Воздух - невидимка
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект по окружающему миру по превращению воздуха в разные состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по окружающему миру во 2 младшей группе. | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«Центр развития ребёнка – детский сад №17 «ладушки»
Г. Вольска Саратовской области.
Проектная деятельность:
«Воздух – невидимка»
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Секция: Естественно – научная.
Воспитатель:
Шитикова Татьяна Анатольевна
Квалификационная категория: первая
Актуальность
Особое значение для развития дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи мира и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме исследований, игр. В их процессе дети преобразуют объекты с целью знакомства и выявления связей между явлениями окружающего мира.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности по теме «Воздух», детей 3 – 4 лет и предлагает решение следующих задач:
- Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- Развитие собственного познавательного опыта;
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, преобразующие действия;
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Занимательные игры и упражнения побуждают детей к самостоятельному поиску причин, развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослыми.
Все игры, задания могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а так же для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Технологическая карта
Содержание | Пояснения |
Название проекта | «Воздух - невидимка». |
Тип | Педагогический |
Вид | Исследовательский, практический |
Основное направление | Эколого-познавательное |
Сроки реализации | С 01.03.13 по 05.03.13г. |
Характер контактов | Младшая группа «Буратино» |
Организатор, куратор проекта | Воспитатель Шитикова Т.А.. Зам.заведующей по ВМР Шилова Т.Б. |
Целевая группа | Воспитанники ДОУ. |
Основание для разработки проекта. Проблема | Как познакомить детей с неживой природой? |
Цель | Развивать у детей интерес к познанию, обогатить представление об объектах неживой природы – воздух. |
Задачи |
|
Стратегии и механизмы реализации | Составление перспективного плана, составление конспектов, проведение занятий, создание условий в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования), наблюдения, опыты, беседы, экскурсии. |
Ожидаемые результаты | Для детей:
|
Перспективный план работы по проекту
«Лаборатория неживой природы»
( II младшая группа «Буратино»)
Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
Воздух | I день
| Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри. | Полиэтиленовые пакеты. |
II день
| Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Учить детей рисовать пузырьки круглой формы. | Трубочки для коктейля, ёмкости с водой. ½ альбомного листа с нарисованной рыбкой, карандаши. | |
III день
| Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить его. Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики округлой формы. | Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий; другой надутый сильно – упругий). ½ альбомного листа с нарисованными ниточками, карандаши разного цвета. | |
IV день
2.«Волшебные пузырьки» | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Продолжать учить детей делать заливку акварелью. | Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце. ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, губка, гуашь. | |
V день
| Обнаружить воздух. Помочь понять детям, что воздух может двигаться. | Бассейн с водой, модель парусника. Вертушки, султанчики. |
Тема: | 1 день «Воздух – невидимка» I Что в пакете? II Игра «Надуваем щёчки». |
