учить детей беречь водопроводную воду;доходчиво объяснить детям, что для...
Конспект развлечения в старшей группе "День русской берёзки"
Способствовать приобщению детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве....
Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...
Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...