Ознакомление с окружающим миром " В окошко к нам Весна стучится "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казерова Лариса Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  миром  в старшей группе « В окошко к нам Весна стучится »  Занятие содержит в себе такие программные задачи как : Обобщать и систематизировать представления детей о временах года. Уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно. Учить детей устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  миром

« В окошко к нам Весна стучится »

Программные задачи:

Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.

Уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно;

Учить детей устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Расширять и уточнять словарь по теме «Весна».

Воспитывать любовь (чувство эмпатии) к природе.

Методы и приемы: беседа, художественное слово (загадки, заклички, стихи), дидактические игры, рассказ воспитателя, рассказы детей по моделям.

Предварительная работа:

Рассказывание по моделям о временах года на занятиях и во внезанятийной деятельности.

Заучивание заклички о солнышке.

Д/и «Четвертый лишний» (по временам года).

Д/и «Поручение» (найди и назови время года).

Словесные игры по временам года.

Загадывание загадок по временам года.

Рассматривание репродукций картин русских художников по времени года.

Наблюдения в природе.

Чтение рассказов и стихов о временах года.

Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года. О каких – вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

Снег на полях

Лед на реках

 Вьюга гуляет,

 Когда это бывает?                (Зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

 День прибывает,

 Когда это бывает?                (Весной)

Какое время года закончилось?

Какое время года наступило?

Весенние месяцы – март, апрель, май.

Какой сейчас месяц?

Март – первый весенний месяц. В марте начинает таять снег, капает капель с крыш и сосулек, поэтому март в народе называют капельником (повтор слова). В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник (повтор слова).

В начале весны часто теплые дни сменяются опять холодом, веет вьюга, идет снег. Но проходит несколько дней, и весна вновь вступает в свои права.

Послушайте, как русский поэт Федор Иванович Тютчев написал об этом времени в своем стихотворении.

 Стихотворение «Зима недаром злится» читает заранее подготовленный ребенок.

 ‹1836›

 Сейчас только начало весны и в природе мало произошло изменений. В старину, чтобы весна поскорее пришла, пели заклички.

 Кто может объяснить слово «закличка»? От каких слов оно произошло? (кликать, кричать, громко звать).

 Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Их сочинил народ, они передавались из уст в уста, т.е. из одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Их сочинил народ, а не один автор. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет дождливое, холодное лето – не созреет урожай, будет палить нещадно солнце – сгорят посевы. Вот и верили люди, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет хороший, будет чем кормиться зимой.

 Как вы думаете, с чего начинаются все весенние изменения в природе, что на них влияет? (Солнце начинает светить ярче).

 Конечно, с солнышка. Вы хотите, чтобы весна побыстрее стала теплой и дружной? Давайте обратимся к солнышку с закличкой. Будем отбивать ритм хлопками. Сначала произнесем закличку тихо-тихо, потом погромче, потом – совсем громко.

 Солнышко, повернись!

 Красное, разожгись!

 С весною красною вернись!

 В дорогу выезжай

 Зимний холод прогоняй.

            Что наше солнышко растопит в первую очередь? (снег, сугробы). Давайте поиграем в игру «Снежный сугроб» (физкультминутка).

             Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки « в кучу»).

             Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорее! Пора!» Не выдержал сугроб и рассыпался. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли веселые ручейки. Побежали землю будить.

             Дети изображают ручейки: разбегаются по группе. Используется музыка П.И. Чайковского «Времена года».

             - Кого вы хотите разбудить, ручейки? (деревья, траву, цветы, реки, пруды)

             - Как река просыпается от сна? (Лед трескается и по реке идут большие льдины. Это ледоход).

             - Как просыпаются деревья? (Они напиваются талой воды, их припекает весеннее солнышко, почки набухают и раскрываются зеленые листочки).

              Ребята, вы уже большие, и много знаете о временах года. Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?» (Дети в парах по моделям рассказывают о характерных явлениях в природе зимой и весной. Первый ребенок: зимой солнце светит, но плохо греет, поздно встает и рано ложиться, поэтому день короткий, низко поднимается над землей. Второй ребенок: весной солнце яркое, теплое, высоко над землей поднимается, рано встает и поздно ложится, поэтому день длинный и т.д.)

 А теперь предлагаю найти каждому по одной картинке, где изображена весна и объяснить свой выбор. (Проводиться д/и «Поручение», объясняют: «Я считаю, что у меня весна, потому что… на картинке проталины).

 Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко» о весне (игра с мячиком).

Подбор названий действий к названиям предметов, объектов.

Солнце (что делает?) - светит, деревья (что делают?) – качаются, просыпаются, снег (что делает?) – тает, почки (что делают?) – набухают, листья (что делают?) – распускаются, трава (что делает?) – зеленеет, ручьи (что делают?) – бегут, лед (что делает?) – трескается, плывет.

Подбор названий признаков к названию объекта.

Солнце (какое?) – яркое, лучистое, высокое, небо (какое?) – чистое, голубое, прозрачное, ветер (кокой?) – легкий, теплый, дождь (какой?) – весенний, облака (какие?) – легкие, пушистые, воздушные, снег (какой?) – рыхлый, серый, грязный, ручей (какой?) – звонкий, трава (какая?) – зеленая.

             Ребята, вы очень хорошо занимались сегодня, думаю, что солнце теперь будет ярче светить и весна у нас будет дружная, теплая.

             - Какое у вас настроение стало?

             - Что больше всего понравилось на занятии?

В завершении подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром воспитанников средней группы «Вестники весны»

Материал поможет обобщить знания детей о перелётных птицах в весенний период: их повадках, образе жизни, о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении....

Ознакомление с окружающим миром "Как звери и птицы весну встречают"(20.04.-24.04.2020)

Рекомендации для родителей в формате# Сидимдомаспользой...

Ознакомление с окружающим миром "Как звери и птицы весну встречают"(20.04.-24.04.2020)

Рекомендации воспитателям по работе с родителями в формате #Сидимдомаспользой...

Ознакомление с окружающим миром "Как звери и птицы весну встречают"(20.04.-24.04.2020)

Рекомендации для родителей ы формате#Сидимдомаспользой...