Проект: «Традиции. Народные промыслы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelno-issledovatelskiy_proekt.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
тематическое планирование.
возрастая группа подготовительная
Тема недели: «Народные промыслы»
Тема проекта: «Традиции. Народные промыслы»
Цели:
- Развитие у детей познавательного интереса.
- Повышение интереса к исследовательской деятельности.
- Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи:
- Развитие навыков проведения лабораторных работ.
- Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Установление связи между живой и неживой природой.
- Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.
- Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
- Воспитание бережного отношения к природе.
РЕБЕНОК | |||||||||
ТВОРЕЦ | ПУТЕШЕСТВЕННИК | ОТКРЫВАТЕЛЬ | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ | |||||||||
Образовательные области | Содержание психолого-педагогической работы | Базовый вид деятельности реализуемый в НОД | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||||||
НОД Тема | Цель, задачи | Вид деятельности | Цель, задачи | ||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативная развитие » | «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» | «В гостях у бабушки» (игра-посиделки) | Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России. | Беседа «Русские народные промыслы». Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновских свистулек» Д/игра «Найди отличия». Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов. | Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. На основе познавательной активности способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. | ||||
«Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» | «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра- беседа) | Познакомить детей с национальным русским костюмом, его особенностями; знакомить с русским фольклором: песнями и хороводами; формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: лапти, сарафан, хоровод; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору. | Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края». С/р. игра «Угостим матрёшек чаем». | Формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа. | |||||
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» | Беседа «Труд и ремесла на Руси». | Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда | «Создание макета русской избы». Беседа «Мастера-чистодеревщики», «Деревянные кружева». Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов. | Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, продолжать знакомить с историей культуры родной страны. Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. | |||||
«Формирование основ безопасности» | Беседа «Разогреем самовар» | Продолжать знакомить детей с народными промыслами России, традицией пить чай из самовара. Учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях. Воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации. | Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди». Ситуативная проблемная ситуация: «Отыскать иголку в стоге сена». Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Ручеёк». | Формировать представление детей о безопасном поведении с инструментами, орудиями труда; учить правильно вести себя, оставаясь дома в одиночестве. Воспитывать выдержку, учить преодолению чувства страха. | |||||
Образовательная область «Познавательное развитие» | «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» | «Из каких материалов делали игрушки наши предки» | Закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях. Формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к народным мастерам. | Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства»; «Куклы кувадки», «Выбери ткань». Беседа «Кукла тряпичная, игрушка отличная», «Кукла- полено». Загадывание загадок о народных игрушках и посуде. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала. | Учить детей проводить исследования с глиной, деревом, тканью. Формировать представление о материалах и их свойствах. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления. | ||||
«Приобщение к социокультурным ценностям» | «Традиции Россиян» | Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. | Беседа по картине «Крестьянская семья». Настольная игра «Народные промыслы». Рассматривание альбома: «Как жили наши предки». | Формировать понятие о русских народных традициях и обычаях; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России. | |||||
«Формирование элементарных математических представлений» | «В гости к Матрёшке» | Упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; учить составлять задачи на вычитание; Воспитывать нравственно-патриотические чувства. | Тематическая беседа: «Весёлые матрёшки». Д/игра «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки». | Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; познакомить детей матрёшкой как предметом народного творчества; учить различать матрёшек по цвету, узору, форме, месту производства; активизировать творческое воображение. | |||||
«Ознакомление с миром природы» | «Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово). | Формировать представление детей о красоте природы России. Учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки. Развивать мышление, память. Воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. | Беседа «Сине-голубое чудо» (гжель). Д/игра «Собери картинку», «Что лишнее». Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы». | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы. | |||||
Образовательная область «Речевое развитие» | «Художественная литература» | Разучивание стихотворения Э. Успенского «Матрёшки» | Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Формировать патриотические чувства, формировать интерес к русскому прикладному искусству- деревянной матрешке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим творить и создавать по мотивам русского народного творчества, создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством. | Выставка книг о народных промыслах; Игра-викторина «Матрёшкины загадки». Игра-развлечение «Кот Васька» Разучивание стихотворений Е.А. Никоновой «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома». Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел). | Формировать нравственно-патриотические чувства. Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным. | ||||
«Развитие речи» | «Приглашение на ярмарку» (с использованием элементов театрализации) | Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством. Задачи: систематизировать знания детей о ярмарке; познакомить с женским народным костюмом; познакомить с различными видами народных промыслов; закрепить понятие о жанрах и видах устного народного творчества; развивать эмоционально-чувствительную сферу детей; воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове. | «Беседа о народных промыслах и традициях». Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома». Д/игра «Угадай и расскажи». | Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; | |||||
Образовательная область «Физическое развитие» | «Физическая культура» | «Путешествие по России» | Формировать представление о знаменитых своими мастерами регионах России. Закрепить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта. Укреплять в потребности в занятиях физкультурой. Вызвать уважение к людям, занимающихся спортом. | Утренняя гимнастика (с матрёшками) «Весёлые матрёшки». Гимнастика пробуждения: «Игрушки». Подвижные игры: «Гуси-лебеди»; «Матрёшки и мышь»; «Горелки». Эстафета: «Сильные, ловкие, быстрые». Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай». | Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | ||||
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | «Как берегли здоровье наши предки?» | Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни. Способствовать формированию желания сохранять и укреплять своё здоровье путём выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т. д. | Беседа «Народная аптека». Беседа о ромашке. Д/игра «Выложи по образцу лекарственное растение» (с камешками Мераблс). | Формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки. Закрепить представление о ромашке, как о народном символе России, лекарственном растении. Учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи. | |||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | «Приобщение к искусству» | Беседа на тему «Что такое музей». | Развивать умение импровизировать во время игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с профессией экскурсовода. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. | Изготовление шумовых матрёшек. Д/Игра «Что звучит?», «Назови народный музыкальный инструмент» Открытие мини-музея «Народные промыслы» Фотовыставка «Мы народные умельцы». | Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; Развивать навыки художественного творчества детей. | ||||
«Изобразительная деятельность» | Лепка «Дымковская барышня» Рисование (предметное) «Укрась теремок для зверей» Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек» | Закрепить знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов; совершенствовать способы рисования кистью; закреплять умение детей завершать работу, дополняя её необходимыми деталями; развивать цветовое восприятие, самостоятельность; развивать интерес к русской культуре, традициям. Учить составлять узор на полосе бумаги из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться тычком. Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенности росписи полохов - майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле полохов - майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров. | Тематические беседы: «Дымковские мастера», «Что такое хохлома?». Д/и «Угадай сказку», «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Найди правильно», «Найди отличия», «Угадай правильно». | Продолжать знакомить детей с народными промыслами; научить находить сходства и различия, развивать внимание, умение вспоминать названия промысла, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. | |||||
«Конструктивно-модельная деятельность» | Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы). | Формировать представление о народных промыслах России. Учить детей конструировать книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность. | Создание лэпбука на тему: «Народные промыслы России». Лепка из солёного теста «Филимоновские игрушки». Беседа на тему «Филимоновские игрушки-свистульки». | Учить рассматривать народные игрушки, называть цвета элементов росписи; развивать цветовое восприятие, творческую активность, интерес к народному творчеству. | |||||
«Музыкально-художественная деятельность» | «Ах вы гусли, мои гусли» | Прививать любовь к народному творчеству, знакомить с русскими народными инструментами, вызвать у детей активность, познавательный интерес. Прививать навыки коллективного слаженного исполнения с помощью народных муз. инструментов. Помочь детям войти в мир музыки. Удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении. Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке. | Рассматривание русских народных инструментов. Разучивание элементов народного танца (с ложками). Песня «Русские матрёшки». Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент». Хороводные игры: «Заря-заряница», « Каравай». | Формировать представление детей о русских народных инструментов. Учить узнавать и называть музыкальные инструменты. Развивать творческое мышление; интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | |||||
ПРОДУКТ НЕДЕЛИ | |||||||||
Индивидуальный (Что узнали, чему научились) | Групповой | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый исследовательский проект "Традиционные народные промыслы и ремесла Подмосковья"
Исследовательский проект по теме обучения на курсах повышения квалификации "Культура и искусство Подмосковья" ГОУ педагогическая академия последипломного образования...
ТЕМА НЕДЕЛИ: РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
ЦЕЛЬ: продолжать воспитывать детей на народных традициях; воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за наш народ, который славится старинными обычаями,...
Проект: «Русские народные промыслы»
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности...
Проект «Волшебство народных промыслов»
К сожалению, в современных условиях уделяется недостаточно времени для знакомства дошкольников с русскими народными промыслами, с декоративно – прикладном искусством, с народными тра...
Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"
Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...
Отчёт по проекту Русские народные промыслы 2019 г.
Реализация недельного проекта...
Отчёт по проекту Русские народные промыслы 2019 г.
Реализация проекта...