Экспериментальная деятельность в ДОУ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 31.87 КБ |
Конспект познавательно-исследовательской деятельности | 368.67 КБ |
Конспект познавательно-исследовательской деятельности | 19.75 КБ |
Конспект познавательно-исследовательской деятельности | 384.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Актуальность
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
- Развивать у детей мыслительные , моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
1.Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
2.Наблюдения за объектом
3.Просмотр иллюстраций
4.Беседа с элементами дискуссии
5.Познавательный рассказ воспитателя
6.Чтение художественной литературы.
7.Проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
1.Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
2. Емкости :пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
3.Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
4.Бросовый материал: пробки, палочки , трубочки, шланги резиновые и т.д.
5.Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.
Формирование представлений у детей:
- О предметном мире.
- О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
- О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
- О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
Перспективное планирование
Познавательно – исследовательской деятельности
Вторая младшая группа
Сентябрь
Тема: Свойства песка
Задачи: Познакомить со свойствами песка : состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.
Материал: Ведерки, совки, вода, песок.
Октябрь
Тема: Игры с веерами и султанчиками
Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха - это ветер.
Материал: Султанчики, вертушки
Ноябрь
Тема: Звуки
Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.
Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит.д.
Декабрь:
Тема: Ткань
Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани : мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.
Материал: Ткань : шелк, хлопок, синтетика, мех.
Январь
Тема: Древесина
Задачи: Учить детей узнавать предметы , изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.
Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.
Февраль
Тема: Бумага
Задачи: Учить детей узнавать предметы , сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги : мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.
Материал: Предметы из бумаги.
Март:
Тема: Посадка лука
Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.
Апрель
Тема: Веточка
Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках : тополя, вербы - поставленных в воду.
Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.
Май
Тема: Из чего сделаны предметы
Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал : пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.
Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.
Июнь
Тема: Солнечный зайчик
Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.
Материал: Зеркальце.
Июль
Тема: Узнай по вкусу
Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.
Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит.д.
Август
Тема: Запахи
Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.
Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.
Литература
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
Средняя группа
Тема: Незнайка - путешественник
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами.
Задачи:
• Познакомить детей со свойством воды выталкивать на поверхность легкие предметы.
• Формировать представление детей , что разные предметы в зависимости от веса тонут или плавают.
• Воспитывать аккуратность при работе с водой.
• Стимулировать желание помочь герою.
Ожидаемые результаты:
Предметы из дерева, пластмассы, резины не тонут, а плавают. Предметы из металла, камни тяжелые и тонут. Вода выталкивает на поверхность более легкие предметы.
Предварительная работа:
1.Ознакомление с материалами, из которых изготовлены игрушки, предметы
2.Формирование представлений детей о видах транспорта и его способах передвижения.
Материалы и оборудование:
Тазик с водой , различные по весу предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, игрушка Незнайка.
Ход:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Вы знаете, Незнайка отправился в путешествие. Шел, шел, дошел до моря. Плавать он не умеет. Как же ему продолжить свое путешествие? Что ему для этого нужно?
Дети: Надо сесть на пароход.
Воспитатель: А если поехать на машине?
Дети: Машина едет по земле, по воде не может.
Воспитатель: Сесть на самолет?
Дети: Самолет летает по воздуху.
Воспитатель: Незнайка опоздал на пароход. Что делать? На чем можно еще поплыть?
Дети: На лодке, катере.
Воспитатель: Посмотрите, Незнайка собрал разные предметы, чтобы поплыть по морю на них. Давайте посмотрим .
Дети рассматривают предметы на разносе: перышко, листик, палочка, монетка, палочка, кусочек глины, бумажный кораблик, лодка – игрушка из пластмассы. (Фото №1)
Воспитатель: Прежде чем Незнайка поплывет, давайте проверим, на чем ему удобнее будет плыть по морю.
Опыт: Плывет - тонет.
Дети опускают в воду разные по весу, размеру и материалу предметы и наблюдают, какие утонули, какие нет. Пробуют плавающие предметы нажимом опустить под воду и посмотреть, что произойдет.
(Фото №2 и Фото№3)
Воспитатель: Дети, так на чем же наш Незнайка поплывёт?
