Свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
- продолжать работу по формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса детей к исследовательской и познавательной деятельности.
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, колпачки т фломастеров, весы, мыльные пузыри, краски, бумага, технические средства обучения (магнитофон).
Словарная работа: кляксография, лаборатория, опыты.
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Скажите мне, что это такое?
Дети: Это помещение, где работаю ученые.
Воспитатель: правильно, давайте все вместе повторим это слово. Садитесь за столы. (дети садятся). А чему будет посвящено наше сегодняшнее исследование – нам подскажет загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Воспитатель: Сегодня мы в нашей лаборатории будем исследовать свойства воздуха.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Давайте их вспомним.
Дети: Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Не трогать без разрешения оборудование.
Воспитатель: Итак, приступаем к исследованию.
Эксперимент № 1 «Можно ли увидеть воздух?».
Воспитатель: Опыт первый. Можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, воздух какой? (невидимый, прозрачный).
Воспитатель: возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Что произойдет?
Дети: мы дуем, выдуваем воздух.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и подуйте. Что вы увидели?
Дети: мы увидели пузырьки воздуха.
Воспитатель: Давайте подуем тихо, а теперь посильнее, а теперь сильно. Что вы заметили?
Дети: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Воспитатель: Итак, какой опыт помог нам увидеть воздух?
Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. (выставляется картинка – стакан с водой и трубочка)
Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух форму?»
Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Да, он пустой. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет изменил форму, он полон воздуха.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что стало с пакетом.
Дети: Пакет опять стал тоненьким. В нем нет воздуха.
Воспитатель: Значит какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором он находится.
Воспитатель: Ребята, где и как люди используют это свойство воздуха – заполнять собой предметы, изменяя их форму?
Дети: Воздухом надувают шины автомобилей, резиновые мячи, воздушные шарики, плавательные круги и игрушки.
(в случае затруднения используются картинки или предметы)
Воспитатель: молодцы, мои юные ученые!
(выставляется картинка – резиновый мячик или воздушный шар)
А теперь отгадайте загадку!
Много лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри)
Давайте поиграем с мыльными пузырями!
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воспитатель: А теперь вернемся в нашу лабораторию.
Дети, понравилось вам играть с мыльными пузырями? А что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри них находится воздух.
Воспитатель: Молодцы! Нас ждут новые открытия. Следующий опыт.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель: Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух? (ответы)
Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.
-Что мы видим? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы)
Вывод: Воздух имеет вес.
(выставляется картинка: весы)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: продолжаем исследование. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите по колпачку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: свист, шум.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?
Дети: нужно выпустить воздух из шарика.
Воспитатель: Что ж, давайте послушаем. Что мы слышим?
Дети: писк, свист.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: С помощью колпачков от фломастера, воздушного шарика.
Воспитатель: а где в природе мы можем услышать воздух?
Дети: ветер шумит, воет.
Воспитатель: молодцы! Давайте послушаем (включается запись – шум ветра). Итак, что вы услышали?
(выставляется картинка – ветер).
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?
Давайте вдохнем? Вы почувствовали какой-нибудь запах?
Дети: нет.
Воспитатель: А теперь закройте глаза. Понюхайте. Что вы почувствовали7
Дети: запах апельсина.
Воспитатель. Да. Действительно, у меня на столе находится апельсин. Что же вам помогло на расстоянии почувствовать запах апельсина?
Дети: воздух.
Воспитатель: какй же вывод мы можем сделать?
Дети: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
(выставляется картинка запах продуктов)
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки вверх)
И вдыхаю, и вдыхаю. (глубоко вдохнуть)
Ну, а руки опускаю, (опускают вниз)
Воздух тихо выдыхаю. (медленно выдохнуть)
Это очень хорошо. (хлопки в ладоши)
Что сегодня дождик шел! (стучат пальчиками по столу) Д. 2 раза
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, дети пробуют рисовать. Используется музыка).
Давайте посмотрим на наши рисунки: пофантазируйте, что же у вас получилось?
Дети обсуждают рисунки.
Занятие в нашей лаборатории подошло к концу. Приглашаю вас вернуться в группу.
Воспитатель: Итак, что мы сегодня исследовали?
Дети: мы исследовали свойства воздуха.
Воспитатель: какие опыты нам помогли узнать про свойства воздуха. Посмотрите на картинки, они вам напомнят.
Дети: …
Воспитатель: что было самым интересным?
Дети:…
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
На память о нашем занятии я дарю вам мыльные пузыри.
Литература:
1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006
4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Конспект НООД в подготовительной к школе группе
«Воздух и его свойства»
(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Подготовила и провела: Тараскина Я С
Саранск 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yana_sergeevna_svoystva_vozduha.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- продолжать работу по формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса детей к исследовательской и познавательной деятельности.
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, колпачки т фломастеров, весы, мыльные пузыри, краски, бумага, технические средства обучения (магнитофон).
Словарная работа: кляксография, лаборатория, опыты.
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Скажите мне, что это такое?
Дети: Это помещение, где работаю ученые.
Воспитатель: правильно, давайте все вместе повторим это слово. Садитесь за столы. (дети садятся). А чему будет посвящено наше сегодняшнее исследование – нам подскажет загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Воспитатель: Сегодня мы в нашей лаборатории будем исследовать свойства воздуха.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Давайте их вспомним.
Дети: Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Не трогать без разрешения оборудование.
Воспитатель: Итак, приступаем к исследованию.
Эксперимент № 1 «Можно ли увидеть воздух?».
Воспитатель: Опыт первый. Можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, воздух какой? (невидимый, прозрачный).
Воспитатель: возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Что произойдет?
Дети: мы дуем, выдуваем воздух.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и подуйте. Что вы увидели?
Дети: мы увидели пузырьки воздуха.
Воспитатель: Давайте подуем тихо, а теперь посильнее, а теперь сильно. Что вы заметили?
Дети: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Воспитатель: Итак, какой опыт помог нам увидеть воздух?
Дети: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. (выставляется картинка – стакан с водой и трубочка)
Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух форму?»
Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Да, он пустой. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет изменил форму, он полон воздуха.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что стало с пакетом.
Дети: Пакет опять стал тоненьким. В нем нет воздуха.
Воспитатель: Значит какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором он находится.
Воспитатель: Ребята, где и как люди используют это свойство воздуха – заполнять собой предметы, изменяя их форму?
Дети: Воздухом надувают шины автомобилей, резиновые мячи, воздушные шарики, плавательные круги и игрушки.
(в случае затруднения используются картинки или предметы)
Воспитатель: молодцы, мои юные ученые!
(выставляется картинка – резиновый мячик или воздушный шар)
А теперь отгадайте загадку!
Много лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем. (Мыльные пузыри)
Давайте поиграем с мыльными пузырями!
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воспитатель: А теперь вернемся в нашу лабораторию.
Дети, понравилось вам играть с мыльными пузырями? А что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри них находится воздух.
Воспитатель: Молодцы! Нас ждут новые открытия. Следующий опыт.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель: Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух? (ответы)
Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.
-Что мы видим? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы)
Вывод: Воздух имеет вес.
(выставляется картинка: весы)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: продолжаем исследование. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите по колпачку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: свист, шум.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?
Дети: нужно выпустить воздух из шарика.
Воспитатель: Что ж, давайте послушаем. Что мы слышим?
Дети: писк, свист.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: С помощью колпачков от фломастера, воздушного шарика.
Воспитатель: а где в природе мы можем услышать воздух?
Дети: ветер шумит, воет.
Воспитатель: молодцы! Давайте послушаем (включается запись – шум ветра). Итак, что вы услышали?
(выставляется картинка – ветер).
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?
Давайте вдохнем? Вы почувствовали какой-нибудь запах?
Дети: нет.
Воспитатель: А теперь закройте глаза. Понюхайте. Что вы почувствовали7
Дети: запах апельсина.
Воспитатель. Да. Действительно, у меня на столе находится апельсин. Что же вам помогло на расстоянии почувствовать запах апельсина?
Дети: воздух.
Воспитатель: какй же вывод мы можем сделать?
Дети: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
(выставляется картинка запах продуктов)
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки вверх)
И вдыхаю, и вдыхаю. (глубоко вдохнуть)
Ну, а руки опускаю, (опускают вниз)
Воздух тихо выдыхаю. (медленно выдохнуть)
Это очень хорошо. (хлопки в ладоши)
Что сегодня дождик шел! (стучат пальчиками по столу) Д. 2 раза
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, дети пробуют рисовать. Используется музыка).
Давайте посмотрим на наши рисунки: пофантазируйте, что же у вас получилось?
Дети обсуждают рисунки.
Занятие в нашей лаборатории подошло к концу. Приглашаю вас вернуться в группу.
Воспитатель: Итак, что мы сегодня исследовали?
Дети: мы исследовали свойства воздуха.
Воспитатель: какие опыты нам помогли узнать про свойства воздуха. Посмотрите на картинки, они вам напомнят.
Дети: …
Воспитатель: что было самым интересным?
Дети:…
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
На память о нашем занятии я дарю вам мыльные пузыри.
Литература:
1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006
4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Конспект НООД в подготовительной к школе группе
«Воздух и его свойства»
(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Подготовила и провела: Тараскина Я С
Саранск 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....