Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования. Тема: « Каменный уголь и мел».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ильина Ульяна Владимировна

Конспект по экспериментированию с углем и мелом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ilina_u.v.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

      Районный творческий конкурс «Педагог – педагогу»

                                Номинация «Урок».

          Занятие по ознакомлению с окружающим

                с элементами экспериментирования.

 

                              Тема: « Каменный уголь и мел».

                                                     

                                                                       Ильина Ульяна                                                                                                    

                                                                           Владимировна,

                                                                                                  воспитатель

                                                                                   структурного подразделения

                                                                                           «Детский сад п. Сия»

                                                                                      МОУ «Сийская средняя

                                                                                                  школа №116»

                                                                                        МО «Пинежский район»

                                 Программа «Воспитание и обучение в детском саду»

                                                      под ред. М.А.Васильевой.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела, его добычей и использованием. Закрепить умение обследовать предмет с помощью различных органов чувств,  называть его  свойства и особенности. Продолжать работу по развитию связной монологической речи детей, составлению описательных рассказов, посредством использования мнемотехники. Поддерживать интерес к опытнической работе; развивать такие психологические процессы, как память, внимание, мышление. Воспитывать интерес к неживой природе.

Материал:

Игрушечные персонажи «Уголек» и «Мелок», карточки с изображением объектов живой и неживой природы, мнемодорожка, отображающая свойства угля и мела , коробочка – сюрприз с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки ( по количеству детей), салфетки, молоток, мультимедиа проектор (презентация на тему «Добыча угля и мела»).

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на котельную п. Сия .

Цель: наблюдения за разгрузкой угля.

Дать детям знания о том, что уголь необходим  для работы котельной, благодаря ему в наших домах тепло;  его привозят к нам в вагонах по железной дороге, переработанный уголь называется шлаком.

  1. Беседа о полезных ископаемых.

Цель: знакомство с  понятием:  полезные ископаемые.

Предложить детям рассмотреть:  каменный уголь, торф, известняк, гранит, мрамор. Рассказать, где и каким образом добываются полезные ископаемые, где и в каких отраслях их используют. Познакомить с условным значком, которым обозначают на карте кам. уголь, торф, известняк, мрамор.

  1. Слов. игра: «Живое – неживое» ( с мячом).
  2. Слов. игра «Шахтер» ( Дети в роли шахтера показывают и рассказывают, что они делают в шахте ( используется схема – рисунок шахты).
  3. Работа с лупой.
  4. Знакомство с мнемодорожкой. Составление описательных рассказов по мнемодорожке.

Методические и игровые приемы:

  1. Экскурсия в экспериментальную лабораторию.
  2. Дидактическая игра «Живое не живое».
  3. Сюрпризный момент: приход в лабораторию гостей «Мелка» и «Уголька».
  4. Загадывание загадок о каменном угле и меле.
  5. Опыты с каменным углем и мелом.
  6. Рассказ воспитателя.
  7. Использование  презентации «Добыча каменного угля и мела».
  8. Работа с мнемодорожкой.

Ожидаемый результат:

-  повышение уровня интеллектуального развития детей;

- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам в лаборатории;

- повышение уровня сформированности связной монологической речи посредством использования мнемотехники.

                                                        Ход занятия:

1.Вводная часть.

Организационный момент.

- Ребята, вы любите делать опыты? (ответы детей)

- Что ж, сегодня мы с вами  побываем в экспериментальной лаборатории. Согласны? (ответы детей).

2. Основная часть.

Чтобы пройти в нее, нам нужны пропуска. Каждому из вас я выдам такой «пропуск» ( карточки с изображением объектов живой и неживой природы). Вспомните, пожалуйста, признаки живой и неживой природы.

- Назовите признаки живой природы.(дышит, растет, питается, размножается, двигается).

- У входа в лабораторию стоят два «автомата – охранника» ( магнитные доски), вы должны внимательно посмотреть на «пропуска» и предъявить его нужному «охраннику». Этому «охраннику» предъявляем «пропуска» с изображением объектов живой природы, а этому наоборот с объектами неживой природы. /Приложение 1/

Игра «Живое – неживое» ( дети самостоятельно анализируют и прикрепляют свои «пропуска»  нужному «охраннику»).

- Молодцы! Теперь мы можем пройти в нашу экспериментальную лабораторию, пожалуйста, проходите и садитесь на места.

- Ребята, а расскажите, пожалуйста, почему мы лабораторию называем экспериментальной? (потому что здесь мы делаем различные эксперименты).

- Да, конечно, и сегодня мы с вами тоже будем экспериментировать.

- Ой, ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. Наверное, кто-то вместе с нами хочет поработать в лаборатории. Я сейчас посмотрю… ( воспитатель вносит игрушечных персонажей «Уголька» и «Мелка»). /Приложение 2/

- Дети, к нам в лабораторию пришли неизвестные гости. Давайте поздороваемся с ними… ( дети здороваются).

- Что-то они молчат, ничего нам не отвечают. (обращается к персонажам). Скажите пожалуйста, как вас зовут? Опять молчат…

-  Я догадалась, они не умеют разговаривать. А давайте, мы с вами сами придумаем им имена.

