Педагогический проект "Растения у водоема"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.
Задачи проекта:
· Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
· Закреплять понятия: садовые, луговые, лесные, теневыносливые, влаголюбивые.
· Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
· Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
· Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
· Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasteniya_u_vodoyoma.docx | 461.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кизнерский детский сад №4»
Педагогический проект
«Растения у водоёма»
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Колеватова Г.Н.
Август, 2015г
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный, среднесрочный (май-август).
Постановка проблемы: «Какие бывают цветы?»
Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.
Задачи проекта:
- Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
- Закреплять понятия: садовые, луговые, лесные, теневыносливые, влаголюбивые.
- Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
- Умеют ориентироваться в видах растений (луговые, садовые, лесные).
- Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
- Освоили нормы поведения в природном окружении.
- Видят красоту окружающего мира.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие:
- Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
- Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
- Мини – развлечение.
Методы, используемые в реализации проекта:
- Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
- Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
- Технологии моделирования.
- Ароматерапия.
- Слушание музыкальных произведений.
- Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).
Формы организации по реализации проекта:
- Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
- Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
- Трудовая деятельность (работа в уголке природы – посадка, уход за растениями, посадка семян цветов и пр.).
- Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
- Определение уровня знаний детей по теме проекта.
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
- Подбор опытов и экспериментов.
- Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
- Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
Основной.
- Цикл познавательных занятий.
- Просмотр мультимедийных презентаций «Весенние первоцветы», «Красная книга природы».
- Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.
Заключительный.
- Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
- Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
- Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
- Оформление альбомов «Лесные цветы», «Луговые цветы», «Садовые цветы».
- Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
- Презентация проекта.
Реализация проекта
Физическое развитие:
- Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;
- «Цветы и ветер»;
- «Растения».
- Хороводные игры – «Мы на луг ходили»;
- «Галя по садочку гуляла».
- Пальчиковые игры – «Цветы»;
- «Наши алые цветы».
Познавательное развитие:
- Ознакомление с природой:
- «Что меняется весной»;
- «Первоцветы»;
- Исследовательская деятельность:
- «Как пьет растение?»;
- «Где лучше расти?»;
- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».
- Конструирование:
- Оригами «Нарцис».
Речевое развитие:
- Коммуникация:
- Беседы – «Мой любимый цветок», « «Какие цветы растут на даче?», «Если бы я был садовым (лесным, луговым) цветком», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
- Наблюдения – за ветками в вазе, садовыми растениями на участке
- Развитие речи:
- «Подарок любимому человеку к 8 Марта».
- «Что мы знаем о цветах?».
- Заучивание П.Соловьева «Подснежник».
- Чтение художественной литературы;
- Легенды о цветах (Ирисы, Незабудки, Анютины глазки),
- Сказки, стихи – «Дюймовочка»,
«Как поссорились растения»,
М.Пришвин «Золотой луг»;
«Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»);
А.Толстой «Колокольчики»,
У.Благинина «Ромашка»,
Е.Трутнева «Цветы» и др.
- Словотворчество (стихи, загадки, заклички).
- Составление описательных рассказов.
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование:
- «Мой любимый цветок» (по выбору детей).
- Лепка:
- «Волшебные цветы».
- «Фиалка».
- Аппликация:
- «Каллы». (Трубочки для коктейля, ватные диски, ватные палочки.)
- «Гиацинт». (Цветная бумага.)
- Музыка:
- «Вальс цветов» П.И.Чайковский.
- «Цветы» В.Моцарт.
- «Вальс цветов» Шопен
- «Не рвите цветы, не рвите» Ю. Антонов.
Социально – коммуникативное развитие:
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры – «Найди растение»;
«Собери цветок»;
«Отгадай, что за цветок»;
«Какого цветка не стало»;
«Четвертый лишний»;
«Найди такой же»;
«Найди растение по названию»;
«Узнай по описанию»;
«Что изменилось?».
- Словесные игры – «Я садовником родился»;
«Опиши цветок»;
«Загадай, мы отгадаем».
- Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;
«Собери комнатное растение»;
«Собери букет»;
«Цветочное лото»;
Домино «Наш сад».
- Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов».
- Труд:
- Посев садовых цветов.
- Посадка рассады цветов.
- Уход за растениями у водоёма.
Безопасность:
- Формирование основ экологической культуры.
- Знакомство с техникой безопасности при уходе за садовыми растениями.
- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Приложение №1
ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ (для чтения)
Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "лето красное"?
"Красным" в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?
А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.
Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.
С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.
В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он будет всю жизнь счастлив.
В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава) – защищает от всякой нечисти.
У всех цветов есть свои легенды, истории.
Если б знала баба,
Что такое одолень-трава,
Всегда бы брала её,
Вшивала в пояс,
И носила на себе.
Как появились цветы на Земле?
Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга дивная, он и переехал по ней на другой берег.
Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мосточку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба-Яга ступала.
КОЛОКОЛЬЧИК
В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли ямщики. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали ямщику заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они звенят от дуновения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у металлических колокольчиков.
И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти цветы колокольчиками.
Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся бутоны тянут к солнышку. Как только они раскрываются, то опускают бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы колокольчика защищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены головкой вниз.
Колокольчики мои,
Цветики лесные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
НЕЗАБУДКИ
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - "Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!"
Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!
И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой.
Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину. Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь неё устраивались праздники. В Германии в "день незабудки" школьники занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а затем вернуться домой с букетом незабудок.
По прибалтийской легенде, незабудки проросли из слёз Элге – невесты пастушка Ликоса, при разлуке её с любимым, и с тех пор являются символом памяти, дружбы и вечной любви.
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня.
И шепнёт мне: "Не забудь
Про родимые края!"
Голубой цветочек хрупкий
Он зовётся незабудкой.
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя смотрят. Интересно, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.
Анютины глазки – думай обо мне.
ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?
Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.
Анютины глазки – полевые цветы, напоминающие глаза девочки Анюты.
Венерин башмачок - цветок, напоминающий башмачок, утерянный по легенде богиней Венерой.
Львиный зев – цветок при нажатии открывается словно пасть (зев) льва.
Мать-и-мачеха – листья с одной стороны тёплые, бархатные, нежные, как руки матери; а с другой – холодные, гладкие, как руки мачехи.
Сон-трава – люди верили, что от этой травы сон спокойный.
Куриная слепота – цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.
Плакун-трава - мелкие листья напоминают слезинки.
Незабудки – по поверью, голубые цветочки, как и глазки любимой, нельзя забыть.
Вьюнок – вьётся, обвивает растения, растущие рядом.
Медуница – пахнет мёдом, пчёлы собирают нектар.
Стрелолист – листья по форме напоминают наконечник стрелы.
Сердечник – листья по форме напоминают сердце.
Подснежник – из-под снега первым появляется.
Одуванчик – разлетается от дуновения (от "дуть").
Кувшинка (речная) – середина цветка по форме похожа на кувшинчик.
Лютик ядовитый – лютый.
Флокс – пламя, цвет пламени.
Астра – звезда.
Гладиолус – меч.
СТИХИ О ЦВЕТАХ
В МИРЕ ЦВЕТОВ
В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.
Автор: Лариса Кузьминская
ЦВЕТОК
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
НЕЗАБУДКИ
Их видимо-невидимо
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: - А как назывались? –
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались – "анютины глазки".
ФЛОКСЫ
Как ситец нарядный и пёстрый,
Как праздничный новый наряд.
Покрыли весёлые флоксы,
Цветущие флоксы весь сад.
Анютины глазки
У нас в полисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки,
Анютины глазки анютины глазки
Они распускаются быстро, как в сказке.
ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Лежит у речки голубой,
И жёлт, и синь, и ал. (Луг.)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш.)
У заснеженных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы аленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)
На зелёном на шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш.)
Физминутка «Цветы».
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Хороводная игра «Мы на луг ходили»
Мы на луг ходили
Хоровод водили
Вот так на лугу
Хоровод водили (2 раза)
Василек, ромашка,
Розовая кашка
Вот так на лугу
Розовая кашка. (хлопаем в ладоши)
На лугу цветочки
Маки, василечки
Вот так на лугу
Маки , василечки.(2 раза) – топаем ногами
Цветики-цветики
Соберем букетики.
Цветики-цветики
Соберем букетики. (сходимся к центру, а затем расходимся)
Подвижная игра «В поле выросли цветы»
Для этой игры понадобятся цветы и дополнительные лепестки.
Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.
Описание: В разных углах зала размещаются цветы.
Дети получают от взрослого 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту :
«В поле выросли цветы, дети медленно встают,
Распустили лепестки. поднимают свои лепестки вверх,
Вдруг повеял ветерок, покачивают руками вправо-влево,
Закружился лепесток. покружились на месте,
Ветерок их оторвет… разлетелись врассыпную….
(пауза)
И на землю вновь вернёт» вернулись к своему цветку.
Игру можно усложнить перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головками качают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).
Формироваybt знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»
Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....
Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....
Памятка о правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне-зимний период
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...