Цель: Материал: Ход: | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри. Полиэтиленовые пакеты. Игра «Что в пакете» - Ребята, посмотрите, какой Экоша сидит грустный. Давайте его спросим, почему он такой? (Экоша шепчет на ушко.) - Дети, Экоша потерял воздух и не может найти. Он говорит, что воздух – невидимка. - Давайте поможем Экоше найти воздух! (Находим красивую коробочку.) - Ребята, какая красивая коробочка стоит на столике! Возьмём коробочку и сядем за стол к Экоше, чтобы он не грустил. - Маша, открой коробочку и мы увидим, что там лежит. (Находим пакеты, дети берут по одному пакету.) - Дети, а что же в этих пакетах? (Рассматриваем пакеты – они пустые. Отвернувшись от детей, набираю в пакет воздух и закручиваю его так, чтобы пакет стал упругим.) - А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, каким он стал упругим. - Что же там? Давайте мы его откроем и посмотрим. - Вот мы его открыли и увидели, что там ничего нет, а пакет перестал быть упругим. - Как вы думаете, ребята, что же в нём было? (Ответы детей.) - А в пакете был воздух – он прозрачный, невидимый и лёгкий. Поэтому нам казалось, что пакет пустой. - Какой, ребята, воздух? (Прозрачный, невидимый, лёгкий.) - Молодцы! Поняли! - Катя, убери Экошу, а Саша – коробочку, на место. Упражнение «Надуваем щечки» - Дети, мы с вами уже увидели воздух в пакете. А теперь давайте с вами поиграем. - Игра называется «Надуваем щёчки». - Надуйте все щёчки и потрогайте их, они стали упругие. Сдуйте щёчки, потрогайте их – они опять стали мягкими. - Через нос проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, но всё же Без него мы жить не сможем. - Надувайте щёчки ещё раз, они стали упругими. Сдувайте щёчки – они опять стали мягкими. - Дети, а почему наши щёчки были упругими? Потому что мы набрали воздух. Скажи Сёма, Леша, … - Значит воздух есть у нас внутри. - Где есть воздух? (Хоровые и индивидуальные ответы.) - Молодцы, ребята, хорошо играли, мне очень понравилось! |
Тема: | 2 день «Воздух – невидимка» I Игра с соломинкой. II Рисование «Рыбка дышит под водой». |
Цель: Материал: Ход: | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Учить детей рисовать пузырьки круглой формы. Трубочки для коктейля; ёмкости с водой; вырезанный из альбомного листа аквариум с рыбкой; карандаши синие. Игра с соломинкой. - Дети, что мы с вами узнали про воздух? (Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.) - А хотите ещё больше узнать про него? - Экоша нас уже зовёт к себе. А вот и наша коробочка. - Давайте её возьмём и сядем за стол. - Сёма, открой коробочку, и мы увидим, что же в ней ещё появилось. - Что же, ребята, в коробочке? (Трубочки.) - Дети, возьмите себе по одной трубочке и попробуйте подуть в неё. А теперь подставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. - Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? Это мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули. - Дети, а воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот и при выдохе его можно не только почувствовать, как вы чувствовали ветерок из трубочки, но и увидеть. (Экоша что-то шепчет на ушко.) - Ребята, а Экоша не верит, что воздух можно увидеть. А мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть. - Возьмите себе по стакану с водой, опустите трубочки в воду и подуйте. - Вы видите? - Откуда появились пузырьки и куда они исчезли? - Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх. - Дети, а почему пузырьки поднимаются вверх? - Потому что воздух лёгкий. (Хоровые и индивидуальные ответы.) - Дети, сегодня мы с вами узнали, что внутри человека есть воздух и мы с вами его не только почувствовали, но и увидели. - Молодцы, хорошо играли. Рисование «Рыбка дышит под водой». - Дети, сегодня мы с вами увидели, как пузырьки поднимаются через водичку вверх. - Почему они поднимаются? (Потому что воздух лёгкий.) - Дети, а Экоша нам уже приготовил вот такой аквариум с красивой рыбкой. - Рыбка под водой дышит и из неё вверх поднимаются пузырьки. - Посмотрите, я вам покажу, как надо рисовать пузырьки. (Показываю.) - А теперь вы нарисуете пузырьки своей рыбке. (Пока дети рисуют, пою песенку «Рыбка».) - Рыбка плавает в водичке, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. - Дети, а что вы нарисовали для своей рыбки? (Воздух.) - А какой воздух? (Лёгкий.) - Правильно, поэтому воздух поднимается вверх в виде пузырьков. - Молодцы, ребята, справились с заданием. |
Тема: | 3 день «Воздух – невидимка» I Игра с воздушными шарами. II Рисование: «Воздушные шарики». |
Цель: Материал: Ход: | Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики круглой формы. Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий, другой надутый сильно – упругий); ½ альбомного листа с нарисованными верёвочками для шариков. Игра с воздушными шарами. - Дети, посмотрите, что нам сегодня принёс Экоша? (Воздушные шарики.) - Вы хотите с ними поиграть? (Дети играют сначала с надутым красным шариком, затем со слабо надутым – зелёным шариком.) - Ребята, а с каким шариком играть удобнее? (С красным, потому что он надут больше, так как легко отбивается и хорошо летает.) - А чем они отличаются? ( Красный шарик упругий, потому что он сильно надут, а зелёный шарик мягкий, потому что он надут слабо.) - Ребята, а Экоша не знает, что нужно сделать, чтобы оба шарика хорошо летали и были упругими. - Поможем Экоше? ( Поможем.) - Что мы можем сделать с зелёным шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? ( Побольше надуть.) - Что находится внутри шарика? ( Воздух.) - А как он попал в шарик? ( Его туда выдыхают.) - Посмотрите, ребята, как человек вдыхает и выдыхает воздух. (Показываю.) - Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выдохе предлагаю поставить ладошку под струю воздуха.) - Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают.) - Дети, а сейчас мы с вами поиграем с зелёным шариком. (Надуваю его так, чтобы он стал упругим, опускаю шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.) - Почему пузырьки идут вверх? (Потому что воздух лёгкий.) - Дети, сегодня мы с вами ещё раз убедились, что воздух есть внутри человека. - Молодцы! Хорошо играли. Рисование «Воздушные шарики». - Дети, сегодня мы с вами играли с шариками. А Экоша приготовил для вас листочки с ниточками для шариков. - Возьмите себе по листочку и сядьте за стол. - Посмотрите, я вам покажу, как рисовать шары. - Над красной ниточкой рисуем красный шар. - Над зелёной ниточкой рисуем зелёный шар. - Шарик круглый, рисуем замкнутую линию. - А теперь вы сами нарисуете свои шарики. (Дети рисуют.) - Дети, кто нарисовал шары, закрашивайте их. - Молодцы, ребята, красивые шарики получились! |
Тема: | 4 день «Воздух – невидимка» I Игра «Выдувание мыльных пузырей» II ИЗО «Воздушные пузырьки». |
Цель: Материал: Ход: | Научить детей пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Продолжать учить детей делать заливку акварелью. Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце. ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, гуашь синего цвета. Игра «Выдувание мыльных пузырей». - Дети, а сегодня Экоша нам ещё что-то приготовил и он нас уже давно ждет. Пойдемте к нему. - А вот и наша коробочка. - Катя, возьми коробочку, а Лёша – Экошу и все сядем за стол. Хорошо. (Открываем коробочку.) - Дети, что же в нашей коробочке? (Мыльные пузыри.) - А вы хотите поиграть с ними? Я вам сейчас покажу, как с ними играть. - Посмотрите, я взяла одну баночку, осторожно её открыла, чтобы не пролить мыльный раствор, и подую в колечко. - Что у меня вылетело из колечка? (Пузыри.) - Давайте на них все подуем, чтобы они взлетели выше. Молодцы! - Ребята, а почему они летают? (Потому что воздух лёгкий.) - Дети, а какие по размеру получились пузыри? (Большие и маленькие.) - Правильно, дети, значит в больших пузырях больше воздуха, а в маленьких – меньше. Скажи, Алёна, Андрей. - Дети, при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется мыльный пузырь. - А теперь вы поиграете. Возьмите себе по баночке, давайте выйдем на коврик и встанем в круг. - Сначала девочки открыли баночку и подули в колечко, ещё подуйте на пузырики, чтобы они выше взлетели. Вот сколько много пузырей. - Воды обыкновенной В стаканчик набери, Пускай из мыльной пены Мы будем пузыри. - Девочки закрыли свои баночки. - Открыли мальчики свои баночки и подули в колечко. - Взлетает шар надутый, Прозрачнее стекла. Внутри его как будто Сверкают зеркала. - Мальчики закрыли баночки. - Дети, мы сегодня познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. - Молодцы! Хорошо играли. - А теперь баночки отнесите в коробочку. ИЗО «Воздушные пузырьки». - Ребята, сегодня мы с вами играли с мыльными пузырями. - А Экоша приготовил для нас листочки, он хочет, чтобы вы нарисовали ему мыльные пузыри. - Возьмите себе по листочку и сядьте за столы. - А я вам покажу, как рисовать мыльные пузырики. (Показываю, как тонировать листок.) - А теперь вы закрашивайте свой листок. - Вот сколько пузырей получилось! - Молодцы! У вас всё получилось хорошо. |
Тема: | 5 день «Воздух – невидимка» I «Ветер по морю гуляет» II Игра с вертушками. |
Цель: Материал: Ход: | Обнаружить воздух. Помочь понять детям, что воздух может двигаться. Бассейн с водой; модель парусника; Вертушки. Игра «Ветер по морю гуляет». - Ребята, мы с вами уже играли с трубочками, шариками, мыльными пузырями. И мы узнали, что внутри человека есть воздух и мы его вдыхаем и выдыхаем. - Давайте пойдём к Экоше, он нам ещё что-то приготовил. - А вот и наша коробочка. - Алиса, открой коробочку и мы все увидим что там. - Что здесь, дети? (Кораблики.) - Возьмите их и пойдёмте к нашему бассейну. - Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. - Вот видите, поплыли! - Ребята, а как вы думаете, откуда появился ветер? (Ответы детей.) - Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. - А если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его на кораблик, то кораблик поплывёт быстрее. - Вдохните побольше воздуха и сильно подуйте. Кораблики поплыли быстрее. - Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. - Дети, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться. - Что воздух может? (Ответы детей.) Молодцы! Хорошо играли и всё поняли. Игра с вертушками. - Дети, отгадайте загадку: По полю рыщет, Поёт да свищет. Деревья ломает К земле приклоняет. (Ветер) - Ребята, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться. - А Экоша приготовил нам вертушки. - Возьмите себе по одной вертушке и направим их на ветер. - Что стало с вертушкой? (Ответы детей.) - Что же мы узнали про воздух? (Воздух может двигаться.) - Молодцы ребята, хорошо играли и всё запомнили! |
Анализ работы по проекту
«Воздух – невидимка».
Перед тем, как начать проект, была определена проблема, затем составлена технологическая карта, перспективный план работы, конспекты, созданы условия в предметно-развивающей среде группы – это центр воды и песка. Изучила литературу, приготовила материал и приступила к реализации.
Чтобы создать мотивацию ввела новый персонаж – Экошу. Задачи выходили от сказочного персонажа. Экоша ставил проблему, а для её решения детям предлагалась коробочка (волшебная), где менялся материал. В течение первого дня проекта стояла задача – вовлечь детей в проект, поставить перед ними проблему и наметить пути решения.
Игра «Что в пакете?»
С помощью игровой ситуации обратила внимание детей на свойства воздуха (прозрачный, невидимый, лёгкий).
Для закрепления свойств воздуха с детьми было проведено упражнение «Надуваем щёчки».
На второй день проекта детям было предложено поиграть с соломинкой, где они смогли увидеть воздух в небольших пузырьках воды.
В процессе дня детям предложено рисование на тему «Рыбка дышит под водой».
Третий день проекта.
Дети также закрепили свойства воздуха и им было предложено поиграть с воздушными шариками, где в процессе игры они сами делали небольшие выводы.
День закончился рисованием «Воздушные шарики».
Самое интересное – четвёртый день проекта включил в себя игры с мыльными пузырями, где дети в процессе игры по величине мыльных пузырей определяли количество воздуха в них. Также закрепили свойства воздуха ( лёгкий, прозрачный, невидимый ).
В течение дня в изобразительной деятельности дети делали заливку акварелью, где на листе появлялись мыльные пузыри.
Пятый день включил в себя игру «Ветер по морю гуляет». Здесь дети смогли сделать небольшие выводы (воздух есть внутри нас, он двигает предметы).
На прогулке дети определяли движение и силу воздуха с помощью вертушек.
Цель и задачи в проекте достигнуты. Дети не только закрепили, но и обогатили знания о таком объекте неживой природы, как воздух.
Когда проект был закончен, дети ещё не раз подходили с вопросами и просьбой рассказать ещё что-нибудь о воздухе, поиграть с ним.
(фото приложены)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...