- Скажите, на кого они похожи? ( ответы детей).

- Ой, ребята, я совсем забыла, у них же с собой есть коробочка с сюрпризом. Давайте я сейчас загляну в неё, может тогда мы узнаем, о том, кто это. (заглядывает в коробочку и достает оттуда карточки с загадками).

- Ребята, а здесь лежат загадки, давайте попробуем их отгадать.

Загадка 1 : Белый маленький комочек,

                   Рисует, пишет на доске.

 Им белят потолки и печки.

 Он растворяется в воде.

Превратится он легко в молоко.(мел).

- А какой из них мел, как вы думаете? Почему? ( ответы детей).

Загадка2: С виду неприглядный камень,

                 Он в земле лежит пластами,
                Что б наверх его поднять,

                 Надо в шахте побывать.

                Он имеет черный цвет.

                Всем дает тепло и свет. (уголь)

- Значит перед нами уголь и мел. Ребята, а мне так хочется дать им ласковые имена. Измените слова уголь и мел, так, чтобы получилось ласково. (ответы детей). Молодцы! Давайте остановимся на двух ласковых именах «Уголек» и «Мелок».
- Ребята, а они с собой в коробочке принесли камни, давайте рассмотрим их, составляя при этом  мнемодорожку, чтобы нам потом легче было рассказывать о них. (достает из коробочки каменный уголь).

- Первое, что мы будем называть, посмотрите на квадрат, здесь стоит знак вопроса, о чем мы говорим? ( что это?)

- Да, конечно, и что же это? ( каменный уголь)

- Следующее, о чем мы должны сказать? (Какого он цвета?        

   Черного).Выкладываем условное обозначение на доску.

- А сейчас найдите похожий  камень у себя на подносе и возьмите его в руки

- Он твердый,  или мягкий? (твердый). Выкладываем условное обозначение.

- Как вы думаете, он прочный? (ответы детей).

- Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, что с ним произойдет. (рассыпался на кусочки).

- Как вы думаете, почему это произошло? ( ответы детей).

- Да, ребята каменный уголь не  прочный, а хрупкий, он рассыпается под воздействием  удара молотка. Выкладываем условное обозначение.

- Для того, чтобы вы смогли убедиться, что есть и прочные камни, у нас в лаборатории есть и другие образцы. Вот, например, камень под названием гранит, посмотрите, я ударю по нему молотком. Что произошло? (ничего). Он очень прочный, с ним мы познакомимся  на других занятиях.

- А сейчас положите каменный уголь на поднос и посмотрите на свои руки,  что вы видите? (они грязные). Что мы можем сказать о каменном  угле? ( он пачкается). Выкладываем условное обозначение. Вытрите руки салфеткой.

— Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы  видите? (Он бугристый, как дерево...).

- Это потому что его  основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

- А сейчас посмотрите, он имеет блеск или нет? (да). Выкладываем условное обозначение.

- Теперь мы с вами давайте проверим его плавучесть. Как вы думаете, что произойдет с каменным углем, если его опустить в воду? (ответы детей).

- Хотите убедиться в этом, возьмите стаканчики с водой и тихонечко опустите уголь в воду, что вы видите? ( утонул, вверх поднимаются пузырьки, вода помутнела).

- Значит, что мы можем сказать о каменном угле?

- Почему он утонул? (он тяжелый). Выкладываем условное обозначение.

- Может кто-то из вас знает, почему поднимаются на поверхность воды пузырьки? (в каждом предмете есть воздух).

- Да, и при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

- Ребята, а как проверить, растворяется ли каменный  уголь в воде? (помешать воду палочкой).

- Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? ( нет). Так, растворяется или нет каменный уголь? (не растворяется). Выкладываем условное обозначение.

- Должна вам заметить, что каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Запомните это!

- А как вы думаете, нужен ли каменный уголь  людям? (да).

-  Где мы можем увидеть каменный уголь у нас в поселке? (на котельной)

-  А для чего он там нужен? ( ответы детей).

- Да, ребята, уголь хорошо горит и при этом дает много тепла, поэтому он идет на отопление. наших домов, детского сада, школы и других жилых помещений, т.е. его используют как топливо. Кроме этого его применяют при  выплавки чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.

- А где, ребята, добывают каменный уголь, кто из вас знает? ( в шахтах).

- А хотели бы вы побывать там?  (да). Тогда внимание на экран.

Идет показ презентации на тему «Добыча каменного угля»

Сопровождается рассказом воспитателя: Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Вот так и к нам в поселок попал уголь, который выгрузили около нашей котельной.

- У нас есть немало месторождений каменного угля и все они отмечены на карте специальным значком. Покажите мне этот значок. (вызывается ребенок). Все согласны? /Приложение2/

- Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который работает в шахте? (шахтер).

- А давайте мы с вами тоже на время станем шахтерами.

Физкультминутка « Мы шахтеры».

Чтобы уголь добывать                   Руки в стороны, кулаки сжаты

Надо много сил отдать.                 Сгибаем руки к плечам.

Под землею опуститься глубоко   Присесть, встать.

Найти пласты угля                         Повороты вправо, влево.

Не так уж легко.

И отбойным молотком                   Имитируем движения работы

Уголь мы отобьем.                          молотком и лопатой.

Погрузим в вагонетки

По рельсам повезем.

На специальном лифте                   Подняться на носочки, руки вверх.

Поднимем на поверхность.    

В вагоны погрузим.                        Встаем  друг за другом,

Отвезем туда, где нужен.               Движемся «поездом».

- Ребята, я в коробочке наших гостей нашла еще один камень. Как вы думаете, что это?  (ответы детей).

- А сейчас найдите его на своих подносах и внимательно рассмотрите.

- Итак, первый знак мнемодорожки. «?». Что же это? (мел). Выкладываем условное обозначение.

- Смотрим дальше. Какого он цвета? (белого). Выкладываем условное обозначение.

- А сейчас возьмите его в руки. Какой он на ощупь?  ( мел твердый). Выкладываем условное обозначение.

- Ребята, а хотите проверить, что же тверже каменный уголь, или мел? Тогда возьмите дощечку, которая лежит у вас на столе и проведите по ней мелом. А сейчас тоже самое сделайте, но уже каменным углем. Что вы можете сказать о них?  ( ответы детей). Да, ребята, мел мягче каменного угля. Когда мы пишем им на доске, он крошится, сыплется,  а каменный уголь нет, он только царапает доску,  т.е. мел более хрупкий,  чем каменный уголь.

- А сейчас положите оба предмета и посмотрите на свои руки. Что вы можете о них сказать? Руки все испачканы мелом, еще больше, чем в случае использования каменного угля. (вытрите руки салфеткой).

- Имеет ли он блеск как каменный уголь?  (нет). Ребята, мы можем сказать про него, что он матовый.Повторите, пожалуйста.( ответ детей) Выкладываем условное обозначение.

- Рассмотрите его через лупу. Что вы видите?  (маленькие дырочки, травинки). Это потому что мел, или по научному его называют известняк – состоит из полузатвердевшего морского ила, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.

- Что у нас произошло с каменным углем, когда мы его опустили в стакан с водой? (утонул). Как вы думаете, что произойдет с  мелом, если его опустить в воду? (ответы детей).Что ж, давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду.

- Что произошло? ( мел утонул, вода помутнела). Выкладываем условное обозначение.

- Как вы думаете,  почему это произошло?  (мел тяжелый, он растворяется в воде).

- Да, ребята, мел растворяется в воде. Он состоит из морских микроорганизмов и водорослей.

- А как вы думаете, мел приносит какую нибудь пользу людям?   (да).

- А какую? Где его используют? ( ответы детей).

- Да, ребята, мел нужен не только для рисования, его используют и в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, для производства цемента и извести. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств, зубных порошков, паст.

Идет презентация на тему: « Добыча известняка».

Сопровождается рассказом воспитателя:

Мел залегает на разных глубинах. Его можно увидеть на отмелях рек и глубоко под землей. Его добывают во многих областях нашей страны и в нашей области в том числе… Кроме России известняк добывают в таких странах, как Франция и Великобритания.

  - А кто нам сейчас покажет, каким значком на карте отмечены места залежей известняка? ( вызывается один ребенок). Все согласны?

  - Ребята, с какими двумя полезными ископаемыми мы познакомились сегодня в лаборатории? ( мелом и углем). Я думаю, что и наши гости «Мелок» и «Уголек», внимательно прослушали все наши сообщения, узнали много интересного о себе и хотели бы рассказать, но к сожалению, не могут. Давайте мы им поможем. Каждый из вас по очереди будет сначала «мелком», а потом «угольком» и при помощи мнемодорожки, которую мы сегодня составили, мы вспомним все их свойства. Каждый из вас будет называть одно из них, передавая «Мелка», а затем «Уголька» из рук в руки.

Итак начинаем рассказ: (воспитатель показывает значки мнемодорожки, дети называют основные свойства угля и мела)

Я – мел. Я – белого цвета. Я –твердый.  (хрупкий, матовый, оставляю следы(пачкаюсь),  растворяюсь в воде, тяжелый,  имею в своем составе воздух). /Приложение 3/

Аналогично с каменным углем: Я – уголь, черного цвета, твердый, хрупкий, блестящий, пачкаю руки, не растворяюсь в воде, тяжелый, имею в своем составе воздух.  /Приложение3/

3. Заключение.

- Ребята, вам понравилось экспериментировать? (ответы детей)

- Вы молодцы, очень дружно занимались, правильно отвечали на вопросы, думаю, что узнали много нового и интересного. Ну, а сейчас мы скажем нашим новым друзьям «Мелку» и «Угольку»:  «До свидания!», пусть они остаются в нашей лаборатории, чтобы и другие ребята смогли познакомиться с ними.  А нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД по ознакомлению с окружающими элементами экспериментирования в раннем возрасте по теме: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»

В  конспекте собран материал по проведению НОД по ознакомлению с окружающими  элементами экспериментирования в раннем возрасте по теме:«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования Тема: «Моя семья»

Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи....