Юный эколог
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
кружковая работа с детьми старшего возраста по экологии. Занятия о воздухе, воде, земле, магнитах и их свойствах, легкой игровой исследовательской форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_2_2014_-2015_uch.g.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 « Звездочка» комбинированного вида муниципального района город Нея и Нейский район
Костромской области
Дополнительная программа «Юные экологи»
(кружковая работа с детьми старшего возраста)
Составила воспитатель: Закалякина Е.М.
август,2014-2015 уч.год.
Срок реализации: учебный год.
Аннотация: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С. Комарова
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать, или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если его систематически на протяжении нескольких лет знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Главная задача данной технологии – формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы. Следует остановиться на некоторых формах работы с детьми 6—7 лет, представленных в данной технологии экологического воспитания.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.
Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.) Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Пояснительная записка: Дети очень любопытны: им хочется узнать про насекомых, про космос, про животных. Как они появились, чем питаются и многое другое. Дети задают очень много вопросов, разных вопросов. На занятиях много информации дать детям невозможно и поэтому был разработан план кружковой деятельности, на котором в вечернее время можно многое рассказать, показать детям и дать им возможность высказать свое мнение, нарисовать, то что им понравилось, запомнилось. Кружковая работа вовлекает в процесс изучения материала всех детей т.к. эта работа проводиться в игровой форме, детям можно посмотреть, потрогать предметы, сравнить с картинкой.
Цель кружка:
Формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
- Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными, расширять и обогащать знания об их внешнем виде, среде обитания, повадках.
- Воспитывать чувственно- эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общение с окружающей средой; развивать патриотические и эстетические чувства, подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Учить детей составлению композиций, развивать мелкую моторику рук.
- Создавать условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Расширить знания о природе родного края.
Условия для работы кружка:
- Наличие уголка природы группе
- Наличие экологической тропы на территории участка д/сада, огорода, цветника
- Взаимосвязь с родителями
- Дидактический, природный и бросовый материал.
План работы кружка:
Категория обучаемых: подгруппа детей дошкольного возраста 4 -5 лет.
Организация: еженедельно 4 раза в месяц, по четвергам. Всего 38 дней.
Продолжительность: 15 -20 минут (16 05 -1625 мин).
Календарный план:
Сентябрь – 4 занятия. Январь – 4 занятия.
Октябрь – 4 занятия. Февраль – 4 занятия.
Ноябрь – 4 занятий. Март- 4 занятия.
Декабрь – 4 занятия. Апрель -4 занятия.
Май - 3 занятий. Всего: 35 занятий
Перспективный план
Тема занятий | Цели и задачи | Формы работы с детьми |
Сентябрь 1 неделя Сбор природного материала | Учить детей заготавливать материал для конструирования, закреплять знания детей о растениях, деревьях, воспитывать любовь к природе родного края. | - Экскурсии по экологической тропе, - д/и « 1,2,3 к дереву беги», « Такой листок ко мне беги». - рассматривание осенних листьев, веток. - составление букетов, аппликаций. -сбор урожая |
2 неделя Зелёная аптека | Познакомить детей с лекарственными растениями (подорожник, тысячелистник, крапива). Воспитывать бережное отношение к растениям. | - беседы о лекарственных растениях, викторина « Всё о растениях» -рассматривание, -загадки -с-р игра «Аптека» |
3 неделя В гости к осени | Закрепить и расширять знания детей об осени, о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных и труд людей в природе.. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе. | - опыты: почему осенью грязно свойства песка -наблюдения за трудом взрослых, за природными явлениями -рассматривание осенних листьев, сбор букетов. -рассматривание картин об осени -д/и: « Когда это бывает» - обведение по трафарету осенних листьев и раскрашивание их. -праздник осени -пальчиковые игры -чтение стихов, загадок по теме |
4 неделя Во саду ли, в огороде. | Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их пользе и вреде для человека, уметь их классифицировать, знать место произрастания, определять взаимосвязь сезона и развития растений (тепло, солнце, холод) | -викторина «Овощи и фрукты» -наблюдения, рассматривание. -д/и: « Узнай на вкус, по цвету, на ощупь» - обведение по трафарету овощей и фруктов и раскрашивание -пальчиковые игры -чтение стихов, загадок по теме -опыты: посадка рассады в различных условиях (тень, холод, тепло) |
Октябрь 1 неделя Человек живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего сои потребности и особенности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о их плюсах и минусах влияния на них. | -рассматривание энциклопедий, плаката « Здоровье и болезнь» -загадки -с-р игра « Больница» -д/и « Вред и польза» |
2 неделя Грибы | Познакомить детей с грибами, учить называть съедобные и несъедобные грибы. Дать знания о пользе и вреде грибов. | -интересные факты о грибах (презентация) -д/и « Узнай по описанию», « Назови полезный гриб» -обведение по трафарету грибов и их раскрашивание. -игра -драматизация « Война грибов с ягодами» |
3 неделя Ягоды | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых, об их пользе, месте произрастания, качествах. Развивать речь детей, воспитывать любовь к природе. | - интересные факты о ягодах -д\и (см. игры в группе) -разрезные картинки |
4 неделя Вода, её свойства | Расширять знания детей о воде, её свойствах, качестве воды. Расширять знания о значении воды в жизни людей, животных. | -опытническая деятельность: цвет, вкус, запах, наполняемость, очищение воды -беседы «Кто живёт в воде?», « Зачем нужна вода?», « Водоёмы страны» -Викторина « Что мы знаем о воде» (лит-ра: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» стр.45,29) |
Ноябрь 1 неделя Кто живёт в воде? | Познакомить детей с рыбами, лягушкой. Дать понятие, что в водоёмах растут растения, водятся рыбы; учить различать и называть рыб, части тела, их повадки. | - интересные факты о водоемах нашей страны. -п/и « Караси и щуки», « Рыбак» -рассматривание картинок в энциклопедиях -рисование по теме |
2 неделя Использование воды человеком | Закреплять знания детей о пользе воды, о том, что необходимо беречь воду, о том, как человек использует воду. | -Рисование плаката « Берегите воду» -беседы о воде, о том, как её беречь -п/и « Ручеёк» |
3 неделя Роль воды в жизни животных | Познакомить детей с животными, которые живут на суше и в воде; учить детей внимательно слушать рассказ, стихотворения и отвечать на вопросы. | -беседа о роли воды в жизни животных -п/и « Ящерка», « Перелёт птиц» |
Декабрь 1 неделя Зимующие птицы | Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания об образе жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие к птицам. | -викторина о птицах -отгадывание загадок -рассматривание следов птиц на снегу -лепка птиц из природного материала |
2 неделя Домашние животные | Расширять знания детей о домашних животных: их образ жизни, повадки, польза для человека. Воспитывать любовь к животным. | -сочиняем сказку о домашнем животном -п/и « Пастух и стадо» -беседы о пользе молока, молочных продуктах -рисование и конструирование |
3 неделя Дикие животные | Дать детям представления о жизни диких животных зимой, формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к природе. | -презентация -загадки о животных -интересные факты из жизни животных |
4 неделя Животные красной книги | Познакомить с животными, занесёнными в красную книгу: почему их нужно беречь, защищать, кто ухаживает за ними; почему заповедники охраняются государством. | -беседа о заповедниках, о защите животных |
Январь 2 неделя Белый снег, пушистый | Закреплять знания детей о свойствах воды, льда и снега. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от погодных условий. | -опыты со снегом, льдом, водой. (лит-ра: « Организация….»стр.27) |
3 неделя Такие разные животные | Расширять знания детей о животных разных стран, их внешнем виде, повадках, питании, способах передвижения. | - В гостях у почемучки (детские рассуждения о животных: почему у жирафа длинная шея -потому что он есть свежие листья с верхушки деревьев) |
4 неделя Воздух | Познакомить детей с понятием воздух, учить выделять свойства воздуха (не видим, без запаха, легче воды) | -опыты с воздухом
|
Февраль 1 неделя Солнце | Познакомить детей с солнцем, показать на примере опытов о смене дня и ночи, времён года. | -опыт «День – ночь» -рассматривание энциклопедий по этой теме. |
2 неделя Свет в жизни животных | Рассказать детям о том, как животные используют свет, о животных, живущих под землёй. | -опытническая деятельность |
3 неделя Свет в жизни человека | На примере опытов, показать и рассказать о значении света и тепла для жизни людей. | -опыты « Что мы видим в темноте?» (Тёмные предметы в тени, фонарики) |
4 неделя По желанию детей | Исходя из темы занятия: развивать любознательность, интерес к изучаемым темам. | |
Март 1 неделя песок | Закреплять знания детей о свойствах песка: сыпучесть, пропускает воду, | - опыты с песком -рассказ об использование песка при изготовлении стекол |
2 неделя Глина | Закреплять знания о свойствах глины, расширять знания о народных (дымка) | - опыты с глиной (сравнение результатов песок+ глина) -лепка глиняных игрушек ( дымка) |
3 неделя Камни их разнообразие | Познакомить детей с камнями: их происхождение, свойства, разнообразие. | -рассматривание камней ( разновидность) |
4 неделя Магнит и его свойства | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявлять материалы, которые могут стать магнетическими, отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. | -опыты с магнитом и предметами. |
Апрель 1 неделя Виды растений | Учить различать и называть садовые, дикорастущие растения, различать их по строению, цвету, запаху. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе. | -д/и « Узнай растение» (по описанию, по загадке, по запаху) -опыты: Нужен ли свет, тепло, уход растениям? |
2 неделя Насекомые | Закреплять знания детей о насекомых, их пользе и вреде для растений, человека. | -п/и по теме -конструирование, рисование, лепка -рассматривание иллюстраций в журналах и беседа о насекомых. |
3 неделя Взаимосвязь растений и насекомых | Закреплять знания детей о взаимосвязях в природе: птицы и насекомые, насекомые и ягоды ит.д.) Учить устанавливать взаимосвязи живых организмов в природе. | -установление взаимосвязей в природе -рассматривание энциклопедий |
4 неделя Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить её. Уточнить знания о природе (лес, сад, огород). Учить трудиться в природе (помогать взрослым убирать мусор после зимы) | -д/и « Во саду ли в огороде?» -викторины о природе (закрепление пройденного) -наблюдения и рассматривание деревьев, веток, слушание птиц. |
Май 1 неделя Растения и чистота воздуха | Рассказать детям о пользе растений для очищения воздуха. | -опыт с растениями (как воздух влияет на жизнь растений) |
2 неделя Распространение семян | На примере опытов показать и рассказать детям о распространении семян растений в природе. | -опыты с семенами (что нужно, чтобы семена проросли) |
Итог работы кружка: выставка детских работ, фотографий, |
Ожидаемые результаты: Дети получат больше знаний, умений; смогут сами многое рассказать, показать. У них появиться интерес к изучению нового, интерес к природе. Дети научаться доказвать свое мнение, обсуждать с его с педагогам. Они научаться замечать новое, необчное в природе.
Литература: журналы « Дошкольное образование», «Дошкольник», « Непоседа»; статьи в интернете и научнх журналах, различные энциклопедии.
Дополнительнй материал:
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Цель викторины: экологическое воспитание дошкольников
Вопросы викторины с ответами
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда0
Задание 3.знатоки природы
Ответьте на вопросы:
1.Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики.)
2.Сильный ветер со снегом. (Метель.)
3.Самое пугливое животное. (Заяц.)
4.Пушной зверёк, который живёт в дупле? (Белка.)
5.Сок, какого дерева сладок? (Берёзы.)
6.Самое неуклюжее и косолапое животное? (Медведь.)
7.Прибор для измерения температуры? (Термометр.)
8.Какое животное больше похоже на человека(Обезьяна.)
9.Кто такой гиппопотам? (Бегемот.)
10. Царь зверей. (Лев.)
11.Король пустыни. (Верблюд.)
12. «Разлинованная лошадка»(Зебра.)
13.Самое высокое животное на земле. (Жираф.)
14.Самое колючее животное (Ёж.)
Задание 1.в осенний лес
1. Назовите птиц,которые осенью улетают в тёплые края?
(Ласточки, журавли, скворцы)
2. Из каких частей состоят грибы? (Из ножки, шляпки, грибницы)
3. Какую ягоду любит, есть медведь ? (Малину)
4. Что растёт в лесу кроме грибов и ягод? (Растения, деревья)
5. После какого времени наступает осень? (Лето)
6. Какие красные ягоды в лесу растут на деревьях? (Ягоды рябины)
7. Что можно приготовить из ягод? (Варенье).
Задание 2.
- Кто больше назовёт грибов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, опёнок….
- Кто больше назовёт ягод: малина, рябина, калина, клюква, рябина, черника….
- Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени: листопад, прохлада, спячка…
- Кто больше назовёт птиц, которые остаются зимовать: чижи, снегири, дятлы,синицы…
Задание 3.
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника).
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
Конспект беседы по экологии «Что мы знаем о воде?».
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход беседы:
В: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы). На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёная и красная краски.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стулики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В.:А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка -напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда нам верный друг,
Снимет грязь с лица и рук? без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли- жить нельзя нам без…
«Что мы знаем о воздухе»
Программное содержание:
- закрепить знания детей о воздухе, его свойствах; развивать навыки проведения опытов;
- совершенствовать навыки техники дыхания;
- закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры;
- познакомить детей с таким природным явлением , как ветер, его ролью в жизни природы и человека;
Материал: демонстрационный: воздушный шар, большая ёмкость с водой; тарелки с огурцом и луком, кораблики; раздаточный: по одному стакану, одной миске с водой, салфетки;
Ход:
Воспитатель: ребята закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?
(ответы детей). А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает свежий, лёгкий ветерок. Слышите?. А может мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки. Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
В: Посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и принес нам воздушный шарик ( влетает воздушный шарик)
Интересно, кто нам его отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете? (ответы детей – Вини Пух, Баба Яга, гуси лебеди, Змей Горыныч. Карлсон и др)
В: ребята, у меня тоже есть воздушный шарик (достает из кармана), но он, почему- то не летает как ваш. Интересно. Почему (обращается к детям)
Дети: потому что наш шарик заполнен воздухом, а твой нет.
В: А как надо заполнять воздухом и где его взять это воздух? А он, какой вкусный как варенье или конфеты? Назовите свойства воздуха, какие вы знаете (ответ детей: не имеет цвета, прозрачный, без запаха, легкий, легче воды).
Дети: Воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас. Карлсон: А как же узнать, что он есть везде?
Воспитатель. Наши дети сейчас покажут тебе опыт (дети и Карлсон садятся за столы)
Опыт 1.
Посмотрите у вас на столе мисочки с водой и стаканчики. Вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску, держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? ответы детей
Итак, мы узнали, что в стакане есть воздух и он не пускает туда воду.
Опыт 2.
А теперь снова опускаем стакан в воду вверх дном, но держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей видны пузырьки воздуха)
Правильно воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Карлсон: Все равно не знаю , как заполнить шарик? ( ответы детей нужно просто дуть, показывают)
Карлсон ( пытается надуть шарик у него не получается и он начинает кашлять), ой, я наверное заболел, что то я кашлять начал.
Воспитатель: Ты кашляешь, потому что не правильно дышишь. Нужно вдыхать носом, а выдыхать – ртом.
Карлсон: Какая разница, дыши как хочешь.
Воспитатель: Нет, Карлсон, ты неправ. Втяните носом воздух он проходит через дырочки внутри нас и по пути согревается, поэтому так важно в холодную погоду дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает воздух. Но и очищает его от пыли и микробов. Они оседают на волосках , имеющихся в носу. А ещё наши дети ежедневно выполняют дыхательную гимнастику. Что бы ни болеть.
1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придет к тебе покой.
И. П. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено
- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, как только вдох окончен делать продолжительный выдох через нос (4 раза), то же упражнение с левой ноздрёй.
2. «Дыхание» Тихо. Тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.
И. П. – о. с.- медленный вдох через нос задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот (2 раза)
Карлсон: Теперь я буду дышать правильно.
Воспитатель: Ребята, а ведь нос нам нужен не только для дыхания, а для чего еще?
Ответы детей: чтобы дышать.
Воспитатель: А что бы убедиться в этом, давайте поиграем в игру « Угадай по запаху».
Закройте глаза, зажмите нос руками, я пронесу мимо вас предмет, а вы угадайте, что это по запаху. Ну, что не удалось отгадать? А почему? (от детей нос был закрыт). А теперь уберите руку от носа и вздохните. Чувствуете? (игра повторяется 2 раза : огурец, лук). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух.
Карлсон: Ребята, когда я к вам летел, то встретил своего друга, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку – узнаете, кто это.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. ( Ветер)
Точно, это он ветер, мы любим с ним шалить. А что такое ветер? Воспитатель: Ветер- это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха? Ответ детей.
Карлсон: А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель: У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения. А что ветер умеет делать? А может ли ветер навредить человеку? (Предлагаю детям посмотреть небольшой видеофильм о ветре (ураган, ветряная мельница, парашютис , цунами) поясняю содержание фильма)
Воспитатель: Дети, а хотите на несколько минут стать ветром? (подзываю детей и Карлсона к « морю»). Подуйте на воду. Что получается (ответы детей) правильно волны, чем сильнее дуть, тем больше волн. Теперь опустите на воду парусные кораблики , дуйте на паруса, что происходит с корабликами ? А если нет ветра? (ответы детей). А если на море разбушевалась буря ( дети дуют сильнее). Здорово мы пошалили.
А теперь давайте напомним Карлсону все свойства воздуха: без запаха, легче воды, прозрачный, легкий, не имеет цвета. И с каким природным явлением мы познакомились? – ветер.
Молодцы, дети. Мы сегодня с вами славно потрудились. И вы, и Карлсон узнали много нового и интересного про ветер и воздух.
Карлсон: мне пора возвращаться домой, а что бы вы меня не забывали и чаще приглашали в гости, я дарю вам воздушные шарики (дарит шарики и прощается с детьми).
Беседа: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»
Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.
2. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.
3. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.
4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.
Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.
Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .... (Айболит)
(Одеваю халат и шапочку)
Айболит: - Здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?
- Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:
«Голубой платок, желтый колобок
По платку катается, людям улыбается».
- Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)
- Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?
Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.
- Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.
- Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.
Ребёнок: Мы на солнце полежали,
И друг друга не узнали.
Кто же мы – ребятки,
Или шоколадки.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».
- Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)
Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.
Он нам нужен для того,
Чтобы сделать вдох и выдох.
А когда он очень пыльный
А когда он очень грязный
Говорим мы: Ах! Ох! Ух!
Очень нужен всем на свете
Свежий, чистый… (воздух)
- Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи - в лёгкие.
- Какие свойства воздуха вы знаете?
- Мы его видим? Значит он прозрачный.
- У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.
-Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)
- У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)
Предлагаю вам отдохнуть.
Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»
- А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)
- Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.
- Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.
- А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!
- Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».
В глуши лесной, в глуши зелёной
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
Стеклом расплавленным бежит.
- Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)
- А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.
- Бывает и газообразная – это пар.
- Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)
- А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)
-Запомним правило: Пить только кипячёную воду.
- В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.
Течёт, течёт – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит.
(река)
Кругом вода, а с питьём – беда.
(море)
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(ручеёк)
- Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.
- Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)
- Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.
Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
(говорят хором)
Белый конверт (дидактические игры, загадки, стихи)викторина для………
1. «Кто больше?». Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество.
2. У этой попрыгушки
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Как зовут ее? (Лягушка.)
3. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) Как помогаем птицам в зимнее время?
2. Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом.)
3. Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, куница, заяц.)
4. Когда еж не колется? (Как только родился, потому что рождается без иголок.)
5. Какими лекарственными травами лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, мята, липа, душица.) Как правильно собирать травы?
6. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами.) Как охранять их место жительство?
Зеленый конверт (для детей)
1. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачи.)
2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?
3. Какое дерево является символом нашей Родины? (Береза.) Что нужно сделать, чтобы наша Родина была красивой лесной страной?
4. Какое дерево, кроме прочего, еще дает нам сок? (Береза.) Как правильно собирать сок?
5. Назовите признаки начала осени в живой природе.
6. Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук, еж.) Почему их нельзя будить?
7. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)
8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
9. На какой планете мы живем? (Земля.)
Желтый конверт (для болельщиков)
1. У какого дерева ствол белый? (Береза.)
2. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)
3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)
4. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц.)
IV. Подведение итогов. Заключение.
Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.
Что значишь ты без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы - твой конец.
Автор: С. Кирсанов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...