Викторина по экологии "Звёздный час"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_ekologii_znatoki_prirody.doc | 60 КБ |
viktorina_po_ekologii_zvyozdnyy_chas.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Подготовила
воспитатель первой квалификационной категории
Гусарова Ирина Александровна
г. Нижневартовск
2016
Экологическая викторина «Знатоки природы»
(старший дошкольный возраст)
Цель: расширить, пополнить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы по эколого-биологическому разделу: устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Материал: эмблемы с изображением птиц, два обруча, символы «Север»- «снежинка», «Юг» - «солнышко», фотозагадки: экологические знаки, времена года, карточки с изображением листа берёзы, рябины, осины, гриба; картинка с изображением птиц на кормушке; карточки с изображением овцы, лошади, коровы, свиньи; природный материал: шишка сосны, ели, кедра; картинки с изображением поступков детей в природе; набор картинок с изображением разных ягод (в том числе, ягод нашего края); картинки разных животных и их хвостов.
Методические приёмы: ТСО, художественное слово, игровая мотивация – игра-викторина «Знатоки природы», загадки о природе, логическая игра «Подбери слова», игры-загадки на смекалку, фотозагадки, пословицы и поговорки, проблемные ситуации, игра «Перелётные и зимующие», развивающие игры: «Собери ягоды нашего края в туесок», «Чей это хвост?».
Предварительная работа с детьми: систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу, циклы познавательных занятий по знакомству детей с природой нашего края.
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на игре «Знатоки природы!»
Игра посвящена природе родного края. (Звучит аудиозапись шума дождя, пение птиц в лесу).
А начнем игру со стихотворения поэта В.Бокова:
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она - твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души. . .
Не жги её напропалую
И не исчёрпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Эти слова заставляют нас задуматься, что станет с окружающей природой, если мы не научимся любить природу, понимать её ценность. В ходе игры вы проверите свои знания о природе нашего края и умение работать командой.
Итак, мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы». В игре участвуют две команды (название команд). Представляю вашему вниманию наше жюри. Игра будет проходить в несколько туров. Каждый тур имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением. Пусть победит сильнейший. Желаем всем удачи!
Каждая команда представляет свой девиз.
Начинаем отборочный тур: «Отгадай загадку».
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
- Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)
- Любит груши и мёд, сладкоежкою слывёт,
А ещё могу сказать, очень любит он поспать. (Медведь)
4. Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (Лиса)
5. Маленькие ножки, боится кошки,
Живёт в норке, любит корки. (Мышь)
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
- Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге,
Страшно может он реветь, кто скажите он? (Медведь)
- Быстрый, маленький зверёк по деревьям скок да скок. (Белка)
- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
- Меня всегда в лесу найдёшь,
Пойдёшь гулять и встретишь:
Стою я колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
- Хоть верь, хоть не верь.
Пробежал по лесу зверь,
Нёс на лбу он неспроста,
Два развесистых куста. (Лось)
- Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
14. Я берёзку качну, я тебя подгоню,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
По итогам отборочного тура выбирается по 7 участников игры.
1 тур «Ты – мне, я - тебе».
- Ребята, начинаем первый тур. Я прошу вас быть внимательными, находчивыми. Внимание! Вопросы будете загадывать команде-сопернице.
(достают любой вопрос: зелёные карточки – о растениях)
- Дерево – символ нашей Родины? (Береза)
- Почему деревья сбрасывают листву на зиму?
- Какие лекарственные травы лечат простуду? (мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята)
- Что будет, если исчезнут все растения?
- Признаки начала осени в живой природе (желтеют листья берёзы)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
За каждый правильный ответ знатоки получают фишку.
Игра со зрителями-болельщиками: «Подбери слова»
- Лес может быть густым, а может быть и … (редким)
- Волк – зверь большой, а ёж …(маленький)
- Лось – могучий, т.е. …(крупный, огромный)
- Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя)
- Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)
- Цветы сирени ароматные, т.е. … (душистые ,пахучие)
- Январь год начинает, а декабрь …(кончает)
- Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е. …(вьюга, пурга).
2 тур «Фотозагадки».
- Продолжаем викторину. Вашему вниманию предлагаются загадки на белых карточках:
1. Что означает этот знак? (экологические знаки - по выбору ведущего)
2. Фотозагадка: какое время года изображено на картине? (по выбору ведущего – весна, осень, зима, лето)
3. Что неправильно нарисовал художник на картине? (на фоне летнего леса бежит белый заяц)
4. С какого дерева лист? (на листе бумаги нарисован лист берёзы, рябины, осины – по выбору ведущего)
5. С какого дерева шишка? (шишка сосны, ели, кедра – по выбору ведущего)
6. Что за гриб? (загадка - иллюстрация)
7. Какие птицы прилетели на кормушку? (загадка-иллюстрация)
8. Назовите детёнышей этого зверя (овца, лошадь, корова, свинья – по выбору ведущего)
За каждый правильный ответ знатоки получают фишку.
Игра со зрителями и болельщиками.
- Этого замечательного мышонка получит тот, кто скажет мне, под каким кустом во время дождя сидит заяц? (под мокрым)
3 тур «Домашнее задание» (пословицы и поговорки о бережном отношении к природе)
Итог 3 тура.
4 тур «Кто из детей поступает правильно, а кто нет»
- Задание: на картинках изображены правильные и неправильные поступки. Обведите только те картинки, на которых поступки детей вам нравятся.
Итог 4 тура.
Игра со зрителями и болельщиками: «Перелётные - зимующие»
- У детей иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, на полу два обруча, в них на подставках символ «снежинка» - «Север», «солнышко» - «Юг». Под музыку дети (птицы) бегают по залу, на сигнал находят своё место.
