Занятие в подготовительной группе "Обитатели морей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пистун Юлия Валериевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obitateli_morey.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада с использованием компьютерных технологий

Тема: «Обитатели морей»

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Способствовать обогащению и систематизированию знаний детей о морских обитателях, их роли в очистке воды, о многообразии подводного мира;

Формировать у детей способности выделять признаки сходства и различия между рыбами, путем сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки;

Закреплять умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;

Развивать познавательный интерес детей к морю, желание активно изучать подводный мир;

Развивать интерес к исследовательской деятельности

Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе

Образовательная область «Коммуникация»

Развивать у детей связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы;

Образовательная область «Социализация»

Учить детей складывать картинки из 6 частей;

Образовательная область «Физическая культура»

Развивать у детей координацию движений, развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного выполнения движений

Методы и приемы: словесный, исследовательский, наглядный.

Оборудование и материалы: разрезные картинки, глобус, экран, мультимедийная установка, картинки, кисточки и губка на каждого ребенка, бумага, краска

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Почему вам это нравится?

 Воспитатель: А что с собой берут путешественники, когда отправляются в дальнюю незнакомую дорогу?

Дети: пищу, воду, палатку, компас, карту, бинокль…

Воспитатель: Правильно. Это их помощники, они им помогают в пути. Посмотрите, у меня в руках тоже помощник- глобус. Какого цвета на глобусе больше?

Дети: На глобусе больше голубого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? 

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? 

Дети: Голубая краска на глобусе обозначает воду.

Воспитатель: Да ребята, это все моря и океаны, реки и озера.

2.Введение в тему. Беседа с детьми.

Посмотрите, ребята, с морями и океанами случилась беда. Они в опасности, потому что сильно загрязнены, и продолжают загрязняться каждый день. (слайд 1 море с мусором)

Воспитатель: Откуда в морях и океанах появляется мусор?

Дети: ответы

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли чистить воду?

Дети:  да.

Воспитатель: А как люди очищают воду?

Дети: Береговые очистные сооружения, плавучие суда со специальным оборудованием для сборки мусора.

Воспитатель: А как вы думаете, морские обитатели, которые живут в морях и океанах, могут очищать воду?

Дети: ответы

Воспитатель: Чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Ребята, я приглашаю вас отправится в морское путешествие.

А на чем мы сможем опуститься на морское дно?

Дети: с помощью подводной лодки, акваланга

Воспитатель: Верно, ребята. А я хочу предложить вам исследовать морские глубины с помощью специального подводного исследовательского корабля- батискафа. Батискаф- это маленькая железная подводная лодка, которая имеет форму шара. Снаружи есть иллюминаторы. Они изготовлены из специального, очень прочного стекла. Внутри батискафа располагается экипаж, и есть специальная аппаратура: фотокамеры, видеокамеры, с помощью которых можно фотографировать и снимать подводных обитателей. В батискафе даже есть специальный телефон, по которому можно звонить на поверхность моря. Он называется ультразвуковой телефон. А в нашем с вами батискафе даже есть и маленькая лаборатория, в которой мы сможем проводить опыты. Ребята, ну что вы готовы отправится в путешествие? (слайд 2 батискаф)

Дети: ответы

Воспитатель: Тогда занимайте места в батискафе и начинаем погружение. (слайд 3 батискаф опускается на дно)

Работа с моделями.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг. (слайд 4 с красивыми рыбками)

Воспитатель: Каких морских обитателей вы видите?

Дети: ответы

Воспитатель: Да, ребята, это все рыбы. Давайте выложим на доске модели рыбы.

Воспитатель: Ребята, а каких же животных называют рыбами?

Дети: ответы

Воспитатель: Чем похожи все рыбы?

Дети: Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: форма, цвет, размер, бывают хищные и нехищные

Воспитатель: Ребята, а каких рыб называют хищными?

Дети: Которые  питаются другими рыбами.

 Воспитатель: А не хищные рыбы чем питаются?

Дети: листьями, стеблями подводных растений

3.Дидактическая игра «Собери рыбку»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я нашла разрезные карточки. Я думаю, что это были фотографии морских обитателей, может быть их сфотографировали ученые, которые тоже когда-то спускались исследовать морские глубины. Давайте сложим фотографии и узнаем, кто на них изображен. Молодцы! Все справились с заданием. Кто какого морского обитателя собрал?

4.Описательный рассказ по схеме

А теперь кто хочет рассказать о том морском животном, которое собрал?        

Дети: ответы

5. Знакомство с обитателями, которые очищают морское дно.

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся путешествовать дальше. Посмотрите, какие морские обитатели повстречались нам на пути. (слайд 5 с обитателями, которые чистят дно)

Дети: ответы

Воспитатель: Посмотрите на кораллы. Вы еще не знаете, что они выделяют в воду вокруг себя вещества, убивающие вредные микробы. Теперь посмотрите на моллюсков. Внутри их раковин есть ротовое отверстие. Оно состоит из двух трубочек. Через одну всасывается морская вода с загрязненными частицами, которые там оседают, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море.

Крабы тоже чистят дно от отбросов, больных и мертвых животных. За это их называют «мусорщиками» морского дна. Благодаря тому, что крабы съедают остатки животных, растений, мусора, оставшегося от людей, берег и морское дно регулярно чистятся. Они своими клешнями захватывают мусор, осколки стекла, пустые раковины и кладут себе на спину. Это им помогает во время сражения с другим крабом или нападения хищника он подставляет свою спину. Пока враг возится с захваченным мусором, а то и просто с куском стекла, краб быстро убегает.

6. Игра «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Только сначала ответьте мне на вопрос: Когда охотятся крабы днем или ночью?

Дети: ночью.

Представьте, что вы- крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это будут клешни краба. А теперь садитесь на корточки, и по сигналу «ночь» вы должны отправляться  на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину. Двигаться вы будете сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие.

А вот морские губки. Они тоже помогают очищать морское дно

7. Опыт Чтобы узнать, как это происходит, давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт. Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Давайте возьмем кисточку, обмакнем в краску и полностью закрасим наш лист. Теперь каждый возьмите губку и промокните свой лист. Просмотрите, что вы видите?

Дети: ответы

Воспитатель: Таким же образом и морские губки пропускают внутрь себя воду и задерживают находящиеся в ней вредные частицы.

Давайте и мы поможем морским обитателям и очистим хотя бы небольшой кусочек морского дна. (слай 6 с мусором,убираем мусор)

Итог

Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы готовы к подъему на поверхность?

Тогда приготовьтесь. (слайд 7 батискаф поднимается ) 

С какими морскими обитателями мы встретились на морском дне?

Что нового и интересного мы с вами узнали?

А кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах?

К чему может привести загрязнение воды?

Дети: Умрут моллюски, мелкая рыба, за ними крупные животные и постепенно умрет все живое в море.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы этого не случилось?

Воспитатель: Воду нужно охранять и беречь. Ведь моря и океаны- это украшение нашей земли.

        

Список использованной литературы

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.:ВАКО,2011- 240с.

2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. Андрианова А., Животный мир морей и океанов : Познавательный досуг для детей подготовительной к школе группы / А. Андрианова// Дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина,Е. Ю. Агарева.– 2012. – №3 2012. – С. 39-41.

5. Детская энциклопедия «Мир моря» под ред.В.Бологовой,И. Шадриной. – М.:Махагон,2012- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное сюжетно-ролевое занятие по физкультуре "По морям, по волнам" для подготовительной группы в соответствии ФГТ

Это занятие показывала на районном этапе  конкурса "Воспитатель года", заняла третье место....

Конспект занятия по экологии. Тема: "Море и его обитатели" подготовительная группа

Конспект из цикла занятий по ознакомлению с флорой и фауной Приморского края....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Есть у моря свои законы"

Это занятие , как экскурсия по картинной галереи , поможет приобщить детей к  прекрасному миру поэзии, музыки, живописи....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

конспект экологического занятия в подготовительной группе "Путешествие на дно Азовского моря"

Путешествие  на дно Азовского  моряПознавательное занятие в подготовительной к школе группеЦель: формировать представление о воде и о том , что она – составная часть всех живых организмов.За...

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

план мини - музея для подготовительной группы "Море, море.."

Развивать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Расширить представления детей о море....