Занятие в подготовительной группе "Обитатели морей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада с использованием компьютерных технологий
Тема: «Обитатели морей»
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Способствовать обогащению и систематизированию знаний детей о морских обитателях, их роли в очистке воды, о многообразии подводного мира;
Формировать у детей способности выделять признаки сходства и различия между рыбами, путем сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки;
Закреплять умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;
Развивать познавательный интерес детей к морю, желание активно изучать подводный мир;
Развивать интерес к исследовательской деятельности
Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе
Образовательная область «Коммуникация»
Развивать у детей связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы;
Образовательная область «Социализация»
Учить детей складывать картинки из 6 частей;
Образовательная область «Физическая культура»
Развивать у детей координацию движений, развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного выполнения движений
Методы и приемы: словесный, исследовательский, наглядный.
Оборудование и материалы: разрезные картинки, глобус, экран, мультимедийная установка, картинки, кисточки и губка на каждого ребенка, бумага, краска
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Почему вам это нравится?
Воспитатель: А что с собой берут путешественники, когда отправляются в дальнюю незнакомую дорогу?
Дети: пищу, воду, палатку, компас, карту, бинокль…
Воспитатель: Правильно. Это их помощники, они им помогают в пути. Посмотрите, у меня в руках тоже помощник- глобус. Какого цвета на глобусе больше?
Дети: На глобусе больше голубого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: Голубая краска на глобусе обозначает воду.
Воспитатель: Да ребята, это все моря и океаны, реки и озера.
2.Введение в тему. Беседа с детьми.
Посмотрите, ребята, с морями и океанами случилась беда. Они в опасности, потому что сильно загрязнены, и продолжают загрязняться каждый день. (слайд 1 море с мусором)
Воспитатель: Откуда в морях и океанах появляется мусор?
Дети: ответы
Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли чистить воду?
Дети: да.
Воспитатель: А как люди очищают воду?
Дети: Береговые очистные сооружения, плавучие суда со специальным оборудованием для сборки мусора.
Воспитатель: А как вы думаете, морские обитатели, которые живут в морях и океанах, могут очищать воду?
Дети: ответы
Воспитатель: Чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Ребята, я приглашаю вас отправится в морское путешествие.
А на чем мы сможем опуститься на морское дно?
Дети: с помощью подводной лодки, акваланга
Воспитатель: Верно, ребята. А я хочу предложить вам исследовать морские глубины с помощью специального подводного исследовательского корабля- батискафа. Батискаф- это маленькая железная подводная лодка, которая имеет форму шара. Снаружи есть иллюминаторы. Они изготовлены из специального, очень прочного стекла. Внутри батискафа располагается экипаж, и есть специальная аппаратура: фотокамеры, видеокамеры, с помощью которых можно фотографировать и снимать подводных обитателей. В батискафе даже есть специальный телефон, по которому можно звонить на поверхность моря. Он называется ультразвуковой телефон. А в нашем с вами батискафе даже есть и маленькая лаборатория, в которой мы сможем проводить опыты. Ребята, ну что вы готовы отправится в путешествие? (слайд 2 батискаф)
Дети: ответы
Воспитатель: Тогда занимайте места в батискафе и начинаем погружение. (слайд 3 батискаф опускается на дно)
Работа с моделями.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг. (слайд 4 с красивыми рыбками)
Воспитатель: Каких морских обитателей вы видите?
Дети: ответы
Воспитатель: Да, ребята, это все рыбы. Давайте выложим на доске модели рыбы.
Воспитатель: Ребята, а каких же животных называют рыбами?
Дети: ответы
Воспитатель: Чем похожи все рыбы?
Дети: Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: форма, цвет, размер, бывают хищные и нехищные
Воспитатель: Ребята, а каких рыб называют хищными?
Дети: Которые питаются другими рыбами.
Воспитатель: А не хищные рыбы чем питаются?
Дети: листьями, стеблями подводных растений
3.Дидактическая игра «Собери рыбку»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я нашла разрезные карточки. Я думаю, что это были фотографии морских обитателей, может быть их сфотографировали ученые, которые тоже когда-то спускались исследовать морские глубины. Давайте сложим фотографии и узнаем, кто на них изображен. Молодцы! Все справились с заданием. Кто какого морского обитателя собрал?
4.Описательный рассказ по схеме
А теперь кто хочет рассказать о том морском животном, которое собрал?
Дети: ответы
5. Знакомство с обитателями, которые очищают морское дно.
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся путешествовать дальше. Посмотрите, какие морские обитатели повстречались нам на пути. (слайд 5 с обитателями, которые чистят дно)
Дети: ответы
Воспитатель: Посмотрите на кораллы. Вы еще не знаете, что они выделяют в воду вокруг себя вещества, убивающие вредные микробы. Теперь посмотрите на моллюсков. Внутри их раковин есть ротовое отверстие. Оно состоит из двух трубочек. Через одну всасывается морская вода с загрязненными частицами, которые там оседают, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море.
Крабы тоже чистят дно от отбросов, больных и мертвых животных. За это их называют «мусорщиками» морского дна. Благодаря тому, что крабы съедают остатки животных, растений, мусора, оставшегося от людей, берег и морское дно регулярно чистятся. Они своими клешнями захватывают мусор, осколки стекла, пустые раковины и кладут себе на спину. Это им помогает во время сражения с другим крабом или нападения хищника он подставляет свою спину. Пока враг возится с захваченным мусором, а то и просто с куском стекла, краб быстро убегает.
6. Игра «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Только сначала ответьте мне на вопрос: Когда охотятся крабы днем или ночью?
Дети: ночью.
Представьте, что вы- крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это будут клешни краба. А теперь садитесь на корточки, и по сигналу «ночь» вы должны отправляться на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину. Двигаться вы будете сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие.
А вот морские губки. Они тоже помогают очищать морское дно
7. Опыт Чтобы узнать, как это происходит, давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт. Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Давайте возьмем кисточку, обмакнем в краску и полностью закрасим наш лист. Теперь каждый возьмите губку и промокните свой лист. Просмотрите, что вы видите?
Дети: ответы
Воспитатель: Таким же образом и морские губки пропускают внутрь себя воду и задерживают находящиеся в ней вредные частицы.
Давайте и мы поможем морским обитателям и очистим хотя бы небольшой кусочек морского дна. (слай 6 с мусором,убираем мусор)
Итог
Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы готовы к подъему на поверхность?
Тогда приготовьтесь. (слайд 7 батискаф поднимается )
С какими морскими обитателями мы встретились на морском дне?
Что нового и интересного мы с вами узнали?
А кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах?
К чему может привести загрязнение воды?
Дети: Умрут моллюски, мелкая рыба, за ними крупные животные и постепенно умрет все живое в море.
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы этого не случилось?
Воспитатель: Воду нужно охранять и беречь. Ведь моря и океаны- это украшение нашей земли.
Список использованной литературы
1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.:ВАКО,2011- 240с.
2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
4. Андрианова А., Животный мир морей и океанов : Познавательный досуг для детей подготовительной к школе группы / А. Андрианова// Дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина,Е. Ю. Агарева.– 2012. – №3 2012. – С. 39-41.
5. Детская энциклопедия «Мир моря» под ред.В.Бологовой,И. Шадриной. – М.:Махагон,2012- 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное сюжетно-ролевое занятие по физкультуре "По морям, по волнам" для подготовительной группы в соответствии ФГТ
Это занятие показывала на районном этапе конкурса "Воспитатель года", заняла третье место....
Конспект занятия по экологии. Тема: "Море и его обитатели" подготовительная группа
Конспект из цикла занятий по ознакомлению с флорой и фауной Приморского края....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Есть у моря свои законы"
Это занятие , как экскурсия по картинной галереи , поможет приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи....
Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....
конспект экологического занятия в подготовительной группе "Путешествие на дно Азовского моря"
Путешествие на дно Азовского моряПознавательное занятие в подготовительной к школе группеЦель: формировать представление о воде и о том , что она – составная часть всех живых организмов.За...
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....
план мини - музея для подготовительной группы "Море, море.."
Развивать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления детей о море....