Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по окружающему миру ( группа) на тему
Материал является разделом общеобразовательной программы ДОО и отражает структуру и содержание процесса познавательного развития в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Система работы по реализации данной образовательной области построена на основании психологической теории познавательного развития А.Н. Леонтьева. В соответствии с задачами, определенными ФГОС ДО, реализация воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию детей осуществляется по направлениям:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Ребенок и мир природы.
- Ребенок и мир людей.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников | ||||
Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания | Опыты | Поисковая деятельность | ||
Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе | Кратковременные и долгосрочные | Опыт-доказательство и опыт-исследование |
Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром:
- Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
- Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.
- На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Триединая функция знаний о социальном мире:
- Знания должны нести информацию (информативность знаний.
- Знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность знаний).
- Знания должны побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Формы организации образовательной деятельности
- Познавательные эвристические беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Изобразительная и конструктивная деятельность.
- Экспериментирование и опыты.
- Музыка.
- Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).
- Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Индивидуальные беседы.
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром. | ||||||
Методы, повышающие познавательную активность | Методы, вызывающие эмоциональную активность | Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности | Методы коррекции представлений | |||
|
|
|
|
Формы работы с детьми образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1.Формирование элементарных математических представлений * количество и счет * величина * форма * ориентировка в пространстве * ориентировка во времени | 3-5 лет вторая младшая и средняя группы | Интегрированные деятельность Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание (ср. гр.) Наблюдение (ср. гр.) Чтение (ср. гр.) Досуг | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Рассматривание (ср. гр.) Наблюдение (ср. гр.) | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) |
5-7 лет старшая и подг. к школе группы | Интегрированные занятия Проблемно-поисковые ситуации Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение Досуг, КВН, Чтение | Игровые упражнения Объяснение Рассматривание Наблюдение | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) | |
2. Детское эксперименти-рование | 3-5 лет вторая младшая и средняя группы | Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Игры экспериментирования (ср. гр.) Простейшие опыты | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Развивающие игры | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) |
5-7 лет старшая и подг. к школе группы | Интегрированные занятия Экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Тематическая прогулка КВН (подг. гр.) | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Игры экспериментирования Развивающие игры Проблемные ситуации | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) | |
3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора * предметное и социальное окружение * ознакомление с природой | 3-5 лет вторая младшая и средняя группы | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Целевые прогулки Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ Беседы Экологические, досуги, праздники, развлечения | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Рассматривание Наблюдение Труд в уголке природе Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Рассказ Беседа | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры |
5-7 лет старшая и подг. к школе группы | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов Труд в уголке природе, огороде, цветнике Целевые прогулки Экологические акции Экспериментирование, опыты Моделирование Исследовательская деятельность Комплексные, интегрированные занятия Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Создание коллекций, музейных экспозиций Проектная деятельность Проблемные ситуации Экологические, досуги, праздники, развлечения | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Труд в уголке природе, огороде, цветнике Подкормка птиц Выращивание растений Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Создание коллекций Проектная деятельность Проблемные ситуации | Сюжетно-ролевая игра Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Моделирование Самостоятельная художественно-речевая деятельность Деятельность в уголке природы |
Образовательная область | Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Познавательно-речевое развитие |
|
Содержание образовательной области в разных возрастных группах
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие Задачи: 1. Сенсорное развитие 3. Формирование элементарных математических представлений 4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | |
ЗАДАЧИ | |
Группа раннего возраста (2-3 г.) | Сенсорное развитие
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
|
1младшая группа (2-3.) | Сенсорное развитие:
|
младшая группа (3-4г.) |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности:
Формирование элементарных математических представлений
|
Средняя группа (4-5лет) | Сенсорное развитие
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
|
Средняя группа (4-5лет) |
|
Старшая группа (5-6лет) Старшая группа (5-6лет) | Сенсорное развитие
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
|
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Данная презентация представляет теоритечиский материал по теме "Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО", а имеено раздел "Формирование элементарных математических представл...

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Презентация для педагогов. Общие моменты....
«Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Информация для педагогов...

Презентация на тему "Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
quot;Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»(по программе «От рождения до школы»)...

Презентация «Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

«Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться...