Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования. Тема: « Каменный уголь и мел».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект по экспериментированию с углем и мелом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ilina_u.v.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный творческий конкурс «Педагог – педагогу»
Номинация «Урок».
Занятие по ознакомлению с окружающим
с элементами экспериментирования.
Тема: « Каменный уголь и мел».
Ильина Ульяна
Владимировна,
воспитатель
структурного подразделения
«Детский сад п. Сия»
МОУ «Сийская средняя
школа №116»
МО «Пинежский район»
Программа «Воспитание и обучение в детском саду»
под ред. М.А.Васильевой.
Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела, его добычей и использованием. Закрепить умение обследовать предмет с помощью различных органов чувств, называть его свойства и особенности. Продолжать работу по развитию связной монологической речи детей, составлению описательных рассказов, посредством использования мнемотехники. Поддерживать интерес к опытнической работе; развивать такие психологические процессы, как память, внимание, мышление. Воспитывать интерес к неживой природе.
Материал:
Игрушечные персонажи «Уголек» и «Мелок», карточки с изображением объектов живой и неживой природы, мнемодорожка, отображающая свойства угля и мела , коробочка – сюрприз с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки ( по количеству детей), салфетки, молоток, мультимедиа проектор (презентация на тему «Добыча угля и мела»).
Предварительная работа:
- Экскурсия на котельную п. Сия .
Цель: наблюдения за разгрузкой угля.
Дать детям знания о том, что уголь необходим для работы котельной, благодаря ему в наших домах тепло; его привозят к нам в вагонах по железной дороге, переработанный уголь называется шлаком.
- Беседа о полезных ископаемых.
Цель: знакомство с понятием: полезные ископаемые.
Предложить детям рассмотреть: каменный уголь, торф, известняк, гранит, мрамор. Рассказать, где и каким образом добываются полезные ископаемые, где и в каких отраслях их используют. Познакомить с условным значком, которым обозначают на карте кам. уголь, торф, известняк, мрамор.
- Слов. игра: «Живое – неживое» ( с мячом).
- Слов. игра «Шахтер» ( Дети в роли шахтера показывают и рассказывают, что они делают в шахте ( используется схема – рисунок шахты).
- Работа с лупой.
- Знакомство с мнемодорожкой. Составление описательных рассказов по мнемодорожке.
Методические и игровые приемы:
- Экскурсия в экспериментальную лабораторию.
- Дидактическая игра «Живое не живое».
- Сюрпризный момент: приход в лабораторию гостей «Мелка» и «Уголька».
- Загадывание загадок о каменном угле и меле.
- Опыты с каменным углем и мелом.
- Рассказ воспитателя.
- Использование презентации «Добыча каменного угля и мела».
- Работа с мнемодорожкой.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня интеллектуального развития детей;
- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам в лаборатории;
- повышение уровня сформированности связной монологической речи посредством использования мнемотехники.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Организационный момент.
- Ребята, вы любите делать опыты? (ответы детей)
- Что ж, сегодня мы с вами побываем в экспериментальной лаборатории. Согласны? (ответы детей).
2. Основная часть.
Чтобы пройти в нее, нам нужны пропуска. Каждому из вас я выдам такой «пропуск» ( карточки с изображением объектов живой и неживой природы). Вспомните, пожалуйста, признаки живой и неживой природы.
- Назовите признаки живой природы.(дышит, растет, питается, размножается, двигается).
- У входа в лабораторию стоят два «автомата – охранника» ( магнитные доски), вы должны внимательно посмотреть на «пропуска» и предъявить его нужному «охраннику». Этому «охраннику» предъявляем «пропуска» с изображением объектов живой природы, а этому наоборот с объектами неживой природы. /Приложение 1/
Игра «Живое – неживое» ( дети самостоятельно анализируют и прикрепляют свои «пропуска» нужному «охраннику»).
- Молодцы! Теперь мы можем пройти в нашу экспериментальную лабораторию, пожалуйста, проходите и садитесь на места.
- Ребята, а расскажите, пожалуйста, почему мы лабораторию называем экспериментальной? (потому что здесь мы делаем различные эксперименты).
- Да, конечно, и сегодня мы с вами тоже будем экспериментировать.
- Ой, ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. Наверное, кто-то вместе с нами хочет поработать в лаборатории. Я сейчас посмотрю… ( воспитатель вносит игрушечных персонажей «Уголька» и «Мелка»). /Приложение 2/
- Дети, к нам в лабораторию пришли неизвестные гости. Давайте поздороваемся с ними… ( дети здороваются).
- Что-то они молчат, ничего нам не отвечают. (обращается к персонажам). Скажите пожалуйста, как вас зовут? Опять молчат…
- Я догадалась, они не умеют разговаривать. А давайте, мы с вами сами придумаем им имена.
- Скажите, на кого они похожи? ( ответы детей).
- Ой, ребята, я совсем забыла, у них же с собой есть коробочка с сюрпризом. Давайте я сейчас загляну в неё, может тогда мы узнаем, о том, кто это. (заглядывает в коробочку и достает оттуда карточки с загадками).
- Ребята, а здесь лежат загадки, давайте попробуем их отгадать.
Загадка 1 : Белый маленький комочек,
Рисует, пишет на доске.
Им белят потолки и печки.
Он растворяется в воде.
Превратится он легко в молоко.(мел).
- А какой из них мел, как вы думаете? Почему? ( ответы детей).
Загадка2: С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами,
Что б наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Он имеет черный цвет.
Всем дает тепло и свет. (уголь)
- Значит перед нами уголь и мел. Ребята, а мне так хочется дать им ласковые имена. Измените слова уголь и мел, так, чтобы получилось ласково. (ответы детей). Молодцы! Давайте остановимся на двух ласковых именах «Уголек» и «Мелок».
- Ребята, а они с собой в коробочке принесли камни, давайте рассмотрим их, составляя при этом мнемодорожку, чтобы нам потом легче было рассказывать о них. (достает из коробочки каменный уголь).
- Первое, что мы будем называть, посмотрите на квадрат, здесь стоит знак вопроса, о чем мы говорим? ( что это?)
- Да, конечно, и что же это? ( каменный уголь)
- Следующее, о чем мы должны сказать? (Какого он цвета?
Черного).Выкладываем условное обозначение на доску.
- А сейчас найдите похожий камень у себя на подносе и возьмите его в руки
- Он твердый, или мягкий? (твердый). Выкладываем условное обозначение.
- Как вы думаете, он прочный? (ответы детей).
- Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, что с ним произойдет. (рассыпался на кусочки).
- Как вы думаете, почему это произошло? ( ответы детей).
- Да, ребята каменный уголь не прочный, а хрупкий, он рассыпается под воздействием удара молотка. Выкладываем условное обозначение.
- Для того, чтобы вы смогли убедиться, что есть и прочные камни, у нас в лаборатории есть и другие образцы. Вот, например, камень под названием гранит, посмотрите, я ударю по нему молотком. Что произошло? (ничего). Он очень прочный, с ним мы познакомимся на других занятиях.
- А сейчас положите каменный уголь на поднос и посмотрите на свои руки, что вы видите? (они грязные). Что мы можем сказать о каменном угле? ( он пачкается). Выкладываем условное обозначение. Вытрите руки салфеткой.
— Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы видите? (Он бугристый, как дерево...).
- Это потому что его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
- А сейчас посмотрите, он имеет блеск или нет? (да). Выкладываем условное обозначение.
- Теперь мы с вами давайте проверим его плавучесть. Как вы думаете, что произойдет с каменным углем, если его опустить в воду? (ответы детей).
- Хотите убедиться в этом, возьмите стаканчики с водой и тихонечко опустите уголь в воду, что вы видите? ( утонул, вверх поднимаются пузырьки, вода помутнела).
- Значит, что мы можем сказать о каменном угле?
- Почему он утонул? (он тяжелый). Выкладываем условное обозначение.
- Может кто-то из вас знает, почему поднимаются на поверхность воды пузырьки? (в каждом предмете есть воздух).
- Да, и при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
- Ребята, а как проверить, растворяется ли каменный уголь в воде? (помешать воду палочкой).
- Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? ( нет). Так, растворяется или нет каменный уголь? (не растворяется). Выкладываем условное обозначение.
- Должна вам заметить, что каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Запомните это!
- А как вы думаете, нужен ли каменный уголь людям? (да).
- Где мы можем увидеть каменный уголь у нас в поселке? (на котельной)
- А для чего он там нужен? ( ответы детей).
- Да, ребята, уголь хорошо горит и при этом дает много тепла, поэтому он идет на отопление. наших домов, детского сада, школы и других жилых помещений, т.е. его используют как топливо. Кроме этого его применяют при выплавки чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.
- А где, ребята, добывают каменный уголь, кто из вас знает? ( в шахтах).
- А хотели бы вы побывать там? (да). Тогда внимание на экран.
Идет показ презентации на тему «Добыча каменного угля»
Сопровождается рассказом воспитателя: Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Вот так и к нам в поселок попал уголь, который выгрузили около нашей котельной.
- У нас есть немало месторождений каменного угля и все они отмечены на карте специальным значком. Покажите мне этот значок. (вызывается ребенок). Все согласны? /Приложение2/
- Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который работает в шахте? (шахтер).
- А давайте мы с вами тоже на время станем шахтерами.
Физкультминутка « Мы шахтеры».
Чтобы уголь добывать Руки в стороны, кулаки сжаты
Надо много сил отдать. Сгибаем руки к плечам.
Под землею опуститься глубоко Присесть, встать.
Найти пласты угля Повороты вправо, влево.
Не так уж легко.
И отбойным молотком Имитируем движения работы
Уголь мы отобьем. молотком и лопатой.
Погрузим в вагонетки
По рельсам повезем.
На специальном лифте Подняться на носочки, руки вверх.
Поднимем на поверхность.
В вагоны погрузим. Встаем друг за другом,
Отвезем туда, где нужен. Движемся «поездом».
- Ребята, я в коробочке наших гостей нашла еще один камень. Как вы думаете, что это? (ответы детей).
- А сейчас найдите его на своих подносах и внимательно рассмотрите.
- Итак, первый знак мнемодорожки. «?». Что же это? (мел). Выкладываем условное обозначение.
- Смотрим дальше. Какого он цвета? (белого). Выкладываем условное обозначение.
- А сейчас возьмите его в руки. Какой он на ощупь? ( мел твердый). Выкладываем условное обозначение.
- Ребята, а хотите проверить, что же тверже каменный уголь, или мел? Тогда возьмите дощечку, которая лежит у вас на столе и проведите по ней мелом. А сейчас тоже самое сделайте, но уже каменным углем. Что вы можете сказать о них? ( ответы детей). Да, ребята, мел мягче каменного угля. Когда мы пишем им на доске, он крошится, сыплется, а каменный уголь нет, он только царапает доску, т.е. мел более хрупкий, чем каменный уголь.
- А сейчас положите оба предмета и посмотрите на свои руки. Что вы можете о них сказать? Руки все испачканы мелом, еще больше, чем в случае использования каменного угля. (вытрите руки салфеткой).
- Имеет ли он блеск как каменный уголь? (нет). Ребята, мы можем сказать про него, что он матовый.Повторите, пожалуйста.( ответ детей) Выкладываем условное обозначение.
- Рассмотрите его через лупу. Что вы видите? (маленькие дырочки, травинки). Это потому что мел, или по научному его называют известняк – состоит из полузатвердевшего морского ила, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.
- Что у нас произошло с каменным углем, когда мы его опустили в стакан с водой? (утонул). Как вы думаете, что произойдет с мелом, если его опустить в воду? (ответы детей).Что ж, давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду.
- Что произошло? ( мел утонул, вода помутнела). Выкладываем условное обозначение.
- Как вы думаете, почему это произошло? (мел тяжелый, он растворяется в воде).
- Да, ребята, мел растворяется в воде. Он состоит из морских микроорганизмов и водорослей.
- А как вы думаете, мел приносит какую нибудь пользу людям? (да).
- А какую? Где его используют? ( ответы детей).
- Да, ребята, мел нужен не только для рисования, его используют и в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, для производства цемента и извести. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств, зубных порошков, паст.
Идет презентация на тему: « Добыча известняка».
Сопровождается рассказом воспитателя:
Мел залегает на разных глубинах. Его можно увидеть на отмелях рек и глубоко под землей. Его добывают во многих областях нашей страны и в нашей области в том числе… Кроме России известняк добывают в таких странах, как Франция и Великобритания.
- А кто нам сейчас покажет, каким значком на карте отмечены места залежей известняка? ( вызывается один ребенок). Все согласны?
- Ребята, с какими двумя полезными ископаемыми мы познакомились сегодня в лаборатории? ( мелом и углем). Я думаю, что и наши гости «Мелок» и «Уголек», внимательно прослушали все наши сообщения, узнали много интересного о себе и хотели бы рассказать, но к сожалению, не могут. Давайте мы им поможем. Каждый из вас по очереди будет сначала «мелком», а потом «угольком» и при помощи мнемодорожки, которую мы сегодня составили, мы вспомним все их свойства. Каждый из вас будет называть одно из них, передавая «Мелка», а затем «Уголька» из рук в руки.
Итак начинаем рассказ: (воспитатель показывает значки мнемодорожки, дети называют основные свойства угля и мела)
Я – мел. Я – белого цвета. Я –твердый. (хрупкий, матовый, оставляю следы(пачкаюсь), растворяюсь в воде, тяжелый, имею в своем составе воздух). /Приложение 3/
Аналогично с каменным углем: Я – уголь, черного цвета, твердый, хрупкий, блестящий, пачкаю руки, не растворяюсь в воде, тяжелый, имею в своем составе воздух. /Приложение3/
3. Заключение.
- Ребята, вам понравилось экспериментировать? (ответы детей)
- Вы молодцы, очень дружно занимались, правильно отвечали на вопросы, думаю, что узнали много нового и интересного. Ну, а сейчас мы скажем нашим новым друзьям «Мелку» и «Угольку»: «До свидания!», пусть они остаются в нашей лаборатории, чтобы и другие ребята смогли познакомиться с ними. А нам пора в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирование. Тема: Непосредственной образовательной деятельности: «Вулканы».
Ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирование....
Конспект проведения НОД по ознакомлению с окружающими элементами экспериментирования в раннем возрасте по теме: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»
В конспекте собран материал по проведению НОД по ознакомлению с окружающими элементами экспериментирования в раннем возрасте по теме:«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Верблюды в пустыне» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
Обобщить и систематизировать представления детей о пустыне и ее обитателях – верблюдах....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"...
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования Тема: «Моя семья»
Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи....
Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования. Тема: "Волшебная капелька воды" Подготовительная группа
НОД с элементами экспериментирования...