5 тур «Собери ягоды нашего края в туесок»
- Задание: собери в туесок только те ягоды, которые произрастают в лесах нашего северного края.
Итог 5 тура.
6 тур. Логическая задача: «Чей это хвост?»
- Задание: подбери каждому животному свой хвост.
Итог 6 тура.
Игра со зрителями и болельщиками: эта поделка достанется тому, кто ответит на трудный вопрос: когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).
Подведение итогов, награждение победителей (Одной команде вручается настольно-печатная игра природоведческого направления, а команде - победителю игры- викторины – книга о природе).
- Дорогие дети! Было очень приятно и полезно встретиться всем вместе. Мы рады, что все вы приняли активное участие в нашей экологической игре-викторине «Знатоки природы». Среди нас проигравших нет: в выигрыше все. Надеемся, что вы, дети, ещё больше будете любить природу, проявлять больший интерес к ней, оберегать её. Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша игра показала, что у наших детей имеется много знаний о природе нашего края.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Подготовила
воспитатель первой квалификационной категории
Гусарова Ирина Александровна
г. Нижневартовск
2016
Экологическая викторина
«Звёздный час»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Расширить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы эколого-биологоческой направленности: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Телевизор, игрушка сова, грамм запись, развивающие игры «Дерево-ветка», «Времена года», набор картинок с изображением ягод, грибов, перелетных и зимующих птиц, фишки, карточки с изображением предметов быта хантов, фломастеры, два обруча, туча и солнце на подставках.
Методические приемы: Игровая мотивация – игра «Звездный час», запись голоса совы, загадки, стихотворение «Лесные правила», развивающие игры «Дерево-ветка», «Съедобные и ядовитые», «Времена года», «Перелетные и зимующие», вопросы логического характера, малоподвижная игра «Весёлый бубен», хантыйская народная игра « Ручейки – озёра», музыкальная импровизация.
Ход игры:
Ведущий: Ребята, вы любите смотреть телевизор? Какие передачи вам нравятся? А хотите посмотреть телевизор прямо сейчас? Итак, включаем. (Имитация, на экране появляется сова.)
Сова (голос в записи): Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Правильно, все называют меня «Мудрая Сова», потому что я знаю обо всём, что происходит в природе и хочу знать, есть ли среди ребят такие же умные и сообразительные. Предлагаю провести игру - викторину. А участником сможет стать тот, кто умеет отгадывать загадки.
Дети отгадывают загадки, получают фишки. Отгадавшие по две загадки, становятся участниками викторины, остальные дети – зрители.
Отборочный тур «Отгадай загадку».
1. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
2 Меня всегда в лесу найдёшь. Пойдёшь гулять и встретишь:
Стою колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
3. Я на розу так похож. Разве он не так хорош?
Но зато его плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)
4. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
5. Есть один такой цветок. Не вплетёшь его в венок,
На него подул едва – был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)
6. Хоть верь, хоть не верь. Пробежал по лесу зверь,
Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (Лось)
7. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
8. Одни поют на ветках и в воздухе парят,
Другие в тесных клетках печальные сидят. (Птицы)
9. На горке и под горкой, под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)
10. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.( Снег)
11. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)
12. Я берёзку качну, я тебя подгоню,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать. (Ветер)
По итогам отборочного тура выбирается 6 участников игры.
1тур. «Знаешь ли ты коренных жителей севера».
- Ребята, скажите, в каком округе мы живём? (ХМАО). А где он находится? (на севере России)
Задание: На карточках изображены житель севера, европеец, чум, изба, олень, лось. Обвести все рисунки, которые относятся к жизни коренных жителей севера.
Подводится итог тура, один ребёнок выбывает.
Игра – пауза. Хантыйская народная игра « Ручейки и озёра».
- А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в хантыйскую народную игру «Ручейки и озёра»
2тур. «Реши задачку»
- Продолжим викторину. В конверте у меня задачки, которые посложнее любой загадки.
- У животного две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две ноги впереди, две ноги сзади. Сколько всего ног? (4).
- Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом ещё 3 липы. Сколько зацвело деревьев. (В январе деревья не цветут).
- Кто про себя может сказать: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку – полёвку, хочу зайца поймать, да мне его не догнать». (Лиса).
- А это про кого? «Зимой я сплю, зарывшись в тёплую нору, готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас». (Ёж).
Четверо детей ответивших на вопросы, продолжают игру.
3тур. Игра «Времена года»
Задание: Кто быстро и правильно подберёт картинки к времени года.
Игра – пауза. «Весёлый бубен».
Дети встают в круг, передают бубен, по окончании слов имитируют движения животных нашего края.
- Ты катись весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот движение покажет нам.
4тур. Игра «Съедобные и ядовитые».
Задание: Собрать в корзинки съедобные грибы и ягоды, а ядовитые оставить на полянке ( участвуют 3 человека).
Игра – пауза. «Перелётные – зимующие»
У детей иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, на полу два обруча, в них на подставках облако и солнце. Под музыку дети (птицы) бегают по залу, на сигнал находят своё место.
5тур. Игра «Подбери ветку и плод к дереву»
Загадка «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Дерево).
Задание: Подбери к каждому дереву ветку и плод (участвуют 2 человека).
Сова (голос в записи): Молодцы, ребята, я вижу, что вы все хорошо знаете природу, а всегда ли соблюдаете правила поведения в лесу и парке.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять, в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Зря не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.
-Воспитатель по ходу стихотворения выставляет на мольберт картинки с изображением ежа, мухомора, птицы, ландыша, бабочки.
Ведущий: Пришла пора подвести итоги.
- Детям вручается настольно – печатная игра природоведческого характера, а победителю викторины - книга о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.
Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать словар...
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
Цель: Закрепление знаний детей о Зиме...
Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»
Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...
Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...