Проект " Белоствольная красавица"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Белоствольная красавица»
для детей старшей группы
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Проект: среднесрочный, групповой, познавательно - исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Пояснительная записка:
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Актуальность:
Мы в своей работе с детьми остановились на выборе мини – проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.
Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, ни и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение сказок, рассказов о берёзе и о природе.
Мы решили разработать проект «Белоствольная красавица» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.
Наш проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: Создание условий для привлечения дошкольников к экологической проблеме по сохранению природы, через формирование к ней бережного отношения.
Задачи проекта:
1. Расширить представления детей о берёзе, обратить внимание на ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту и значении в художественно-эстетическом творчестве;
2. Знакомить с растениями родного края;
3. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;
4. Закладывать основы экологической культуры личности;
5. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература. Материальные ресурсы - мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия, плакаты и демонстрационный материал по данной теме, дидактические, настольно-печатные игры и упражнения, оборудование для экспериментирования и труда, материалы и инструменты для художественного творчества.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву - берёзе.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Белоствольная красавица».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Риски:
1. Отсутствие методических материалов для воспитателей.
2. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.
4. Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.
Этапы и сроки реализации проекта | |
Подготовительный (1 неделя марта) | Определение цели и задач проекта, участников проекта. Подготовка этапов реализации проекта: сроки этапов, определение содержания каждого этапа. Подбор методического материала. |
Основной (март - апрель) | Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий. Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей. |
Заключительный (4 неделя апреля) | Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности. |
Перспективное планирование | |
Образовательная область | Формы работы |
Познавательное развитие | -Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса). -Д/и: «Бусы для берёзы», «Найди листок березы», «Закончи фразу», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом?», «Что сделано из берёзы?», «Для чего это нужно?», «Семья слов», «Вырасти дерево», «Найди лишнее». -Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. -Проблемная ситуация «Откуда берётся берёзовый сок». -Исследование бересты под лупой. -Оформление «Паспорта березы»: название, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды. |
Социально – коммуникативное развитие | -Беседа: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает». -Проведение совместного праздника с родителями «Люблю березку русскую». -Мини-сценки «На приёме у врача», «Жар-птица и берёза». |
Художественное – эстетическое развитие | -Рисование «Белая береза». -Аппликация «Белоствольная красавица». -Оформление уголка «Береза – символ России». -Рассматривание репродукций картин на ИКТ: «Левитан И. Берёзовая роща. 1885-1889», «Куинджи А. Берёзовая роща. 1901.», «Шишкин И. Берёзовая роща», «Звонарёв Ф. Берёзовый лес» и т.д. -Хороводы «В золоте берёзонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Аи, да берёзка» музыка Т. Попатенко. -Пение «Во поле берёзонька стояла». |
Речевое развитие | -Чтение: К.Паустовского «Подарок», В.А.Трусов « Секреты горы Трех Братьев» . -Чтение пословиц, поговорок, примет, загадок о берёзе, легенд, мифов, сказок. -Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза», А. Прокофьев «Берёзка». |
Физическое развитие | -Физкультминутка «Березонька». -Подвижные игры: «Беги к берёзе», «Кто больше соберет грибов подберёзовиков?», «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму?», «Найди берёзовый листок». |
Работа с родителями | -Изготовление буклета «Сохраним русскую березку!». -Помощь в оформлении: «Паспорта березы», макета в группе «Белоствольная красавица по временам года». -Оформление стенда для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство», «Люблю берёзку русскую». -Акция «Окопать березки в детском саду». |
Литература
- Бобылева Л.Д. Экологические знания – дошкольникам. // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» – М., 2001.
- Немов Р.С. Психология образования. кн. 2. – М., 1998.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» – М., 1995.
- Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12.
- www.festival.1september.ru
- www.newshouse.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...
Нетрадиционное рисование "Бабочки- красавицы"
Нетрадиционное рисование в технике монотипия - самый простой и быстрый способ изображения бабочек. Позволяет создавать выразительные по фактуре отпечатки, затейливые формы узоров. Этот спо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Елочка красавица" для группы раннего возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности.Рисование (отпечатки ладошек) по теме: "Елочка красавица" для группы раннего возраста...
проект "Белоствольная красавица"
Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....
"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе
Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...
Зима-красавица. "Снегурочка"
воспитывается чувство коллективизма, формируется дружеское отношение со сверстниками...
Презентация на тему: "Русская красавица - Матрёшка"
Цель:формирование патриотических чувств детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой – матрёшкой. Задачи:Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства....