Собака - друг человека.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шитикова Татьяна Анатольевна

Проект по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с историей происхождения собак, о породах собак и их помощи людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

         « Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

 г. Вольска Саратовской области»

                               Материалы для Регионального конкурса

 исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

      Проектная деятельность:

     «Собака – друг человека?»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Секция: естественно-научная

Воспитатель:

Шитикова Татьяна Анатольевна

Квалификационная категория:  первая

E:\всё о собаках\Scan0004.jpg

Вольск, 2016г

Технологическая карта проекта

Название проекта

«Собака – друг человека?»

Тип

 Познавательно - исследовательский

Вид

Индивидуальный

Основное направление

Познавательное развитие

Срок реализации

Краткосрочный с 16.11. по 20. 11. 2016г.        

Участник

Организатор

Куратор проекта

Воспитанник: Мамолина Есения 6 лет

Воспитатель: Шитикова Татьяна Анатольевна – первая квалификационная категория

Целевая группа

Воспитанники группы, педагоги, родители

Основание для разработки проекта

Проблема

Дети имеют первоначальные представления о роли собаки в жизни человека, их поведенческих реакциях

 «Почему люди называют собаку другом человека?»

Цель

Формировать умение  детей понимать состояние и поведение животных, уметь  обращаться с ними.

Задачи

Образовательные:

-  Формировать гуманное отношение  к животным;

-  Расширить знания детей об особенностях внешнего вида собак, о  жизненных проявления, повадках и условиях содержания  животных;

-  Совершенствование знаний детей о безопасном поведении с животными;

Активизация словаря: кинолог, породы собак

Развивающие:

-  Развитие творчества, любознательность участников проекта;

  Воспитательные:

-  Воспитывать заботливое и ответственное отношение  к домашним животным.

Ожидаемые результаты

- Дети имеют представления о домашних животных - собаках, их породах, о значении ухода за ними;

-  Владеют информацией об использовании способностей собак в разных сферах деятельности человека;

 - Проявляют устойчивый интерес к собакам;

- Стремятся к выполнению оригинальных творческих работ;

- Умеют ухаживать  за животными, бережно относятся к собакам;

-  Владеют терминологией и активно используют  в своей речи словарь по теме «Собаки»;

- Родители активно участвуют в педагогическом процессе ДОУ.

Актуальность:

Актуальность данного проекта заключается в том, что сильным фактором развития ребёнка, является вдумчивое общение с животными (на примере домашнего животного - собаки), а также в возможности воспитывать в ребенке чувство ответственности по отношению ко всей живой природе.

 Для воспитания доброго поколения необходимо изначально научить детей вдумчиво общаться с животными, что не только обога​щает людей, но и служит сильным фактором развития ума. Ничто в мире при​роды не даёт нам так много пищи для размышлений, как наблюдения за повадками собак.

С ранних лет воспитывать в ребенке чувство требовательности к себе, пони​мание своих серьезных и больших обязанностей по отношению к животным очень важно не только для формирования характера и ума ребенка, но и для того, чтобы он учился пониманию ответствен​ности по отношению ко всей живой природе, пониманию необходимости ее защищать. А это за​дача первостепенного значения, поскольку речь идет об основах жизни на нашей планете.

Истинная любовь к животным любовь, которая прежде всего предполагает чувство большой ответ​ственности перед животным. Только настоящий че​ловек способен по-настоящему ответить любовью на любовь собаки. Великим русским писателям было что сказать о благородстве и огромной моральной ценности подлинной, глубокой любви к собаке. Например, чеховская Каштанка, тургеневская Му-му…

Но что значит конкретно развить в ребенке любовь к природе, к жи​вотному? Любовь ли это, когда щенка превращают в игрушку, когда им, пока он мал, забавляются, восторгаются и умиля​ются, но вышвыривают его осенью на улицу или «забывают» на даче?

Однако, нельзя любить собаку, не любя человека. Как пишет К. Лоренц в своей работе «Человек находит друга»: «Прекрасна и поучительна толь​ко та любовь к животным, которая порождается лю​бовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям».

Чувство любви к природе, в том числе и к собаке, является продуктом социально-исторического развития человечества.

Гипотеза: Собак называют друзьями человека, потому что они очень помогают людям.

План реализации проекта «Собака – друг человека?»

Разделы

Вид деятельности

Сроки реализации

Психолого – педагогическое сопровождение

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- НОД «Как собака помогает человеку»;

- «Странички истории о собаке»;

- Итоговая НОД «Собака – друг человека?»

- Д/И «Четвертый лишний»; «Пазлы»;  «Найди щенка»; «Найди пару»;

- Наблюдение за собакой в природе;

- Рассматривание и беседа  по картине «Собака со щенятами»;

- Описание «Собака»;

- Просмотр мультфильмов и фильмов про собак;

- Создание коллекций «Игрушки – собачки»;

 «Своими руками»; «Галерея», «Библиотека», «Игротека»

- Показ презентации «Породы собак»;  «Как собака помогает человеку»;

- Игра:  «Слепой и поводырь»

- Игра- драматизация «Кто сказал мяу?»;

- Беседы «Если бы я нашел щенка»;

- «Если бы я был щенком»;

-«Значение животных в жизни человека»;

- Мимическая гимнастика «Собака»;

- Разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;

- Рассказывание «Моя собака»;

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Музыка

- Слушание песен «Пропала собака» муз. В. Шаинского;

- «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковской;

 - звуков природы «Лай собак»; «Рычание собак»;

- Разучивание и пение песни про собаку;

Продуктивная деятельность

Рисование «Мой маленький друг»;

- Лепка «Собака»;

-  Аппликация «Далматинец»; «Татошка»; «Веселый песик»; «Домик для собаки»;

- Оформление мини – музея

- Изготовление коллажа «Такие разные собаки»

ОО «Приобщение к художественной литературе»

- Р. Киплинг «Как человек собаку приручил»;

- Т.Собакина «Друг навсегда»;

 -_Г. Остера «Середина сосиски»;

- Чтение стихов, рассказов:

-  Е.Александрова «Дозор»;

- Л.Толстой «Пожарные собаки»; «Лев и собачка»;

-  А.Барто «На заставе»;

- В.Чаплина «Наш друг – собака»;

- С.Черный «Волк»;

-  С.Маршак

«Пудель»;

- Д.Крылов «Слон и Моська»;

-  Б.Заходер «Собачкины огорчения»;

-  А.Расим «Как папа укрощал собачку»;

- Скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, приметы, загадки, считалки про собак

ОО «Физическое развитие»

- П/И «Лохматый пес»;

- «Волк во рву»;

-  «Волк на охоте»;

- «Стадо»; «Щенок»;

- НОД с элементами арт – терапии «Рисование пальчиком собаки»;

Предметно – развивающая среда

- Набор открыток, альбомов «Жизнь собак»

- Подбор игрушек и фигурок собак.

-Мини-музей «Породы собак»

-  Выставка детских рисунков «Мое любимое животное»;

- НОД с элементами арт. – терапии «Рисование пальчиком собаки»;

- Макет площадки для выгула собак  «Наш пес Барбос»;

- Рекламный буклет «Верный друг»;

- Настольный и пальчиковый театр;

- Игровые наборы к сюжетно-ролевым играм: «Пограничники»; «Цирк»; «Спасатели»;

- Мини - библиотека «Наши спутники и друзья»

Работа с родителями

- Конкурс на оформление обложки к альбому «Мое любимое животное»;

-  Беседа с детьми  дома «Осторожно злая собака»;

- повторить правила безопасного обращения с собаками;

- Консультация для родителей на тему «Роль домашнего животного в жизни  вашего ребенка».

-  Изготовление и пошив костюмов для собак;

-  Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце;

-  Создание макета выставочной площадки «Мы такие разные»;

-  Подбор фотоматериала «Моя любимая порода собак»;

-  Пополнение коллекции игрушек собак для обыгрывания построек;

-  Изготовление макета жилища для собаки «Укромное местечко Грея»

- Выпуск рекламного буклета «Верный друг» к родительскому собранию;

- Анкетирование родителей;

Используемая литература:

1.​ В мире животных. Журнал о природе для детей и взрослых. - №8, 2005

2.​ В мире животных. Журнал о природе для детей и взрослых. - №2, 2003

3.​ Джерелин Дж. Билакевиц Новейшая энциклопедия воспитания и обучения собак.

АСТ, 2010

4.​ Круковер В. 300 практических советов владельцам собак. Типичные ошибки, ТИД

Континент-Пресс, 2002

5.​ Лоренц К. Человек находит друга. Пер. с англ. И. Гуровой, М., 2001

                АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследовательская работа  Мамолиной Есении (6 лет)

Рекомендована на   Региональный Конкурс  исследовательских работ  дошкольников «Я - исследователь»,

в секции: естественно - научная (живая природа)

Руководитель исследования: Шитикова Татьяна Анатольевна.

Название  исследовательской работы: «Собака – друг человека?»

План исследования:

1. Откуда пришла к нам собака?»

2. Породы собак;

3. Собаки – помощники;

4. Как надо ухаживать за собакой;

5. Что нельзя делать, когда встретишь собаку;

Меня зовут  Мамолина Есения, мне 6 лет. Моя работа называется «Собака – друг человека?». Я хочу рассказать всем, как много интересного я узнала  о том, как произошла собака?  Какие породы есть у собак, в чём наши собаки помогают людям, как ухаживать за собакой.

1). «Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки  и волки жили с человеком по соседству.

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека.  Но произошло это не сразу. Вначале собака  следовала за человеком во время охоты, подбирая  остатки его добычи.

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве.  Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак.  Собака  стала человеку  настоящим другом.

-Собака-первое  животное,  которое  приручил  человек.  На  нашей  земле,  нет  такого  места,  где бы  рядом  с  человеком  не  жила  собака.

И так я узнала, что предком собаки был волк.

2). Ещё я узнала, что собаки бывают охотничьи, служебные и декоративные.

«Охотничьи» собаки помогали людям охотиться.

К ним относятся: сеттеры и такса;

«Служебные» собаки  служат на границе, таможне: собаки – поводыри для слепых людей, собаки которые спасают людей на пожарах, ездовые собаки.

К ним относятся: овчарки, лайки, сенбернар, водолаз;

«Декоративные»  их называют комнатными собачками, среди них есть очень маленькие, с ладонь – карликовые собачки. Их используют издавна, как средство от боли, клали с собой в постель.

К ним относятся: болонки, пудель, мопс, пикенес, кокер – спаниель, шелти и т. д.

1).  На войне собаки были верными друзьями солдат. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.

2). На границе собаки – верные помощники пограничников.

 Собаки по запаху находят оружие, наркотики, нарушителей.

 Собаки в милиции помогают находить преступников и обезвреживать их.

3). Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин.

 Они очень выносливые, обладают отличным чутьем. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его.

А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясении собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.

4).  Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.

5). Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают и подгоняют отставших овец. Обладая исключительным слухом и обонянием, хорошим зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре посторонних людей и хищного зверя.

6). Обладая тонким чутьем, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.

7).Ещё я вспомнила, кто в космос летал раньше всех?

 (Наши Российские «Лайка», «Белка» и «Стрелка»)

8). На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.

9).  Ученые делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.

10). Собаки очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды. Понимают доброе или злое обращение, требуют к себе уважения.

- Я знаю, что доброе отношение к животным порождает отзывчивость, а жестокое отношение переходит в жестокость.

- Собак мы называем друзьями человека, потому что они очень помогают людям.

- Если мы берём щенка домой, то о нём надо:

- Заботится, а не только играть;

 -Нужно найти определённое место в квартире, где щенок будет спать;

 -С щенком нужно гулять 2 раза в день;

 -Ходить в ветеринарную лечебницу на осмотр его здоровья, делать прививки;

 -Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды;

 Поэтому перед тем как брать щенка домой, нужно хорошо всё продумать, сможете ли вы выполнять свои обязанности постоянно и много лет. Запомните, что мы в ответе за тех, кого приручили.

- Самое страшное, что можно ожидать от собаки, это конечно же, что она тебя может укусить. Я запомнила правила о том, что нельзя делать, когда встретишь собаку:

- Кричать на собаку;

 - Резко махать руками;

 - Пугать собаку;

 - Тянуть за хвост ;

- Бить собаку;

 - Убегать от догоняющей собаки;

Собака может укусить!!!

В заключение свой работы я хотела бы рассказать о своей собаке, Мартине.

Мы живем в квартире, и не очень долго обсуждали, какой породы собака нам нужна. Мы с мамой выбрали собаку породы боксёр. Они выбирают хозяина сами, т.е. захотел ты купить собаку, пришёл к продавцу, где остались щенки, сел на диван а щенок сам должен найти себе хозяина, забраться к нему на колени. Мы его назвали Мартин – Жером. (мальчикам дают отчество отца, а девочкам – имена матерей). Приобрели мы его в ноябре 2015 г., ей было 2 месяца. Живёт Мартин с нами уже 1 год . Боксёры очень умные и смышлёные животные. Мартин очень любит гулять, каждую прогулку мы с ним гуляем не меньше 1 часа. Гуляем 3 раза в день

У Мартина есть любимая игрушка, одежда, но её он одевать не любит.

 По утрам он нас будет, меня покусывает за ноги, а Констанцию  облизывает. А мою маму он слушается. Мы все очень любим своего Мартина.

*ВЫВОД   :   Я  многое  узнала  о  собаке .  Собака  помогает  человеку  во  всем :  она  спасает  людей  на  пожаре ,  помогает  в  работе  милиции ,  помогает  людям ,  которые   потеряли  зрение ,  служит  для  них  поводырями .  Собака  – особенное  животное .  

Она  обладает  отличным  нюхом .  Способна  преодолевать  большое  расстояние  в  

поисках  своего  хозяина ,  она  чувствует  настроение  своего  хозяина.  

 Теперь  я  смогу  рассказать  ребятам  о  том ,  почему  же  собаку  считают   другом  человека .  Я  поняла,  работая  над  своей  темой ,  откуда  такая  любовь  

человека  к  собаке  и  почему  собака  так  предана  своему  хозяину .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собака- друг человека

эектронный урок...

Праздник - досуг "Собака - друг человека"

Воспитание маленьких дошкольников в духе любви к природе - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Лепка «Собака — друг человека»

Цель и основные задачи:раскрыть понятие о том, что преданным другом  может быть собака, которая приходит на помощь хозяину  в трудную минуту;развивать умение лепить животное (собаку);помочь ...

Интегрированное занятие: "Собака - друг человека".

Первый этап : образовательный - ознокомление детей с понятием "чуткость", "доброта", "ответственность", "отзывчивость"; обучение приему оригами из бумаги.Второй этап : развивающий - развитие мировоззр...

Проектно-исследовательская работа "Собака- друг человека!"

Проект: "Собака - друг человека!" Участники проекта: дети дошкольного возраста (4-5лет).Куратор группы: воспитатель Саитова Галина Викторовна.Актуальность проекта:     «Мама, ...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОБАКА - ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи "собака - друг человека"...

Презентация Собака - друг человека

материалы презентации позволяют  прививать любовь к домашним животным, познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки....