Варианты способов организации поисковой деятельности
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В материале описаны способы организации поисковой деятельности. Могут использовать в своей работе, как педагоги, так и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varianty_sposobov_organizatsii_poiskovoy_deyatelnosti.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТЫ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Животные
Кошкина шубка
Материалы: весы, кошачий пух (шерсть), альтернативные материалы для взвешивания
Действия:
Сравнивать что больше по размеру — комок кошачьего пуха или ...
Сравнивать что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше? А если добавить саму кошку?
Тепло ли кошке в такой шубке?
Как это проверить?
Обложить руку кошачьим пухом или надеть на одну ногу носок, связанный из собачьего пуха, а на другую простой хлопковый. Что заметили?
Кошачья охота
Материалы: мышка — игрушка или комочек серой ткани с привязанной к нему веревочкой
Действия:
Притаиться так, как это делает кошка перед норкой, достаточно неожиданно провести перед детьми мышку — игрушку
Что произошло, что заметили?
Легко или трудно кошке заметить мышь?
Что бы посоветовали кошке, если она не хочет остаться голодной?
Кто должен быть внимательнее (быстрее):кошка или мышка?
Мой и кошкин язычок
Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги
Действия:
Если бы вы были кошечками, из чего бы вам было удобнее пить молочко?
Удобно ли вам пить молочко их блюдечка?
Провести кусочком наждачной бумаги по поверхности молока в блюдце
Чем отличается язычок у кошки от вашего язычка?
Я ростом с кошку
Материалы: бумага, различные изобразительные средства
Действия:
Как вы думаете, что видит кошка, когда сидит на полу (когла смотрит вниз с дерева)?
Для приближения ситуации к опыту детей можно либо лечь на полу, либо взобраться на высокий стул, приняв его за высоту дерева
Нарисовать предметы такими, какими их может видеть кошка
Кошка умывается
Материалы: вата, пилка для ногтей, карандаш
Действия:
Потереть грифель карандаша об палец, так чтобы остался след;
Потереть палец пилкой, а пилку в свою очередь ватой;
Рассмотрите что на ней осталось
Растения
Материал: семена гороха (фасоли, бобов), пластиковые стаканчики по числу детей, туалетная бумага, вода, земля, песок, опилки
Действия:
Самостоятельно выбрать среду для посадки своих семен
Зафиксировать дату посадки;
Наблюдать и зарисовывать изменения;
Анализировать причину происходящих (или не происходящих) изменений
Материал: спелые и не спелые плоды яблока, груши
Действия:
Разрезать пополам яблоко (грушу), рассмотреть внешний вид спелых (не спелых) семян;
Попробовать на вкус спелые и не спелые плоды
Материал: семена злаковых культур (овес, пшеница, рожь), марля, земля
Действия:
Сформировать комок земли вместе с семенами;
Обернуть комок марлей, смочить его водой;
Наблюдать за процессом прорастания семян
Одежда для веток
Материал: ивовые ветки, скальпель или нож
Действия:
Рассмотреть внешний вид веток;
Скальпелем аккуратно отделить кору, попытаться изогнуть, разорвать, сломать, сжать и т.д.;
На продольном срезе рассмотреть внутреннюю структуру ветки;
Вырезать сердцевину, рассмотреть ее и произвести действия подобные действиям с корой;
Сравнить и сделать выводы
Сколько лет дереву
Материал: спил дерева с годовыми кольцами, увеличительное стекло
Действия:
Рассмотреть спил, попытаться выделить отдельные годовые кольца;
Порассуждать, почему одни кольца такие широкие, а другие узкие;
Попытаться сосчитать сколько колец всего;
Сколько колец широких и сколько узких
Рыбы
“ Как рыба в воде“
Материал: таз с водой, щепка или собственная рука
Действия:
Проводить широкой стороной руки или щепки по поверхности воды;
Проводить узкой стороной руки или щепки по поверхности воды
Почему рыба не тонет в воде
Материал: свежая рыба, скальпель, миска с водой, игла
Действия:
Аккуратно вскрыть брюшко рыбы, извлечь пузырь, опустить пузырь в воду;
Пытаться “ утопить“ его;
Убедившись в том, что он не тонет, проткнуть пузырь иглой, повторить действия
Какие бывают косточки
Материал: косточки от рыбы, курицы, крупного животного
Действия:
По возможности принести в группу свежую рыбу, аккуратно вскрыть ее скальпелем, не повредив скелетика;
Рассмотреть строение рыбы внутри, определить назначение косточек;
Сравнить косточки рыбы с косточками курицы и т. д.
Птицы
Материал: тонкие прутики длиной от 5 до 15 см., перышки, маленькие кусочки ваты, мох, пинцеты (имитация клюва птицы)
Действия:
При помощи пинцетов соорудить гнездо для птицы
Материал: кусочки древесной коры
Действия:
При помощи пальцев (имитация клюва птицы) попытаться проделать отверстие в кусочках коры
Материал: гусиные перья, пух, таз с водой
Действия:
Обмакивать попеременно в таз с водой перья или пух;
Рассмотреть и отметить разницу
Материал: разнообразные птичьи перья
Действия:
Собирать перья в пучок;
Определить какой поток воздуха создается при размахивании одним пером, пучком перьев;
Украшать перьями птицу, вылепленную из глины или пластилина
Материал: изображения яиц различных птиц, изобразительные средства, бумага
Действия:
Рассматривать особенности птичьих яиц;
Разукрашивать формы, имитирующие птичьи яйца;
Подбирать фон “ прятать“ для яиц различной окраски
Материал: карта мира, изобразительные средства, изображения птиц
Действия:
Поместить изображения птиц на карте в тех местах (странах), где они обитают;
Отметить линиями пути перемещения птиц (перелета)
Материал: изобразительные средства, бумага большого формата, изображения птиц
Действия:
Изготовление коллажа “ Птицы вокруг нас“
Камни
Каждому камешку свой дом
Материал: камни разного размера, различные схемы
Действия:
Выкладывать камни по схемам
Разбирать камни: по величине, по однородности составов;
Раскалывать камни, положенные в плотный носок молотком;
Собирать коллекции камней в личных коробках;
Растворять камни в воде;
Взвешивать камни;
Походить по камушкам босиком;
Обводить контуры камней, дорисовывать фигурки
Материал: бублик с маком, кусочки гранита
Действия:
Рассмотреть гранит, при необходимости сравнить с другими (однородными по составу) камнями;
Порассуждать как могли оказаться внутри разные частички;
Предложить сдавить с силой кусочек бублика;
Рассмотреть как изменился его внешний вид — помимо того, что он измят, маковые зерна оказались внутри, перемешаны с тестом
Песок
Материал: песок
Действия:
Растворять в воде и отстаивать;
Пересыпать из разных объемов;
Взвешивать сухой и влажный песок;
Просеивать песок между пальцев, с помощью сита;
Рассматривать под увеличительным стеклом;
Переносить песок различными мерами;
Налить в бутылку воды, аккуратно установить ее в сетке;
Постепенно начать раскачивать сетку до полного вращения;
Порассуждать почему не выливается вода
Водяная карусель
Материал: жестяная банка, гвоздь, молоток, толстая нить
Действия:
На дне банки пробить дырочку, влить воду;
Раскручивать банку, держа за нить;
Добиться при вращении вытекания струек воды вверх
Материал: тот же
Действия:
В боковой стенке банки, у самого дна, пробить гвоздем дырку так, чтобы отверстие было косым, гвоздь отогнуть в сторону;
На противоположной стенке банки сделать аналогичное отверстие и точно также гвоздь отогнуть в сторону;
В верхней части банки в отверстия продеть нить, наполнить банку водой и поднять за нить вверх;
Вода польется из нижних отверстий двумя косыми струйками,а банка завертится в противоположную сторону, получится “ водяная карусель“
Куда плывет рыбка
Материал: вырезанная из плотной бумаги рыбка, таз с водой, пипетка, подсолнечное масло, соломинка, вилка
Действия:
Положить в таз рыбку так. чтобы ее верхняя часть оставалась сухой;
Вилку опустить в воду и резко вытащить, в образовавшуюся воронку капнуть масло;
Понаблюдать. как растекающееся масло побуждает двигаться рыбку
Спиралька
Материал: тонкая проволока, таз с водой, мыльный раствор, соломинка или пипетка
Действия:
Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль, слегка смазать ее маслом и опустить в воду;
Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор — спилалька начнет вращаться
Соленая и простая вода
Устраивать волны в тазу;
Проверять плавучесть разных предметов;
Измерять величину капель;
Капать из пипетки на стекло, дерево, бумагу смазанную жиром, пластилин;
Капать на чистую поверхность капли чистой и сладкой воды;
Погружать в воду руки, смазанные жиром, кремом;
Капать воду на разные тканевые поверхности — капрон, драп, ткань для зонтиков
Разноцветные чудеса
Материал: фильтровальная бумага, черный фломастер, прозрачный стакан на четверть заполненный водой, карандаш
Действия:
Фильтр свернуть треугольником, нанести посередине горизонтальную черту фломастером, проткнуть фильтр карандашом и на этой основе укрепить на краях стакана с водой так, чтобы нижний угол фильтра касался воды, но не намокал слишком быстро;
Рассмотреть спектр цветов и оттенков, получившихся при размывании черты от фломастера;
Из отдельных расцвеченных таким образом фильтров изготовить бабочек, птиц, цветы, веера и т. д.
Действия с водой для открытой площадки
Невесомая вода
Материал: жестяная банка с дырочкой на дне
Действия:
Налить в банку воды, поднять ее вверх;
Понаблюдать как вытекает вода;
Выпустить банку с водой из рук, обратить внимание на то, что вода при падении не вытекала из банки (она разлилась, когда упала)
Фонтанчик
Материал: пластиковая бутылка, гвоздь, три спички
Действия:
В пластиковой бутылке сделать три небольших дырочки гвоздем и заткнуть их спичками;
Залить воду и выдернуть спички, получится “ фонтанчик“
Не разлей воду
Материал: бутылка с широким горлышком, сетка--авоська, вода
Действия:
Раскрашивать песок перетирая его с цветными мелками;
Заполнять разноцветными слоями песка прозрачные емкости;
Выбивать ямки в песке водой;
Выталкивать из песка инородные тела путем встряхивания флакона;
Разыскивать “секретики“ в песке;
Изготавливать песочные часы;
Смешивать песок с другими сыпучими веществами;
Нагревать песок под лампой
Вода
Материал: вода
Действия:
Измерять объем воды в разных сосудах;
Переливать воду в разные формы;
Всасывать воду грушей, соломкой;
Взбивать воду с мыльным раствором;
Взбивать мыльную подкрашенную воду, пускать пузыри;
Рассматривать мыльную пену в увеличительное стекло;
Измерять глубину воды разными мерами;
Рассматривать предметы сквозь воду;
Подкрашивать воду, смешивать воду разного цвета;
Разносить цветную воду каплями по разным емкостям;
Наносить цветные капли на вощеную бумагу, собирать их палочкой в одну большую;
Извлекать звуки из стаканов, наполненных разным количеством воды;
Рисовать мокрой палочкой;
Определять время, за которое утонет флакон с неплотно прикрытой крышкой;
Переливать воду через воронку;
Закручивать воду в тазу рукой;
Переносить воду губкой, тряпочкой;
Растворять в воде различные вещества;
Смешивать холодную и горячую воду;
Стряхивать и считать капли;
Вытряхивать с силой воду из флаконов с узким горлышком
Материал: 2 банки с водой, сырое яйцо, соль
Действия:
Опустить яйцо сначала в чистую воду, а затем в сильно соленую, рассмотреть разницу;
Постепенно подливать в банку поочередно то чистую воду, то соленую — яйцо будет плавать посередине банки;
Это же действие можно повторить с картофелем, но соли нужно больше
Почему не тонут корабли
Материал: таз с водой, металлические предметы, жестяная банка
Действия:
Опустить в воду металлические предметы, понаблюдать за их погружением;
Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружать ее металлическими предметами — измерить ее “ грузоподъемность“
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"
В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....
Проект организации поисковой деятельности в подготовительной группе на тему «Свечка в воздухе».
Проект организации поисковой деятельности в подготовительной группена тему «Свечка в воздухе»....
Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Делаем сосульку»
Представленный материал включает в себя проект организации познавательно-исследовательской деятельности. Делая сосульку, мы расписываем содержание темы по компонента...
Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».
Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...
Проект организации поисковой деятельности в подготовительной к школе группе "Волшебная варежка"
Этот материал рекомендуем использовать с старшего дошкольного возраста в рамках реализации о.о. Познание ( экспериментально-поисковая деятельность).Поможет развить мыслительные операции, умение выделя...
ОО Познавательное развитие. Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: "Свойства сахара"
Организация поисковой деятельности в ДОО...
Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Снегопад».
«Организация поисковой деятельности в ДОО»...