Дети: На лодке.
Воспитатель: На бумажной?
Дети: Нет,
Воспитатель: Почему?
Дети: Она намокает и утонет.
Воспитатель: Тогда на чем он поплывет?
Дети: На лодке.
Воспитатель: Из чего она сделана?
Дети: Из пластмассы.
Воспитатель: Дети, Незнайка спрашивает, почему одни предметы тонули, а другие плавали?
Дети: Тонули тяжелые предметы, плавали – легкие.
Воспитатель: Садись Незнайка на пластмассовую лодку и продолжай своё путешествие. В следующий раз будь внимательней, выбирая, на чем плыть по морю.
ФОТО №»2
ФОТО №1
ФОТО №3
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
Младшая группа
Тема: Вода
Цель: Ознакомление со свойствами воды через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой .
- Практический
- Словесный .
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материал:
1.Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
2.Кукла Незнайка.
Ожидаемые результаты : Вода жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса. Она может изменить цвет, вкус и запах. Воду надо беречь.
Ход :
Дети входят в группу, рассаживаются на стулья.
Воспитатель : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?
Дети: Вода течет. Она жидкая.
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Дети переливают воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета вода?
Дети: Никакого.
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит она бесцветная.
Воспитатель: Дети, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
Дети: Да.
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети: Да. Вода стала красной.
Воспитатель: А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети: Да. Она стала зеленой.
Воспитатель: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Дети: Никакая.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Дети: Сахар
Воспитатель: Вот видите, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Оказывается, вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете?
Дети: Может.
Воспитатель: Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
Дети: Чтобы пить, поливать цветы и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай.
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: Спасибо, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
Средняя группа
Тема: Снег и его свойства.
Цели:
Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность.
2.Обучать детей экспериментированию .
3. Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
Развивающие:
1. Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя.
2. . Познакомить детей с правилами безопасной игры со снегом: не брать в рот, не бросать в лицо.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
Материалы:
Тазик со снегом, увеличительное стекло, снеговик игрушка.
Предварительная работа:
1.Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок.
2.Знакомство со свойствами снега, игры в снежки.
Ожидаемые результаты: Снег состоит из маленьких снежинок . Он белый, холодный, липкий, мокрый, тает, превращается в воду. Снег нельзя брать в рот. Снежки нельзя бросать в лицо.
Ход:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел.
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Он принес нам снег. Дети , из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Посмотрите, вы видите снежинки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они очень маленькие.
Воспитатель: Давайте посмотрим на них через увеличительное стекло. (Фото №1)
Дети рассматривают снежинки через увеличительное стекло.
Воспитатель: Вот, видите какие они маленькие. Если мы возьмем одну снежинку в руку, то не почувствуем её – такая она легкая. А если возьмём снежный ком.
Дети берут снежный ком . (Фото №2)
Воспитатель: Какой Он?
Дети: Тяжелый.
Воспитатель: Если его бросить в лицо, что будет?
Дети: Больно.
Воспитатель: Значит?
Дети: Нельзя бросать снежки в лицо.
Воспитатель: Дети, почему, ваши руки мокрые? (Фото №3)
Дети: Мы держали в руках снег.
Воспитатель: Ну и что?
Дети: Снег тает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Руки теплые, а снег холодный.
Воспитатель: Правильно. Снег тает и превращается во что?
Дети: В воду.
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите какой снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый.
Воспитатель: Что умеет снег?
Дети: Таять, превращаться в воду. Из снега можно лепить .
Воспитатель: А в рот можно брать снег.
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он холодный – можно заболеть.
Воспитатель: Что заболит?
Дети: Горло.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наш растаявший снег. Посмотрите, какая вода у нас в тазике?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Но ведь мы клали чистый белый снег. Оказывается он не такой уж чистый. Просто мы не замечаем этого. Только растопив, снег мы видим всю грязь в снегу. Вот почему взрослые запрещают , есть снег.
Воспитатель: Дети , снеговик принес нам снег. Давайте скажем ему спасибо, мы столько узнали про снег.
Дети: Спасибо.
Фото №1 Фото №2 Фото №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...