Семинар-практикум с воспитателями на тему "Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками"
учебно-методический материал по логопедии по теме
Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по организации словарной работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_slovarnoy_rabote_s_detmi_v_dou.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по теме
«Организация и методика проведения
словарной работы с дошкольниками».
учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Выступление с презентацией
I слайд
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа имеет прямое влияние на развитие речи как таковое. Без роста словарного запаса развитие речи в принципе невозможно.
II слайд
Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов;
с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания.
Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.
III слайд
Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.
IV слайд
Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.
V слайд
Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а
к трем годам может достигать 1500 слов.
В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
К четырем годам количество слов доходит до 1900,
в пять лет - до 2000 - 2500, а
в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
VI слайд
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни.
Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%,
VII слайд
названия объектов живой природы - 16,5%;
VIII слайд
названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов.
IX слайд
Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду:
а) обогащение словаря
б) уточнение словаря
в) активизация словаря
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
X слайд
Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.
XI слайд
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
- овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
- рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к владению такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение.
- Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
XII слайд
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
XIII слайд
Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра: («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт» и по другим лексическим темам).
Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.
XIV слайд
Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
XV слайд
Спасибо за внимание!
Практическая часть
Уважаемый коллега!
1.Ознакомьтесь с понятиями «словарная работа». Выберите то понятие, которое используется вами в работе с детьми в ДОУ.
- «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
- «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.
- «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
- «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.
2.Определите в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы.
Формы словарной работы в средней группе
1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии.
3. Рассматривание предметов.
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры.
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
Методы словарной работы в старших группах
1. Занятие по обогащению словаря детей.
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов.
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий.
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов.
11.Составление рассказов детьми.
12.Упражнения и игры.
Формы и методы словарной работы в младшей группе
1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром.
4. Занятия с образными игрушками.
5. Хороводные игры.
6. Рассматривание картин.
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.
3.Отгадайте загадки о буквах:
1. В небе есть,
В земле нет,
В бабе две,
В мужике ни одной нет. (Б) .
2. Чего нет в России,
найдется в Москве,
нет в Петербурге,
а видно в Неве? (В)
3. Что находится между горой и долиной? (И)
4. В дряхлой избушке
жили Просто и Ничего;
избушка стала рушиться,
Просто вышло в двери,
а Ничего в окно;
Кого задавило в избушке? (И)
5. Загадка не в столице,
А в каждом кошельке,
В сарае не поместишь,
А спрячешь в кошельке. (К)
6. Что среди Волги стоит? (Л)
7. У человека одно,
у ворона два,
у медведя нет ни одного. (О)
8. Что находится посередине Киева? (Е)
4. Продолжите пословицы:
1. Грамота не болезнь – годы не уносит.
2. Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. Без языка и колокол нем.
4. В добрый час молвить, в худой промолчать.
6. Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
7. Доброе слово лучше мягкого пирога.
8. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
5. Разгадывание кроссворда.
По вертикали:
1. Раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы - Стилистика
3. Наука об общих законах строения и функционирования языка - Лингвистика
5. Иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория
7. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур
10. Слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.
По горизонтали:
2. Справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь
4. Оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём-нибудь - нюанс
6. В поэтике, слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение - гипербола
8. Перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора
9. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – сравнение
11. Слова, имеющие противоположные значения – антонимы
7 | |||||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
3 | 8 | ||||||||||||||||
6 | 10 | ||||||||||||||||
2 | 9 | ||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
Практическая часть
Уважаемый коллега!
1.Ознакомьтесь с понятиями «словарная работа». Выберите то понятие, которое используется вами в работе с детьми в ДОУ.
- «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
- «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.
- «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
- «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.
2.Определите в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы.
Формы словарной работы в ________________________ группе
1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии.
3. Рассматривание предметов.
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры.
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
Методы словарной работы в ___________________________ группах
1. Занятие по обогащению словаря детей.
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов.
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий.
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов.
11.Составление рассказов детьми.
12.Упражнения и игры.
Формы и методы словарной работы в _________________ группе
1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром.
4. Занятия с образными игрушками.
5. Хороводные игры.
6. Рассматривание картин.
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.
3.Отгадайте загадки о буквах:
1. В небе есть,
В земле нет,
В бабе две,
В мужике ни одной нет. (___) .
2. Чего нет в России,
найдется в Москве,
нет в Петербурге,
а видно в Неве? (___)
3. Что находится между горой и долиной? (___)
4. В дряхлой избушке
жили Просто и Ничего;
избушка стала рушиться,
Просто вышло в двери,
а Ничего в окно;
Кого задавило в избушке? (___)
5. Загадка не в столице,
А в каждом кошельке,
В сарае не поместишь,
А спрячешь в кошельке. (___)
6. Что среди Волги стоит? (___)
7. У человека одно,
у ворона два,
у медведя нет ни одного. (___)
8. Что находится посередине Киева? (___)
4. Продолжите пословицы:
1. Грамота не болезнь – ….
2. Грамоте учиться – ….
3. Без языка и ….
4. В добрый час молвить, в …..
6. Выпустил словечко – не…..
7. Доброе слово лучше ….
8. Ешь пирог с грибами, а ….
5. Разгадывание кроссворда.
По вертикали:
1. Раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы.
3. Наука об общих законах строения и функционирования языка.
5. Иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе.
7. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов.
10. Слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение.
По горизонтали:
2. Справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу.
4. Оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём-нибудь.
6. В поэтике, слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение.
8. Перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
9. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой.
11. Слова, имеющие противоположные значения.
7 | |||||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
3 | 8 | ||||||||||||||||
6 | 10 | ||||||||||||||||
2 | 9 | ||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».
Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....
Презентация Семинар-практикум по словарной работе с дошкольниками
Данная презентация используется для выступления учителя-логопеда с семинаром-практикумом по словарной работе с дошкольниками....
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их . Речевая сфера.
В статье показаны методы и приемы обогащения и активизации словаря для обеспечения высокого уровня подготовки детей к школьному обучению ....
Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...
ПРОГРАММА проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ по теме: «Использование эффективных форм работы с дошкольниками при знакомстве с книжной культурой и детской литера
Содержание семинара-практикума...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар. Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками....