Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpmi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Е.В. Чикина заместитель заведующей ДОУ № 65, г. Орел

И.А. Кузнечикова воспитатель ДОУ № 65, г. Орел

       Природа орловского края, ее краски и разнообразие прекрасны в любое время года. Природные объекты Орловщины - хороший материал для наблюдения и изучения с детьми. Для воспитания любви к малой Родине, к России. Ознакомление дошкольников с природой родного края начинается уже в младших группах. Это предусмотрено программой воспитания и обучения в детском саду. Ознакомление с сезонными изменениями, их последовательностью, причинами позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, конкретных представлений, об отдельных объектах природы, об отличительных признаках сезонов. Ознакомление с сезонными изменениями в природе позволяет формировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление и речь детей. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного явления или объекта окружающего мира, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагога – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о ней. Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение.  Целенаправленные наблюдения дают возможность формировать не только конкретные, но и обобщенные представления, учить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных явлений. Наблюдение способствует усвоению разнообразных знаний. Это распознавание объектов, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов. Причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений, влияние человека на  природу.

       Важнейшей особенностью ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой является – обязательное включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения. Это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Воспитатель, организуя наблюдения в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в мир таинственной и неведомой природы. При этом важно грамотно организовать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эта работа также имеет ряд особенностей и проводится в определенной последовательности. Например, младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. С этой целью воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей различным обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Одна из задач воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). Очень важно сопровождать наблюдение точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Таким образом, наблюдение является важным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения, и благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе. Кроме того, при организации наблюдений за сезонными изменениями в природе с младшими дошкольниками необходимо учитывать состояние погоды и методически грамотно подходить к выбору объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства ...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем

Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач - формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданствен...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...