Проект: «Традиции. Народные промыслы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Матвеева Людмила Олеговна

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznovatelno-issledovatelskiy_proekt.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

тематическое планирование.

возрастая группа  подготовительная

Тема недели: «Народные промыслы»

Тема проекта: «Традиции. Народные промыслы»

Цели: 

  • Развитие у детей познавательного интереса.
  • Повышение интереса к исследовательской деятельности.
  • Формирование основ научного мировоззрения.

Задачи: 

  • Развитие навыков проведения лабораторных работ.
  • Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Установление связи между живой и неживой природой.
  • Приобретение способностей самим ставить  вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.
  • Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
  • Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

 

РЕБЕНОК

ТВОРЕЦ

ПУТЕШЕСТВЕННИК

ОТКРЫВАТЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Образовательные области

Содержание психолого-педагогической работы

Базовый вид деятельности реализуемый в НОД

Образовательная деятельность

в ходе режимных моментов

НОД

Тема

Цель, задачи

Вид деятельности

Цель, задачи

Образовательная  область «Социально-коммуникативная развитие »

«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

«В гостях у бабушки» (игра-посиделки)

Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.)  для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к  народным промыслам России.

Беседа «Русские народные промыслы». Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновских свистулек»

Д/игра «Найди отличия».

Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.

Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.

 На основе познавательной активности  способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. 

«Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра- беседа)

Познакомить детей с национальным русским костюмом, его особенностями; знакомить с русским фольклором: песнями и хороводами; формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: лапти, сарафан, хоровод; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору.

Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

С/р. игра «Угостим матрёшек чаем».

Формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией  чаепития, гостеприимством русского народа.

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Беседа «Труд и ремесла на Руси». 

Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда

«Создание макета русской избы». Беседа «Мастера-чистодеревщики», «Деревянные кружева». Рассматривание картинок  с изображением плотницких инструментов.

Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, продолжать знакомить с историей культуры родной страны. Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

«Формирование основ безопасности»

Беседа «Разогреем самовар»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами России, традицией  пить чай из самовара. Учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях.  Воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.

Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди». Ситуативная проблемная ситуация: «Отыскать иголку в стоге сена». Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

Формировать представление детей о безопасном поведении с инструментами, орудиями труда;  учить правильно вести себя, оставаясь дома в одиночестве. Воспитывать выдержку, учить преодолению чувства страха.

Образовательная  область «Познавательное  развитие»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

«Из каких материалов делали игрушки наши предки»

Закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях.  Формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к народным мастерам.

Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства»; «Куклы кувадки», «Выбери ткань». Беседа «Кукла тряпичная, игрушка отличная», «Кукла- полено».

Загадывание загадок о народных игрушках и посуде.

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

Учить детей проводить исследования с глиной, деревом, тканью. Формировать представление о материалах и их свойствах. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления.

«Приобщение к социокультурным ценностям»

 «Традиции Россиян»

Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к  народным промыслам России.

Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.)  для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

Беседа по картине «Крестьянская семья». Настольная игра «Народные промыслы». Рассматривание альбома: «Как жили наши предки».

Формировать понятие о русских народных  традициях и обычаях; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России.

«Формирование элементарных математических представлений»

 «В гости к Матрёшке»

Упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;         учить составлять задачи на вычитание; Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Тематическая беседа: «Весёлые матрёшки». Д/игра «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки».

Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; познакомить детей матрёшкой как предметом народного творчества; учить различать матрёшек по цвету, узору, форме, месту производства; активизировать творческое воображение.

«Ознакомление с миром природы»

«Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово).

Формировать представление детей о красоте природы России. Учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки. Развивать мышление, память. Воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

Беседа «Сине-голубое чудо» (гжель).  Д/игра «Собери картинку», «Что лишнее». Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи  «Природные мотивы».

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.

Образовательная  область  «Речевое развитие»

«Художественная  литература»  

Разучивание стихотворения Э. Успенского

«Матрёшки»

Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Формировать патриотические чувства, формировать интерес к русскому прикладному искусству- деревянной матрешке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим творить и создавать по мотивам русского народного творчества, создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

Выставка книг о народных промыслах;  Игра-викторина «Матрёшкины загадки». Игра-развлечение «Кот Васька»

Разучивание стихотворений Е.А. Никоновой «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».

Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел).

Формировать нравственно-патриотические чувства. Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

«Развитие речи»                                                      

«Приглашение на ярмарку» (с использованием элементов театрализации)

Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством. Задачи: систематизировать знания детей о ярмарке; познакомить с женским народным костюмом; познакомить с различными видами народных промыслов; закрепить понятие о жанрах и видах устного народного творчества; развивать эмоционально-чувствительную сферу детей; воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.

