Свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Программное содержание:

- продолжать работу по формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса детей к исследовательской и познавательной деятельности.

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, колпачки т фломастеров, весы, мыльные пузыри, краски, бумага,  технические средства обучения (магнитофон).

Словарная работа: кляксография, лаборатория, опыты.

 

Ход НООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Скажите мне, что это такое?

Дети: Это помещение, где работаю ученые.

Воспитатель: правильно, давайте все вместе повторим это слово. Садитесь за столы. (дети садятся). А чему будет посвящено наше сегодняшнее исследование – нам подскажет загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

 Но не видим он для нас.

                                                             (Воздух)

Воспитатель: Сегодня мы в нашей лаборатории будем исследовать свойства воздуха.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила.  Давайте их вспомним.

Дети: Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга.  Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Не трогать без разрешения оборудование.

Воспитатель: Итак, приступаем к исследованию.

Эксперимент № 1 «Можно ли увидеть воздух?».

Воспитатель: Опыт первый. Можем ли мы увидеть воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, воздух какой? (невидимый, прозрачный).

Воспитатель: возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Что произойдет?

Дети: мы дуем, выдуваем воздух.

Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и подуйте. Что вы увидели?

Дети: мы увидели пузырьки воздуха.

Воспитатель: Давайте подуем тихо, а теперь посильнее, а теперь сильно. Что вы заметили?

Дети: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Воспитатель: Итак, какой опыт помог  нам увидеть воздух?

Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. (выставляется картинка – стакан с водой и трубочка)

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух форму?»

Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Да, он пустой. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет изменил форму, он полон воздуха.

Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что стало с пакетом.

Дети: Пакет опять стал тоненьким. В нем нет воздуха.

Воспитатель: Значит какой вывод мы можем сделать?

Дети: Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором он находится.

Воспитатель: Ребята, где и как люди используют это свойство воздуха – заполнять собой предметы, изменяя их форму?

Дети: Воздухом надувают шины автомобилей, резиновые мячи, воздушные шарики, плавательные круги и игрушки.

(в случае затруднения используются картинки или предметы)

Воспитатель: молодцы, мои юные ученые!

(выставляется картинка – резиновый мячик или воздушный шар)

А теперь отгадайте загадку!

Много  лёгких и красивых,

В очень ярких переливах, 

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри)

Давайте поиграем с мыльными пузырями!

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воспитатель: А теперь вернемся  в нашу лабораторию.

Дети, понравилось вам играть с мыльными пузырями? А что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: Внутри них находится воздух.

Воспитатель: Молодцы! Нас ждут новые открытия. Следующий опыт.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух? (ответы)

Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.

-Что мы видим? (чаши весов неподвижны)

-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы)

Вывод: Воздух имеет вес.

(выставляется картинка: весы)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: продолжаем исследование. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите по колпачку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: свист, шум.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?

Дети: нужно выпустить воздух из шарика.

Воспитатель: Что ж, давайте послушаем. Что мы слышим?

Дети: писк, свист.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: С помощью колпачков от фломастера, воздушного шарика.

Воспитатель: а где в природе мы можем услышать воздух?

Дети: ветер шумит, воет.

Воспитатель: молодцы! Давайте послушаем (включается запись – шум ветра). Итак, что вы услышали?

 (выставляется картинка – ветер).

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?

Давайте вдохнем? Вы почувствовали какой-нибудь запах?

Дети: нет.

Воспитатель: А теперь закройте глаза. Понюхайте. Что вы почувствовали7

Дети: запах апельсина.

Воспитатель. Да. Действительно, у меня на столе находится апельсин. Что же вам помогло на расстоянии почувствовать запах апельсина?

Дети: воздух.

Воспитатель: какй же вывод мы можем сделать?

Дети: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

(выставляется картинка запах продуктов)

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки вверх)

И вдыхаю, и вдыхаю.  (глубоко вдохнуть)

Ну, а руки опускаю, (опускают вниз)

Воздух тихо выдыхаю. (медленно выдохнуть)

Это очень хорошо. (хлопки в ладоши)

Что сегодня дождик шел! (стучат пальчиками по столу) Д. 2 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, дети пробуют рисовать. Используется музыка).

Давайте посмотрим на наши рисунки: пофантазируйте, что же у вас получилось?

Дети обсуждают рисунки.

Занятие в нашей лаборатории подошло к концу. Приглашаю вас вернуться в группу.

Воспитатель: Итак, что мы сегодня исследовали?

Дети: мы исследовали свойства воздуха.

Воспитатель: какие опыты нам помогли узнать про свойства воздуха. Посмотрите на картинки, они вам напомнят.

Дети: …

Воспитатель: что было самым интересным?

Дети:…

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

На память о нашем занятии я дарю вам мыльные пузыри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Тугушева Г. П.,   Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НООД в подготовительной к школе группе

«Воздух и его свойства»

(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Тараскина Я С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yana_sergeevna_svoystva_vozduha.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

- продолжать работу по формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса детей к исследовательской и познавательной деятельности.

