Викторина в подготовительной группе "Знаешь ли ты лес?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Материал для ознакомления детей с растительным и животным миром леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина в подготовительной группе «Знаешь ли ты лес?»

(ознакомление с растительным и животным миром леса)

Задачи: 1. Уточнять представления о лесе, как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кустарники, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать причинно-следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений.

2. Формировать обобщённые представления о том, что в лесу все нужны друг другу.

3. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание узнать правила поведения в лесу и выполнять их; любовь к природе.


Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Посмотрите, какой большой и красивый конверт. Сейчас узнаем от кого письмо. Алина, прочитай, пожалуйста. Его написал егерь.

- А как вы думаете, кто такой егерь? Чем он занимается в лесу? (Егерь – это профессия человека, он охраняет лес)

- Что же такое лес? Я вам прочту сейчас стихотворение.

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы,

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова,

Ландыш серебристый,

Воздух чистый, чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Воспитатель: - А теперь послушайте письмо:

«Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь. Злая волшебница заколдовала мой лес. Теперь на месте леса голая равнина. Помогите.»

- Ребята, давайте поможем.

- Кто из вас был в лесу?

- Скажите, кто живёт в лесу?

- Как вы думаете, может ли жить лес, если в нём не будет насекомых, птиц, зверей? Для чего они нужны друг другу?

- Итак, если бы вы начали рисовать лес, с чего бы вы начали? (с деревьев)

- Какие деревья вам встречались в лесу? (тополь, осина, берёза, ель, кедр, сосна и др.)

- Может ли быть лес из одних деревьев?

- Почему? Что ещё вы бы нарисовали? (кустарники, траву, грибы, цветы, ягоды)

Вывешивается панно «Лес».

- Как вы думаете, полная картина у вас получилась? Почему?

- Кого не хватает? (насекомых, птиц, зверей)

- Назовите, каких насекомых вы бы нарисовали?

- Назовите птиц.

- Назовите зверей.

- А ещё в лесу живут ящерицы, жабы и ужи.

(по мере проговаривания заполняется панно «Лес»)

- Ребята, вот теперь у вас получился настоящий лес, он не погибнет, потому что в нём всё есть: деревья, кустарники, грибы, ягоды и цветы и животные. Я надеюсь, наш лес понравится егерю.

- Могут ли птицы прожить без насекомых? Сова и филин не едят насекомых, но лесу нужны. Зачем? (охота на лесных мышей) Могут ли бабочки жить без цветов? (нет, собирают пыльцу) А зачем нужны муравьи? (санитары леса) А нужен ли человеку лес? Зачем? (свежий воздух, грибы, ягоды и др.)

Лес – это как большой дом. Там живёт много-много жильцов-соседей. Они все нужны друг другу.

Аутотренинг

Представьте, что вы в лесу, присядьте на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса (кассета).

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок, как флажок я несу

Зелёная шишка под ёлкой лежит

Зелёная музыка где-то звучит

Зелёный кузнечик в зелёной стране

Играет зелёную музыку мне.

А сейчас проведём викторину «Знатоки леса»

Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами)

- Какие лесные ягоды вы знаете? (землянику, голубику, костянику, малину, смородину)

- А какие грибы можно найти в лесу? (грузди, подосиновики, подберёзовики, лисички, опята и т.д.)

Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (бледная поганка, мухомор, ложный опёнок)

А вы знаете, что вкусный лесной чай можно заварить, используя побеги Иван-чая, душицы, зверобоя, листья малины, земляники или черники (показ картинок). Все эти растения лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют? (потому что они применяются при лечении разных болезней, заболеваний)

- Назовите растения, семена, кору, корни или плоды, которые люди используют для изготовления лекарств. Сначала деревья: сосна, липа, берёза, пихта. Кустарники: малина, смородина. Травы: тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник. Но среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые: вороний глаз, лесной ландыш. Они радуют глаз своими красивыми плодами, но брать их в руки нельзя.

- Назовите траву, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (крапива)

Разминка

В лес гулять мы пошли                  (маршируют)

Вброд ручей перешли                          (шагают, высоко поднимая колени)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы                          (поднимают руки, тянутся вверх)

Посмотри по сторонам                         

Что же лес подарит нам                  (ставят руки на пояс, головой вправо-влево)

Наклонись, сорви малину                 

И клади её в корзину                        (наклоны)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок                 (приседания)

Продолжим.

Когда мы рисовали картину, называли птиц, зверей.

- Какие птицы остаются зимовать? (синицы, снегири, клёст, рябчик)

- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла) А почему?

- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Блиц-опрос.

- Назовите самое крупное животное наших лесов? (лось)

- Назовите животное, впадающее зимой в спячку? (медведь, ёж, барсук)

- Как называется медведь, который зимой не спит? (шатун)

- Что теряет лось каждую зиму? (рога)

- Когда ёж не колется? (когда только родился)

- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)

- На следах каких хищных зверей нет когтей? (рысь)

- Почему волка называют санитаром леса? (добивает больных слабых животных)

Молодцы! Вы много знаете.

Дидактическая игра «Собери картинку» (раздать конверты). Кто у вас получился? Молодцы. А теперь подведём итог.

Лес живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как они могут нанести вред лесу и его обитателям. А какие правила поведения в лесу вы знаете и выполняете? Дидактическая игра «Можно – нельзя».

Нельзя: ломать ветки, разжигать костры, рвать цветы, разорять гнёзда, муравейники, оставлять после себя мусор.

Можно: любоваться красотой природы, собирать грибы, ягоды, отдыхать на пне, лежать на траве, вдыхать аромат цветов.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения интеллектуальной викторины в подготовительной к школе группе "Лучший астроном"

Закрепить знания детей: - о космосе, о строении Солнечной системы, планетах. - о памятниках архитектуры города Саратова; - о животном, растительном мире планеты Земля. Продолжать воспитывать любов...

КОНСПЕКТ проведения познавательно-эстетической викторины в подготовительной группе

Конспект викторины по закреплению знаний детей о родном городе. Это презентация долгосрочного проекта "Свой край родной люби и знай)....

Литературная викторина в подготовительной группе по сказкам Х. К. Андерсена

Литературная викторина  в подготовительной к школе группе по сказакам Х. К. андерсена...

Викторина в подготовительной группе на тему "Правила дорожного движения"

Викторина в подготовительной к школе группе на тему "Правила дорожного движения"...

Занятие-викторина в подготовительной группе "Боевая слава"

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа...