Удивительное яйцо
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №407 Пушкинского района СПб
Дошкольное отделение.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Удивительное яйцо»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Автор: Гладкая Татьяна Викторовна
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4.Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
5.Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Оборудование и материал: куриные яйца, салфетки, нож , большие пластиковые стаканы с водой, контейнер с солью, чайные ложки, блюдца, пластиковая бутылка, макет яйца, ступка, кирпич, проектор, деревянные яйца, чашки Петри, чайник, кувшин с водой.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное – развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Использованные технологии: Игровая; Исследовательская деятельность; Критического мышления.
Вед: Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь в поиске сказочного героя. Нам необходимо пройти несколько опытных станций, на которых нам будут даваться конверты с отгадкой. Считалкой я назначу главного, который будет собирать конверты с подсказкой.
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок -
Выходи-ка ты, дружок.
В конце всех опытов мы получим ответ. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Вед: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Вед:
Жили – были, ребята,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
Вед: А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам, расти сильными и здоровыми.
Вед: И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.
Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у деда нет,
Лучше спать пойдем.
Вед: А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Аккуратно, тыльной стороной ножа разбиваем яйцо посередине и выливаем в чашку. Смотрим, из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка-желток бывает желтого или оранжевого цвета. Смотрим макет. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Ребятам предлагается в ступке растолочь яйцо. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки). Смогут ли яйца выдержать кирпич. Проведем опыт! Берется 4 яйца и на них ставится кирпич. Делаем вывод ,что скорлупа очень крепкая.
Вед: А наша сказка продолжается.
Вед: Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
Вед: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах стаканы с водой. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана и добавляем 5 ложек соли и растворяем её. Теперь яйцо опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине (на столах у детей: 1 большой пластиковый стаканчик с водой, соль, чайная ложка, яйцо)
Вед: А мы продолжаем нашу сказку!
Вед: Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко. Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать?
Вед: Есть у меня один способ!! Для опыта нам понадобится:
- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера;
- стеклянная бутылка с широким горлышком ( используем бутылку от гранатового сока);
- горячая вода.
Горячей водой мы нагреваем воздух в бутылке, который при этом расширяется. Это означает, что часть воздуха выходит из бутылки. После того как мы прогреем бутылку и выльем из нее кипяток, воздух начнет остывать и сжиматься. Мы сразу же затыкаем яйцом отверстие бутылки и не даем тем самым воздуху снаружи занять свободное место в бутылке, которое образуется при сжатии воздуха. Поэтому давление внутри бутылки станет меньше давления снаружи. Превосходящее наружное давление втолкнет яйцо в бутылку, оно плюхнется на дно. (Яйцо в бутылке!) Пока яйцо опускается, детям задаются вопросы, кто ещё появляется из яйца.
Ведущий показывает картинки с изображением яиц :
птиц, крокодила, черепахи, змеи, муравья, динозавра.
Цыпа: приглашает вас немного отдохнуть. Вставайте и повторяйте.
Физкультминутка!
Вед: А мы давайте вернемся в сказку.
Вед: Думала, думала бабка, что бы такого с этим яйцом сделать. И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но к сожалению прибегали внучата и перепутали все сырые и варёные яйца. Давайте поможем бабушке все разложить правильно. У детей спрашивается, как можно отличить вареные от сырых. Дети крутят яйца и раскладывают по тарелкам.
Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу: Разбиваем яйцо в миску. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Вед: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы…
Вед: Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели?! (Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать. Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок!
Вед: А теперь складываем все пазлы. И у нас появился сказочный герой которого я искала. Это Шалтай Болтай. Надеюсь, вам понравилась наша сказка об удивительном яйце! И вы узнали много нового.
Ребята, давайте вспомним, какие опыты мы проводили.
Подведение итогов, показываются картинки с изображением опытов, которые дети провели с педагогом и складываются в альбом, который остается в группе.
Какие вы молодцы, большое вам спасибо, за это я хочу вам подарить вот такие деревянные яйца, которые можно разукрашивать.
ДВЕ СОБАКИ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Это удивительное яйцо!"
Экологический проект...
"Интересное рядом. Удивительное яйцо"
Экспериментальная деятельность в старшей группе...
Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группы На тему: «Удивительное яйцо»
Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группыНа тему: «Удивительное яйцо»Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расш...
Удивительное яйцо
Занятие-эксперимент «Удивительное яйцо» позволит дошкольникам научиться проводить несложные опыты с новым для них предметом экспериментирования – кур...
Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное яйцо"
Эксперименты с яйцом - это так увлекательно!...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Удивительное яйцо»
Данный материал может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций...
Естественнонаучный проект Тема: «Удивительное яйцо»
Выявление свойств скорлупы куриного яйца путём экспериментальной работы....