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, колпачки т фломастеров, весы, мыльные пузыри, краски, бумага,  технические средства обучения (магнитофон).

Словарная работа: кляксография, лаборатория, опыты.

Ход НООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Скажите мне, что это такое?

Дети: Это помещение, где работаю ученые.

Воспитатель: правильно, давайте все вместе повторим это слово. Садитесь за столы. (дети садятся). А чему будет посвящено наше сегодняшнее исследование – нам подскажет загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

 Но не видим он для нас.

                                                             (Воздух)

Воспитатель: Сегодня мы в нашей лаборатории будем исследовать свойства воздуха.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила.  Давайте их вспомним.

Дети: Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга.  Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Не трогать без разрешения оборудование.

Воспитатель: Итак, приступаем к исследованию.

Эксперимент № 1 «Можно ли увидеть воздух?».

Воспитатель: Опыт первый. Можем ли мы увидеть воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, воздух какой? (невидимый, прозрачный).

Воспитатель: возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Что произойдет?

Дети: мы дуем, выдуваем воздух.

Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и подуйте. Что вы увидели?

Дети: мы увидели пузырьки воздуха.

Воспитатель: Давайте подуем тихо, а теперь посильнее, а теперь сильно. Что вы заметили?

Дети: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Воспитатель: Итак, какой опыт помог  нам увидеть воздух?

Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. (выставляется картинка – стакан с водой и трубочка)

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух форму?»

Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Да, он пустой. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет изменил форму, он полон воздуха.

Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что стало с пакетом.

Дети: Пакет опять стал тоненьким. В нем нет воздуха.

Воспитатель: Значит какой вывод мы можем сделать?

Дети: Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором он находится.

Воспитатель: Ребята, где и как люди используют это свойство воздуха – заполнять собой предметы, изменяя их форму?

Дети: Воздухом надувают шины автомобилей, резиновые мячи, воздушные шарики, плавательные круги и игрушки.

(в случае затруднения используются картинки или предметы)

Воспитатель: молодцы, мои юные ученые!

(выставляется картинка – резиновый мячик или воздушный шар)

А теперь отгадайте загадку!

Много  лёгких и красивых,

В очень ярких переливах, 

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри)

Давайте поиграем с мыльными пузырями!

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воспитатель: А теперь вернемся  в нашу лабораторию.

Дети, понравилось вам играть с мыльными пузырями? А что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: Внутри них находится воздух.

Воспитатель: Молодцы! Нас ждут новые открытия. Следующий опыт.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух? (ответы)

Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.

-Что мы видим? (чаши весов неподвижны)

-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы)

Вывод: Воздух имеет вес.

(выставляется картинка: весы)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: продолжаем исследование. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите по колпачку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: свист, шум.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?

Дети: нужно выпустить воздух из шарика.

Воспитатель: Что ж, давайте послушаем. Что мы слышим?

Дети: писк, свист.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: С помощью колпачков от фломастера, воздушного шарика.

Воспитатель: а где в природе мы можем услышать воздух?

Дети: ветер шумит, воет.

Воспитатель: молодцы! Давайте послушаем (включается запись – шум ветра). Итак, что вы услышали?

 (выставляется картинка – ветер).

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?

Давайте вдохнем? Вы почувствовали какой-нибудь запах?

Дети: нет.

Воспитатель: А теперь закройте глаза. Понюхайте. Что вы почувствовали7

Дети: запах апельсина.

Воспитатель. Да. Действительно, у меня на столе находится апельсин. Что же вам помогло на расстоянии почувствовать запах апельсина?

Дети: воздух.

Воспитатель: какй же вывод мы можем сделать?

Дети: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

(выставляется картинка запах продуктов)

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки вверх)

И вдыхаю, и вдыхаю.  (глубоко вдохнуть)

Ну, а руки опускаю, (опускают вниз)

Воздух тихо выдыхаю. (медленно выдохнуть)

Это очень хорошо. (хлопки в ладоши)

Что сегодня дождик шел! (стучат пальчиками по столу) Д. 2 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, дети пробуют рисовать. Используется музыка).

Давайте посмотрим на наши рисунки: пофантазируйте, что же у вас получилось?

Дети обсуждают рисунки.

Занятие в нашей лаборатории подошло к концу. Приглашаю вас вернуться в группу.

Воспитатель: Итак, что мы сегодня исследовали?

Дети: мы исследовали свойства воздуха.

Воспитатель: какие опыты нам помогли узнать про свойства воздуха. Посмотрите на картинки, они вам напомнят.

Дети: …

Воспитатель: что было самым интересным?

Дети:…

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

На память о нашем занятии я дарю вам мыльные пузыри.

Литература:

1. Тугушева Г. П.,   Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»

Конспект НООД в подготовительной к школе группе

«Воздух и его свойства»

(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).

Подготовила и провела: Тараскина Я С

Саранск 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....