Конспект ОД по окружающему миру на тему:"Зимняя погода - богатство природы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Как хорошо на улице зимой! Так приятно полюбоваться заснеженными деревьями, кустарниками. Как здорово скатиться с ледяной горки прямо в пушистый сугроб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sedmoy.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Тема: «Зимняя природа – богатство природы!».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.
Ход занятия.
Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
- О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).
Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.
- Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.
- Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).
Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.
-Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
- Как называют в народе декабрь? (хмурень).
- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).
- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).
- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).
- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).
- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.
- Отдохнём? (да).
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.
Присаживайтесь.
- Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).
Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.
Показываю картинку зайца.
Медведи сладко спят в берлогах.
Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.
Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
Показываю картинку белки.
Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.
Показываю картинку лисы.
Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.
Показываю картинку волка.
- Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).
- На кого охотится лиса? (на мышей).
- Что делает медведь? (спит).
- Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).
Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.
Подойду поближе к ней, и глазам не верится,
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).
Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.
Показываю картинки птиц.
- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).
- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).
Зимой и у детей много забав.
- Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).
Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.
Дети садятся за столы.
Перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка, показываем большой палец.
Этот пальчик бабушка, - - - - - указательный
Этот пальчик папочка. - - - - - средний
Этот пальчик мамочка - - - - - безымянный
А вот этот пальчик - я - - - - - мизинец
Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки.
Дети под музыку рисуют.
Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.
А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.
Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
- Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Итог:
- О чём мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего?
Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру на тему: "Здоровье дороже богатства"
Формировать представление детей о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления личной гигиены. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать у детей правил...
Конспект НОД по окружающему миру на тему: "Правила поведения в природе"
Конспект Нод по окружающему миру в младшей группе на тему: "Правила поведения в природе"....
НОД для детей старшей группы по окружающему миру на тему "Здоровье дороже богатства"
НОД для детей старшей группы по окружающему миру на тему "Здоровье дороже богатства" Задачи:Формировать представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жиз...
ООД для детей старшей группы по окружающему миру на тему "Здоровье дороже богатства"
Задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о предметах личной гигиены. Закрепить знание о полезной п...
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Подземные богатства земли"
На занятии дети знакомятся с понятием "подземная кладовая", приходят к выводу - почему именно "кладовая".. Большой интерес у детей вызывает рассматривание коллекции "Подземные...
Конспект НОД по окружающему миру на тему "Наблюдение за явлениями природы"
Конспект НОД по окружающему миру...
НОД для детей старшей группы по окружающему миру на тему "Здоровье дороже богатства"
Задачи:Формировать представления детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.Уточнить представления о предметах личной гигиены.Закрепить знание о полезной пищи.Развиват...