Государственные символы страны
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Афанасьева (Гурьянова) Надежда Евгеньевна

Н аданном занятии дошкольники закрепляют знания о символах страны: гербе, флаге, гимне; углубляют и уточняют представления о Родине - России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_strany.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №13 «Теремок»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

 на тему: «Государственные символы страны»

 (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)

Выполнила:

воспитатель I квалификационной категории

Афанасьева Н.Е.

Новочебоксарск 2016

Задачи:

  1. Образовательные:

- углублять и уточнять представления о Родине — России;

- закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают);

- совершенствовать диалогическую речь: закреплять умение участвовать в беседе,  понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

2.   Развивающие:

- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение делать умозаключения;

- развивать произвольное внимание;

- развивать эмоциональную и слуховую память;

3.   Воспитательные: 

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

- воспитывать организованность, дисциплинированность;

Словарная работа:

активизировать: флаг, герб, гимн России; моря; океаны; материки;

обогащать словарный запас словами: полотнище, инопланитянин.

Методы и приемы:

вводная часть:

-введение в игровую ситуацию «Знакомство с инопланетянином»;

- рассматривание изображения;

- вопросы;

основная часть:

- беседа;

- физкультминутка;

- просмотр презентации;

- игровое упражнение «Найди Российский флаг»;

- игровое упражнение «Кто в какой стране живет?»;

- беседа;

- игровое упражнение «Найди герб России»;

- рассказ;

- прослушивание гимна;

заключительная часть: 

- подведение итогов;

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Российский флаг»; аппарат для связи с инопланетянином; звуковые файлы с записью голоса инопланетянина; рисунок Земли; листы белого, красного и синего цвета; изображение флага, герба России; картинка полотнища; картинки с изображением детей с национальными флагами (России, США, Великобритании, Японии, Германии); доска; магниты; гимн России; цветные ладошки; гербы четырех разных стран;

Раздаточный материал: конверт; 5 флагов (России, США, Великобритании, Японии, Германии); герб России; \

Предварительная работа: беседа с детьми о значении слова «Родина»; рассматривание российского флага, герба, слушание гимна России; чтение пословиц; прослушивание гимна России;

Ход занятия: 

Воспитатель (В): ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними.

Дети (Д): здравствуйте!

(В): сегодня рано утром, когда в группе еще не было никого, я получила по специальному устройству сигнал. Послушайте (воспроизводится звук). Этот сигнал от жителя другой планеты, а по научному его называют «инопланетянин». Я еще не выходила с ним на связь, так как решила дождаться всех вас. А теперь, когда все ребята нашей группы в сборе, я предлагаю вам выйти на связь с инопланетянином. Выйдем на связь и поговорим с ним?

(Д): да.

(В): тогда приготовили свои ушки. Нужно слушать внимательно,  что скажет инопланетянин, так как, если мы будем шуметь, то можем что-то не услышать и пропустить. Приготовились? Включаю свой аппарат для установки контакта с жителем другой планеты (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 1). 

Звук гудков телефона (голосовая запись № 1) .

Инопланетянин (И): (голосовая запись № 2) алло, алло! Куда я попал (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 2)?

(В): Это планета Земля. А попали Вы в детский сад.

(И): (голосовая запись № 3)  к вам в детский сад? Ребята, а что это такое? Что такое детский сад?

(Д): детский сад – это место, где ребята проводят свое время, когда их родители уходят на работу. В детском саду ребята  учатся, занимаются, играют, кушают и спят (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 3).

(И): (голосовая запись № 4)  я давно наблюдаю за вашей планетой и всегда хотел побывать на ней.

(В): дорогой инопланетянин, расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из иллюминатора космического корабля (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 4).

(И): (голосовая запись № 5) Земля круглая, и большая ее часть покрыта морями и океанами, только одна шестая часть ее – суша. Я ее даже зарисовал. Присылаю вам свой рисунок (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 5).

Дети рассматривают рисунок инопланетянина.

(В): ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок инопланетянина. Инопланетянин нарисовал нашу планету. Он ее видит такой из иллюминатора своего космического корабля.  Что инопланетянин нарисовал синим цветом?

(Д): моря и океаны, которыми покрыта наша планета.

(В): а что нарисовано на рисунке коричневым цветом?

(Д): суша, то есть земля, материки.

(В): дорогой инопланетянин, скажите, пожалуйста, а с какой планеты вы к нм прилетели?

(И): (голосовая запись № 6)  я с планеты Марс. Я – марсианин! Это красивая звезда. На вашей планете много разных стран. А как называется страна, в которой вы живете (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 6)?

(Д): Россия.

(И): (голосовая запись № 7)  А что такое – Россия?

(Д): Россия – это страна, в которой мы живем (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 7)?; место, где мы родились и растем (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 8); место, где жили наши предки, то есть бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – слайд 9).

(И): (голосовая запись № 8)   понятно. А чем же отличается Россия от других стран?

(Д): языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.

(В): дорогой инопланетянин, оставайтесь, пожалуйста, на связи с нами и послушайте то, о чем мы сегодня будем разговаривать с ребятами  на занятии. Так Вы больше узнаете о символах нашей страны.

Ребята, назовите, пожалуйста, основные символы нашей страны.

(Д): герб, флаг, гимн.

(В): все верно. Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Скажите, пожалуйста, что такое «полотнище»?

(Д): дети молчат, не знают ответа.

(В): полотнище – это кусок ткани во всю ее натуральную ширину (как соткали ткачихи). Повторим это слово все вместе.

(Д): полотнище.

(В): как вы думаете, что символизирует, то есть означает, белый цвет российского флага?

(Д): чистоту.

(В): белый цвет символизирует чистоту и веру. Что означает синий цвет российского флага?

(Д): небо.

(В): небо, благородство и верность. И последнее: что символизирует красный цвет российского флага?

(Д): пролитую кровь солдат.

(В): красный цвет символизирует героизм, отвагу и смелость. Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали. А теперь немного отдохнем и расскажем нашему инопланетянину стишок. Дорогой инопланетянин, а вы повторяйте за нами.

(И): (голосовая запись № 9)  хорошо, попробую повторить.

Физкультминутка (Егор Николаев)  выполняется стоя:

Флаг бывает разный, (показывают прямоугольник руками)
Но мне всего милей (
прижимают руки к груди)
Бело- синий- красный (
сгибают поочередно три пальца)
Флаг Родины моей. (
сжимают кулак около груди, выпрямляют спины)

Красный – это кровь, (выпрямляют две ладони)
Пролитая за Русь. (
показывают  слезы)
За Родину свою (
руки на пояс)
Ты постоять не трусь!  ) (
показывают указательный палец)

Символ синий – вечность, (рисуют в воздухе символ бесконечности)
Символ мира – белый. (
показывают обеими руками шар)
Уважай ты честность! (
показывают указательный палец правой руки)
Будь всегда ты смелый! (
показывают указательный палец левой руки)

(В):  А где можно увидеть российские флаги?

(Д): на зданиях.

(В): посмотрите, пожалуйста, на экран (начинается показ презентации):

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 1): российский флаг - символ доблести и чести российского народа.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 2): российский  флаг развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах  в дни государственных праздников.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 3): государственный флаг можно встретить на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 4): во все времена отношение людей к своему флагу было очень уважительным.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 5): воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага; рискуя своей жизнью,

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – слайд 6): выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

(В): а теперь ребята, я хотела бы посмотреть, как вы запомнили наш флаг. Возьмите, пожалуйста, конвертики. И найдите среди пяти разных флагов наш российский флаг. Будьте, пожалуйста, внимательны.

Дети выбирают из предложенных флагов один - российский. Затем воспитатель показывает картинку с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.

(В): как вы думаете, чей это флаг?

(Д): флаг России.

(В): ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в России?

(Д): россияне;

Педагог поочередно показывает все пять флагов, которые были в конвертах у детей, и задает вопросы про флаги США, Японии, Великобритании, Германии.

(В):  инопланетянин, Вы еще на связи? Вы услышали, как называют жителей разных стран?

(И): (голосовая запись № 10) да, услышал. Спасибо вам за эту информацию.

):  ребята, предлагаю всем нам переместится в другую часть группы: сесть за столы. Все садятся на стульчике в полной тишине. Сейчас мы с вами поговорим о другом символе России –  гербе. Ребята, а вы знаете, что такое герб?

(Д): герб – символ государства.

(В):  герб – эмблема государства, то есть условное изображение идеи в рисунке.  Ребята, я буду называть вам элементы герба, а вы покажите мне своими пальчиками, пожалуйста, на небольших листочках с изображением герба эти элементы. На российском гербе изображен двуглавый золотой орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла – золотая корона.  Солнце всегда было символом добра и справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. Какого цвета конь?

(Д): белого.

(В):  верно. А какого цвета плащ у всадника?

(Д): синего.

(В):  правильно. Какого цвета щит?

(Д): красного.

(В):  что напоминает вам эти три цвета?

(Д): цвета флага российского.

(В):  верно, напоминают нам цвета российского флага. Ребята, а вы где-нибудь видели герб России? На чем он изображается?

(Д): на документах, книгах и др.

(В): правильно, герб изображается на печатях, денежных знаках, документах. Герб есть у каждого государства. Поиграем с вами в игру «Узнай наш герб»?

(Д): да.

(В):  на доске будут висеть гербы разных стран. Вы попробуйте найти герб нашей страны – Российской Федерации.

Дети верно выбирают герб Российской Федерации.

(В):  а теперь все закрываем глаза, я поменяю расположение герба РФ, а вы снова попытайтесь найти наш герб.

 Игра повторяется несколько раз.

(В):  дорогой инопланетянин, вы нас слышите?

(И): (голосовая запись № 11) слышу, слышу.

(В):  а теперь попробуйте и Вы найти герб России. Закройте глаза на своем космическом корабле. Не подглядывайте. А мы поменяем расположение герба.

Воспитатель просит поменять местоположение одного из ребенка.

(И): (голосовая запись № 12) герб России изображен четвертый по счету слева.

(В):  молодец, наш инопланетный друг! Все ты быстро запоминаешь! А у нас остался еще один главный символ страны. Про что мы с вами, ребята, забыли поговорить?

(Д): про гимн.

(В):  а что вы знаете про гимн?

(Д): гимн – это песня государства.

(В):  гимн – символ нашего государства. Мелодия гимна – торжественная и величественная. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к своей стране. Давайте и мы с вами послушаем небольшой отрывок гимна. Как будем слушать гимн?

(Д): стоя, не двигаясь.

Дети слушают отрывок гимна.

(И): (голосовая запись № 13) ребята, здесь на своем космическом корабле, я тоже слышал и слушал гимн России. Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, о каких символах вашей страны вы сегодня говорили.

(Д): мы сегодня говорили о флаге, гербе и гимне России.

(И): (голосовая запись № 14)  ребята, я узнал много интересного о России, спасибо вам за это. Я слышу сигнал с моей планеты Марс, мне пора возвращаться.

(Д): до свидания!

(И): (голосовая запись № 15)  до свидания, ребята!

(В):  за активное участие на занятии, за правильные ответы на вопросы цветные ладошки получают ….. Всем огромное спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные символы страны

Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.Обобщить знания детей о Государстве...

Государственные символы разных стран

Что такое символ? В переводе с греческого языка это слово означает знак, примету, присущую чему-то определенному. Но далеко не все, что окружает человека, имеет символическое значение. Падающий снег я...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Государственные символы нашей страны»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: "Государственные символы нашей страны"...

Наша страна – Россия. Государственные символы

Тема: Наша страна – Россия. Государственные символыЦель:  Воспитывать любовь к родному городу, рассказать о государственных символах - флаг, герб, гимн, о самых красивых местах ро...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...

Конспект занятия в подготовительной группе «Государственные символы страны»

Конспект  занятия в подготовительной группе «Государственные символы страны»...