«Беседа о народных промыслах и традициях».

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».  Д/игра «Угадай и расскажи».

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Образовательная  область «Физическое развитие»

«Физическая культура»

«Путешествие по России»

Формировать представление о знаменитых своими мастерами регионах России. Закрепить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта. Укреплять в потребности в занятиях физкультурой. Вызвать уважение к людям, занимающихся спортом.

Утренняя гимнастика (с матрёшками) «Весёлые матрёшки». Гимнастика пробуждения: «Игрушки».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди»; «Матрёшки и мышь»; «Горелки». Эстафета: «Сильные, ловкие, быстрые».

Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай».

Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

«Как берегли здоровье наши предки?»

Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни. Способствовать формированию желания сохранять и укреплять своё здоровье путём выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т. д.

Беседа «Народная аптека». Беседа о ромашке.

Д/игра «Выложи по образцу лекарственное растение» (с камешками Мераблс).  

Формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки. Закрепить представление о ромашке, как о народном символе России, лекарственном растении. Учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи.

Образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие»

«Приобщение к искусству»

Беседа на тему «Что такое музей».

Развивать умение импровизировать во время игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с профессией экскурсовода.  Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом.

Изготовление шумовых матрёшек.

Д/Игра «Что звучит?», «Назови народный музыкальный инструмент»

Открытие мини-музея «Народные промыслы» Фотовыставка «Мы народные умельцы».

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей.

«Изобразительная деятельность»

Лепка «Дымковская барышня»

Рисование (предметное) «Укрась теремок для зверей»

Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»

Закрепить знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов; совершенствовать способы рисования кистью; закреплять умение детей завершать работу, дополняя её необходимыми деталями; развивать цветовое восприятие, самостоятельность; развивать интерес к русской культуре, традициям.

Учить составлять узор на полосе бумаги из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции,  и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться тычком.

Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенности росписи полохов - майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле полохов - майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров.

Тематические беседы: «Дымковские мастера», «Что такое хохлома?».  

Д/и «Угадай сказку», «Собери гжельскую розу»,

«Угадай, какая роспись», «Найди правильно», «Найди отличия», «Угадай правильно».

Продолжать знакомить детей с народными промыслами; научить находить сходства и различия, развивать внимание, умение вспоминать названия промысла, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках;  воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

«Конструктивно-модельная деятельность»

Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы).

Формировать представление о народных промыслах России.

Учить детей конструировать  книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность.

Создание лэпбука на тему: «Народные промыслы России». Лепка из солёного теста «Филимоновские игрушки». Беседа на тему «Филимоновские игрушки-свистульки».

Учить рассматривать народные игрушки, называть цвета элементов росписи; развивать цветовое восприятие, творческую активность, интерес к народному творчеству.

«Музыкально-художественная деятельность»

«Ах вы гусли, мои гусли»

Прививать любовь к народному творчеству, знакомить с русскими народными инструментами, вызвать у детей активность, познавательный интерес. Прививать навыки коллективного слаженного исполнения с помощью народных муз.  инструментов. Помочь детям войти в мир музыки. Удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении. Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке.

Рассматривание  русских народных  инструментов. Разучивание элементов народного танца (с ложками).

Песня «Русские матрёшки». Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент». Хороводные игры: «Заря-заряница», « Каравай».

Формировать представление детей о русских народных инструментов.  Учить узнавать и  называть музыкальные инструменты. Развивать творческое мышление; интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

ПРОДУКТ НЕДЕЛИ

Индивидуальный (Что узнали, чему научились)

Групповой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Традиционные народные промыслы и ремесла Подмосковья"

Исследовательский проект по теме обучения на курсах повышения квалификации "Культура и искусство Подмосковья"  ГОУ педагогическая академия последипломного образования...

ТЕМА НЕДЕЛИ: РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

ЦЕЛЬ:   продолжать воспитывать детей на народных традициях; воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за наш народ, который славится старинными обычаями,...

Проект: «Русские народные промыслы»

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой  деятельности...

Проект «Волшебство народных промыслов»

К сожалению, в современных условиях   уделяется недостаточно времени для знакомства дошкольников с русскими народными промыслами, с декоративно – прикладном искусством, с народными тра...

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

Отчёт по проекту Русские народные промыслы 2019 г.

Реализация недельного проекта...