"Увлекательное путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятия географией формируют у детей стремление познавать мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности в целом: происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, представления, воображения; дети учатся воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать; у них расширяется кругозор, формируется эрудиция, развивается система отношений – с собой, с другими людьми, с миром в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_afriku.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Увлекательное путешествие в Африку.
Цель: Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.
Задачи:
- дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
- формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
- уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности;
- закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;
- уточнить и расширить представление детей с правилах поведения в общественных местах;
- закрепит умение классифицировать животных;
- закрепить навыки и умения детей делить слова на слоги, определение места звука в слове: понятия «согласный» и «гласный» звуки;
- развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.
- активизировать словарный запас, развивать связную речь;
- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие от путешествия в Африку.
Оборудование: карта, игрушка обезьяны, иллюстрации, аудиозапись, фрукты.
Организационный момент.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу самую нежную улыбку.
Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие.
Послушайте, что я вам расскажу:
«Приплыл по океану «На дальнем жарком юге, |
- дети, нашу обезьянку зовут Микки. Видите, ребята, обезьянка какая грустная, невеселая. Она тоскует, очень хочет на свою родину. Поможем ей вернуться на ее родину?
- А знаете ли вы, где живут обезьяны?
- А в Африки нет снега и пурги.
- А в Африки не носят сапоги
- А в Африке лишь солнце и жара.
- И не несется в Африке на санках детвора.
Попробуйте сами найти Африку на карте. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета? Как думаете, что обозначает желтый цвет?
- Пустыню.
- Итак, я предлагаю отправиться в Африку на корабле.
де бы человек не находился; он должен соблюдать определенные правила. Для чего?
- Чтобы уберечь от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать.
- Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле?
- Не перегибаться через борт.
- Итак, в путь! Плыть предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго?
- Путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно.
(Аудиозапись плывущего корабля).
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.
Вот мы и добрались до Африки. В Африке много пустынь.
- Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
- Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.
Как же они обходятся без воды? (ответы)
- У них очень длинные корни. Зачем растениям такие длинные корни?
- Доставать воду, которая глубоко под землей.
- Кажется. на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.
- Кто это? (показ картинки)
- Как еще называют верблюда?
- Кораблем пустыни.
- Почему так думаете?
- Движения плавные как у корабля.
- Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
- Почему им не жарко в пустыне?
- Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
- Песок очень горячий, что обжигает ноги.
- Чем защищены они у верблюда?
- Копытами.
- Они устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
- Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность. Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны?
- Нет.
- Почему вы так думаете?
- Нет деревьев, растительности, бананов.
- Скажите, а где могут жить обезьяны?
- В джунглях, тропиках.
- Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше и послушаем.
(имитация поездки, аудиозапись).
Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).
Это - оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады.
Вода здесь ценится на вес золота. Современная техника позволяет во многом решить проблему нехватки воды (строят каналы, водохранилища).
- Возьмите «рули» отправления. Поехали дальше.
Впереди - Африканская саванна.
Чем покрыта земля в саванне? (травой, она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей, кое - где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада. Летом бобуаб сбрасывает листья. Как думаете, почему.
- Чтобы меньше испарялась вода.
- Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. (аудиозапись)
Что за зверь рычит?
- Лев.(показ иллюстрации).
- Это царь зверей - лев.
Где же он, почему мы его не видим?
- Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы.
- Почему льву важно быть незаметным?
- Он хищник, выслеживает добычу.
- На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы Тяжелы, неторопливы, склонны к царственной лености. А чем внешне отличаются львы от львицы?
- У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет.
- На кого охотятся львицы?
- Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели.
(показ иллюстраций).
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников?
- Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают.
- Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
- Что делать зебре?
- Защищаться.
- Средство защиты зебр - удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
- В саванне живет самое высокое животное на земле.
- Почему же жираф выглядит гордо и важно?
- У него длинная шея, ноги.
- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2 - этажный дом, половина высоты приходится на шею.
- Зачем ему такая шея?
- Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.
-У жирафа передние ноги длиннее задних, а хвост длинной в метр. Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, газели.
А вот Африканские гиганты. Узнали вы их?
- Слоны.
(показа)
- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?
- Нет, слон - могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится.
- Самое удивительное у слона - хобот.
Что делает им слон?
- С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.
- А наше путешествие продолжается. Перед нами река Нил. Ребята, вы устали? И Микки устала! Давайте отдохнем.
Физминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз. два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Вместе раз, это брасс,
Одной рукой - это кроль
Все как один
Плывем как дельфин
Как хорошо отдохнули.
- По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки. Чему радуется обезьяна? Вы не догадываетесь, почему?
- Она вернулась на родину.
- Ребята, какой удивительный континент Африка. здесь и пустыни есть, и саванна, и разнообразные животные. Как вы думаете, на каком континенте мы с вами живем? Я думаю мы живем в Бразилии. Ты со мной согласен? Я предлагаю вам помочь животным найти свой дом.
Игра «Кто где живет?».
- Какие ребята вы, молодцы! Я предлагаю вам отгадать загадку.
Знают этот фрукт детишки
Любят есть его мартышки
Родом он из жарких стран
В тропиках растет (банан)
- Молодцы! Как думаете, сколько слогов в этом слове?
- Два.
- Назовите первый слог.
- Ба.
- Назовите второй слог.
- Нан.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Б.
- Какой это звук?
- Согласный
- Второй звук какой?
- А - гласный.
- Напечатайте его на доске.
- Правильно, молодцы!.
- Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами разбирали слово банан, она спряталась. А вот и Микки. Смотрите, она принесла нам зеленые бананы. Микки просит, чтобы мы помогли им побыстрее созреть.
Подойдите к столам, перед вами лежать салфетки, скатайте колючки и приклейте на край банана. (работа детей в подгруппах).
- Какие спелые бананы получились.
- Какие замечательные бананы получились. Обезьянка очень довольна и говорит вам спасибо. И принесла нам волшебные фрукты, как только мы их попробуем окажемся в группе.
- Ребята, встаньте в круг и скажите, вам понравилось путешествие. А теперь похвалите себя. (дети хвалят себя, гладят по голове)
- Всем большое спасибо, отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."
Интегрированное занятие с детьми и родителями: Путешествие в Африку. Цель. Помочь детям ощутить радость от совместной ...
игра-путешествие "Путешествие в Африку"
Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в Африку....
"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"
спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.Задачи.Образовательные:1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического по...
Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»
Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка» Ведущий произносит вступительное слово....
Занятие-путешествие по физкультуре «Путешествие в Африку»
Занятие-путешествие по физкультуре Тема: «Путешествие в Африку»Группа: старшая (5-6 лет)Цель – создание условий для формирования двигательного опыта, развитие способности...
Сценарий игра-путешествие детей средней группы «Увлекательное путешествие в страну Здоровья»
Сценарий игра-путешествие детей средней группы «Увлекательное путешествие в страну Здоровья» Цель: повысить у детей интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.Задачи:...