Конспект ОД в старшей группе “Волга – русская река”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнишина Людмила Николаевна

Разработанное мное ОД позволяет закрепить знания детей о своём родном крае, о великой русской реке на которой стоит город Тольятти.  Дать детям представление об образовании реки Волги и научить находить её на физической карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volga_-_russkaya_reka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе на тему “Волга – русская река”.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о своём родном крае:

– как называется область и город, в котором они живут;

– на берегах какой великой реки стоит город Тольятти;

– его достопримечательности.

2. Дать детям представление об образовании реки Волги и научить находить её на физической карте.

 3. Закреплять знания детей о растительном и животном мире Самарской области.

4. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

5. Воспитывать любознательность, чувство симпатии, бережное и заботливое отношение к родной природе.

Материал:

Кроссворд, карта, эмблема-ладья, иллюстрация – девичья светёлка, запись – журчание родника, реки, тазик с водой, полотенце, голубые ленты, голубой платок, символы – хвойный, смешанный, лиственный лес, разрезные картинки – дуб, берёза, иллюстрации животных, иллюстрации птиц, “Красная книга”, указка.

Словарная работа:

Обогащение – полноводное, Кама, Ока, Сок, Волго-Верховье, фитонциды.

Активизация – родник, ручеёк, река, море, смешанные, лиственные, хвойные, тайга.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, вы любите разгадывать кроссворды? А у меня ничего не получается, помогите мне, пожалуйста.

      ВАЗ

    ТОЛЬЯТТИ

      ЛАДЬЯ

 ЖИГУЛИ

    САМАРА

  1. Самое крупное предприятие нашего города?
  2. Как называется город, в котором мы живём?
  3. Что можно увидеть на эмблеме ВАЗа?
  4. Как назывались первые автомобили ВАЗа?
  5. Назовите областной город?

Воспитатель: Мы отгадали кроссворд, в выделенных клетках по вертикали название русской реки. Прочти, Настя.

Волга очень любима русским народом  “Красавица народная, как море полноводная”, – поётся  в песне о Волге.

 – Люди ласково называют Волгу? (Волга-матушка). Найдите Волгу на карте.

Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, Ока, Сок. Все они – притоки могучей, полноводной реки. Волга – мать русских рек. Волга – река-труженица. Почему, как вы думаете? (вниз и вверх по реке везут корабли различные грузы – лес, нефть, хлеб; Волга кормит страну рыбой; Волга – чудесная трасса для водных путешествий)

  Где же родилась река Волга?

Далеко за пределами нашего края, в Калининской области, в селе Волго-Верховье. Именно в селе Волго-Верховье берёт своё начало великая русская река. Место, где из-под земли бьёт маленький родничок, люди украсили. Они построили домик, похожий на девичью светёлку. Послушайте, как журчит родник (запись).

В лесной тишине раздаётся его звонкий хрустальный голос. Родник совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Тоненькой струйкой бежит он по земле. Каждый камешек для него – гора, каждый прутик – дерево. Извиваясь, бежит ручеёк, встречается с другими, крепнет, набирается сил и становится рекой. (Звучит запись шума реки), воспитатель читает стихотворение:

Где листком зелёным, где по полю,

Где, как в песне старой, вдоль села

Пробежалась, вырвалась на волю

И по вольной воле потекла

Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний, прямо на Увек,

Всё спешит, спешит, в себя вбирая

По пути семь тысяч разных рек.

 – Куда же несёт свои воды река? (по карте определяют – в море)

Физ. Минутка:

Дети – ручейки (в руках голубые ленты), воспитатель – море (в руках голубая косынка). Дети изображают родники, ручейки. Ручьи сбегаются в реку, река несёт свои воды в море.

Воспитатель: По берегам реки-матушки растут леса.

 – Какие леса России вы знаете? (хвойные – тайга, смешанные, лиственные; воспитатель показывает символы)

 – А почему в лесу так легко дышится? (в нём чистый воздух)

 – Как и чем очищается воздух? (деревьями)

Сосны выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов, эти вещества называются фитонцидами. Сосна – замечательное дерево. Давным-давно, триста лет тому назад, моряки на корабле плыли в Канаду и заболели цингой. Выжила лишь часть команды, и только благодаря тому, что они стали пить настой сосновой хвои. Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного настоя сосны: оказалось, что он содержит в большом количестве витамин С.

Дидактическая игра “Собери дуб, берёзу”:

Воспитатель: Вам нужно собрать деревья, какие деревья – догадайтесь сами.

 – Мальчики собрали какое дерево? (дуб)

Наши предки, славяне, считали дуб священным деревом. К дубу относились с почтением и любовью. Живёт дуб до двух тысяч лет. Дуб считался символом мужества. Венком из дубовых ветвей награждали за спасение жизни.

 – Девочки собрали какое дерево? (берёза)

 Берёза – символ красоты.

  – Кого из диких животных можно сейчас встретить в лесу? Рассмотрите иллюстрации и выберите животных.

  – Можно зимой в лесу встретить медведя? (нет) Почему? (в спячке)

Зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата. Медвежонок очень маленький – всего 500 граммов. Он умещается на ладони взрослого человека. Как вы думаете, почему он такой маленький? Медвежонок питается молоком матери, а молока – не много. Ведь медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, скопленного летом и осенью. Большому медвежонку было бы очень голодно, а маленькому молока хватает. Растут медвежата очень медленно. Из берлоги выходят ростом с маленькую собачку, зато потом вырастают гиганты, длиной до 2.5 метров.

 – Отгадайте загадки:

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда,

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.     (Снегирь)

Дом-дупло, ещё с рассветом

Языкастый врач покинул.

Тук-тук-тук, зимой и летом

Ели, сосны и осины

Лечит он своим пинцетом.       (Дятел)

Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи

Игольчатые сосны-вековуши.

Луна желтеет коркой на снегу.

И леденит трусишкам-зайцам душу

Ночной зловещий хохот: у-ху-ху.     (Филин)

Воспитатель: У нас в России обитает 18 видов сов: филины, болотная сова, ушастая, полярная и много других. Лесоводы называют сову хранительницей лесных богатств, так как она ловит насекомых, мышей и всевозможных грызунов. Хлеборобы называют сову пернатой кошкой, так как ни одна другая птица не способна поймать столько грызунов, сколько их ловит сова.

У меня в руках “Красная книга” – это жалобная книга природы. В книгу занесены растения, животные, нуждающиеся в нашей защите. Когда вы пойдёте в лес, не губите растений, животных, насекомых. Всмотритесь в окружающий мир – как он прекрасен!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, родной наш лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие к реке СЛАВЯНКЕ"

Материал разработан для ознакомления детей и родителей с историей той местности, в которой они проживают....

Конспект занятия в старшей группе на тему«Реки и моря на Земле текут не зря»

Образовательные задачи:показать значение воды в жизни живой природы;пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует;учить детей беречь водопроводную воду;доходчиво объяснить детям, что для...

Конспект развлечения в старшей группе "День русской берёзки"

Способствовать  приобщению детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве....

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...