Фольклорное развлечение
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей к исокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фольклорное развлечение для старших дошкольников | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
экологического фольклорного развлечения
« Прилет птиц»
(для старших дошкольников)
Подготовили: Кузнецова О.Г., воспитатель первой категории,
Петрякова Е.В., музыкальный руководитель высшей категории
Март 2016г.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами фольклора.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.
- Активизировать словарный запас детей (заклички, пословицы, ставни, резьба, проталинки, «гукали»)
- Закреплять знания детей о перелетных птицах, их важной роли в природе и для человека.
Развивающие:
1.Развивать интерес к русскому фольклору через приметы, заклички, обычаи.
2. Приобщать детей к культуре и традициям наших предков через активную, музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.
3. Совершенствовать музыкально – ритмические навыки детей.
Воспитательные:
- Формировать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
- Доставлять детям радость от участия в празднике.
- Воспитывать детей на народных традициях, уважении к своему народу, к родному краю, природе.
Ход праздника
Дети стоят за занавесом
(звучит народная мелодия)
Хозяйка:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
- В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собирался народ, чтоб себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем «Прилет птиц».
- Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
(Звучит музыка, дети входят в зал и проходят цепочкой через ворота. Ворота О.Г и В.Н.)
Игра «Золотые ворота»
Идет матушка – весна,
Отворяй - ка ворота.
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май
Солнце в терем приглашай!
(Дети садятся по лавкам)
Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте мои пригожие! Доброго здоровья, честной народ! (русский поясной поклон)
Приятно вас видеть в добром здравии. Уважте меня, хозяюшку, песней звонкою да русскою.
Песня « Русская изба»
Хозяйка:
Сейчас я вам поведаю, как в далекую старину праздники праздновали. Только сначала загадку отгадайте:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться? (Весна)
- Правильно! А сегодня, мои дорогие – день необычный, день прилета птиц! В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет». Первыми из теплых краев прилетают кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.
Будем мы весну встречать
Жаворонков завлекать!
А завлекать мы их будем закличками.
Заклички в разных селах и деревнях отличались друг от друга, хотя и одновременно были похожи.
Послушаем эти заклички:
Ребенок: Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам! Тук кисели толкут, Тут блины пекут. Ребенок: Жаворонки - прилетите! Красну весну - принесите. Нам зима – то надоела. Весь хлеб у нас поела. Нет ни хлеба, Ни картошки Самовар стоит в окошке. Чай я выпил, сахар съел, Пустой бачок на кол одел. | Ребенок: Уж ты пташечка, ты залетная. Ты слетай на сине море. Ты возьми ключи весенние Замкни зиму! Отомкни лето! Ребенок: Жаворонки, жаворонки! Летите из – за моря. Несите здоровья Кому крошку, кому ложку, А мне целую лепешку! |
Хозяйка: А вот и наши первые вестники весны (3 мальчика в шапочках птиц – жаворонка и кулик)
- Птицы, а вы весну не видели?
Птицы: Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.
Хозяйка: Расскажите птицы, где вы бывали? Что вы видали? Хорошо ли жили? С кем дружили?
Птицы:
- Мы скучали по деревне
По скворечне, по деревьям
- По соседу воробью
По задиристой вороне и по белой белобоке.
- Пролетели океаны, рощи, горы и поля
Очень рады возвратиться
Здравствуй – милая сторонка!
Здравствуй Родина моя!
(Хоровод «Зима прошла»)
Хозяйка: А какие птицы возвращаются из теплых краев мы сейчас узнаем отгадав загадки:
- Всех перелетных птиц черней
В пашне ищет он червей
Взад – вперед по пашне вскачь
А зовется птица – Грач
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом
А верней сказать дворец
Прилетай сюда – скворец
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
В синем небе голосок
Буд - то крохотный звонок (жаворонок)
Встали братья на ходули
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (журавли)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней
Кто же это Соловей.
Не заботится о детях
Ищет гнездышки на ветках
Непутевая подружка
А зовут ее Кукушка.
(Вылетает жаворонок)
Я – жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик мой!
В ясном небе песня!
Игра « Жаворонок»
Дети образуют круг, ребенок «жаворонок» ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
(дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем смена ведущего)
Весенняя песенка
Хозяйка: А вы приметы про весну знаете?
Приметы
- Длинные сосульки – к долгой весне.
- Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.
- Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
- Сколько проталинок – столько и жаворонков………
- В реках весной мало воды - к жаркому лету.
- Из березы течет много сока - к дождливому лету.
- Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне. Ранние ласточки - примета счастливого года.
- Ранний прилет журавлей - ранняя весна.
- Если голуби разворковались - будет тепло.
Хозяйка:
На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом с богатым урожаем.
Вот какие заклички знают наши дети: (дети с атрибутами)
- Приди к нам весна,
С радостью!
С великой к нам милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными,
С рожью зернистою.
С пшеничкой золотистою!
- Солнышко – ведрышко,
Выгляни, красное,
Из – за гор – горы!
Выгляни солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, солнышко,
Красную весну?
Ты свою сестру?
- Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад.
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Влетает Ласточка.
Ласточка:
Здравствуйте, ребята!
Далёко за морем я летала,
К нам весну зазывала,
Выглянуло солнышко,
Я обронила перышко.
В круг скорей вставайте
Со мною поиграйте.
Игра "Найди свою пару" (под музыку)
(Воспитатель и Ласточка раздают детям по птице, они должны, пока играет музыка, найти свою пару, т. е. такую же птицу и взяться за руки)
Хозяйка: Что может быть прекраснее на свете,
Чем голос птиц, звенящей на планете?
Звучат красиво мелодично трели эти
Как песни жаворонка в небе на рассвете.
Сегодня – День птиц, праздник наших друзей
Весна наступила – встречайте скорей!
«Весенний хоровод»
Хозяйка:
Детушки дорогие, вот мы и повеселились,
Весну – красну встречали
О ней мы все узнали
Хочу, чтоб о Весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
А еще примите от меня рецепт старинный от прабабки моей, как испечь жаворонка.
Рецепт: Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложкасахара,2 – 2,5 столовые ложки воды, 300мл теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.
После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекай те 30 -35 минут при температуре 190 гр.
Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке - получится такой сладкий чайный кисель.
А какой же праздник без угощения! Радушная хозяйка всегда угостит своих гостей!
(Звучит русская мелодия»)
Самоанализ
Фольклорного развлечения для старших дошкольников
«Прилет птиц»
Одним из приоритетных направлений в работе учреждения является здоровьесбережение всех участников образовательного процесса, духовно – нравственное и патриотическое воспитание обучающихся. Одним из компонентов патриотического воспитания является формирование экологического сознания и воспитания любви к природе родного края, своей малой родине.
Такие развлечения у нас в учреждении стали традицией.
- Синичкин день
-Широкая масленица
-Праздник русской березки
-Рождественские гулянья.
-День России.
В школе у нас функционирует музей « Русская горница», где детей знакомят с традициями и бытом русского народа.
На этом развлечении мною была поставлена цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами фольклора.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.
Активизировать словарный запас детей (заклички, пословицы, ставни, резьба, проталинки, «гукали»)
Закреплять знания детей о перелетных птицах, их важной роли в природе и для человека.
Развивающие:
1.Развивать интерес к русскому фольклору через приметы, заклички, обычаи.
2. Приобщать детей к культуре и традициям наших предков через активную, музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.
3. Совершенствовать музыкально – ритмические навыки детей.
Воспитательные:
Формировать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Доставлять детям радость от участия в празднике.
Воспитывать детей на народных традициях, уважении к своему народу, к родному краю, природе.
В ходе развлечения использовались наглядные, словесные методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных умений и навыков и их совершенствование.
Все этапы развлечения взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели. Смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей.
Все это соответствовало и теме и цели развлечения. Так же, на всех этапах, активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Считаю, что цели достигла, дети с удовольствием приобщались к народным традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"
Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....
Фольклорное развлечение "ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ"
Познакомить детей с православным праздником - Рождеством Иоанна Предтечи и его созвучием с народным праздником Ивана Купалы....
Фольклорное развлечение "1 апреля"
Очень интересный материал в русском народном стиле, посвященный празднику юмора - "1 апреля". Где в очень необычной форме, со стихами, частушками, небылицами....
Фольклорное развлечение "1 апреля"
Представлен очень интересный материал в русском народном стиле, посвященный дню юмора "1 апреля". ...
Фольклорное развлечение "Ярмарка"
Фольклорное развлечение "Ярмарка" представленно разнообразными стихами, старинными р.н. играми, конкурсами, небылицами, кукольными представлениями и ярмарочными зазывалами....
Конспект фольклорного развлечения для детей 2-3 лет <<Огурчик-огурчик>>
Конспект фольклорного развлечения << Огурчик-огурчик >>...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....