Проект "Песок и глина"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

                «Песок и глина»

Проект «Песок и глина»

Актуальность. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира

Проблема: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.

Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

•    Познакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, становится как камень – глина).

•    Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

•    Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

•    Расширять кругозор.

•    Воспитать стремление проявлять самостоятельность, доводить начатое дело до конца.

Участники проекта: дети старшей  группы,

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, краткосрочный.

Ожидаемые результаты

У детей повысится интерес к исследовательской экспериментальной деятельности.

Исследовательская деятельность

Первый эксперимент: что такое песок, из чего он состоит?

• рассмотреть через лупу

• обследовать сухой песок пальцами

• опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

- Скажите, ребята, что же такое песок? Из чего он состоит?

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Второй эксперимент, что такое глина?

Рассмотреть кусочки глины.

Вывод: глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Третий эксперимент

Взять ложечки и насыпать песок из контейнера в стаканчик.

- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)

Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.

- А как сыпется глина (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?

Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?

Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.

Четвертый эксперимент

Показать картинку с изображением пустыни.

- В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми. В пустыне бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу, как это происходит. Ребята, попробуйте спрятать своих зверюшек в песок от песочной бури. А теперь в глину. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.

Пятый эксперимент

В стаканчик  с водой опустите ложечку песка. Не размешивайте. Что происходит?

Песок оседает, на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.

Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.

Вывод: песок тяжелый - он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.

Шестой эксперимент

Пропускает ли песок воду.

Полить песок и глину одновременно водой. Что происходит?

Вывод: вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет.

Седьмой эксперимент

Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть ими после высыхания песка? Почему?

Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?

Проект «Раз – песчинка, два – песчинка»

Основополагающий вопрос:

для чего человеку нужны такие природные компоненты, как песок и глина.

Проблемные вопросы учебной темы

Как образуется песок? Почему из песка лепить трудно, а из глины нет? Почему вода не проходит через глину? Почему песок сыпется, глина нет?

Дидактическая цель

Развить познавательный интерес к неживой природе

Задачи проекта

Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек).

Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы.

Участники проекта

Дети группы предшкольной подготовки.

 изчего постройки практичнее: из песка или глины

1 день. Экскурсия к месторождению глины и песка.

Цель: показать, где в природе можно обнаружить песок и глину

​ Показать пласты глины и песка в карьере, взять их образцы и образцы камня, из которых образуется песок.

​ Исследование с помощью лупы образцов песка и глины, взятых из карьера, у реки.

​ Опыт: как образуется песок? Два камня потереть друг о друга, рассмотреть песчинки.

2 день. Эксперименты, опыты с песком и глиной.

Опыт 1. легко ли сыпется песок и глина?

Из стаканчика высыпаем песок на бумагу. Легко ли сыпется? (На бумаге рассыпался на песчинки). То же с глиной (глина рассыпалась комочками).

Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2. из чего состоит песок и глина?

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт 3. легкие ли песчинки и частички глины?

В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Опыт 4.куда исчезла вода?

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? ( она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно?(медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.)

Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт 5. лепим из влажной глины и песка.

Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.

Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт 6. пропускаем воду через песок, глину и камешки.

3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись и вода не может пройти через них.

Опыт 7. фильтрация воды.

Через песок пропускаем « грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Игры, помогающие закрепить представление о свойствах песка и глины.

​ Дети «становятся песчинками». Как они будут вести себя при этом? Подул ветер – что случилось с песчинками?

​ Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? Налетел ветер – что происходит с кусочками глины?

Эксперименты:

​ Песчаные бури: в банку с песком падаем сильный поток воздуха (насос для мячей). Что происходит?

​ Норка для мышки: если бы вы были мышками, из чего бы сделали себе норку? Почему? (лепка в песочнице).

​ Следы на песке. Где остаются четкие следы: на сухом песке или на влажном? Почему?

​ Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

3 день. Беседа «где используют песок и глину».

Цель. Познакомить как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.

В ходе беседы , обмена мнениями, дети узнали что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т.к глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.

Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.

Беседа «кто живет в песке?»

Цель. Расширить знание детей о животных, живущих в песчаных пустынях.

Рассмотреть карту мира, найти места раскрашенные желтым цветом. Это песчаные пустыни. Называют животных, живущих в песках. Обсуждаем с детьми, как животные приспособились к жизни в песках. Рассказ воспитателя о приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд), способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи), о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности к передвижению, закапыванию, выведению потомства.

4 день. Моделирование из песка и глины.

Цель. Использовать различные свойства веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

​ Конкурс на лучшую песочную постройку . сооружение оцениваются по сюжету (что строят, для чего), по прочности, включении в постройку бросового материала.

​ Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Лепка из глины.​ Посуда и игрушки для кукол.

​ Дома наших предков.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком, водой и глиной.

игры, которые можно проводить на занятиях по ознакомлению с окружающим....

"Глина-природный материал"

Познакомить с природным материалом-глиной,  с её свойствами и качествами,сформулировать правила обращения с глинянными предметами....

Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"

Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....